Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Статья 1027 ГК РФ. Договор коммерческой концессии

 

Комментарий к статье 1027

 

  1. В комментируемой статье сформулировано определение договора коммерческой концессии — сравнительно нового для российского законодательства гражданско-правового института, заимствованного из договорного права Запада (там данный вид обязательств известен как франчайзинг).

Экономической целью данного договора является оптимизация развития бизнеса правообладателя, а также снижение предпринимательского риска пользователя. Что касается юридической цели, то по договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить контрагенту (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав. Законодатель приводит примерный перечень этих прав в тексте статьи:

— право на товарный знак, знак обслуживания;

— права на другие объекты исключительных прав, в частности, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Товарным знаком согласно ст. 1477 ГК РФ признается зарегистрированное в установленном порядке графическое, буквенное или комбинированное обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которое включено в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. При этом ст. 1510 ГК РФ допускает регистрацию коллективного товарного знака, обозначающего объединение юридических лиц и предназначенного для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих единственными качественными или иными общими характеристиками.

Под знаком обслуживания согласно ст. 1477 ГК РФ понимается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Под коммерческим обозначением понимается средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий как имущественных комплексов (ст. 1538 ГК РФ). При этом не следует путать коммерческое обозначение с фирменным наименованием правообладателя. Коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Секрет производства (ноу-хау) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).

Как предусмотрено ст. 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Коммерческая концессия представляет собой один из таких способов. По данному договору могут быть переданы также права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.п.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

  1. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, по договору коммерческой концессии передается комплекс прав, а также возможность использовать деловую репутацию правообладателя и его коммерческий опыт. В связи с этим законодатель предусматривает, что договором должен быть определен минимальный или (и) максимальный объем такого использования с указанием или без указания территории использования. Следует обратить внимание на то, что правило о территории использования имеет диспозитивный характер, в то время как необходимость оговаривать в тексте договора объем использования прав сформулирована императивно.

Сфера предпринимательской деятельности, в которой будет осуществляться использование исключительных прав и иных переданных по договору объектов, может быть указана в договоре, если это имеет значение для сторон.

Относительно деловой репутации следует заметить, что, будучи отнесена законом к числу личных неимущественных благ, она является неотчуждаемой и не может быть самостоятельным предметом договора коммерческой концессии.

  1. Поскольку коммерческая концессия имеет место только в предпринимательской деятельности, следовательно, сторонами договора могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законом порядке (п. 3 комментируемой статьи).

Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (ст. 50 ГК РФ). К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  1. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, к договору коммерческой концессии применимы положения ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит существу договора коммерческой концессии. Это означает, например, необходимость наличия в договоре коммерческой концессии указания на способы использования прав на охраняемые объекты, недопустимость включения условий об использовании объектов на исключительных условиях, если такие способы использования уже были предметом аналогичных лицензионных договоров.
  2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— ФЗ от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 29.12.2009 N 186;

— Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321;

— письмо Федеральной налоговой службы от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@;

— письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 06.05.2013 N 03-03-06/1/15655;

— письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 04.09.2008 N 03-03-06/1/509.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2014 N Ф03-665/2014 по делу N А51-11068/2012;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 N 08АП-447/2014 по делу N А75-8205/2013;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 09АП-36786/2013 по делу N А40-79104/12-139-753;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 N 18АП-10589/2013 по делу N А76-9921/2013.

 

Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

 

Комментарий к статье 1028

 

  1. Комментируемая статья устанавливает письменную форму договора коммерческой концессии. Законодатель подчеркивает юридическую значимость данной формы, установив, что несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность и в силу прямого указания закона такой договор считается ничтожным. При этом речь идет о заключении договора путем составления одного документа, подписанного сторонами, а не об обмене сторонами документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Необходимость составления сторонами одного документа обусловлена главным образом тем, что в силу п. 2 комментируемой статьи предоставление права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации.

До внесения изменений в гл. 54 ГК РФ (в связи с принятием и вступлением в действие с 01.01.2008 части четвертой ГК РФ) регистрация производилась органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качества правообладателя.

Если правообладатель был зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии производилась органом, осуществлявшим регистрацию юридического лица (предпринимателя), являвшегося пользователем. Соответственно, регистрация договоров коммерческой концессии осуществлялась Федеральной налоговой службой России. После внесения изменений в гл. 54 ГК РФ любой договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатенте.

