Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 763

 

  1. Подрядные работы могут выполняться для государственных или муниципальных нужд. В этом случае в целях осуществления этих работ должен заключаться государственный или муниципальный контракт. Исходя из ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный контракт или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком, предметом которого является осуществление подрядчиком подрядных работ для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Элементы государственного контракта или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следующие:

1) субъекты:

— подрядчик;

— государственный или муниципальный заказчик;

2) предмет государственного контракта или муниципального контракта — выполнение строительных, проектных и других связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работ. Под объектами производственного характера следует понимать здания, строения, сооружения (объекты капитального строительства), которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объекты непроизводственного характера представляют собой объекты, предназначенные для реализации продукции, обслуживания населения).

3) обязанности сторон:

— подрядчик выполняет вышеуказанные работы и передает их государственному или муниципальному заказчику;

— государственный или муниципальный заказчик принимает и оплачивает подрядные работы.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-3767/14 по делу N А56-62385/2012;

— Постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2004 N А14-3482-04/153/31;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 N 03АП-936/14;

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.10.2014 N Ф01-3884/14 по делу N А79-10406/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2009 N Ф09-896/10-С4 по делу N А60-35972/2009-С1;

— Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-7107/09-С4;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4897/09-С5;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4884/09-С5.

 

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 764

 

  1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются подрядчик и государственный и муниципальный заказчик. Подрядчиком может быть любое лицо (физическое или юридическое), основной целью деятельности которого является осуществление строительных, проектных и иных работ, связанных со строительством.

Государственными и муниципальными заказчиками являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, казенные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Отметим, что на практике вопрос о том, кто является субъектом государственного и муниципального контракта, имеет существенное значение при рассмотрении судебных споров. Так, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал дело по иску ООО «Группа компаний «МЕГА климат» к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Городская поликлиника N 17 Московского района г. Нижнего Новгорода» и муниципальному образованию «город Нижний Новгород» в лице администрации города Нижнего Новгорода о взыскании долга за выполненные по муниципальному контракту работы. При рассмотрении суд установил, что во исполнение условий договора подрядчик выполнил, а учреждение приняло работы, что подтверждается актом и справкой о стоимости выполненных работ и затрат, подписанными сторонами без возражений, а учитывая, что при заключении спорного контракта учреждение выступало от имени муниципального образования, с источником финансирования контракта из средств городского бюджета, и учреждение перешло в государственную собственность субъекта РФ, в связи с чем его счет был закрыт, а денежные средства направлены в бюджет города, то должником по обязательствам муниципального контракта является муниципальное образование в лице уполномоченного органа — администрации (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012).

  1. Судебная практика:

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 12АП-9458/14;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 12АП-8684/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 15АП-15902/14;

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.10.2014 N Ф01-3653/14 по делу N А11-11703/2013;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 12АП-8889/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 17АП-9336/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 17АП-9348/14;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 12АП-8509/14;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 12АП-7717/14;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 N 12АП-8329/14;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2013 по делу N А43-11017/2012;

— Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2003 N Ф09-2477/03-ГК;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2007 N Ф08-1472/07;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 N 18АП-13193/2010;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 15АП-12733/2010;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 N 18АП-11090/10;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 N 17АП-7287/10-ГК;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 N 17АП-415/10-ГК.

 

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 765

 

  1. Основанием для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в виде конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок, запросов предложений.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд аналогичен порядку заключения договоров подряда для государственных и муниципальных нужд и включает в себя:

— составление проекта государственного или муниципального контракта;

— направление проекта государственного или муниципального контракта другой стороне;

— согласование условий государственного или муниципального контракта;

— урегулирование разногласий;

— подписание государственного или муниципального контракта;

— обращение в суд в случае неурегулирования разногласий, а также уклонения одной из сторон от заключения государственного или муниципального контракта.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7598/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 07АП-9844/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 11АП-13005/14;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 13АП-18514/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 15АП-10375/14;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 19АП-2813/14;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 06АП-3202/14;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 10АП-4795/14;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 13АП-7100/14;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 04АП-4/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 N 08АП-11971/13;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2000 N А74-34/00-К2-Ф02-1223/00-С2;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2010 по делу N А82-16307/2009;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 N Ф02-2877/12 по делу N А33-16209/2011;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 N Ф04-3083/11 по делу N А46-14714/2010;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2011 N Ф07-342/2011 по делу N А21-2703/2010.

