Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах

Комментарий к статье 447

 

  1. Действующее законодательство не содержит определения понятия «торги», но его можно сформулировать, основываясь на анализе правовых норм. Торгами является особый порядок заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное управомоченное лицо организует состязание между лицами на предмет наиболее приемлемых (выгодных) условий договора. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Следует обратить внимание на то, что не всякий договор может быть заключен на торгах. К примеру, такой способ неприемлем для фидуциарных сделок, т.е. сделок, в которых особую роль играют доверительные отношения между контрагентами.

  1. В п. 2 комментируемой статьи урегулирован вопрос об организаторе торгов. Им может быть собственник вещи (другого имущества) либо обладатель иного имущественного права на вещь (речь идет о вещных или обязательственных правах, возникающих из договоров, актов органов власти и т.д.). Организатором торгов может быть также лицо, действующее от имени владельца вещи (или от своего имени), в том числе специализированная организация, с которой владелец вещи заключает договор о реализации вещи посредством торгов. Особые требования (в т.ч. лицензионные) к таким организациям установлены законом (напр., ФЗ «Об организованных торгах»).
  2. Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, законом может быть предусмотрено, что продажа вещи или имущественного права может осуществляться только посредством торгов. В настоящее время законодательство предусматривает следующие случаи:

— реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов (ст. 350 ГК РФ);

— реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено во внесудебном порядке, осуществляется путем продажи с торгов (ст. 350.1 ГК РФ);

— продажа предприятия должника в рамках процесса банкротства осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона (ст. 110 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

— продажа права заключения соглашения о разделе продукции осуществляется посредством аукциона (ст. 6 ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции») и т.п.

  1. Как следует из п. 4 комментируемой статьи, в зависимости от количества и характера условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние подразделяются на аукционы и конкурсы.

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика), хотя второй вариант в законе не назван прямо.

Конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.

В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи (обладателем реализуемого имущественного права), если законом не определено иное (примеры чего были приведены выше).

Предметом торгов может быть заключение договора или право на заключение договора.

  1. Как следует из п. 5 комментируемой статьи, действительность торгов напрямую зависит от числа их участников; поскольку при наличии единственного участника смысл торгов теряется, они признаются недействительными. О правовых последствиях недействительности торгов см. ст. 449 ГК РФ.
  2. Согласно п. 6 комментируемой статьи, правила организации торгов и порядок их проведения, предусмотренные ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, применяются и к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, например, если речь идет о процедуре ликвидации признанного банкротом юридического лица, осуществляемой по решению арбитражного суда, а также обо всех иных случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. С названным положением ГК РФ корреспондируют положения ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающие правила продажи имущества должника на открытых торгах (если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи).
  3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

— ФЗ от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

— ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— ФЗ от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

— Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 N 585;

— Постановление Правительства РФ от 05.09.2001 N 653.

  1. Судебная практика:

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 N 09АП-44523/2013 по делу N А40-27312/13;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2013 по делу N А60-37762/2013;

— Определение Верховного суда Чувашской Республики от 23.12.2013 по делу N 33-4580/13;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2013 по делу N А60-12255/2013;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 N 09АП-18562/2013-ГК РФ по делу N А40-2170/2013.

 

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

 

Комментарий к статье 448

 

  1. В п. 1 комментируемой статьи предусматривается деление торгов (аукционов и конкурсов) на открытые и закрытые. Основанием такого деления служит степень свободы участия в торгах. В то время как в открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых торгах участвуют только специально приглашенные для этого лица.

Возможность участия в открытых торгах любого лица не означает, что законодательством не могут быть установлены определенные требования, ограничения в отношении лиц, которые могут участвовать в открытых торгах. Например, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в открытых торгах покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Вид торгов может быть предусмотрен законом.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основные правила, касающиеся извещения о проведении торгов, в том числе правила, предусматривающие сроки, в которые должно быть сделано извещение о проведении торгов, а также требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Извещение о проведении торгов не является публичной офертой, поскольку договор, заключаемый на торгах, не может быть заключен с любым лицом, которое отзовется на оферту. Извещение является актом, выражающим волю организатора торгов заключить договор путем проведения торгов и фиксирующим основные параметры торгов.

Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до проведения торгов, если иное не предусмотрено законом.

Извещение должно содержать сведения:

— о времени торгов;

— о месте торгов;

— о форме торгов;

— о предмете торгов;

— о порядке проведения торгов (в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги);

— о начальной цене (для аукционов, а также конкурсов, в которых одним из условий является условие о цене);

— о сроке подписания договора с лицом, выигравшим торги (для торгов, предметом которых является только право на заключение договора).

Организатор торгов вправе указать в извещении о проведении торгов иные сведения помимо обязательных. Законом могут быть установлены дополнительные требования к содержанию извещения о проведении торгов.

Комментируемый пункт не устанавливает требований к форме извещения о проведении торгов. Логично предположить, что наиболее распространенной формой является письменная.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность, условия и последствия отказа организатора торгов от проведения торгов.

