Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

Комментарий к статье 790

 

  1. Плата за перевозки по общему правилу определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.
  2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

  1. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
  2. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.
  3. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
  4. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;

— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

 

Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

 

Комментарий к статье 791

 

  1. Для того чтобы перевозчик смог принять под свою ответственность груз, отправитель должен его предъявить, а в необходимых случаях и осуществить погрузку. Перевозчик же должен в свою очередь подать под погрузку транспортные средства. Если договор перевозки грузов строится по консенсуальной модели, как, например, на морском транспорте, то основанием возникновения соответствующего правоотношения является договор перевозки грузов, во исполнение которого выписывается погрузочный ордер. Заключению реального договора предшествует подача заявки (заказа) грузоотправителя, включающей в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию. Ее следует квалифицировать как оферту (ст. 435 ГК РФ). Принятие заявки перевозчиком является акцептом (ст. 438 ГК РФ), в результате которого возникает гражданско-правовой договор, который является организационным. Однако его нельзя отнести ни к рамочным, ни к предварительным. Кроме того, он является двухсторонним, безвозмездным, консенсуальным и публичным. При необходимости осуществления систематических перевозок грузов между грузовладельцем и перевозчиком может быть заключен договор об организации перевозок грузов (см. ст. 798 ГК РФ). Данный рамочный договор не отменяет необходимость подачи разовой заявки грузоотправителя, а также заключения конкретного договора перевозки грузов. Поэтому союз «или» в п. 1 ст. 791 ГК РФ представляется необоснованным и лишним.
  2. Транспортные уставы и кодексы устанавливают случаи, в которых перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки. Поскольку договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке в большинстве случаев является публичным, правило о возврате заявки должно применяться с учетом требований ст. 426 ГК РФ. Отказ перевозчика от заключения публичного договора при наличии такой возможности не допускается. Причины такого отказа должны быть вескими. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

Транспортное средство должно быть подано в исправном техническом и коммерческом состоянии. Морское судно должно быть приведено в мореходное состояние и надлежащим образом снаряжено. Отправитель груза вправе отказаться от непригодных для перевозки поданных транспортных средств, что приравнивается к их неподаче (ст. 794 ГК РФ).

  1. Погрузку (выгрузку) груза по общему правилу должны производить грузоотправители (грузополучатели). Перевозчики при наличии у них необходимых погрузочно-разгрузочных устройств могут за плату принимать на себя обязанность по погрузке (выгрузке). Грузоотправитель в случаях, определенных соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, а также издаваемыми в соответствии с ними правилами, должен предъявить груз к перевозке, уже погруженный в транспортные средства. Условие о сроке погрузки может определяться соглашением сторон, но не должно противоречить требованиям транспортных уставов и кодексов, а также правилам перевозки. Так в соответствии со ст. 73 КВВТ РФ, нормативное время загрузки судна определяется в соответствии с судо-часовыми нормами загрузки и разгрузки судов и правилами применения таких норм, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
  2. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 07.07.2011 N ВАС-7918/11;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.1998 N А19-499/98-17-Ф02-1375/98-С2;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 N 18АП-2125/2009;

— Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2014 N 305-КГ14-1681;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 N 17АП-12546/09;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 N 17АП-12545/09;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.07.2012 N Ф01-2294/12 по делу N А43-16503/2011.

 

Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа

 

Комментарий к статье 792

 

  1. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов, пассажиров и багажа подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях размер провозной платы.

По общему правилу сроки доставки определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки грузов (ст. 152 КТМ РФ, ст. 109 ВзК РФ, ст. 76 КВВТ РФ, ст. 14 УАТиНГЭТ). Исключение составляет лишь УЖТ РФ, согласно которому счисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов к перевозке. Регулярные пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ РФ, п. 1 ст. 95 КВВТ РФ, ст. 19 УАТиНГЭТ). Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе об особых заявлениях и отметках отправителя. Несмотря на свою важность, срок доставки нельзя отнести к существенным условиям договора перевозки грузов, поскольку отсутствие этого условия в договоре компенсируется положениями ст. 792 ГК РФ о разумном сроке.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 17674/12;

— Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-1936/14.

 

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

 

Комментарий к статье 793

 

  1. ГК РФ установлены правила об ответственности за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 794 ГК РФ), за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК РФ), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК РФ). Правила об ответственности за нарушение обязательств по перевозке также установлены главой VII УЖТ РФ, ст. ст. 186 — 196 и § 8 гл. 8 КТМ РФ, главой 6 УАТиНГЭТ, главой XV КВВТ РФ, глава XVII ВзК РФ. Кроме того, исходя из принципа свободы договора, стороны в своем соглашении могут предусмотреть иную ответственность.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают ответственность пассажира за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Так, на железнодорожном транспорте в этом случае пассажир уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 111 УЖТ РФ). Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества железнодорожного транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 112 УЖТ РФ).

