Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд

Статья 525 ГК РФ. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 525

 

  1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также иных договоров поставки, заключаемых в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Правовое регулирование заключения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с общими положениями о договоре поставки в ГК РФ, а также иными федеральными законами в этой сфере, например ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственный контракт (муниципальный контракт) — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— ФЗ от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

— ФЗ от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

— ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;

— ФЗ от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

  1. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 02.09.2014 N 304-ЭС14-134;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23.07.2008 N 9-Г08-12;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.10.2004 N 20-Г04-14;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.08.2003 N 58-Г03-23;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 07.09.2001 N 47-Г01-10;

— Определение ВАС РФ от 28.07.2014 N ВАС-9927/14;

— Определение ВАС РФ от 18.07.2014 N ВАС-9758/14;

— Определение ВАС РФ от 15.07.2014 N ВАС-9258/14;

— Определение ВАС РФ от 15.07.2014 N ВАС-9043/14;

— Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7598/14;

— Определение ВАС РФ от 26.06.2014 N ВАС-8214/14;

— Определение ВАС РФ от 16.06.2014 N ВАС-7676/14;

— Определение ВАС РФ от 31.05.2011 N ВАС-6328/11;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 N 17АП-12318/2013-ГК;

— Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2014 N Ф09-260/14 по делу N А71-4861/2013;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2011 N Ф02-5371/11 по делу N А58-7405/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2012 N Ф02-3216/12 по делу N А78-8415/2011;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2012 N Ф04-2152/12 по делу N А45-11632/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 N 17АП-4861/2013-ГК;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 N 02АП-4466/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2013 N Ф04-646/13 по делу N А03-4584/2012.

 

Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 526

 

  1. Государственный или муниципальный контракт является разновидностью договора поставки со следующими особенностями:

1) субъекты:

— поставщики — участники закупки (любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);

— покупатели — государственные и муниципальные заказчики;

2) предмет государственного или муниципального контракта — товары, обеспечивающие государственные или муниципальные нужды. Необходимо отметить, что ответственность по непосредственному выбору предмета государственного или муниципального контракта возлагается на поставщика. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики. Так, суд, рассматривая дело по спору между Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия и ЗАО «Открытые Технологии» о понуждении заменить поставленное по государственному контракту оборудование средств криптографической защиты информации «Континент» на оборудование средств криптографической защиты информации, отметил, что, во-первых, условие договора (спецификации) о поставке оборудования средств криптографической защиты информации является ничтожным и, во-вторых, что риск ошибочного определения государственным заказчиком в контракте подлежащего поставке товара лежит на поставщике, а не на заказчике (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2014 по делу N А61-2931/2013).

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2014 по делу N А61-2931/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2014 N Ф09-6046/14 по делу N А47-12158/2013;

— Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.10.2014 N Ф02-4211/14 по делу N А74-947/2014;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 15АП-16543/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8675/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8673/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8672/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8669/14;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2010 по делу N А49-1636/2009;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 09АП-1876/2009;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2010 по делу N А19-930/09;

— Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2009 N КГ-А40/2883-09;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.1999 N А58-784/99-Ф02-1815/99-С2.

 

Статья 527. Основания заключения государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 527

 

  1. Основания заключения государственного или муниципального контракта определяются в основном ГК РФ и ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные основания включают в себя следующие элементы:

— основание для заключения — это заказ на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Размещение такого заказа осуществляется путем проведения конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме), запросов котировок, запросов предложений;

— обязательность государственного или муниципального контракта. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение такого контракта является обязательным, а для поставщика — лишь в случаях, установленных законом, когда имеет место гарантия возмещения причиненных ему убытков, за исключением случаев, когда заказчиком является казенное предприятие. Так, согласно ст. 5 ФЗ от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства;

— победа на торгах либо в проведении запроса котировок цен на товары. Государственный или муниципальный контракт заключается, соответственно, с победителем таких торгов или запроса котировок. В случае уклонения таких победителей от заключения контрактов к ним применяется правило о предъявлении требований о возмещении убытков.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2000 N А74-34/00-К2-Ф02-1223/00-С2;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 N 11АП-4423/2008;

— Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2014 N Ф09-260/14 по делу N А71-4861/2013;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 N 17АП-12318/2013-ГК;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 N 02АП-750/12;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 N 20АП-2313/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2013 N Ф02-1805/13 по делу N А33-11222/2012;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 N Ф04-3083/11 по делу N А46-14714/2010;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 07АП-412/14.

