Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Статья 124 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

 

Комментарий к статье 124

 

  1. Комментируемая статья развивает нормы абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ и закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права.

Указанные субъекты в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Вместе с тем содержащееся в п. 2 комментируемой статьи указание на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним могут не быть применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает прежде всего, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям. Например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— письмо ФАС РФ от 27.03.2007 N АК/4056;

— письмо Казначейства России от 27.07.2006 N 42-7.1-15/9.2-311.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— Определение КС РФ от 05.07.2005 N 297-О;

— Определение ВС РФ от 11.12.2013 N 18-АПГ13-11;

— Определение ВАС РФ от 27.09.2013 N ВАС-12964/13 по делу N А40-135948/11-82-1109.

 

Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

 

Комментарий к статье 125

 

  1. Согласно положениям п. п. 1, 2 комментируемой статьи в качестве общего правила закреплено положение, в соответствии с которым от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках установленной компетенции могут органы государственной власти и муниципальные органы.

Таким образом, в Российской Федерации реализована так называемая плюралистическая модель участия государства и иных публично-правовых образований в имущественных правоотношениях. А система органов, которые наделены компетенцией участия в имущественном обороте, закрепляется в нормах публичного права, что является одним из проявлений публично-правовых начал в регулировании этих отношений.

Основным недостатком данной модели в Российской Федерации является тот факт, что система органов государственной власти, их компетенция находятся в постоянной законодательной динамике вследствие отсутствия устойчивой структуры органов государственной власти, что делает достаточно сложной задачу закрепления ее в оптимальном виде. Так, например, в Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 с момента его вступления в силу изменения и дополнения вносились уже более 5 раз, а в Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 изменения и дополнения вносились более 20 раз.

В отношении органов местного самоуправления и их компетенции, в том числе в гражданско-правовых отношениях, ситуация складывается еще более плачевная. Так, с момента принятия ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в него были внесены изменения и дополнения более 80 раз.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность от имени публично-правовых образований выступать государственным органам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам. Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами:

— федеральные законы;

— указы Президента РФ;

— акты Правительства РФ;

— акты субъектов РФ;

— акты муниципальных образований.

Данный перечень актов свидетельствует об определенной степени произвольности решений законодателя в вопросе наделения обозначенными представительскими полномочиями.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

— Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314;

— Приказ Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 N 229;

— письмо Минфина РФ от 09.08.2006 N 08-04-14/4048;

— письмо Казначейства России от 27.07.2006 N 42-7.1-15/9.2-311.

  1. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 03.07.2013 N 11-АПГ13-7;

— Определение ВС РФ от 20.04.2012 N 34-КГ12-1;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2014 по делу N А60-716/2014;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2014 по делу N А60-42624/2013.

 

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

 

Комментарий к статье 126

 

  1. Комментируемая статья закрепляет общее правило ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Согласно указанному правилу публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. При этом п. 1 комментируемой статьи устанавливает три изъятия из вышеуказанного правила.

Во-первых, кредиторы не могут обращать взыскание на имущество публичных образований, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данное исключение связано с положениями п. п. 2 и 3 комментируемой статьи о раздельной ответственности публичных образований и созданных ими юридических лиц по обязательствам друг друга.

Во-вторых, иммунитетом от взысканий обладает имущество публичных образований, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Виды такого имущества устанавливаются законом (см. ст. ст. 212, 214, 215 ГК РФ).

В-третьих, обращение взыскание на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

  1. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи закрепляют общий принцип раздельной ответственности публичных образований и созданных ими юридических лиц. Указанный принцип четко устанавливает, что по общему правилу никто из них не отвечает по обязательствам друг друга. Однако имеются и исключения. Так, п. 2 ст. 7 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
  2. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи закреплен принцип раздельной ответственностью по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные виды публичных образований отвечают самостоятельно по своим обязательствам, и никто из них не отвечает по обязательствам друг друга. Данное правило также находит свое выражение в иных положениях ГК РФ (см., например, ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ).
  3. Пункт 6 комментируемой статьи закрепляет ответственность публичных образований в случаях принятия ими на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права. Порядок предоставления таких гарантий определяется БК РФ (ст. ст. 115 — 117).

Государственные и муниципальные гарантии широко используются как форма государственной (муниципальной) поддержки в самых различных сферах, что вызывает значительный интерес у хозяйствующих субъектов. Указанные гарантии предоставляются Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в пределах общих сумм, установленных государственным или муниципальным бюджетом, как правило, на конкурсной основе и оформляются соответствующими письменными соглашениями, причем гарант несет субсидиарную ответственность в пределах суммы выданной гарантии.

  1. Применимое законодательство:

— БК РФ;

— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.

  1. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 19.06.2012 N 1202-О;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;

— Определение ВС РФ от 17.05.2013 N 26-КГ13-2;

— Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 N Ф09-11144/10-С5 по делу N А71-3198/2010-Г20(Г22);

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2014 по делу N А60-41158/2013;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2012 по делу N А60-29616/2012.

 

Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

 

Комментарий к статье 127

 

  1. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Комментируемая статья определяет особый порядок ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием «иностранного элемента» и лица без гражданства. Положение указанной статьи содержит отсылку к специальному закону об иммунитете государства и его собственности, который до настоящего времени не принят.

Положения комментируемой статьи опираются на положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ.

В связи с этим уместно отметить положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

  1. Основополагающим международно-правовым источником, закрепляющим иммунитет государств и регулирующим отношения, связанные с его реализацией, является Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.2004).

Статья 5 Конвенции устанавливает, что государства обладают иммунитетом в отношении себя и своей собственности от юрисдикции судов другого государства.

Государства — участники Конвенции обеспечивают иммунитет других государств, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивают, чтобы их суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства в соответствии со ст. 5 Конвенции.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности основывается на доктрине ограниченного (функционального) иммунитета. Исходя из нее, государство пользуется иммунитетом только при осуществлении суверенных функций (jure imperie) и не пользуется при осуществлении действий коммерческого характера (jure gestionis). На концепции ограниченного иммунитета основывается регулирование соответствующих вопросов законодательством США, а также Великобритании.

Концепция абсолютного иммунитета строится на том, что любое государство и принадлежащая ему собственность всегда обладают абсолютным иммунитетом от юрисдикции других государств.

  1. Применимое законодательство:

— Конституция РФ;

— Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961);

— Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.2004).

  1. Судебная практика:

— Постановление Европейского суда по правам человека от 14.03.2013 «Дело «Олейников (Oleynikov) против Российской Федерации» (жалоба N 36703/04) (Первая секция);

— Постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2012 г. N Ф05-304/12 по делу N А40-59042/2011;

— Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2011 г. N Ф05-12841/11 по делу N А40-10993/2011;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2010 г. по делу N А19-4734/09;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2010 г. по делу N А19-12448/09;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2010 г. по делу N А78-3207/2009.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code