Глава 40. ПЕРЕВОЗКА

Статья 784 ГК РФ. Общие положения о перевозке

 

Комментарий к статье 784

 

  1. Перевозка — вид деятельности, связанной с перемещением субъектов либо объектов в пространстве с помощью транспортных средств. Поэтому не будет считаться перевозкой, например, перенос груза, перекатывание бочек, подымание груза на высоту, сплав плотов по реке и т.п. Перевозка всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира. Если же перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо не перевозка, а транспортировка груза или пассажира. Перевозка осуществляется на основании договора перевозки, который в контексте данной статьи является понятием родовым по отношению к договору перевозки грузов, договору перевозки пассажира, договору фрахтования, договору перевозки в прямом смешанном сообщении. Все перечисленные договоры направлены на возмездное оказание услуг по перемещению пассажиров или материальных объектов в пространстве. К тому же субъектом, оказывающим услугу по каждому из этих договоров, является перевозчик (фрахтовщик).

В настоящее время перевозка представляет собой сложный технологический процесс, который зачастую нельзя осуществить без использования целого комплекса транспортных договоров, направленных на обеспечение перевозки. К числу таковых следует отнести договор о предъявлении груза к перевозке (ст. 791 ГК РФ), договор об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ), договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК РФ), соглашение между владельцами транспортных инфраструктур, соглашения об оказании услуг по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование.

  1. Исходя из правил, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, устанавливающих источники регулирования отношений по перевозке, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны иметь статус федеральных законов. Положения транспортных уставов и кодексов, регулирующих общие условия перевозки, имеют приоритет перед нормами ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. Согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В соответствии с транспортными уставами и кодексами на каждом виде транспорта издаются правила перевозок грузов (в том числе опасных и крупногабаритных), а также правила перевозок пассажиров и багажа в различных видах сообщения.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться рядом международных актов. Правила международных договоров, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

Соглашения сторон, касающееся условий перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственности сторон за нарушение договорных правил, не должны противоречить ГК РФ, транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам.

  1. Применимое законодательство:

— Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22.06.2001);

— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929, изменена в Гааге в 1955 г.);

— Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19.05.1956);

— Конвенция о кодексе поведения линейных конференций (Женева, 06.04.1974);

— Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 09.05.1980) (в редакции Протокола об изменениях от 03.06.1999);

— Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31.03.1978) (Россия не участвует в данной Конвенции);

— Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25.08.1924);

— Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.;

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ;

— ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

— Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177;

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272;

— Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112;

— Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111;

— Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72;

— Приказ Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473;

— Приказ Минтранса РФ от 22.10.2007 N 150;

— Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 41;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 40;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 38;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 37;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 36;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 35;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 34;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 33;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 32;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 31;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 30;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 25;

— Приказ МПС РФ от 17.06.2003 N 23;

— Приказ МПС РФ от 16.06.2003 N 22;

— Приказ МПС РФ от 16.06.2003 N 19;

— Приказ МПС РФ от 05.04.1999 N 20Ц;

— Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 10Ц;

— Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 9Ц;

— Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73;

— Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50;

— Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971);

— Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956).

  1. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1654-О-О;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 25.03.2003 N 67-Г03-4;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 14269/12 по делу N А43-21489/2011;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 N Ф06-9050/13 по делу N А06-8104/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2013 N Ф02-4965/13 по делу N А58-532/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2013 N Ф05-15845/12 по делу N А40-64372/2012.

 

Статья 785. Договор перевозки груза

 

Комментарий к статье 785

 

  1. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели.

Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Таким образом, к рассматриваемому договору применима юридическая конструкция договора в пользу третьего лица.

Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным. Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях и размер провозной платы. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВзК РФ, ст. 150 КТМ РФ).

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Еще одной важной обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункт назначения.

Указание на обязанность отправителя уплатить установленную плату характеризует договор перевозки грузов как возмездный. Плата может быть установлена соглашением сторон. Однако в силу того, что большая часть грузов перевозится транспортом общего пользования на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), тарифы на перевозку разрабатываются перевозчиками и утверждаются Федеральной службой по тарифам России.