 

Статья 528. Порядок заключения государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 528

 

  1. Заключение государственного или муниципального контракта имеет следующие этапы:

— составление проекта государственного или муниципального контракта;

— подписание проекта государственного или муниципального контракта стороной, его получившей;

— возврат одного экземпляра государственного или муниципального контракта другой стороне;

— урегулирование разногласий по вопросам о заключении государственного или муниципального контракта (при их наличии);

— понуждение к заключению государственного или муниципального контракта в случае необоснованного уклонения одной из сторон от его заключения.

Проект государственного или муниципального контракта представляет собой примерную форму государственного или муниципального контракта на материальном носителе, включающую в себя указание на существенные условия государственного или муниципального контракта и его основные положения.

Подписание государственного или муниципального контракта и возврат одного экземпляра другой стороне осуществляется в случае отсутствия разногласий по поводу условий его заключения. Срок для подписания и возврата — тридцать календарных дней с момента получения стороной проекта государственного или муниципального контракта.

Разногласия по поводу государственного или муниципального контракта оформляются в виде протокола разногласий — документа, содержащего перечень разногласий и возможные варианты их разрешения.

Разногласия, содержащиеся в протоколе, могут быть приняты противоположной стороной, то есть, соответственно, урегулированы либо отклонены. При отклонении таких разногласий в случае, если заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для одной из сторон, эти разногласия могут быть урегулированы в судебном порядке в рамках искового производства.

Аналогично если одна из сторон уклоняется от заключения государственного или муниципального контракта, то другая сторона, для которой заключение соответствующего контракта является обязательным, вправе обратиться в суд с исковым требованием о понуждении к заключению государственного или муниципального контракта.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 15АП-16572/14;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 18АП-10835/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 09АП-37122/2014-ГК;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 13АП-18514/14;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 16АП-2811/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 N 09АП-35417/2014-АК;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 N 20АП-4126/14;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 N 18АП-8405/2014;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 N 07АП-6817/14;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.10.2011 N Ф03-5346/11 по делу N А59-829/2011;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 N 02АП-750/12;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2011 N А60-44876/2010;

— Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2011 N Ф05-2306/11 по делу N А41-10296/2010;

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 N 05АП-4584/11;

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 N 05АП-7321/2010.

 

Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 529

 

  1. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является своего рода продолжением заключенного государственного или муниципального контракта. Заключение такого договора так же, как и государственного или муниципального контракта, осуществляется в несколько этапов:

— направление заказчиком поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещения направляется в случае, если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) конкретному покупателю, определяемому государственным или муниципальным заказчиком, по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Данное извещение направляется в письменной форме и содержит сведения о покупателе, а также сведения о факте заключения государственного или муниципального контракта. Это извещение является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;

— направление поставщиком (исполнителем) проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд конкретному покупателю;

— подписание и направление проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд стороной, его получившей;

— составление протокола разногласий по условиям договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;

— разрешение разногласий по условиям договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Такое разрешение, на наш взгляд, на стадии заключения договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является затруднительным, так как такие договоры заключаются во исполнение государственных или муниципальных контрактов, при заключении которых разногласия либо отсутствуют, либо все возникшие разногласия «снимаются». Поэтому урегулирование этих разногласий на стадии заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд может привести к несоответствию условий этого договора государственному или муниципальному контракту;

— обращение в суд с исковым заявлением в целях урегулирования разногласий и (или) понуждения стороны, уклоняющейся от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, к такому заключению.

  1. Судебная практика:

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 03АП-4286/14;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.08.2014 N Ф10-2276/14 по делу N А08-4017/2013;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 15АП-12288/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2014 N Ф05-8379/14 по делу N А41-65589/2013;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 N 07АП-5744/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 N 07АП-4843/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 07АП-5177/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 07АП-4404/14;

— Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-6579/2014;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N 07АП-4284/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N 07АП-4042/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 07АП-4045/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 07АП-2593/14.