 

Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 766

 

  1. Государственный или муниципальный контракт включает в себя следующие положения:

— условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы: исчерпывающий перечень видов работ, которые должен выполнить подрядчик с указанием калькуляции, и стоимость каждой работы, входящей в объем работ;

— о сроках начала и окончания работ — конкретные даты или периоды, которыми обозначаются начало и окончание выполнения работ;

— размер и порядок финансирования и оплаты работ — указание на источник финансирования расходов (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет), объем финансирования по периодам (месяц, квартал, год), порядок перечисления денежных средств на счета подрядчика;

— способы обеспечения исполнения обязательств сторон в соответствии с гл. 23 ГК РФ.

В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок, то его условия определяются по результатам проведения таких торгов, запроса котировок, и с учетом предложений победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок. Так, например, исходя из положений ст. 94 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный или муниципальный контракт может включать в себя условие о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-14272/11;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2011 N Ф07-8277/11 по делу N А56-69568/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А69-514/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-100/12 по делу N А10-1996/2011;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-2725/2005(11024-А70-12);

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2012 N 15АП-6000/12;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 N Ф05-8279/13 по делу N А40-87031/2012;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2013 N Ф06-4853/13 по делу N А55-21005/2012.

 

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 767

 

  1. При исполнении государственного или муниципального контракта допускается внесение в него изменений. Изменения могут касаться объема работ, сроков их исполнения, объемов финансирования, способов обеспечения обязательств, а также иных условий.

Особым условием в государственном или муниципальном контракте является условие о сроках выполнения работ, так как оно зависит от финансирования государственного или муниципального заказчика из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета. В случае если такое финансирование меняется, то сторонам необходимо согласовать новые сроки выполнения работ, так как эти сроки зависят от периодов финансирования. Также в этом случае могут быть пересмотрены иные условия выполнения работ, например объемы работ, состав материалов, при помощи которых производятся эти работы, необходимость содействия государственного или муниципального заказчика в проведении работ и т.д.

Если сроки выполнения работ меняются, а это влечет за собой причинение подрядчику убытков, например невозможность выполнения других заказов, то государственный или муниципальный заказчик обязан возместить подрядчику причиненные убытки.

Также в одностороннем порядке или по соглашению сторон могут быть изменены и другие условия государственного или муниципального контракта. Так, согласно ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, в следующих случаях:

— если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов;

— если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 22.04.2011 N ВАС-4474/11;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 18АП-12680/12;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 01АП-6725/2010;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N Ф07-3093/12 по делу N А56-61037/2011;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 N 09АП-17810/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 N 03АП-4204/13;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 N 20АП-3803/12;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 16АП-395/12;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 03АП-345/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N 15АП-12051/11;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 11АП-599/10;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 N 17АП-11924/09;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2014 N Ф07-10636/13 по делу N А56-29525/2013.

 

Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 768

 

  1. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, осуществляется в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, указанный Федеральный закон определяет:

— вопросы планирования закупок в целях заключения государственных или муниципальных контрактов;

— вопросы осуществления закупок;

— порядок определения подрядчика, исполнителя;

— порядок заключения государственных или муниципальных контрактов;

— порядок исполнения, изменения, расторжения контракта.

Помимо этого, вышеуказанный ФЗ определяет основные принципы осуществления закупок, порядок информационного обеспечения участников закупок, особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11;

— решение ВАС РФ от 03.07.2012 N ВАС-4065/12;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 17АП-9199/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 N 07АП-3697/14;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 14АП-2419/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 N 03АП-936/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 11АП-14299/13;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 N 11АП-7140/13;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 N 14АП-4097/13;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 N 11АП-6704/13.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code