  1. Вне зависимости от способа оформления договорных отношений между отправителем и перевозчиком в подтверждение заключения договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Перечисленные документы могут существовать наряду с договором перевозки грузов, заключенным в простой письменной форме. На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются транспортной накладной (п. 1 ст. 8 УАТиНГЭТ). На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости. Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВзК РФ). Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Договор морской перевозки груза может быть заключен в простой письменной форме. После его заключения может быть выдан коносамент, который может быть бортовым или небортовым.
  2. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 08АП-1634/11;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2410/12 по делу N А24-5504/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N 17АП-180/13;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 N 08АП-4014/2009;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 N 08АП-678/2009;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 N 09АП-32553/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N 08АП-5614/12;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 N 17АП-6696/11;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 09АП-6489/11.

 

Статья 786. Договор перевозки пассажира

 

Комментарий к статье 786

 

  1. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира. Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ РФ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим рейсом. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию. В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.

  1. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. ст. 97 КВВТ РФ, 82 УЖТ РФ, 179 КТМ РФ, 20 УАТиНГЭТ). Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора. Условия договора перевозки могут публиковаться в средствах массовой информации и могут рассматриваться как оферта. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: при покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадке в такси и т.п. В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.
  2. Транспортными уставами и кодексами конкретизируется право пассажира перевозить с собой бесплатно или на иных льготных условиях детей. Так, на морском и воздушном транспорте пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. ст. 181 КТМ РФ, 106 ВзК РФ). На автомобильном транспорте можно провозить бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5-ти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12-ти лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТиНГЭТ). На железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажиру разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ).

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Транспортными уставами и кодексами также предусмотрены права пассажира продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за непройденную часть пути.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2005 N КГ-А40/1243-05;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2011 N Ф09-5154/2010 по делу N А76-11353/2009;

— Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2011 N Ф09-5154/10-С1 по делу N А76-11353/2009-51-191/45-343;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 03АП-2008/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 N 15АП-745/2008.

 

Статья 787. Договор фрахтования

 

Комментарий к статье 787

 

  1. Договор фрахтования (чартер) относится к группе договоров, направленных на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Этим он отличается от договора аренды транспортных средств с экипажем (тайм-чартера). Например, пассажир фрахтует такси не для того, чтобы в нем какое-то время посидеть, а чтобы добраться в пункт назначения. Согласно п. 2 ст. 115 КТМ РФ чартер со всей определенностью называется разновидностью договора морской перевозки груза. Фразу «предоставление вместимости» следует понимать как синоним слов «бронирование» и «резервирование». Это означает, что фрахтователь, заключив договор, может быть уверен, что ему обязательно будет предоставлено необходимое количество посадочных или погрузочных мест, однако ему не гарантируется предоставление именно тех мест, которые он захочет занять. К другим отличиям этого договора от договора аренды следует отнести следующие:

— плата по договору взимается за пройденное расстояние, а не за время владения транспортным средством;

— фрахтовщик в отличие от арендатора имеет право без дополнительного разрешения проникать в помещения, где находится груз для обеспечения его сохранности;

— фрахтователь в отличие от арендатора может фрахтовать судна не для себя, а для других лиц (пассажиров, грузоотправителей), которых может быть большое количество.

От договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа чартер отличается четырьмя основными чертами:

— маршрут и расписание перевозки заранее не установлены, т.е. по договору фрахтования, который не может быть публичным, осуществляются нерегулярные перевозки;

— по чартеру могут быть осуществлены перевозки как пассажиров и багажа, так и грузов;

— договор фрахтования может быть заключен на несколько рейсов;

— место посадки либо место погрузки в билете или накладной (проформе чартера) заранее не указывается.

  1. В настоящее время чартерные перевозки можно осуществлять на морских, речных и воздушных судах (ст. ст. 115, 119 — 121 КТМ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 104 ВзК РФ), а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке груза, у которого нет грузополучателя (снег, мусор), и при сопровождении груза представителем грузовладельца (ст. 18 УАТиНГЭТ), на пассажирском автомобильном транспорте при перевозках по заказам и легковыми такси (гл. 4 и 5 УАТиНГЭТ).

Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что встречные обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера.