  1. В договоре может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика по сравнению с ответственностью, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и иными законами (ст. 123 ВзК РФ). Исключения представляют случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 175 КТМ РФ допускает, что при перевозке определенного груза, если род, вид и состояние груза, сроки перевозки груза, а также условия, при которых должна осуществляться перевозка груза, оправдывают заключение особого соглашения, перевозчик вправе заключать соглашение об освобождении его от ответственности или уменьшении пределов его ответственности:

— с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;

— если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, который не является товарораспорядительным документом и содержит отметку об этом.

Не согласуются с требованиями ГК РФ правила, установленные ст. ст. 37 УАТиНГЭТ, 114 УЖТ РФ и 122 КВВТ РФ, которые распространяют данные ограничения не только на перевозчиков, но и на грузоотправителей и грузополучателей. Поскольку приведенные нормы противоречат требованиям ГК РФ, то при их применении следует руководствоваться ГК РФ, поскольку он пользуется приоритетом перед транспортными уставами и кодексами.

Повышение пределов ответственности перевозчика на основании договора о перевозке пассажиров на практике труднореализуемо, поскольку в подавляющем большинстве случаев данное соглашение является договором присоединения и оформляется проездным билетом, представляющим собой стандартизированный документ.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 12367/09;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 N 7127/03;

— Определение ВАС РФ от 14.01.2011 N ВАС-18215/10;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 N 11АП-7578/11;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2014 N Ф09-5870/14 по делу N А60-33236/2013;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.05.2007 N Ф03-А73/07-1/1405;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.03.2000 N Ф03-А51/00-1/305;

— Обзор практики ФАС Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, вытекающих из отношений перевозки грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2010 N 2);

— Постановление кассационной инстанции — Президиума Архангельского областного суда от 14.11.2012 N 44г-26/12.

 

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

 

Комментарий к статье 794

 

  1. ГК РФ предоставляет право устанавливать ответственность сторон по договору транспортным уставам и кодексам (ст. 794 ГК РФ). Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование транспортных средств для перевозки грузов устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. На автомобильном транспорте за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении. Сумма штрафа, причитающаяся автомобильному перевозчику и грузоотправителю, подлежит уплате в 5-дневный срок (ст. 34 УАТиНГЭТ). ВзК РФ специальных норм об ответственности перевозчика и грузоотправителя за нарушение рассматриваемого обязательства не содержит. КТМ РФ специально регулирует ответственность за непредъявление груза к перевозке только при осуществлении перевозок по чартеру.
  2. Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору. Перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для такого освобождения, установлен п. 2 ст. 794 ГК РФ. К ним относятся:

— непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;

— прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;

— иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

В числе иных случаев УЖТ РФ называет вину грузоотправителя в невыполнении перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖТ РФ).

Особого внимания заслуживает такое из названных выше оснований освобождения от ответственности перевозчика, как вина грузоотправителя за неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком. В соответствии со ст. 94 УЖТ РФ основаниями ответственности грузоотправителя признается неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1174/13;

— Определение ВАС РФ от 17.10.2008 N 11256/08;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.1998 N А19-2786/98-10-Ф02-977/98-С2;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2010 по делу N А33-16499/2009;

— Постановление ФАС Центрального округа от 18.06.2009 N Ф10-2172/09 по делу N А14-10234-2008/472/11;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.09.2008 N Ф03-А59/2008-1/3870;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.09.2008 N Ф03-А59/08-1/3872.

 

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

 

Комментарий к статье 795

 

  1. На речном и железнодорожном транспорте за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. ст. 110 УЖТ РФ, 116 КВВТ РФ). На воздушном транспорте за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВзК РФ). На морском транспорте величина такого штрафа достигает 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа. Следует обратить внимание на то, что она не ограничивается стоимостью проезда, что вряд ли следует отнести к достоинствам КТМ РФ. На автомобильном транспорте положения об ответственности перевозчика за задержку отправления (прибытия) пассажира, к сожалению, отсутствуют.

Перевозчик может быть освобожден от штрафа только в случаях, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи. К таким случаям не относится, например, задержка в прибытии пассажирского поезда в связи с необходимостью беспрепятственного которого не может быть отнесено к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Следует учесть, что права гражданина в интересах безопасности государства могут быть ограничены лишь федеральным законом, а не ведомственными актами перевозчика. Опоздание прибытия транспортного средства и задержка его отправления являются самостоятельными правонарушениями, каждое из которых не является причиной или следствием другого, однако в равной степени нарушают права пассажира. Если оба нарушения допускаются перевозчиком во время одного пути следования в отношении одного пассажира, тот вправе требовать возмещения неустойки за совокупный вред.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— решение ВС РФ от 21.11.2011 N ГКПИ11-1734;

— Определение ВС РФ от 18.04.2002 N 44-Г02-10;

— Определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 07.02.2013 по делу N 11-993/2013;

— Постановление кассационной инстанции — Президиума Архангельского областного суда от 14.11.2012 N 44г-26/12;

— Определение Пермского краевого суда от 28.09.2011 по делу N 33-9351;

— Определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12.02.2013 по делу N 33-401/2013.

