Некоммерческие организации

Комментарий к ГК РФ

Некоммерческие организации

Утратил силу с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

 

  • 6. Некоммерческие корпоративные организации

 

  1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

 

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

 

Комментарий к статье 123.1

 

  1. Комментируемая статья на основе введенных в ГК РФ положений о делении юридических лиц на корпоративные и унитарные (см. ст. 65.1) дает законодательную дефиницию понятия некоммерческой корпоративной организации. К ранее устоявшимся признакам некоммерческой организации (извлечение прибыли не преследуется в качестве основной цели деятельности организации, а полученная прибыль не распределяется между ее участниками) законодатель дополнительно ввел признак возможного непосредственного участия учредителя (участников) в деятельности некоммерческой организации, в том числе и путем формирования высшего органа управления.

Безусловно, указанная конструкция некоммерческой организации, в целях ее правовой оценки, должна пройти испытание временем, поскольку изменения в параграф 4 ГК РФ вступили в силу сравнительно недавно — с 01.09.2014. Однако представляется, что закрепленная формулировка не является полностью выверенной и не соответствует в полной мере «духу» некоммерческой организации как формы объединения. В частности, «новое» понятие некоммерческой корпоративной организации унифицирует понятие учредителя и участника, приравнивает форму участия объединившихся лиц к статусу члена объединения и т.д. Представляется, что ранее установленное в законодательстве о некоммерческих организациях четкое деление учредителей, участников и членов организации, а также возрастание тенденций рассмотрения некоммерческих организаций как формы объединений граждан и их объединений для достижения именно общих нематериальных благ более соответствовали международной практике и находили свое отражение в российской правоприменительной практике и научных исследованиях.

  1. Положительным аспектом норм комментируемой статьи является закрепление исчерпывающего перечня организационных форм некоммерческих корпоративных организаций. К указанным видам некоммерческих организаций законодатель отнес: потребительский кооператив, общественную организацию, ассоциацию (союз), товарищество собственников недвижимости, казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общину коренных малочисленных народов РФ. При этом указанный перечень полностью коррелирует с общим перечнем организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленным п. 3 ст. 50 ГК РФ.
  2. Весьма странной представляется формулировка п. 3 комментируемой статьи, поскольку законодатель дополнительно сделал акцент на том факте, что некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. В связи с этим возникает вопрос: «Возможно ли создание некоммерческой организации неучредителями?». По нашему мнению, нет! Учредители всегда являются единственными субъектами, уполномоченными на создание некоммерческой организации, вопрос заключается лишь в том, участвуют ли учредители в деятельности некоммерческой организации в последующем и принимают ли участие в формировании органов управления.
  3. Одним из основополагающих признаков любого юридического лица является наличие в его собственности имущества. В связи с этим законодатель в комментируемой статье нормативно закрепил положение о наличии у некоммерческой корпоративной организации права собственности на свое имущество.
  4. Пунктом 5 комментируемой статьи повышена роль положений устава некоммерческой корпоративной организации. Данным локальным актом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации. В связи с этим полагаем, что в случае отсутствия в уставе некоммерческой корпоративной организации вышеуказанных положений решения по созданию филиалов и открытию представительств некоммерческой организации, участию в других организациях принимаются исключительно высшим органом управления некоммерческой корпоративной организации.

 

  1. Потребительский кооператив

 

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

 

Комментарий к статье 123.2

 

  1. Кооператив — такая организационно-правовая форма предпринимательства, для которой извлечение прибыли — специфическая цель, поскольку главным, для чего создается кооператив, его основной целью является удовлетворение личных потребностей членов кооператива на базе совместного ведения дел; и хотя кооперативы не всегда занимаются только обслуживанием своих членов, во всех случаях кооператив действует в интересах своих членов <41>.

———————————

 

Примечание.

Учебник «Корпоративное право» (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2007.

 

<41> См.: Корпоративное право: Учебник для студентов вузов / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2008 // URL: http://eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607_1252691339_korporativnoe_pravo.jpg.