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа, при этом:

— рейсовый чартер (voyagecharter) — вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс;

— фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов. Судно после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза);

— контрактное фрахтование морского тоннажа (contractofaffreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Морской чартер — это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначение судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров («Дженкон» (Gencon), «Волкоа» (Volcoa), «Совкоал» (Sovcoal), «Интеркоа 80»), которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства, Балтийский международный морской совет (BIMCO), Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FON ASBA), Японская судоходная биржа. В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, оформляется заказ-нарядом (в трех экземплярах) и предъявляется фрахтовщику, который должен одобрить либо мотивированно отклонить его в течение 3-х дней.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и включающего в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров данный договор заключается в форме заказа-наряда.

Договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, как правило, посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 10.01.2014 N ВАС-15400/13 по делу N А51-5446/2011;

— Определение ВАС РФ от 25.04.2014 N ВАС-4284/14 по делу N А15-2364/2011;

— Определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-13791/13 по делу N А59-3974/2012;

— Определение ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-6784/12 по делу N А51-5158/2011;

— Определение ВАС РФ от 10.05.2012 N ВАС-4424/12 по делу N А40-14150/11-65-116;

— Определение ВАС РФ от 21.11.2011 N ВАС-12783/11 по делу N А41-21494/10;

— Определение ВАС РФ от 29.12.2010 N ВАС-17823/10 по делу N А15-2469/09;

— Определение ВАС РФ от 18.05.2007 N 5182/07 по делу N А58-1759/2006.

 

Статья 788. Прямое смешанное сообщение

 

Комментарий к статье 788

 

  1. Существует две характерные особенности прямой смешанной перевозки:

— она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования;

— в перевозке участвуют два и более вида транспорта.

Соглашения об организации прямых сообщений между группами железных дорог и предприятиями водного транспорта заключались еще в середине 70-х годов XIX в. В настоящее время разработан, но пока не принят закон о смешанных (комбинированных) перевозках. До его принятия следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ РФ, гл. V УЖТ РФ). В перспективе должны получить развитие прямые смешанные перевозки пассажиров и багажа.

К разновидностям прямой смешанной перевозки грузов относят мультимодальную, комбинированную, контрейлерную, роудрейлерную (бимодальную) и лихтерную перевозки.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, в частности узловыми соглашениями (ст. 799 ГК РФ). Передача груза с одного вида транспорта на другой подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.

Для исполнения части своих обязательств, возникающих из договора перевозки в прямом смешанном сообщении, первый перевозчик привлекает третьих лиц, в качестве которых выступают транспортные организации иных видов транспорта (п. 1 ст. 313 ГК РФ).

  1. Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке (ст. ст. 106 КВВТ РФ, ст. 68 УЖТ РФ). Например, не допускается предъявление для таких перевозок незамаркированных, а также некоторых видов скоропортящихся и опасных грузов. Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов (ст. ст. 71, 72 УЖТ РФ).

В соответствии со ст. ст. 114 КВВТ РФ, 79 УЖТ РФ, ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки лежит на сдающей грузы стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы. При установлении вины конкретного перевозчика в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность возлагается на этого перевозчика. В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик (соответствующего вида транспорта), выдающий грузы.

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11637/12 по делу N А78-9635/2011;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95.

 

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

 

Комментарий к статье 789

 

  1. Перевозками транспортом общего пользования могут быть признаны только такие перевозки, которые осуществляются организацией:

— целью деятельности которой является извлечение прибыли;

— обязанность которой осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица вытекает из закона или иного правового акта.

Общего перечня организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, не существует. На железнодорожном транспорте перевозчиком может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж исключительно по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования. На речном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. В соответствии со ст. 19 УАТиНГЭТ все организации автомобильного и наземного городского электрического транспорта, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа, относятся к транспорту общего пользования.

  1. Публичный договор устанавливает обязанности коммерческой транспортной организации оказывать услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, не отдавая предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Так, ВС РФ в решении от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353 признал незаконными отдельные положения Правил перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, отметив, в частности, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и, как следствие этого, на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует.

Согласно п. п. 2 и 4 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

  1. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

  1. Судебная практика:

— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code