Изменения и дополнения к договору коммерческой концессии регистрируются в том же порядке, что и сам договор.

  1. В новой редакции п. 2 комментируемой статьи, применяющейся с 01.10.2014, формулировки, касающиеся регистрации договора коммерческой концессии, изменены. Установлено, что предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации. Изменена и санкция за невыполнение указанного требования: в этом случае предоставление права использования считается несостоявшимся.
  2. Применимое законодательство:

— Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 941;

— Приказ Роспатента от 29.12.2009 N 186;

— Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2013 по делу N А40-161243/12-22-1616;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А56-41759/2011;

— Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2008 N КГ-А40/9620-08 по делу N А40-51291/06-133-315.

 

Статья 1029. Коммерческая субконцессия

 

Комментарий к статье 1029

 

  1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, право на передачу комплекса исключительных прав в субконцессию возникает у пользователя лишь в случае, если такое право предусмотрено договором коммерческой концессии. Этим данный вид договора отличается от субаренды, субподряда (в которых достаточно получить согласие контрагента). В остальном к договору коммерческой субконцессии применяются правила о договорах коммерческой концессии (п. 5 комментируемой статьи).

Условия договора коммерческой концессии могут обязывать пользователя заключать договоры о субконцессии.

  1. В силу производного характера договора коммерческой субконцессии такой договор не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. По той же причине недействительность договора коммерческой концессии влечет недействительность и заключенных на основании его договоров коммерческой субконцессии (п. 2 комментируемой статьи).
  2. Согласно диспозитивному правилу п. 3 комментируемой статьи, при досрочном прекращении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. Это правило, соответственно, применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока. Из данного правила, установленного в интересах пользователя по договору субконцессии, следует, что по общему правилу досрочное прекращение договора коммерческой концессии влечет не прекращение договора субконцессии, а изменение его субъектного состава — вторичный правообладатель выбывает из состава участников договора, а его место занимает основной правообладатель. Такое последствие наступает в случае молчания правообладателя. Его отказ от принятия на себя прав и обязанностей вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии влечет прекращение этого договора.
  3. Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, однако это правило диспозитивно. Договором может быть предусмотрена как солидарная с вторичными пользователями ответственность первичного пользователя, так и освобождение его от ответственности перед правообладателем (п. 4 комментируемой статьи). Смысл данных норм состоит в охране интересов правообладателя, чьи секреты производства могут быть разглашены и чья деловая репутация непосредственно затронута в результате действий вторичного пользователя.
  4. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2014 N Ф05-6196/2014 по делу N А40-117437/13-27-1046;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2005 N А65-2110/04-СГ3-28.

 

Статья 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии

 

Комментарий к статье 1030

 

  1. Поскольку договор коммерческой концессии является возмездным (право использовать комплекс исключительных прав предоставляется пользователю за вознаграждение), условие договора коммерческой концессии о вознаграждении относится к существенным и стороны должны достигнуть соглашения о его размере.

Комментируемая статья предоставляет сторонам свободу в выборе формы осуществления платежей по договору коммерческой концессии, и содержащийся в статье перечень не является исчерпывающим. Формы выплат вознаграждения путем сочетания фиксированных разовых (паушальных) и периодических (роялти) платежей являются наиболее распространенными в договорной практике. Паушальный платеж, как правило, осуществляется сразу по заключении договора коммерческой концессии, а роялти — по окончании определенного, чаще годичного, периода в виде отчислений от выручки (процента от суммы оборота, объема продаж и т.д.). При этом при разрешении конкретных дел судебная практика исходит из того, что правообладателю не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования пользователем полученного по договору.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 16.09.2010 N КГ-А40/10709-10 по делу N А40-130333/09-27-921;

— Определение ВАС РФ от 26.08.2010 N ВАС-7155/08 по делу N А07-42373/2004;

— Постановление Суда по интеллектуальным правам от 31.03.2014 по делу N А40-141033/2012.

