Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд

Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России

  1. Устанавливая порядок оценки заявок, заказчик должен раскрыть содержание критериев и их значимость.

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Э» (далее — заявитель) на действия заказчика (далее — заказчик), организатора закупки (далее — организатор закупки) при проведении открытых конкурентных переговоров в электронной форме на выполнение работ по завершению строительства ПГУ 440 МВт (далее — конкурентные переговоры).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя заявителя, заказчика, организатора закупки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 43.2 Положения о закупке конкурентные переговоры могут проводиться при закупках сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками закупки, а использование процедуры двухэтапного/многоэтапного конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.

Из части 2 статьи 3 Закона о закупах, пункта 48.1.1 следует, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном не менее чем за 20 (двадцать) дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Исходя из требований пункта 48.7.1 Положения о закупке, рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществляется в срок не более 30 (тридцати) дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 51.1.1 Положения о закупке уведомление о подаче предложений на участие в запросе предложений размещается на официальном сайте не менее чем за 10 (десять) дней до истечения срока подачи предложений.

Исходя из требований пункта 51.7.1 Положения о закупке, рассмотрение предложений на участие в запросе предложений осуществляется в срок не более 30 (тридцати) дней со дня вскрытия конвертов с предложениями, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.

Организатором закупки в срок не более 30 (тридцати) дней со дня вскрытия конвертов с предложениями участников закупки рассматриваются предложения, предложения которые вскрыты с целью определения соответствия каждого участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией, и соответствия предложения, поданного таким участником закупки, требованиям к предложению, установленным закупочной документацией. По результатам рассмотрения предложений закупочной комиссией принимается решение о признании участника закупки участником запроса предложений.

На заседании Комиссии ФАС России представители заказчика пояснили, что при выборе способа закупки заказчик руководствовался особенностями предмета закупки, необходимостью провести переговоры с участниками закупочной процедуры, а также отсутствием времени на проведение двухэтапного/многоэтапного конкурса либо запроса предложений.

Согласно извещению дата подведении итогов конкурентных переговоров 26.12.2014.

Пунктом 1.2 технического задания на проведение закупки работ, являющегося неотъемлемой частью документации (далее — техническое задание), установлены сроки выполнения работ, являющихся предметом конкурентных переговоров: начало работ — февраль 2015 г., окончание работ — апрель 2017 г.

Учитывая изложенное, заказчик располагал временем, достаточным для проведения конкурса в порядке, предусмотренном разделом 48 Положения о закупке, или запроса предложений в порядке, предусмотренном разделом 51 Положения о закупке.

Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в выборе такого способа закупки, как конкурентные переговоры, в вышеуказанных обстоятельствах противоречат требованиям пункта 43.2 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 4.3.1 документации участник конкурентных переговоров должен соответствовать следующим обязательным требованиям к квалификации участника конкурентных переговоров:

— наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п. в соответствии с требованиями, которые установлены в разделе 2 «Техническая часть» документации.

Согласно разделу 2 «Техническая часть» документации представляет собой Техническое задание.

Из подпункта 12 пункта 3 технического задания участник закупки должен представить в своей заявке документы, подтверждающие наличие необходимого количества аттестованного персонала соответствующей квалификации для выполнения работ, являющихся предметом закупки (ИТР, сварщиков и специалистов сварочного производства II — IV уровня, специалистов неразрушающего контроля II уровня, специалистов строительных, монтажных и электромонтажных, пусконаладочных работ, проектировщиков и т.д.). Участник должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих квалификацию и аттестацию персонала.

Таким образом, в документации отсутствуют закрытый перечень требуемого персонала, указание на количество и квалификацию персонала, которые признаются заказчиком достаточными для соответствия требованию, указанному в пункте 4.3.1 документации.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 3 технического задания также участник конкурентных переговоров должен соответствовать следующим обязательным требованиям к квалификации участника конкурентных переговоров:

— наличие не менее 5 положительных отзывов/благодарностей о выполнении аналогичных работ, полученных за последние три года.