 

Действующее законодательство предусматривает как коммерческую, так и некоммерческую форму деятельности кооперативов. Кооперативы, являющиеся коммерческими юридическими лицами, именуются производственными (см. п. 2 ст. 50 ГК РФ). Кооперативы, относящиеся к некоммерческим юридическим лицам, являются потребительскими (см. п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Анализируя различия между производственными и потребительскими кооперативами, следует отметить три существенных момента <42>:

———————————

 

Примечание.

Учебник «Корпоративное право» (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2007.

 

<42> См.: Корпоративное право: Учебник для студентов вузов / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2008 // URL: http://eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607_1252691339_korporativnoe_pravo.jpg.

 

1) во-первых, эффективность работы потребительских кооперативов напрямую зависит от их способности привлекать в свои ряды возможно большее количество членов. Большая численность пайщиков создает для таких кооперативов широкий и гарантированный рынок снабжения и сбыта. Производственный же кооператив, напротив, сталкивается с довольно жесткими ограничениями своей численности, что обусловлено прежде всего имеющимися производственными мощностями;

2) во-вторых, если создание потребительского кооператива возможно за счет объединения средств пайщиков, то для производственного кооператива таких средств недостаточно. Сложность проблемы заключается в том, что создаваемый производственный кооператив не может, как правило, предоставить сколько-нибудь солидное обеспечение под необходимый ему заем;

3) в-третьих, в потребительские кооперативы граждане объединяются для реализации отдельных своих целей. Для членов же производственного кооператива работа в нем является основной сферой деятельности и основным источником дохода.

Потребительский кооператив — некоммерческое корпоративное юридическое лицо — добровольное объединение лиц и капиталов (имущественных паевых взносов), целевым назначением которого является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов.

Потребительские кооперативы могут создаваться в одной из предусмотренных подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ организационно-правовых форм: жилищного кооператива, жилищно-строительного и гаражного кооператива, садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива, общества взаимного страхования, кредитного кооператива, фонды проката, сельскохозяйственного потребительского кооператива.

В комментируемой статье законодатель определяет общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи определяет требования к содержанию устава потребительского кооператива. Указанные положения в обязательном порядке должны найти свое отражение в основном локальном документе данной организационно-правовой формы некоммерческой корпоративной организации. В случае если перечисленные положения не находят свое отражения в уставе данного вида юридического лица, то при государственной регистрации в качестве юридического лица ему может быть отказано в приобретении данного статуса.

Представляется важным внесенное законодателем уточнение требований к наименованию потребительского кооператива. Такое наименование должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». В ранее действующей редакции ГК РФ допускалось также наличие в наименовании слов «потребительский союз» либо «потребительское общество». С 01.09.2014 в наименовании потребительского кооператива возможно применение словосочетания «потребительское общество» только в отношении общества взаимного страхования.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм преобразования потребительского кооператива по решению своих членов. В частности, он может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд, а жилищный или жилищно-строительный кооператив может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
  2. Применимое законодательство:

— ЖК РФ;

— ФЗ от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»

— ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

— ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

— Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2;

— Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.09.2013 по делу N 33-10899/2013.

 

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

 

Комментарий к статье 123.3

 

  1. Комментируемая статья закрепляет особую имущественную ответственность членов потребительского кооператива. Собранные членами кооператива добровольные взносы образуют паевой фонд кооператива, который выполняет в том числе и гарантийную функцию по отношению к кредиторам кооператива. При этом на основании п. 1 комментируемой статьи члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем пополнения паевого фонда. При невыполнении этой обязанности такие члены кооператива несут субсидиарную имущественную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Гарантией прав кредиторов при несоблюдении пайщиками своих обязанностей, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, также является возможность обращения кредиторов в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива.

