Статья 472 ГК РФ. Срок годности товара

Комментарий к статье 472

 

  1. Срок годности товара — это срок, в течение которого товар считается пригодным для использования. Так, согласно ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

От гарантийного срока срок годности отличается тем, что гарантийный срок — это срок, в течение которого товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его качеству. То есть эти два срока отличаются критериями их определения:

— срок годности — использованием;

— гарантийный срок — качеством.

С другой стороны, оба этих срока должны зависеть от использования товара, однако гарантийный срок напрямую зависит от использования товара, так как качество товара в результате использования (нормального износа) изменяется (ухудшается), а срок годности товара зачастую от факта использования не зависит, например, если предметом договора купли-продажи являются продукты питания, парфюмерно-косметические средства, лекарственные препараты, срок годности на них все равно течет, независимо от того, приступил покупатель к их использованию или нет.

Если на товар установлен срок годности, то продавец должен передать его покупателю с таким расчетом, чтобы до истечения срока годности товара он мог быть уже использован покупателем. На практике же данное требование очень часто нарушается, в особенности это касается продуктов питания и парфюмерно-косметических средств. Так, например, парфюмерный товар или предметы декоративной косметики могут продавать со сроком годности, который истечет через полмесяца или месяц, в течение которого продавец, если приобретет этот товар, может не успеть к истечению срока годности его использовать.

То же касается и продуктов питания, срок годности которых в ближайшем времени должен истечь и на которые в крупных магазинах зачастую продавцы умышленно снижают цену в целях скорейшей их реализации.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 27.10.2008 N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

— ФЗ от 24.06.2008 N 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»;

— ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

  1. Судебная практика:

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 09АП-37067/2014;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 13АП-12737/14;

— Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2014 N Ф05-7291/14 по делу N А40-43913/13-112-411;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 N 01АП-3735/12;

— Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 13.05.2014 по делу N 33-4979/2014;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2014 N Ф07-3633/13 по делу N А56-62627/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.1996 N 11/27;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 N 04АП-5101/12;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.11.2009 по делу N А31-968/2009;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2005 N А19-3901/04-31-Ф02-5714/04-С2;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 N 03АП-1055/2008;

— Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2009 N А68-434/09-11/ГП-1-09 (Ф10-4822/09).

 

Статья 473. Исчисление срока годности товара

 

Комментарий к статье 473

 

  1. Момент начала течения срока годности товара связан, как правило, с моментом его изготовления, так как с этого момента товар может использоваться по назначению. Также истечение срока годности товара может быть связано и с наступлением конкретной даты, по наступлении которой товар уже не будет считаться годным к использованию, однако определение и этой даты зависит от момента изготовления товара.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Очевидно, что такой срок годности может быть установлен только производителем товара, поскольку только он знает состав данного товара, то есть ингредиенты, из которых он был изготовлен, срок годности которых определяет и срок годности товара в целом.

Что касается способов указания срока годности в отношении товара, то эти способы зависят от вида товара в целом.

  1. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Центрального округа от 28.10.2009 N Ф10-3936/09 по делу N А48-4722/08-4;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 13АП-19585/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 09АП-37067/14;

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.09.2014 N Ф06-13981/13 по делу N А72-566/2014;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 N 01АП-3735/12;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 N 11АП-6660/14;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 N 06АП-1749/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 17АП-3776/2014-ГК;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2014 N Ф08-1399/14 по делу N А53-17623/2013;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 N 07АП-1431/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 N 09АП-1072/14.

 

Статья 474. Проверка качества товара

 

Комментарий к статье 474

 

  1. Проверка качества товара — установление соответствия товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке и (или) условиям договора с покупателем.

Правовое регулирование проверки качества товара осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. В случае если законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрена обязательность проверки качества товара и при этом обязанность проведения проверки возлагается на продавца, то продавец обязан ее провести до передачи товара покупателю, а покупателю предоставить доказательства проведения такой проверки.

В настоящее время продолжает действовать ГОСТ 15467-79, который устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области управления качеством продукции. Продукция рассматривается ГОСТ 15467-79 как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции зависит от качества составляющих ее изделий и материалов.

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т.п., а также может быть безразмерным.

К методам определения показателей качества продукции относятся:

1) измерительный метод — метод, осуществляемый на основе технических средств измерений;

2) регистрационный метод — метод, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат;

3) расчетный метод — метод, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров;

4) органолептический метод — метод, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств;

5) экспертный метод — метод, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами;

6) социологический метод — метод, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции.

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции.

В общем случае оценка уровня качества состоит из следующих этапов:

— выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности;

— выбор или разработка методов определения значений показателей качества;

— выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

— определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;

— сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего;

— обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.