Согласно пункту 4.4.1 документации участник конкурентных переговоров должен соответствовать следующим обязательным требованиям к деловой репутации участника конкурентных переговоров:

— участник конкурентных переговоров не должен иметь невыполненных надлежащим образом обязательств перед третьими лицами и, в частности, перед заказчиком по аналогичным работам.

Пунктом 5.1.6 документации установлено, что участник конкурентных переговоров должен подать заявку на участие в закупке, включающую справку о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров, по форме и в соответствии с инструкциями, которые приведены в документации.

Вместе с тем в документации отсутствует указание на то, какие работы признаются аналогичными предмету конкурентных переговоров.

Согласно пункту 4.4.1 документации участник конкурентных переговоров должен соответствовать следующим обязательным требованиям к деловой репутации участника конкурентных переговоров:

— отсутствие негативной информации о деловой репутации участника конкурентных переговоров, полученной из открытых источников законным путем (например, наличие негативной арбитражной практики, деловая репутация субподрядчика (при наличии)).

Вместе с тем из содержания документации не представляется возможным определить, какая информация о деловой репутации признается негативной.

Таким образом, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, отсутствует перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Предметом конкурентных переговоров являются работы по завершению строительства ПГУ 440 МВт.

При этом в соответствии с технической частью документации осуществляется выбор генерального подрядчика на строительство объекта 2-х ПГУ-220 (включая поставку оборудования) на условиях «под ключ».

В приложении N 1 к форме «Сводная таблица стоимости работ» содержатся наименования статей затрат, комплексов и видов работ.

Вместе с тем не представляется возможным определить объем уже выполненных работ по объекту 2-х ПГУ-220, объем и характеристики работ, которые закупаются заказчиком в рамках конкурентных переговоров.

Указанные действия заказчика являются нарушением требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик не согласился с выявленными Комиссией ФАС России нарушениями и обжаловал решение ФАС России в судебном порядке. Суд, рассмотрев дело, указал: «Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в выборе такого способа как конкурентные переговоры, в вышеуказанных обстоятельствах не отвечают требованиям пункта 43.2 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

…Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в выборе такого способа, как конкурентные переговоры, в вышеуказанных обстоятельствах не отвечают требованиям пункта 43.2 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

…Вместе с тем из содержания документации не представляется возможным определить, какая информация о деловой репутации признается негативной.

Таким образом, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации заявителем установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, отсутствует перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям».

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.05.2015 по делу N А40-26255/2015)

 

  1. При закупке услуг генерального подряда заказчик обязан разместить на официальном сайте проектно-сметную документацию.

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Т» (далее — заявитель) на действия заказчика ООО «У» (далее — заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку (далее — конкурс).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя заказчика, заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

  1. 18.12.2014 в ФАС России поступила жалоба заявителя от 18.12.2014 на действия заказчика при проведении конкурса (далее — жалоба).

По итогам рассмотрения жалобы Комиссией ФАС России принято решение от 16.12.2014 N 223ФЗ-158/14 (далее — решение) признать жалобу необоснованной, заказчика — нарушившим пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также выдано обязательное для исполнения предписание от 16.12.2014 N 223ФЗ-158/14 (далее — предписание), направленное на устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 4 предписания ООО «У» надлежало внести в документацию изменения в порядке, установленном Положением о закупках, с учетом решения.

Из решения следует, что в документации в том числе отсутствуют в полном объеме сведения об объеме работ, являющихся предметом конкурса, что приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения.

16.01.2015 на официальном сайте заказчиком размещена документация с изменениями, внесенными во исполнение предписания (далее — документация 1).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.

Пунктом 6 информационной документации 1 установлено, что предметом конкурса является выполнение работ по строительству мостового перехода через реку с надлежащим качеством в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к договору), проектом, рабочей документацией и передача результата работ заказчику-застройщику.