 

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

 

Комментарий к статье 796

 

  1. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа. Утрата груза (багажа) не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика. Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его от железной дороги либо автоперевозчика, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа (ст. 91 УЖТ РФ). На внутреннем водном транспорте багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (ст. 117 КВВТ РФ). Если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель вправе потребовать выдачи этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение (ст. 91 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, ст. 796 ГК РФ).

Комментируемая статья не предоставляет право транспортным уставам и кодексам предусматривать иные правила об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза. Поэтому большинство транспортных уставов и кодексов, следуя требованиям ГК РФ, лишь конкретизируют обстоятельства, послужившие причиной, которые перевозчик не мог предотвратить (ст. 95 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, ст. 34 УАТиНГЭТ). Между тем правила ст. ст. 118, 119 ВзК РФ свидетельствует об увеличении степени ответственности перевозчика по сравнению с требованиями, установленными ГК РФ. В ст. 66 КТМ РФ также наблюдается некоторое отступление от норм ГК РФ, что нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае устанавливается лишь примерный перечень обстоятельств, доказав которые перевозчик освобождается от ответственности. Особым случаем освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза является доказательство того, что утрата, повреждение или порча груза произошли вследствие навигационной ошибки.

Требования ст. 168 КТМ РФ и ст. 18 КВВТ РФ противоречат требованиям ст. 796 ГК РФ, которая никоим образом не предусматривает расширения перечня обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза. Иллюстрацией к сказанному может служить Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 2810/98, рассмотренное в порядке надзора.

  1. Правила о размере ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком, воспроизведены и в действующих транспортных уставах и кодексах (ст. ст. 96 УЖТ РФ, 117 КВВТ РФ, 169 КТМ РФ, 119 ВзК РФ, 34 УАТиНГЭТ). Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке — с объявленной ценностью или без нее. Перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза, поскольку контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Обусловлено это тем, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения как перевозимого груза, так и транспортного средства. При этом он должен учитывать фактические обстоятельства, такие как пространственная рассредоточенность основных средств транспорта и зависимость исполнения транспортных обязательств от погодных условий, а также юридические обстоятельства: при перевозках грузов и багажа на основании публичного договора перевозки его условия характеризуются стандартностью и однотипностью для всех потребителей транспортных услуг.
  2. Наряду с мерами гражданско-правовой ответственности транспортные уставы и кодексы предусматривают правила, направленные против неосновательного обогащения перевозчика. Так, перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. ст. 96 УЖТ РФ, 34 УАТиНГЭТ, 119 КВВТ РФ, 169 КТМ РФ).

К документам, удостоверяющим факты несохранности груза, относятся акты общей формы, коммерческие акты, транспортные накладные, путевые листы, сопроводительные ведомости (ст. 38 УАТиНГЭТ). Их содержание не является бесспорным доказательством обстоятельств, в них изложенных. При рассмотрении дела в суде он оценивается наряду с другими доказательствами. Однако без представления такого документа соответствующие обстоятельства не могут подтверждаться другими доказательствами, а заявленный иск не подлежит рассмотрению. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление.

  1. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. Выводы экспертизы должны отвечать на вопрос о причинах повреждения (порчи) груза, их размерах, а также на какую сумму понизилась стоимость груза.
  2. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 N 14316/11;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 2810/98;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 08АП-9049/14;

— Постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2014 N Ф09-3198/14 по делу N А76-20259/2013;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 N 01АП-3048/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 N 17АП-13995/13;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2014 N Ф02-1893/14 по делу N А33-13638/2012.

 

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

 

Комментарий к статье 797

 

  1. Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения обязательства и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между сторонами без вмешательства суда. Претензией является направленное перевозчику (фрахтовщику) письменное требование, в котором должны быть четко отражены следующие данные: кому адресуется претензия; суть претензии и ее обоснование; сумма требования; подробный адрес заявителя; дата составления претензии; подпись уполномоченного лица, а также обязательно указано на то, что при неисполнении претензии в установленные сроки, либо при неполучении ответа на претензию лицо, ее предъявившее, вынуждено будет обратиться в суд за принудительным взысканием. Запись в книге жалоб и предложений, письма, не содержащие обязательных реквизитов претензии, не исключают необходимости обращения в установленном порядке с претензией к перевозчику. В случаях, когда перевозчик и грузоотправитель (грузополучатель) строят свои отношения на долгосрочной основе (например, по договору об организации перевозок грузов), претензии должны предъявляться по каждому договору отдельно. Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок грузов.
  2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ).