 

Статья 1031. Обязанности правообладателя

 

Комментарий к статье 1031

 

  1. Комментируемая статья устанавливает обязанности правообладателя. При этом среди данных положений статьи есть императивные и диспозитивные нормы. К императивным нормам относится положение о том, что правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных по договору коммерческой концессии. Как правило, данные обязанности исполняются в течение оговоренного периода времени после подписания сторонами договора и уплаты обусловленного вознаграждения (если только речь не идет о периодических платежах). Стороны составляют акт приема-передачи соответствующих документов и информации и подписывают его. Тем самым данная обязанность считается исполненной.

Также правообладатель, безусловно, обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением переданных по договору прав. Срок исполнения данной обязанности определяется по соглашению сторон.

К диспозитивным нормам комментируемой статьи относятся положения, которые стороны договора коммерческой концессии вправе изменить по своему усмотрению, закрепив это в договоре. В частности, речь идет о нормах п. 2 комментируемой статьи, где «по умолчанию» предусмотрено, что именно правообладатель обязан обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии (см. п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Однако в договоре коммерческой концессии может быть закреплено, что данная обязанность возлагается на пользователя.

Также к разряду диспозитивных норм относятся нормы, обязывающие правообладателя оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии. Данные положения могут быть изменены соглашением сторон.

Контроль правообладателя за качеством товаров, работ и услуг (абз. 4 п. 2 комментируемой статьи) в договоре не может быть исключен, но может быть определен в качестве права, а не обязанности правообладателя. С учетом ст. 1489 ГК РФ и лицензионной природы договора коммерческой концессии пользователь обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым правообладателем. Правообладатель вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю товаров, правообладатель и пользователь несут солидарную ответственность.

  1. Применимое законодательство:

— Приказ Роспатента от 29.12.2009 N 186.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу N А67-4427/2010.

 

Статья 1032. Обязанности пользователя

 

Комментарий к статье 1032

 

  1. Перечень обязанностей пользователя, предусмотренный комментируемой статьей, не имеет исчерпывающего характера. В договоре коммерческой концессии (субконцессии) могут быть предусмотрены и иные обязанности. Такого рода обязанности обусловлены, прежде всего, лицензионной природой договора коммерческой концессии, а также его предпринимательским характером.

Пользователь по договору коммерческой концессии действует от своего имени и по собственному усмотрению, несет ответственность своим имуществом.

Основные обязанности пользователя по отношению к правообладателю заключаются в использовании при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческого обозначения, товарного знака, знака обслуживания или иного средства индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом, а также в выплате вознаграждения правообладателю. Нарушение обязанности по использованию товарного знака может привести к прекращению охраны товарного знака для правообладателя. Согласно ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Для целей ст. 1486 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со ст. 1489 ГК РФ, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии что использование товарного знака осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ.

Обязанность обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, имеет значение как применительно к потребителю товаров, работ и услуг, так и по отношению к правообладателю, поскольку в соответствии со ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

Учитывая лицензионную природу договора коммерческой концессии, в соответствии со ст. 1489 ГК РФ лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

Нарушение обязанности по соблюдению требования к качеству может стать основанием для признания этого нарушения существенным и расторжения договора коммерческой концессии по инициативе правообладателя в соответствии со ст. 450 ГК РФ.

Комментируемая статья предусматривает, что пользователь обязан соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. Например, договором может быть предусмотрено, что правообладатель предоставляет пользователю (или заказывает за свой счет изготовление) план работ по обустройству помещений, установке мебели, с тем чтобы устройство торговых помещений пользователя соответствовало имиджу правообладателя.

Последствием нарушения обязанности по неразглашению секрета производства (ноу-хау), предусмотренной комментируемой статьей, с точки зрения ст. 1467 ГК РФ является прекращение исключительного права на секрет производства у всех правообладателей. Это может стать основанием расторжения договора коммерческой концессии в связи с существенным нарушением договора, а также предъявления требования о взыскании с пользователя причиненных убытков.

В качестве диспозитивной нормы комментируемая статья предусматривает обязанность заключения пользователем договоров коммерческой субконцессии. Количество таких сделок должно быть указано в договоре, а иные условия их заключения (например, сроки) могут быть определены пользователем самостоятельно, если стороны не договорятся об ином порядке.

В качестве императивной нормы комментируемая статья предусматривает обязанность пользователя информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Общая цель данного правила — гарантировать права потребителей на объективную, достоверную и полную информацию о реализуемых пользователем товарах (работах, услугах). Как правило, в этих случаях речь идет о необходимости использовать рекламу соответствующего содержания, формы которой определяются соглашением сторон или пользователем самостоятельно.