Согласно пункту 16 информационной документации 1 в число документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, входит «заявка на участие в конкурсе, подготовленная по форме в соответствии с требованиями закупочной документации и в соответствии с формами документов, установленными в разделе III «Образцы форм и документов для заполнения участниками».

В соответствии с пунктом 2 формы заявки на участие в конкурсе, которая является неотъемлемой частью документации 1, участник конкурса соглашается «выполнить работы в соответствии с требованиями закупочной документации, техническим заданием, рабочей документацией, проектом договора».

Из пункта 12 технического задания документации 1 следует, что работы, являющие предметом конкурса, должны выполняться в том числе, в соответствии с рабочей документацией, разработанной ООО «У» для объекта «Строительство мостового перехода через реку».

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 2.1 проекта договора документации 1.

В соответствии с пунктом 5.1 проекта договора документации 1 «рабочая документация, необходимая для строительства объекта, будет предоставлена заказчиком-застройщиком генеральному подрядчику в ходе выполнения работ по настоящему договору.

В течение 15 (пятнадцати) календарных дней, с даты получения рабочей документации, генеральный подрядчик выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает заказчику-застройщику перечень выявленных в ней недостатков».

Вместе с тем на официальном сайте размещена документация 1, в том числе Техническое задание документации 1 и проект договора, ведомость объемов работ, календарный план производства работ по объекту, проектная документация на объект в 7 частях.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии в составе документации 1 рабочей документации по объекту соответствует действительности.

В составе проектной документации на объект содержится том 6 «Сметная документация».

При этом на официальном сайте размещена только книга 3 «Сводный сметный расчет» тома 6 «Сметная документация».

Представитель заказчика подтвердил, что книги 1, 2, содержащие иные сметы на объект, на официальном сайте не размещены.

Учитывая изложенное, сведения об объеме работ, являющихся предметом конкурса, указаны в документации 1 не в полном объеме.

Учитывая изложенное, заказчиком не исполнено предписание, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации 1 участник конкурса в составе заявки на участие в конкурсе должен представить «заверенные участником копии свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора: свидетельства СРО на виды работ, являющиеся предметом договора, — заверенные участником копии необходимых лицензий или свидетельств СРО о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора, — участник должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (виды работ, являющиеся предметом заключаемого договора), а также:

  1. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2. Транспортное строительство.

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

33.2.6. Мосты (большие и средние)».

Согласно подпункту 1 пункта 4.2.7 документации 1 при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе в случае «непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 3 статьи 9 Положения о закупке установление требований к участникам закупок дискриминационного характера не допускается.

Учитывая изложенное, действия заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам конкурса о наличии свидетельств, выданных саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, перечисленных в пункте 16 информационной карты документации, противоречат нормам пункта 3 статьи 9 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Заказчик не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «Как следует из пункта 8 указанных разъяснений, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации. Указанное разъяснение полностью согласуется с принципами правового регулирования, принятыми в российском законодательстве как в целом, так и в законодательстве о закупках в частности. Свобода усмотрения заказчика является не абсолютной, а напротив, относительной, она ограничена императивными нормами права. В связи с чем заявитель не вправе устанавливать в документации о закупке требования к участникам закупки и перечень предоставляемых ими документов вопреки императивным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

С учетом изложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам конкурса о наличии свидетельств, выданных саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, перечисленных в пункте 16 информационной карты конкурсной документации, противоречит нормам пункта 3 статьи 9 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ…

…Вместе с тем на официальном сайте размещена конкурсная документация, в состав которой входят техническое задание и проект договора, ведомость объемов работ, календарный план производства работ по объекту, проектная документация на объект в 7 частях, при этом рабочая документация, на которую имеются ссылки в вышеуказанных положениях конкурсной документации, проекте контракта и техническом задании, на официальном сайте не размещена.

В составе проектной документации на объект содержится том 6 «Сметная документация». При этом на официальном сайте размещена только книга 3 «Сводный сметный расчет» тома 6 «Сметная документация».