При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВзК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчику, выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке.

При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ РФ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Исключение составляют однородные грузы, погруженные одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.

К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. ст. 161 КВВТ РФ, 405 КТМ РФ, 120 УЖТ РФ, 39 УАТиНГЭТ).

  1. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На речном транспорте сроки исковой давности исчисляются в отношении возмещения ущерба за утрату груза — по истечении 30-ти дней со дня окончания срока доставки груза. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках равен 6-ти месяцам. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты груза претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВзК РФ).

В соответствии со ст. 123 УЖТ РФ претензии к железнодорожным перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. На автомобильном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, т.е. в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст. 42 УАТиНГЭТ).

Претензии должны предъявляться не только по требованиям не только об уплате основной суммы иска, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если заявитель считает, что перевозчик должен их уплатить в связи с неуплатой основной суммы.

В соответствии со ст. 163 КВВТ РФ, ст. 407 КТМ РФ, ст. 128 ВзК РФ, ст. 40 УАТиНГЭТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. В тех случаях, когда перевозчик отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правомерность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок соблюденным, суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается по существу.

Исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока (ст. 109 ГПК РФ). Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ). Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30-дневный срок. Претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной железной дорогой суммы. В случае, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.05.1998 N 4935/97 разъяснил, что сроки на предъявление претензии к перевозчику, вытекающей из договора перевозки груза, не являются пресекательными, если рассматриваемые правоотношения возникли после ввода в действие части второй ГК РФ. Данный вывод согласуется со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают правила о начале течения срока исковой давности (ст. 164 КВВТ РФ, 125 УЖТ РФ, 42 УАТиНГЭТ, 128 ВзК РФ, 408 КТМ РФ).

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.1998 N 4935/97;

— Определение ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-11284/09;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 18АП-14587/13;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2008 N А57-15547/07-3;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 11.06.1998 N А55-309/97-9;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 N 03АП-5939/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 N 18АП-10534/12;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 N 04АП-321/12.

 

Статья 798. Договоры об организации перевозок

 

Комментарий к статье 798

 

  1. Договор об организации перевозок направлен на организацию систематических перевозочных правоотношений в будущем и является организационным. В то же время его нельзя признать предварительным (ст. 429 ГК РФ), поскольку он не влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов. Особенностью договора об организации перевозок является то, что он является долгосрочным и предполагает заключение не одного, а множества договоров. При заключении разового договора перевозки данный организационный договор не утрачивает свою юридическую силу и продолжает действовать наряду с договором перевозки. Следует учесть, что предварительный договор должен содержать все существенные условия основного договора, к которым исходя из определения договора перевозки грузов относится и пункт назначения. В противном случае договор будет беспредметным. Поскольку договор об организации перевозок является «рамочным» и долгосрочным, не представляется возможным в нем указать все пункты назначения будущих перевозок.

В качестве грузовладельца выступает лицо, владеющее грузом на законных основаниях и способное предъявлять груз в обусловленном объеме. Грузовладелец и грузоотправитель не всегда совпадают в одном лице. Например, в качестве грузовладельца может выступать экспедитор, заключающий договор перевозки грузов от своего имени. ВАС РФ в Определении от 18.01.2007 N 16224/06 указал, что нормы ГК РФ не устанавливают, что заключение договора об организации перевозок лицом, не являющимся грузовладельцем или грузоотправителем, влечет его недействительность.

Действующее законодательство создает определенные препятствия для участия грузополучателя в рамочном организационном договоре. Отношения по выдаче грузов никак не сочетаются с предметом договора об организации перевозок грузов, который представляет собой действия грузовладельца по предъявлению груза к перевозке, а не по его получению.

  1. Договор об организации перевозки заключается по соглашению сторон. Что касается существенных условий договоров об организации перевозок, то они включают в себя существенные условия договора на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке. В соответствии с требованиями ст. 791 ГК РФ договором об организации перевозок устанавливается срок подачи отправителю исправных транспортных средств под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Кроме того, в договоре должен быть определен срок погрузки (выгрузки), если она производится силами отправителя (получателя). К следующей группе существенных условий отнесены объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.
  2. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 18.01.2007 N 16224/06;

— Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2013 N Ф05-5030/13 по делу N А40-112364/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.1998 N А19-2786/98-10-Ф02-977/98-С2;

— Постановление ФАС Центрального округа от 12.05.2011 N Ф10-1454/11 по делу N А64-4658/2010;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 N Ф08-4209/06.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code