  1. Применимое законодательство:

— ЖК РФ;

— ФЗ от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»

— ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

— ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

— Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 15.11.2013 N ВАС-16506/11;

— Определение ВАС РФ от 21.09.2011 N ВАС-7609/10;

— Определение ВАС РФ от 02.10.2009 N ВАС-12966/09;

— Определение ВАС РФ от 28.11.2008 N 14898/08;

— Определение СК по гражданским делам ВС Удмуртской Республики от 30.01.2012 по делу N 33-174/2012;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 05.08.1997 N 4-В97-45;

— Судебная практика по гражданским делам ВС Республики Карелия за I полугодие 2010 г.;

— Обобщение практики рассмотрения ВС Республики Карелия надзорных жалоб по гражданским делам, рассмотренным районными судами в I полугодии 2010 г.;

— Постановление Президиума Ростовского областного суда от 06.10.2011 N 44г-123;

— Определение Пермского краевого суда от 16.01.2012 по делу N 33-137;

— Определение Свердловского областного суда от 29.11.2011 N 33-16795/2011;

— решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2010 N А33-915/2010.

 

  1. Общественные организации

 

Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях

 

Комментарий к статье 123.4

 

  1. До 01.09.2014 ГК РФ не разграничивал понятия «общественная организация» и «общественное объединение», характеризуя их как синонимичные наряду с религиозными организациями. Так, в ст. 117 ГК РФ содержалось следующее определение: общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

С 01.09.2014 ГК РФ не только исключил из своей терминологии упоминание об общественном объединении как понятии, тождественном понятию общественная организация (кроме положений п. 4 ст. 213 ГК РФ), но и провел четкую грань между общественными и религиозными организациями. Отныне общественные организации признаются некоммерческими корпоративными юридическими лицами, а религиозные — некоммерческими унитарными юридическими лицами. Обратим внимание, что внесение указанных изменений в ГК РФ не исключает наличия общественного объединения как обобщающей юридической конструкции всех организационно-правовых форм общественных объединений, предусмотренных специальным федеральным законом. Таким законом выступает ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающий, что содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются данным Законом, ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Однако нельзя не учесть тот факт, что по стоянию на 01.09.2014 ст. 6 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не претерпела никаких изменений и по-прежнему регламентирует правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений). Полагаем, что подобный недочет должен быть в скором времени устранен.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит общее понятие общественной организации, делая при этом акцент на добровольность объединения граждан для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Основные цели создания общественной организации согласно комментируемой статье — удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, представление и защита общих интересов и достижение иных не противоречащих закону целей. Понятие «духовные потребности» охватывает широкий круг явлений, полный перечень которых дать невозможно. Довольно часто термином «духовные потребности» обозначают религиозные потребности граждан, хотя это является неоправданным сужением его содержания. В широком смысле «духовное» противопоставляется «телесному». Духовные потребности — это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, настолько разнообразны и общественные организации, создаваемые для их удовлетворения. При этом следует учесть, что довольно часто удовлетворение духовных потребностей в той или иной степени сочетается с удовлетворением потребностей материальных, например, в деятельности таких общественных организаций, как Союз писателей или Союз композиторов.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи акцентирует внимание на имущественной основе общественной организации и взаимоотношениях ее участников (членов) по этому поводу. Указанными нормами ГК РФ четко определено, что участники (члены) общественной организации не сохраняют прав на переданное организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организаций не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
  2. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность объединения общественных организаций в ассоциации (союзы) в порядке, установленном ГК РФ. Представляется весьма дискуссионным вопрос о соотношении указанных положений ГК РФ с нормами ст. 13 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», определяющими, что все общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Вполне возможно, что указанные коллизии будут в последующем устранены законодателем путем внесения изменений в один из вышеназванных актов.
  3. Пункт 4 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в которые может преобразовываться общественная организация по решению ее участников (членов).
  4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

— ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

— ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  1. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 28.11.2012 N 58-АПГ12-9;

— Определение ВС РФ от 16.05.2012 N 92-АПГ12-5;

— Определение ВС РФ от 02.08.2011 N 45-Г11-39.

 

Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

 

Комментарий к статье 123.5

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет минимальное число учредителей общественной организации. Указанное обстоятельство связано с исключением возможности наступления в общественной организации конфликта интересов. Также это связано с исключением фактической возможности формирования коллегиальных органов управления и контрольно-ревизионных органов, наличие которых в обязательном порядке предусмотрено ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязательные требования к содержанию устава общественной организации. Представляется, что на практике данные положения могут быть дополнены в зависимости от конкретного характера деятельности той или иной общественной организации.
  3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

— ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

— ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  1. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 28.11.2012 N 58-АПГ12-9;

— Определение ВС РФ от 17.05.2005 N 78-Г05-21.