Содержание каждого из перечисленных этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки, какие варианты возможных решений следует сравнивать между собой и на какие вопросы ответить при обосновании рекомендаций.

По результатам оценки уровня качества в отношении продукции устанавливаются следующие показатели:

1) годная продукция — это продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям;

2) дефектная единица продукции (дефект);

3) бракованная единица продукции (брак);

4) сорт продукции — это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией. Некоторые виды продукции делятся на сорта в зависимости от количества, видов и значений допускаемых отклонений. При этом одни и те же недостатки продукции считаются ее дефектами применительно к более высокому сорту и относятся к допускаемым отклонениям для продукции менее высокого сорта.

  1. Проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи, в случаях, когда порядок проверки качества товара не закреплен обязательными требованиями, предусмотренными законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи. Обратим внимание, что согласно ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в ст. 5 ГК РФ термин «обычаи делового оборота» заменен на термин «обычаи», что, однако, не повлекло за собой его сущностных изменений, поэтому во многих случаях на практике продолжает применяться термин «обычаи делового оборота», и это не является нарушением действующего законодательства. Кроме того, во многих национальных актах по-прежнему сохраняется термин «обычаи делового оборота», в частности в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 (см. п. 4). Более того, и в самом ГК РФ сохранился термин «обычаи делового оборота». Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (см. также ст. ст. 311, 312, 314, 315, 316, 474 и др. ГК РФ).
  2. Продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара в случае, когда обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю, предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи. При этом порядок проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, равно как и иные связанные с этим условия, должны быть одними и теми же (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2006 по делу N А52-283/2006/1).
  3. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

— ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госкомстандарта СССР от 26.01.1979 N 244).

  1. Судебная практика:

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N 07АП-5561/14;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2006 по делу N А52-283/2006/1;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.08.2014 N Ф04-7184/14 по делу N А46-14774/2013;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 15АП-11352/2014;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 15АП-10517/2014;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 N 17АП-7866/2014-ГК;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 N 12АП-7251/14;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 N 01АП-3224/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 20АП-4139/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 N 15АП-12459/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 N 11АП-10467/14;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 N 19АП-3913/14;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 N 18АП-8502/2014;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 N 11АП-10050/14.

 

Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества

 

Комментарий к статье 475

 

  1. В случае если покупателю будет передан товар ненадлежащего качества, то есть товар, которые имеет недостатки, из-за которых он не соответствует требованиям, предъявляемым к его качеству, то покупателю в целях защиты его прав и законных интересов предоставляются следующие права:

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены — то есть уменьшения цены на тот размер денежных средств (ту сумму), которая была бы уплачена покупателем, если бы товар полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к его качеству;

— потребовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, то есть приведение качества товара в соответствие с предъявляемыми к нему требованиями;

— потребовать возмещения своих расходов на устранение недостатков товара — осуществление самостоятельно затрат на приведение качества товара в соответствие с предъявляемыми к нему требованиями и предъявление требования о возмещении того размера денежных средств (той суммы), которые покупатель вынужден был потратить на устранение недостатков качества товара.

В случае если покупателю передается товар с существенными недостатками качества, то есть такими недостатками, которые устранить либо невозможно, либо их устранение представляет определенные затруднения, то покупателю предоставляются следующие права:

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, то есть применить правило о реституции — возвратить все, что было получено по договору купли-продажи;

— потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. В данном случае замена товара должна быть произведена без взимания с покупателя дополнительной платы.

Следует обратить внимание на то, что все вышеуказанные требования покупатель вправе предъявить непосредственно продавцу, то есть потребовать от него добровольного удовлетворения его требований. В случае отказа продавца удовлетворить эти требования покупатель вправе обратиться в суд.

Также право предъявить указанные требования распространяется и на комплектующие товары.

Кроме того, данные требования могут быть предъявлены, если из договора или из закона не вытекают какие-либо особенности предъявления данных требований либо возможность предъявить иные требования.

  1. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16;

— Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф02-4357/14 по делу N А33-8042/2013;

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2014 N Ф06-15457/13 по делу N А55-22902/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6793/14 по делу N А07-2327/2013;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 13АП-11785/2014;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 20АП-5070/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 20АП-4494/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 07АП-4935/14;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 04АП-4089/14;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 04АП-3796/14;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2014 N Ф09-1893/14 по делу N А50-14667/2013;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 11АП-13404/14.

 

Статья 476. Недостатки товара, за которые отвечает продавец

 

Комментарий к статье 476

 

  1. В случае если покупатель предъявляет требования, связанные с качеством товара, то в отношении продавца действует так называемая презумпция невиновности, поскольку при предъявлении таких требований покупатель обязан доказать, что недостатки качества товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до такой передачи. Иными словами, что недостатки качества не имели место по причинам неправильной эксплуатации, действий самого покупателя, направленных на причинение вреда качеству товара, то есть необходимо доказать тот факт, что недостатки качества товара возникли по вине продавца и по тем причинам, за которые отвечает продавец.