  1. Судебная практика:

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А63-12002/2010;

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2009 по делу N А40-61132/08-35-270.

 

Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

 

Комментарий к статье 1033

 

  1. Установленные комментируемой статьей ограничения прав сторон характерны лишь для договора коммерческой концессии. Применительно к другим договорам они могли бы рассматриваться как дискриминационные условия, нарушающие нормы закона.

Специальные нормы применительно к договору коммерческой концессии содержатся в ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с п. 1.2 ст. 11 которого в рамках договора коммерческой концессии допускаются установление и регулирование правообладателем цены перепродажи товара (работы, услуги), а также установление запрета на продажу продукции конкурентов правообладателя.

Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 названного Закона), если:

— такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

— таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта — конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя.

Ограничения конкуренции между пользователем и правообладателем, а также пользователем и другими пользователями подразумевают определенную территорию, на которой действует пользователь, что согласуется с лицензионным характером договора коммерческой концессии. При этом понятие «аналогичные комплексы исключительных прав» должно рассматриваться в отношении тождественных объектов, права использования которых предоставляются, тождественных способов использования, а для товарных знаков — тождественных видов товаров, работ, услуг (классов, видов, подвидов).

  1. В том случае, если перечисленные в п. 1 комментируемой статьи условия не включены в договор, они не подлежат применению. При этом условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными (п. 2 комментируемой статьи).
  2. Каковы бы ни были ограничительные условия, установленные договором коммерческой концессии, каждое из них может быть признано недействительным по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству (п. 3 комментируемой статьи). При этом недействительность данных положений автоматически не влечет недействительности договора в целом.

Поскольку положения комментируемой статьи прямо предусматривают право сторон включить в договор коммерческой концессии определенные ограничения, такие ограничения при отсутствии их установления в договоре не могут предполагаться и, соответственно, применяться к отношениям сторон по договору, о чем свидетельствует и судебная практика.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 2549/11 по делу N А65-4166/2010-СА3-36;

— Определение ВАС РФ от 16.05.2011 N ВАС-2549/11 по делу N А65-4166/2010-СА3-36;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А65-6777/2010.

 

Статья 1034. Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю

 

Комментарий к статье 1034

 

  1. Абзац 1 комментируемой статьи устанавливает субсидиарную ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

Общие нормы о субсидиарной ответственности установлены ст. 399 ГК РФ. Субсидиарная ответственность правообладателя по договору коммерческой концессии предполагает, что правообладатель несет ответственность дополнительно к ответственности пользователя (основного должника). Контрагент пользователя (кредитор) обязан первоначально предъявить требование к пользователю, и если пользователь (основной должник) откажется удовлетворить требование кредитора или кредитор не получит от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено правообладателю. Правило комментируемой статьи обусловлено тем, что правообладатель может контролировать деятельность пользователя. Общая цель в данном случае — защита интересов потребителей.

  1. Абзац 2 комментируемой статьи устанавливает солидарную ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.

Общие правила, регулирующие эти отношения, установлены ст. ст. 322 — 324 ГК РФ. Кредитор (в данном случае — потребитель) вправе предъявить требования по своему выбору к любому из должников (правообладателю или пользователю) как полностью, так и в части долга. Исполнивший должник получает право регрессного требования к оставшемуся солидарному должнику.

Как следует из систематического толкования комментируемой статьи, правообладатель и пользователь несут солидарную ответственность и за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, произведенной на основании договора коммерческой концессии согласно правилам ст. ст. 1095 — 1098 ГК РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение Московского городского суда от 28.04.2014 N 33-15340/14;

— Определение Липецкого областного суда от 18.05.2011 N 33-1400/2011.

 

Статья 1035. Преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок

 

Комментарий к статье 1035

 

  1. Комментируемая статья предусматривает право пользователя по истечении срока договора коммерческой концессии заключить договор на новый срок. Данное право является преимущественным и связано только с одним условием — надлежащим исполнением пользователем обязанностей, предусмотренных договором. Нормы данной статьи направлены на обеспечение стабильных отношений между участниками франчайзинговой деятельности.