Предусмотрена возможность организатора открытых торгов, сделавшего извещение, отказаться от проведения открытых торгов. В законе или в извещении о проведении торгов может быть сделано исключение из этого общего правила, т.е. предусмотрена невозможность отказа от проведения торгов. Что касается закрытых торгов, то возможность отказа от их проведения прямо не предусматривается, но косвенно подразумевается.

По общему правилу отказ от проведения открытого аукциона может последовать в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а отказ от проведения открытого конкурса — не позднее чем за 30 дней до его проведения. Законом или извещением о проведении открытых торгов могут быть предусмотрены иные сроки отказа от проведения открытых торгов.

В случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков для отказа от торгов, установленных комментируемым пунктом, иным законом или извещением о проведении торгов, он обязан возместить участникам торгов нанесенный им реальный ущерб. Если же законом или извещением о проведении открытых торгов предусмотрена невозможность отказа от таковых, организатор этих торгов, отказавшийся от их проведения, обязан возместить участникам торгов реальный ущерб независимо от времени отказа от их проведения.

Если организатор закрытых торгов (аукциона или конкурса), в отношении которого отказ от торгов в п. 3 комментируемой статьи не предусмотрен, все же отказался от проведения торгов, то он обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

  1. В п. 4 комментируемой статьи изложены правила внесения задатка, а также его возвращения участникам торгов. Задаток возвращается в двух случаях:

а) если торги не состоялись;

б) если лица участвовали в торгах, но не выиграли их.

Если же лицо выиграло торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному с ним договору. Так, в соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, лицам, перечислившим задаток для участия в аукционе, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам аукциона, за исключением его победителя, — в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов аукциона;

б) претендентам, не допущенным к участию в аукционе, — в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона.

Задаток победителя аукциона по продаже федерального имущества подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 5 календарных дней со дня, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

  1. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует последнюю стадию торгов — заключение договора с лицом, выигравшим торги.

Абзац 1 п. 5 распространяется на торги всех видов, абз. 2 — на торги, предметом которых является право на заключение договора:

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было заключение договора, имеет силу договора, ради заключения которого проводились торги;

— протокол о результатах торгов, предметом которых было право на заключение договора, является правовым актом (документом), закрепляющим результаты торгов и подтверждающим право на заключение договора;

— лицо, выигравшее торги (как торги, предметом которых было заключение договора, так и торги, предметом которых было право на заключение договора), при уклонении от подписания протокола о результатах торгов утрачивает внесенный им задаток;

— организатор торгов (как торгов, предметом которых было заключение договора, так и торгов, предметом которых было право на заключение договора) при уклонении от подписания протокола о результатах торгов обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей двойную сумму задатка;

— договор по результатам торгов, предметом которых было право на заключение договора, должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении о проведении торгов срока после завершения торгов и оформления (подписания) протокола о результатах торгов. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Следует иметь в виду, что, поскольку в торгах, предметом которых является заключение договора, протокол имеет силу договора, моментом заключения договора следует считать момент подписания протокола о результатах торгов.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— ФЗ от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

— Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 N 585;

  1. Судебная практика:

— Определение Свердловского областного суда от 17.12.2013 по делу N 33-14040/2013;

— решение ВС РФ от 01.07.2013 N АКПИ13-430;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 N 09АП-4614/2013-ГК РФ, 09АП-4616/2013-ГК РФ, 09АП-5231/2013-ГК РФ по делу N А40-151883/2010;

— Определение Самарского областного суда от 16.05.2013 по делу N 33-3890/2013.

 

Статья 449. Последствия нарушения правил проведения торгов

 

Комментарий к статье 449

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возможность в судебном порядке по иску заинтересованного лица признавать недействительность торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом. При этом законодатель не уточняет, нарушение каких правил может служить основанием для признания торгов недействительными.

В Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, содержатся некоторые уточнения:

— иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению;

— отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица;

— при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов;

— нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов;

— ссылка истца на неправильную оценку имущества, выставленного на публичные торги в рамках исполнительного производства, не может быть принята во внимание при оценке соблюдения порядка их проведения;

— лицо, обязательственные права в отношении которого проданы с публичных торгов, не вправе требовать признания их недействительными вследствие нарушения порядка проведения торгов, которые не затрагивают его права и законные интересы.

  1. По смыслу п. 2 комментируемой статьи признание торгов недействительными автоматически влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. При признании недействительными торгов нет необходимости отдельно признавать недействительным договор, заключенный в результате торгов. В то же время одно лишь соблюдение правил проведения торгов не гарантирует правомерности заключенного на них договора.

Следует также иметь в виду, что комментируемая статья не содержит оснований для признания победителем торгов и заключения договора с лицом, представившим предпоследнее предложение по цене лота, в случае признания торгов недействительными. Признание торгов недействительными влечет лишь недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63;

— Постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А63-7430/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу N А12-9802/2013.

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 по делу N А33-921/2013.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code