 

Статья 530. Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 530

 

  1. В случае если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, и государственным или муниципальным заказчиком уже выдано извещение с указанием конкретного покупателя, которому должна осуществляться поставка товаров, покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.

При этом ГК РФ не устанавливает в отношении такого покупателя никаких оснований для отказа, что означает право покупателя отказаться от товаров, указанных в таком извещении, без обоснования причин такого отказа. Полагаем, что на практике и в дальнейшем в ГК РФ в целях исключения такой ситуации необходимо дополнить ГК РФ положением, обязывающим государственного или муниципального заказчика согласовывать с потенциальными покупателями факт поставки им товаров на основании вышеуказанных договоров и контрактов, либо дополнить ГК РФ конкретными основаниями для отказа покупателя от поставки ему товаров.

В случае такого отказа поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика. Такое уведомление должно быть направлено в письменной форме государственному или муниципальному заказчику с указанием факта отказа покупателя от поставки товаров, а также по возможности с указанием оснований такого отказа. При этом поставщик (исполнитель) вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Государственный или муниципальный заказчик, получив уведомление от поставщика (исполнителя), обязан совершить одно из следующих действий:

— выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему другого покупателя;

— выдать поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;

— сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

Вышеперечисленные действия государственный или муниципальный заказчик обязан совершить также в письменной форме.

Невыполнение государственным или муниципальным заказчиком вышеуказанных действий дает поставщику (покупателю) право потребовать принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

  1. Судебная практика:

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 N 17АП-8035/2012-ГК;

— Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2014 N Ф09-260/14 по делу N А71-4861/2013;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2012 N Ф04-2457/12 по делу N А27-4861/2011;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.09.2011 N Ф03-3722/2011 по делу N А04-142/2011;

— Постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2010 N Ф09-6563/10-С5 по делу N А71-20550/2009-Г30;

— Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4689/10-С5 по делу N А71-742/2010-Г22;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 N 18АП-9159/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 N 08АП-818/13;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 N 06АП-6107/2012;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 N 09АП-22253/2012-ГК;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2007 N 09АП-1162/2007.

 

Статья 531. Исполнение государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 531

 

  1. Правовое регулирование исполнения государственного или муниципального контракта зависит от того, кому осуществляется поставка товаров. Так, если поставка осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию другому получателю, исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с общими положениями ГК РФ о поставке, то есть стороны оговаривают периоды поставки товаров, порядок поставки, способы доставки, оговаривают требования к количеству, качеству товара и т.д. В случае нарушения каких-либо оговоренных условий стороны вправе защитить свои права и предъявить общие требования по договору поставки.

Если поставка товаров осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, то оплату товаров производит государственный или муниципальный заказчик, так как ответственным перед поставщиком (исполнителем) за оплату товаров является именно он.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2008 N КГ-А40/12107-08;

— Постановление ФАС Московского округа от 09.03.2006 N КГ-А40/1397-06;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 N 11АП-9475/2009;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.10.2013 N Ф01-10774/13 по делу N А11-1208/2012;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2014 N Ф10-2259/14 по делу N А23-1161/2013;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2013 N Ф04-2550/13 по делу N А46-28549/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1674/13 по делу N А78-6395/2012;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2013 N Ф08-606/13 по делу N А61-2607/2011;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.07.2012 N Ф03-2536/2012 по делу N А16-1327/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2010 по делу N А19-14560/09;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2010 по делу N А19-19284/08;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2010 по делу N А55-10559/2009.

 

Статья 532. Оплата товара по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

 

Комментарий к статье 532

 

  1. Цена товара, поставляемого по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, которым может устанавливаться и иной порядок ее определения. Государственный или муниципальный заказчик при этом признается поручителем по обязательствам покупателя в соответствии с таким договором.