Указанное правило нельзя рассматривать как предусмотренную законом возможность заключения договора в принудительном порядке. Так, правообладатель не обязан заключать договор коммерческой концессии с прежним контрагентом, если вообще не планирует заключение подобного договора. Иное противоречило бы принципу свободы договора, установленному в ст. 421 ГК РФ.

Помимо требуемой для продления договора добросовестности пользователя, необходимым условием является истечение срока действия договора коммерческой концессии. Другими словами, договор, заключенный на неопределенный срок, не предполагает возможность его возобновления после окончания действия.

Преимущественное право пользователя на возобновление договора не означает обязательного сохранения его в том виде, в каком он существовал первоначально. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что при заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

  1. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, пользователь, которому отказано в заключении договора на новый срок, имеет ряд возможностей защиты нарушенных субъективных прав. В том случае, если правообладатель в течение года со дня истечения срока первоначального договора заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков. Следует иметь в виду, что понятия «те же права», «те же условия» являются оценочными, требуют не только текстуального сравнения прежнего и нового договоров, но и учета всех обстоятельств дела.
  2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2003 N А19-3914/03-13-Ф02-3459/03-С2.

 

Статья 1036. Изменение договора коммерческой концессии

 

Комментарий к статье 1036

 

  1. Комментируемая статья конкретизирует положения ГК РФ об основаниях и порядке изменения договора (гл. 29 ГК РФ) применительно к договору коммерческой концессии.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда:

— только при существенном нарушении договора другой стороной;

— в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным нарушением договора коммерческой концессии как нарушением договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, можно считать неиспользование пользователем предоставленных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, нарушение требований правообладателя к качеству товаров, работ и услуг, разглашение конфиденциальной информации.

К иным случаям, предусмотренным применительно к договору коммерческой концессии, относится изменение условия о вознаграждении при изменении коммерческого обозначения (ст. 1039 ГК РФ), в случае истечения срока действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо прекращения такого права по иному основанию (ст. 1040 ГК РФ).

  1. Изменения могут касаться как существенных, так и иных условий договора коммерческой концессии, субъектного состава участников, например, при отчуждении исключительного права. В то же время в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1020 государственной регистрации подлежат изменения, касающиеся существенных условий зарегистрированного договора о распоряжении исключительным правом. В соответствии с комментируемой статьей подлежат государственной регистрации любые изменения в договор коммерческой концессии.

Согласно ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, в которой был заключен сам договор. Следовательно, изменения должны быть зарегистрированы в том же порядке и в тех же органах, что и сам договор коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Правовые последствия как для сторон, так и для третьих лиц возникают лишь с момента такой регистрации, кроме тех случаев, когда стороны оговорили в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ применение условий заключенного ими договора (изменений в договор) к их отношениям, возникшим до заключения договора (внесения изменений в договор).

Порядок государственной регистрации изменений регулируется Приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 N 321, согласно которому правом подачи заявления о регистрации внесения изменений в зарегистрированный договор обладает лицо, являющееся стороной договора.

Регистрация изменений в зарегистрированный договор осуществляется: при соответствии документов, представленных на регистрацию, требованиям Регламента; при отсутствии в договоре внутренних противоречий; при условии, что права, являющиеся предметом изменения зарегистрированного договора, не выходят за пределы имеющихся у стороны договора прав.

Для государственной регистрации изменения договора по соглашению сторон в Роспатент представляются следующие документы:

— заявление о регистрации в одном экземпляре;

— два экземпляра договора или выписки из договора, содержащей его существенные условия, соглашения об изменении или расторжении договора;

— документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном порядке;

— доверенность, удостоверяющая полномочия представителя, в случае ведения дел через представителя;

— копия договора или выписки из договора (незаверенная).

Изменение договора по решению суда регистрируется на основании такого решения.

По результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации осуществляется государственная регистрация изменения зарегистрированного договора; рассмотрение заявления о государственной регистрации, регистрация или отказ в регистрации и уведомление заявителя осуществляются в двухмесячный срок со дня поступления документов.

В случае отказа в государственной регистрации изменения зарегистрированного договора лицо, подавшее заявление о государственной регистрации, уведомляется об этом с указанием причины отказа.

  1. Применимое законодательство:

— Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 941;

— Приказ Роспатента от 29.12.2009 N 186;

— Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 321.

  1. Судебная практика:

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-31526/2012;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А56-41759/2011.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code