Статья 804 ГК РФ. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Комментарий к статье 804

 

  1. Содержащиеся в комментируемой статье обязанности клиента по предоставлению информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, которая может быть необходима экспедитору для выполнения им его обязанностей по договору, существенно дополняются специальными нормативными актами, регламентирующими порядок заключения договора транспортной экспедиции. Так, исходя из положений, содержащихся в Приказе Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23, клиент должен сообщить и указать в поручении экспедитору сведения:

— о характере груза, его маркировке, весе (брутто, нетто), объеме;

— о количестве товарных мест, виде упаковки, размере упаковки, способе доставления груза;

— о виде транспорта, которым осуществляется перевозка.

Клиент обязан также сообщить в письменном виде об условиях транспортировки опасных, скоропортящихся и иных подобных грузов, требующих особых условий перевозки.

Указанные выше сведения могут дополняться в зависимости от вида перевозки и в соответствии с нормативными актами, регламентирующими условия конкретной перевозки.

На клиента возлагается обязанность по предоставлению товарораспорядительных документов, документов в сфере технического регулирования, документов, необходимых для таможенного декларирования груза, прохождения ветеринарного и фитосанитарного контроля, осуществления страхования груза.

  1. Обязанность экспедитора сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации обусловлена тем, что экспедитор по роду своей деятельность обязан знать о тех сведениях и документах, которые могут понадобиться ему при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 на экспедиторе в любом случае лежит обязанность оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов клиента, даже если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции, а экспедитор по независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента. Поэтому с учетом комплексного характера оказываемых экспедитором услуг, профессионального характера деятельности экспедитора, независимо от положений конкретного договора экспедитор обязан проявлять должную профессиональную осмотрительность и разумность при принятии груза к экспедированию, что находит свое отражение также в ГОСТ Р 51133-98.

В случае обнаружения неполноты информации экспедитор обязан запросить дополнительные данные у клиента. Поэтому в случае, если будет доказано, что клиентом была представлена достоверная информация о грузе, которая была отражена в экспедиционных документах, и груз был принят, экспедитор впоследствии лишается возможности ссылаться на недостатки информации как на основание неисполнения им обязанностей по договору (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А60-41474/2013). Более того, в том случае, если отраженная в экспедиторских документах информация о грузе была достоверной, но неполной, ответственность за неисполнение договора может быть возложена на экспедитора, если будет доказано, что ему исходя из сложившихся договорных отношений должно было быть известно об особых свойствах груза (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А46-7005/2011).

  1. Пункт третий комментируемой статьи предоставляет экспедитору определенные гарантии в случае непредставления клиентом необходимой информации. В таком случае экспедитор может не приступать к исполнению соответствующих обязанностей. Важнейшей гарантией прав экспедитора является и то, что экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором возложенных на него по договору обязанностей.

Следует отметить, что отказ экспедитора от начала исполнения им обязанностей по договору до представления необходимой информации, а также проверка достоверности представленных документов и информации являются правом, а не обязанностью экспедитора. Поэтому экспедитор с учетом его опыта и профессиональных знаний вправе приступить к исполнению договора и при отсутствии информации, если при этом обеспечивается сохранность груза и обеспечивается исполнение иных связанных с этим обязанностей. Данные нормы могут служить основанием для освобождения экспедитора не только от гражданско-правовой, но и от административной ответственности, например, в случае обнаружения несоответствия параметров груза информации, изложенной в товаросопроводительных документах (см. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2009 по делу N А56-44321/2009).

С другой стороны, отказ экспедитора от реализации им права по проверке достоверности информации, а также фактическое начало исполнения им обязанностей по договору лишает его в дальнейшем возможности ссылаться на отсутствие необходимой информации (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А27-23794/2012).

  1. В п. 4 комментируемой статьи речь идет именно о возмещении тех убытков, которые были причинены клиентом экспедитору в результате непредставления либо неполного представления документов, либо информации, которые он был обязан представить в соответствии с положениями нормативных актов и договора. Обязанность по возмещению убытков возникает и в том случае, если предоставление неполной или недостоверной информации и документов привело к возложению на экспедитора мер гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами, привлеченными им к исполнению договора транспортной экспедиции. Такого рода убытки могут возникнуть в случае несоответствия груза товарораспорядительным документам, что приводит к простою транспортных средств, необходимости временного хранения груза, следовательно, возникновению ответственности экспедитора по возмещению ущерба перевозчику груза (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А40-95527/10-61-681). Аналогичным образом убытки на стороне экспедитора могут возникнуть в результате представления ложной информации об опасном или скоропортящемся грузе, что может привести к повреждению транспортного средства перевозчика либо товаров иных грузоотправителей.

В то же время данную меру ответственности, возлагаемую на клиента, следует отличать от иных неблагоприятных последствий нарушения им обязанности по представлению информации. В качестве таких последствий выступает невозможность клиента предъявить требования к экспедитору в связи с повреждением груза, если экспедитором будет доказано, что повреждение или утрата произошли в результате непредставления клиентом соответствующей информации о характеристиках груза (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу N А03-1176/2013). В качестве неблагоприятных последствий может выступить также невозможность клиента привести доказательства точного количества груза, а также объявленной цены утраченного груза, если такого рода информация не была им предоставлена экспедитору и отсутствует в экспедиторских и товарораспорядительных документах (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А56-67999/2011).