В случае если на товар была предоставлена гарантия качества, то есть соответствие товара требованиям, предъявляемым к его качеству, в течение определенного периода, то презумпция невиновности действует в отношении покупателя, так как в этом случае продавец должен доказать, что недостатки товара возникли по вине покупателя либо в результате действия непреодолимой силы, то есть вследствие неправильной эксплуатации товара, использования товара не в соответствии с правилами и инструкциями, а также в результате действий третьих лиц, либо непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает.

Что касается непосредственно предмета доказывания при установлении гарантии качества, то из материалов судебной практики следует, что продавцу необходимо доказывать причину возникновения недостатков. Так, ООО «Ярослав Мудрый-Авто», ООО «ЯрАгроСнаб» и ООО «РК «НОМОС-лизинг» подписали договор поставки, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель приобретает со склада продавца в г. Ярославле автомобиль — грузовой тягач. В соответствии с письмом-уведомлением зафиксирована неисправность при движении автомобиля по трассе, в связи с чем были предъявлены соответствующие требования. Однако суд установил, что в данном случае необходимо доисследовать вопрос о причинах возникновения недостатков, препятствующих пользованию автомобилем, а также момент возникновения этих недостатков (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2010 по делу N А82-9532/2009).

  1. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

  1. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф02-4357/14 по делу N А33-8042/2013;

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2014 N Ф06-15457/13 по делу N А55-22902/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6793/14 по делу N А07-2327/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2014 N Ф05-11528/14 по делу N А40-3706/2014;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 18АП-11376/2014;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 13АП-11785/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 20АП-5070/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 07АП-4935/14;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 04АП-4089/14;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 10АП-11713/13;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2010 по делу N А82-9532/2009.

 

Статья 477. Сроки обнаружения недостатков переданного товара

 

Комментарий к статье 477

 

  1. Требования, связанные с недостатками товара, а именно нарушением требований, предъявляемых к его качеству, покупатель может предъявить в течение сроков, установленных ГК РФ. В свою очередь, эти сроки можно разделить на три большие группы:

— разумные сроки. Это сроки, в течение которых можно предъявить требования, связанные с качеством товара, при условии, что на товар не был установлен гарантийный срок. Конкретной продолжительности разумного срока не установлено, однако максимальная продолжительность такого срока составляет два года, которые исчисляются с момента передачи товара покупателю. При этом максимальная продолжительность разумного срока может быть и более двух лет при условии, что такая продолжительность установлена законом или договором;

— гарантийные сроки, которые исчисляются при их установлении;

— сроки годности.

Особенности предъявления требований, связанных с недостатками качества товара, установлены только в отношении гарантийных сроков, поскольку их установление зависит от вида товара, а именно от того, является ли товар основным либо он является укомплектованным (главная вещь и принадлежность). На главную вещь и принадлежность могут быть установлены разные гарантийные сроки, что может быть связано с особенностями использования таких товаров либо с качеством материалов, из которых вещь была изготовлена. Например, если предметом договора купли-продажи является радиотелефон, который передается по договору купли-продажи вместе с аккумуляторной батареей, то, поскольку аккумуляторная батарея может использоваться и для других радиотелефонов, на нее может быть установлен больший гарантийный срок. Итак, на практике на главную (основную) вещь может быть установлен гарантийный срок как больший, чем на принадлежность, так и меньший. В первом случае в отношении комплектующего товара могут быть предъявлены требования и в течение гарантийного срока, установленного на основной товар, так как основной товар без комплектующего изделия не может быть использован. А во втором случае требования предъявляются в течение всего гарантийного срока, но обратим внимание, что в отношении основной вещи такие требования по истечении гарантийного срока предъявлены быть не могут, так как качество такого товара может не соответствовать качеству принадлежности, из-за чего покупатель не сможет использовать товар даже в случае предъявления требований в течение гарантийного срока на принадлежность.

  1. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

— ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

  1. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2014 N Ф05-9212/13 по делу N А40-133519/12-50-1336;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 N 11АП-13404/14;

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.10.2014 N Ф06-15771/13 по делу N А57-18711/2013;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 19АП-5542/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 03АП-5061/14;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 02АП-7819/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 N 20АП-1306/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 15АП-14950/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 09АП-39516/2014;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2014 N Ф08-7491/14 по делу N А53-19464/2012;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 15АП-16934/14;

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.10.2014 N Ф01-3714/14 по делу N А43-20543/2012;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 12АП-8900/14.

 

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code