Представитель заказчика подтвердил при рассмотрении дела N 223ФЗ-24/15, что книги 1, 2, содержащие иные сметы на объект, на официальном сайте не размещены.

Таким образом, сведения об объеме работ, являющихся предметом конкурса, указаны в конкурсной документации не в полном объеме.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что заказчиком требования предписания не исполнены».

Учитывая изложенное, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2015 по делу N А40-30036/2015)

 

  1. В случае обращения с жалобой на действия оператора электронной площадки организация должна представить соответствующие доказательства.

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «О» (далее — заявитель) на действия заказчика ОАО (далее — заказчик), оператора электронной площадки (далее — оператор) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку установки электрического контроля с летающими пробниками (далее — аукцион).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заявителя, оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно извещению:

дата и время начала подачи заявок — 17.10.2014 09:00;

дата и время окончания подачи заявок — 13.11.2014 10:00;

дата проведения аукциона — 21.11.2014;

источник финансирования — средства федерального бюджета.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 18.11.2014 допуск к участию в аукционе получили 2 претендента, в том числе ООО «О».

Согласно протоколу подведения итогов от 25.11.2014 по результатам проведения аукциона признан победителем участник ООО «С».

В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона.

Согласно представленным в составе жалобы заявителем скриншотам экрана персонального компьютера, в 13:03, 13:06, 13:10 21.11.2014 при попытке подать ценовое предложение на экране появляются информационные сообщения об ошибке: «Ошибка проверки сертификата: при проверке сертификата ЭЦП было выяснено, что данный сертификат был отозван».

Заявителем представлены скриншоты экрана персонального компьютера с сайта электронной площадки, из которых видно, что 21.11.2014 в 14:05 заявитель вошел на электронную площадку, где статус сертификата был указан действующим. Однако вход на электронную площадку заявителем осуществлялся через владельца сертификата ключа подписи М., вход на электронную площадку оператора осуществлялся через владельца сертификата ключа подписи Н.

Представителем оператора представлен список сертификатов от 21.11.2014, отозванных удостоверяющим центром ЗАО «П», в составе которого указан сертификат ключа подписи Н.

Вместе с тем иных доказательств, подтверждающих наличие технического сбоя работы электронной площадки, который мог привести к проблемам подачи ценовых предложений заявителем, Комиссии ФАС России не представлено.

Таким образом, довод заявителя о том, что оператор не обеспечил непрерывность проведения аукциона, надежность функционирования программных и технических средств при проведении аукциона 21.11.2014, в результате чего у заявителя отсутствовала возможность подачи ценового предложения, не нашел своего подтверждения.

Жалоба была признана необоснованной.

Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, указал: «Электронный аукцион проходил на сайте оператора электронной площадки ООО «Сбербанк-АСТ», представленные графические изображения персонального компьютера заявителя содержат сведения с сайта оператора электронной площадки ОАО «Единая электронная торговая площадка», из которых видно, что 21.11.2014 в 14:05 заявитель вошел на электронную площадку ОАО «ЕЭТП», где статус сертификата был указан действующим, однако вход осуществлялся через владельца сертификата ключа подписи Мордкович Е.А. Вход на сайт оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» проводившей аукцион, осуществлялся через владельца сертификата ключа подписи М.С. Никандрова.

При таких обстоятельствах антимонопольным органом сделан правильный вывод о том, что представленные документы в составе жалобы заявителя не подтверждают, что сертификат ЭЦП заявителя являлся действующим, поскольку данные изображения персонального кабинета и владелец сертификата ключа подписи фактически не относятся к аукциону и электронной площадке, к которым был допущен заявитель.

Согласно списку сертификатов от 21.11.2014 удостоверяющим центром ЗАО «ПФ «СКВ Контур» отозван сертификат ключа подписи М.С. Никандрова.

Суд полагает, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя нарушений Закона N 223-ФЗ и Закона о контрактной системе».