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

— ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

  1. Судебная практика:

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А60-41474/2013;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу N А03-1176/2013;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А27-23794/2012;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А56-67999/2011;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А46-7005/2011;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А40-95527/10-61-681;

— решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2009 по делу N А56-44321/2009.

 

Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

 

Комментарий к статье 805

 

  1. Право экспедитора привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц (третьих лиц) основывается на общих нормах обязательственного права, допускающих возложение должником исполнения его обязательства перед кредитором на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Таким образом, если в договоре транспортной экспедиции не оговорена обязанность личного его исполнения экспедитором, он вправе привлечь любых третьих лиц к исполнению любых своих обязанностей, вытекающих из договора. Экспедитор может возложить на третье лицо как часть обязанностей, так и все свои обязанности по договору. Данное право экспедитора выражается, в частности, в том, что экспедитор, исходя из интересов клиента, вправе, если договором не предусмотрено иное, выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта.

  1. Комментируемая статья, с одной стороны, не предусматривает обязанности экспедитора уведомлять клиента о том, какие третьи лица и каким образом будут исполнять обязанности экспедитора. С другой стороны, в большинстве случаев в процессе перевозки грузов, оформления товарораспорядительных документов клиент уведомляется о привлечении третьих лиц к исполнению договора. Необходимо также иметь в виду, что указания клиента по общему правилу обязательны для экспедитора. Поэтому клиент, исходя из своих интересов, вправе давать экспедитору указания о привлечении тех или иных третьих лиц, например, для осуществления перевозки грузов определенным видом транспорта.

Вместе с тем выполнение услуг, являющихся предметом договора транспортной экспедиции, должно осуществляться в соответствии с законом и положениями договора, независимо от того, кем они исполняются: экспедитором или третьими лицами.

Право экспедитора на возложение исполнения обязательств на третье лицо не означает того, что третьи лица становятся ответственными по обязательствам экспедитора непосредственно перед клиентом. В таком случае экспедитор по-прежнему несет полную ответственность перед клиентом за неисполнение договора, например в случае утраты или повреждения груза, просрочки доставки и т.д. (см. Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2012 по делу N А40-21864/12-125-94). В таком случае ответственность экспедитора перед клиентом будет определяться исходя из положений ст. 803 ГК РФ.

В свою очередь, экспедитор, возместивший клиенту убытки, причиненные неисполнением своих обязанностей привлеченными им третьими лицами, вправе предъявить к указанным лицам регрессные требования.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст).

  1. Судебная практика:

— Постановление Первого апелляционного арбитражного суда от 02.10.2013 по делу N А79-10669/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2012 по делу N А40-21864/12-125-94;

— решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2012 по делу А45-17584/2012.

 

Статья 806. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции

 

Комментарий к статье 806

 

  1. Право каждой из сторон договора транспортной экспедиции отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора устанавливается императивной нормой. Поэтому положения договора транспортной экспедиции, ограничивающие или запрещающие сторонам в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора, являются противоречащими нормам ГК РФ. Исходя из действующих в настоящее время норм гражданского законодательства, а именно ст. 168 ГК РФ, подобное положение договора является по общему правилу оспоримым в силу отсутствия норм закона, предписывающих применять другие последствия такого нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В комментируемой статье непосредственно указывается на два условия законности одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции. Таковыми являются:

— обязанность отказывающейся от исполнения договора стороны предупредить другую в разумный срок;

— обязанность стороны, заявившей об отказе возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Положение о длительности срока, в течение которого одна из сторон обязана предупредить другую, может быть установлено в самом договоре транспортной экспедиции. Однако отсутствие указания в договоре на такой срок не лишает стороны договора права расторгнуть договор в одностороннем порядке с учетом норм о разумности этого срока. Тем не менее для предупреждения возможных разногласий в дальнейшем сторонам договора все-таки лучше указывать в договоре конкретный срок для такого предупреждения (с учетом специфики конкретных договорных отношений).

  1. Сторона договора, расторгнувшая его в одностороннем порядке, обязана помимо возмещения убытков другой стороне уплатить также штраф в размере 10% суммы понесенных соответственно экспедитором или клиентом затрат. Установление каких-либо иных договорных неустоек за односторонний отказ от исполнения договора не допускается, так как такого рода отказ является правомерным действием. Установление неустоек в данном случае допустимо только за нарушение правил о соблюдении разумного срока предупреждения об одностороннем расторжении (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А40-30454/09-55-298).

Судебная практика: исходит из того, что вне зависимости от того, по чьей инициативе расторгается договор, клиент обладает правом возврата излишне уплаченных сумм, превышающих фактическую стоимость оказанных экспедитором услуг (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А40-5694/13). В то же время при наличии доказанных дополнительных расходов, возникших у экспедитора в связи с односторонним расторжением клиентом договора, указанные расходы также подлежат возмещению. В том случае, когда дополнительные расходы экспедитора не доказаны либо одностороннее расторжение договора произошло по его инициативе, возложение данных расходов на клиента является незаконным (см. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А45-8244/2013).

Важным аспектом является также то, что нормы комментируемой статьи неприменимы в том случае, если одностороннее расторжение договора вызвано неправомерными действиями другой стороны. В таком случае применяются нормы гл. 25 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение обязательств.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст).

  1. Судебная практика:

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А45-8244/2013;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А40-5694/13;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А40-30454/09-55-298.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code