Из материалов судебной практики следует, что государственные и муниципальные заказчики несут перед поставщиком солидарную с покупателем обязанность по оплате поставленных товаров. Так, Суд, рассматривая дело по спору ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» и администрации города Шумерля Чувашской Республики о взыскании в солидарном порядке долга за поставленный по муниципальным контрактам и по договорам поставки газа природный газ, установил, что указанные договоры заключены в целях обеспечения муниципальных нужд муниципального образования, а администрация является муниципальным заказчиком, а потому несет перед поставщиком солидарную с покупателем обязанность по оплате отпущенного природного газа, учитывая, что последний не исполнил обязательство по оплате поставленного природного газа (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2013 по делу N А79-1456/2013).

  1. Судебная практика:

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8675/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8673/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8672/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 07АП-8669/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 03АП-4286/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 07АП-8674/14;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2013 по делу N А79-1456/2013;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2014 N Ф08-7243/14 по делу N А61-4301/2013;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 07АП-8677/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 N 07АП-8968/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 N 07АП-8676/14;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 02АП-7410/14

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 07АП-8509/14;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 01АП-5106/14.

 

Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

 

Комментарий к статье 533

 

  1. Комментируемая статья определяет субъектов, которые обязаны возместить убытки, причиненные поставщику (исполнителю), а также покупателю. Кроме того, в комментируемой статье урегулирован порядок предъявления требований поставщиком (исполнителем).

По общему правилу причиненные убытки и поставщику (исполнителю), и покупателю возмещаются государственным или муниципальным заказчиком, поскольку именно он является ответственным по государственным или муниципальным контрактам.

Однако комментируемая статья не учитывает, что ответственным по государственным или муниципальным контрактам является не только государственный или муниципальный заказчик, но и поставщик (исполнитель), а убытки могут быть причинены в том числе и государственному или муниципальному заказчику. При этом комментируемая статья вопросы возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам не регулирует. Полагаем, что в этой связи комментируемая статья требует дополнения в части определения порядка возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам.

Также комментируемая статья, предоставляя поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, если таковые убытки не возмещаются, не устанавливает порядка предъявления такого требования и порядка возмещения убытков, поскольку если убытки изначально в связи с выполнением государственного или муниципального контракта не были возмещены, то возникает вопрос о том, каков их порядок возмещения в дальнейшем и какой субъект будет их возмещать. Полагаем, что возмещение убытков в таком случае возможно в результате предъявления поставщиком (исполнителем) исковых требований (в судебном порядке) к государственному или муниципальному заказчику.

Невозмещение поставщику (исполнителю) убытков является основанием для расторжения государственного или муниципального контракта. В этом случае поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

  1. Судебная практика:

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 N 04АП-3230/13;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 N 09АП-20536/2014-ГК;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 N 18АП-1091/2014;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 N 09АП-46525/2013-ГК;

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.12.2013 N Ф09-13502/13 по делу N А60-11264/2013;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 N 02АП-7941/13;

— Определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17.10.2013 по делу N 33-9887;

— Определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 26.09.2013 по делу N 33-2094;

— Определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17.09.2013 по делу N 33-4829/2013;

— Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 04.09.2013 по делу N 33-14354/2013.

 

Статья 534. Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту

 

Комментарий к статье 534

 

  1. Комментируемая статья предполагает возможность для государственного или муниципального заказчика отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом.

Определенных оснований для отказа комментируемая статья не содержит. При этом ст. ст. 34 и 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают, что в государственный или муниципальный контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Также государственный или муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В случае отказа от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, и если такой отказ повлек за собой расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик должен возместить причиненные в связи с этим убытки.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 20.03.2012 N ВАС-2605/12;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 16.06.2004 N 63-Г04-6;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 10АП-9223/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 N 03АП-4267/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 N 09АП-31752/2014-ГК;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 N 04АП-3230/13;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 11АП-11015/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 N 20АП-3630/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 17АП-5666/2009-ГК;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 N 09АП-24800/11;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1674/13 по делу N А78-6395/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 22.02.2012 N Ф05-107/12 по делу N А40-141843/10-39-1237;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 N 18АП-1184/2010;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2010 N А60-34146/2010-С12;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2014 N Ф08-2560/14 по делу N А15-1458/2013;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1676/13 по делу N А78-6394/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2013 N Ф02-5605/12 по делу N А78-3090/2012.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code