Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

 

Комментарий к статье 801

 

  1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции. Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза. Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента). На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

— обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

— обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

— обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

К числу прав экспедитора относятся:

— право на вознаграждение;

— право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

— право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

— право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

— обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

— обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

К числу прав клиента относятся:

— право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

  1. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

  1. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

  1. Применимое законодательство:

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ;

— ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— ФЗ от 07.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

— ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

  1. Судебная практика:

— информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 15АП-14485/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-11194/14;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2012 N Ф03-2200/12 по делу N А51-12915/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 N 17АП-8982/09.

 

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

 

Комментарий к статье 802

 

  1. К форме договора транспортной экспедиции предъявляются общие требования простой письменной формы сделок. Исходя из этого данный вид договора может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, к данному договору в полной мере применимы нормы п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Оформление договорных отношений в сфере транспортной экспедиции должно сопровождаться также составлением ряда дополнительных экспедиторских документов, подтверждающих возникновение этих отношений между клиентом и экспедитором. К числу таких документов относятся:

— поручение экспедитору, в котором определяются перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

— экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

— складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Требования о наличии данных документов, а также требования к их содержанию и оформлению детально регламентированы Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 экспедиторские документы составляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. В то же время поручение экспедитору может представляться как на бумажном носителе, так и иным предусмотренным договором способом, в частности путем направления сообщения по установленным каналам связи. Данное положение подтверждается и судебной практикой (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 N А40-111744/13; Определение ВАС РФ от 25.06.2014 N А40-111744/13). Экспедиторская и складская расписки должны быть составлены на бумажном носителе.

Отсутствие письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны возможности приводить в качестве доказательства наличия договорных отношений иные письменные доказательства, кроме свидетельских показаний. С учетом требований, предполагающих обязательное составление экспедиторских документов, судебная практика исходит из того, что в качестве таких письменных доказательств не могут выступать сами по себе финансово-расчетные документы (счета-фактуры, платежные поручения т.п.) (см. решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2010 N А33-3329/2009). Доказывание факта наличия договорных отношений может осуществляться с помощью экспедиторских документов, а также с помощью иных документов, таких, как товарно-транспортные накладные, разрешения на перевозку грузов, договоры на перевозку груза, доказывающие оказание именно транспортно-экспедиционных услуг. Здесь следует учесть и то, что отсутствие необходимых экспедиторских документов (даже при наличии договора транспортной экспедиции) и доказанности факта существования договорных отношений может сделать невозможным доказывание факта принятия конкретного груза экспедитором, перевозки данного груза либо оказания иных транспортно-экспедиционных услуг (см. решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2013 N А45-14383/2013).

В отношении отдельных видов перевозок специальными нормативными актами устанавливается более жесткий перечень документов, подлежащих оформлению в ходе исполнения договора транспортной экспедиции.

  1. Выдача клиентом доверенности экспедитору необходима в тех случаях, когда экспедитор должен совершить юридически значимые действия от имени клиента. К таким действиям можно отнести:

— заключение договоров перевозки груза от имени клиента;

— получение товара от имени клиента;

— совершение от имени клиента таможенных операций и др.

Порядок выдачи доверенности в данном случае регламентируется общими нормами гл. 10 ГК РФ. По общему правилу нотариального удостоверения доверенности не требуется. Однако необходимо учитывать, что если экспедитор, уполномоченный на совершение юридически значимых действий от имени клиента, наделен также правом привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц, то в таком случае должна быть выдана доверенность с правом передоверия в соответствии со ст. 187 ГК РФ.

  1. Применимое законодательство:

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ;

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

— Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 25.06.2014 N А40-111744/13;

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 N А40-111744/13;

— решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2013 N А45-14383/2013;

— решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2010 N А33-3329/2009.

 

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

 

Комментарий к статье 803

 

  1. Согласно комментируемой статье основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом определяются в соответствии с нормами гл. 25 ГК РФ. Соответственно, в данном случае применимы все общие нормы ГК РФ, регламентирующие ответственность за нарушение обязательств.

Основаниями ответственности экспедитора в соответствии с положениями договора транспортной экспедиции могут выступать: просрочка исполнения экспедитором принятых на себя обязательств; утрата или повреждение груза; невыполнение обязательств, связанных с организацией перевозки грузов, организацией хранения груза, таможенного оформления и др.

Экспедитор действует на началах предпринимательского риска и, следовательно, несет ответственность перед клиентом в полном размере, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Договором транспортной экспедиции может быть также предусмотрена обязанность экспедитора наряду с возмещением реального ущерба вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Размер возвращаемого вознаграждения устанавливается пропорционально стоимости утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза.

Размер ответственности экспедитора перед клиентом ограничивается реальным ущербом, если будет доказано, что утрата, недостача, повреждение либо порча груза произошли не по вине экспедитора.

Экспедитор полностью освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение либо порчу груза, если докажет, что указанные последствия произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Экспедитор освобождается от ответственности за просрочку, если нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по вине клиента.

Порядок исчисления размера реального ущерба, порядок уведомления экспедитора об утрате или причинении вреда грузу, последствия отсутствия такого уведомления определяются в соответствии с п. п. 1, 2, 6 ст. 7, ст. 8 и п. 2 ст. 9 ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции, связанному с международной перевозкой грузов, зависит от характера и степени вины экспедитора. Если неисполнение экспедитором своих обязанностей по договору стало следствием его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности, то экспедитор несет ответственность в полном объеме, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. В противном случае предел ответственности экспедитора по договору ограничен и не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. Если же нарушение экспедитором условий договора выразилось в утрате либо повреждении груза, то размер его ответственности не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса поврежденного или утраченного груза.

В данном случае (т.е. при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении) под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

  1. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Согласно договору транспортной экспедиции на экспедитора может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки груза (как от своего имени, так и от имени клиента). Если согласно договору транспортной экспедиции на экспедитора возлагаются обязанности по заключению договора перевозки грузов от своего имени, то экспедитор становится стороной соответствующего договора перевозки. В таком случае ответственность экспедитора перед клиентом за ненадлежащее исполнение договоров перевозки будет определяться общими правилами об ответственности из договора перевозки, на основании которых перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Таким образом, ответственность экспедитора перед клиентом будет носить ограниченный характер (см. ст. ст. 793, 796 ГК РФ). В случае прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, экспедитор, как и перевозчик, освобождается от ответственности перед клиентом (см. ст. 794 ГК РФ).

Кроме этого, в зависимости от вида договора перевозки, заключаемого по условиям договора транспортной экспедиции, ответственность экспедитора может быть ограничена нормами специальных нормативных правовых актов, а именно ст. ст. 42, 43 КВВТ РФ, ст. ст. 166 — 176 КТМ РФ, ст. ст. 34 — 36 УАТиНГЭТ, ст. ст. 95, 96 УЖТ РФ.

Если экспедитор обязуется заключить договор перевозки от имени клиента, то требования из договора перевозки предъявляются клиентом непосредственно к перевозчику. В таком случае ответственность из договора перевозки возлагается непосредственно на перевозчика, как на сторону соответствующего договора.

  1. Применимое законодательство:

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ;

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

  1. Судебная практика:

— информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2014 по делу N А56-44135/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2014 по делу N А57-22299/2012;

— Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2013 N Ф09-5597/13 по делу N А76-16711/2012.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code