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2015 по делу N А40-3298/2015)

 

  1. Заказчик должен соблюдать сроки, установленные Законом о закупках, для внесения изменений в план закупок.

 

В ФАС России поступила жалоба ФГУП на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах филиала заказчика (далее — конкурс).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 (далее — Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 9 Правил установлено, что в случае, если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

В плане закупки заказчика, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация о конкурсе.

Учитывая изложенное, указанные действия нарушают требования пункта 2 Правил, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.3.1 документации оценка заявок на участие в конкурсе производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент для учета при расчете общей предпочтительности заявки.

Кроме того, производится расчет рейтинга заявки по критерию стоимости. После окончания оценочной стадии производится расчет интегральной оценки общей предпочтительности заявок, в соответствии с которыми конкурсная комиссия определяет итоговый ранжир конкурсных заявок и победителя конкурса (пункт 2.9.3.2 документации).

В соответствии с пунктом 2.9.3.3 документации по неценовым критериям («квалификация и надежность участника», «техническое предложение») оценивается превышение над уровнем минимального соответствия по мнению эксперта.

По данным критериям оценка производится членами конкурсной комиссии на основании документов заявки участника конкурса, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных услуг, сведений о квалификации планируемых к привлечению для выполнении услуг персонала и количестве планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведений, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы частника конкурса. Оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой позиции.

Вместе с тем установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производятся оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника конкурса и характеристиках технического предложения участника конкурса присваивается максимальный балл по указанным критериям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчиком в документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении конкурса заказчиком проведены оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, выбран победитель конкурса.

Учитывая вышеизложенное, данные действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель обратился в суд с требованием о расторжении контракта, заключенного по итогам указанного Закона. Суд, рассмотрев указанное дело, отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2015 по делу N А40-34024/15)

 

  1. Заказчик, утверждая документацию о закупке должен установить и разместить на официальном сайте порядок оценки заявок.

 

Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ.

В ФАС России поступила жалоба ООО «С» (далее — заявитель) на действия заказчика (далее — заказчик).

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя заявителя, организатора закупки, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрен перечень сведений, определенных положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9.8.1 Положения о закупке анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут проводиться одновременно или последовательно.

Согласно пункту 9.8.13 Положения о закупке следует, что в целях выявления лучших условий исполнения договора проводится рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений должны содержаться в документации о запросе предложений (пункты 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке).

Исходя из системного толкования пунктов 9.8.13, 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.

Порядок проведения оценочной стадии запроса предложений регламентирован пунктом 2.9.13 документации, согласно которому в рамках оценочной стадии организатор закупки с привлечением для проведения оценки экспертов оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, учитывая критерии, указанные в пунктах 2.9.13.1 — 2.9.13.5 документации («Оценка квалификации участника» (пункт 2.9.13.1 документации), «Оценка коммерческого предложения» (пункт 2.9.13.2 документации), «Оценка технического предложения участника» (пункт 2.9.13.3 документации), «Нахождение участника в Реестре потенциальных участников закупок по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету запроса предложений» (пункт 2.9.13.4 документации), «Привлечение для выполнения работ, оказания услуг по предмету запроса предложений в качестве субподрядчиков/соисполнителей российских организаций малого и среднего предпринимательства» (пункт 2.9.13.5 документации)).

Учитывая изложенное, в документации указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Вместе с тем исходя из положений пункта 2.9.13 документации не представляется возможным установить, в каком порядке определяется предпочтительность для заказчика того или иного предлагаемого участниками запроса предложений условия договора с учетом, установленных в пунктах 2.9.13.1 — 2.9.13.5 документации, правила ранжирования поданных на участие в Запросе предложений заявок.

Таким образом, в документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Представителем организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России представлены Методика и критерии оценки заявок на участие в запросе предложений (далее — Методика), которые распространяются только на запрос предложений и включают порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Методика содержит алгоритм действий экспертов при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.

Представленные представителем организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России сводные протоколы балльной оценки заявки заявителя, заявки ЗАО «С» (далее — Сводные протоколы) подтверждают использование Методики при оценке и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений.

Вместе с тем, Методика не является неотъемлемой частью документации и не размещена на официальном сайте в составе документации.

Таким образом, заказчиком произведена оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в порядке, который не указан в документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2.9.13.2 документации критерий «Оценка коммерческого предложения участника» включает подкритерий «Уровень цены заявки на участие в запросе предложений» и подкритерий «Полнота учета составляющих цены заявки на участие в запросе предложений».

При этом, из протокола N 2 «Оценка коммерческого предложения участника», являющегося неотъемлемой частью Методики, следует, что экспертами оценивается только подкритерий «Полнота учета составляющих цены заявки на участие в запросе предложений» без учета уровня ценных предложений участников запроса предложений.

В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в документации согласно сводным протоколам заявки заявители и ЗАО «С» по подкритерию «Уровень цены заявки на участие в запросе предложений» не оценивались, что привело к тому, что заявке, содержащей большее ценовое предложение, присвоен более высокий балл по критерию «Оценка коммерческого предложения участника».

Довод заявителя относительно установления в документации требования к участникам Запроса предложений о нахождении таких участников в Реестре потенциальных участников закупок по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету запроса предложений, не нашел своего подтверждения, так как данное требование не указано в пункте 1.4 документации, который содержит закрытый перечень требований, которые могут предъявляться к участникам запроса предложений.

В соответствии с пунктом 2.12.1 документации протоколы, составляемые в ходе проведения Запроса предложений, размещаются заказчиком (организатором закупки) на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Организатор закупки уведомляет участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, о результатах запроса предложений с использованием функционала электронной площадки (пункт 2.12.2 документации).

Согласно пункту 2.13.1 документации участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение 20 (двадцати) дней с момента получения уведомления организатора закупки о результатах запроса предложений, должен представить заказчику подписанный со своей стороны текст договора на условиях, содержащихся в документации и представленной им заявке на участие в запросе предложений.

Из письменных пояснений представителя организатора закупки, представленных на заседании Комиссии ФАС России (далее — пояснения), следует, что по результатам запроса предложений между заказчиком и ЗАО «С» заключен договор (далее — договор).

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что протокол N 1/123 подписан председателем комиссии по подведению итогов запросов предложений 25.03.2014, то есть на следующий день после указанной в пояснениях даты подписания договора.

Иных документов и сведений, подтверждающих факт заключения договора Комиссии ФАС России не представлено.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России признала жалобу обоснованной и выдала предписание.

Заказчик, не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев указанное дело, указал: «Методика и критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, утвержденные заместителем начальника Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» 27.02.2014, содержит алгоритм действий экспертов при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в запросе по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.

Вместе с тем данная Методика не является неотъемлемой частью документации и не размещена на официальном сайте в составе документации.

Заказчиком проведены оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в порядке, который не указан в документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2.9.13.2 документации критерий «оценка коммерческого предложения участника» включает подкритерий «уровень цены заявки на участие в запросе предложений» и подкритерии «полнота учета составляющих цены заявки на участие в запросе предложений».

При этом из протокола N 2 «оценка коммерческого предложения участника», являющегося неотъемлемой частью Методики, следует, что экспертами оценивается только подкритерий «полнота учета составляющих цены заявки на участие в запросе предложений» без учета уровня ценных предложений участников запроса предложений.

В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в документации согласно сводным протоколам заявки и ЗАО «Стройтрансгаз» по подкритерию «уровень цены заявки на участие в запросе предложений» не оценивались, что привело к тому, что заявке, содержащей большее ценовое предложение, присвоен более высокий балл по критерию «оценка коммерческого предложения участника».

Учитывая изложенное, решение ФАС России было признано обоснованным.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2015 по делу N А40-61437/14)

 

А.Ю.Лобов. Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code