 

Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации

 

Комментарий к статье 123.6

 

  1. Положения комментируемой статьи являются дополнительной гарантией и связующим звеном между положениями ст. 65.2 и положениями параграфа 6 гл. 4 ГК РФ в части определения обновленного гражданско-правового положения общественных организаций. Пункты 1 и 2 комментируемой статьи, закрепляя права и обязанностей участников (членов) общественной организации, определяют, что на данных субъектов распространяются права и обязанности, установленные для участников всех видов корпораций. В качестве «дополнительного бонуса» закреплено лишь право на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, а также обязанность уплачивать предусмотренные уставом общественной организации членские и иные имущественные взносы.
  2. Особое внимание следует обратить на положение комментируемой статьи, которое предусматривает право участника (члена) общественной организации выйти из организации. Принцип добровольного участия индивидов в объединениях закреплен в ст. 30 Конституции РФ, ч. 2 которой гласит о том, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Вместе с тем следует различать основания и порядок исключения из членов некоммерческой организации и основания добровольного выхода из состава членов общественной организации. Добровольный выход не требует принятия соответствующего решения на это какого-либо руководящего органа общественной организации.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет неотчуждаемость членства индивидов в общественной организации. Это обстоятельство весьма существенно меняет правоприменительную практику, поскольку ранее встречались случаи, когда члены некоммерческих организаций в связи с физической невозможностью участия в заседаниях руководящих органов, присутствия на собрании высшего органа управления передавали по доверенности свои права третьим лицам. Отныне эта практика может быть прекращена.
  2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

— ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

— ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

  1. Судебная практика:

— решение ВС РФ от 06.04.2011 N ГКПИ11-349;

— решение ВС РФ от 20.10.2010 N ГКПИ10-1057.

 

Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации

 

Комментарий к статье 123.7

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет дополнительные гарантии высшего органа управления общественной организации путем распространения на указанный орган положений п. 2 ст. 65.3 ГК РФ. Также закрепляется дополнительное исключительное право на принятие решений о размере и порядке уплаты участниками (членами) общественной организации членских и иных имущественных взносов.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязательность наличия в общественной организации единоличного исполнительного органа, при этом наименование указанного органа не имеет значение. При этом наличие постоянно действующего коллегиального органа оставляется на усмотрение высшего органа общественной организации. Данное положение вступает в противоречие с положениями ст. 8 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», определяющей, что высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В связи с этим возникает вопрос о полномочиях единоличного исполнительного органа общественной организации при возможном отсутствии постоянно действующего коллегиального исполнительного органа. Полагаем, практика применения новых норм ГК РФ даст на него ответ.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

— ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

— ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

 

  1. Ассоциации и союзы

 

Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)

 

Комментарий к статье 123.8

 

  1. В комментируемой статье дается понятие ассоциации (союза). Указанное понятие в отличие от ранее действующей редакции ГК РФ (до момента внесения в нее изменений ФЗ от 11.02.2013 N 8-ФЗ) предусматривает под указанным видом некоммерческих организаций возможность объединения не только юридических лиц, но и (или) граждан. При этом следует обратить внимание, что заявленное объединение может быть основано как на добровольном членстве, так и на обязательном (в установленных законом случаях). Подобного условия не содержат ни положения ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ни ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Правильное применение данного условия на практике требует более детального его разъяснения в рамках реализации норм ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, которая предусматривает лишь добровольное вступление и выход из объединений: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Любое объединение, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.04.1998 N 10-П, признав не соответствующими ст. 30 Конституции РФ оспариваемые заявителем положения ФЗ от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу) в той мере, в какой они допускают обязательность членства в товариществе собственников жилья без добровольного волеизъявления домовладельца. Данной правовой позиции соответствует толкование положений ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о праве на ассоциацию Европейским судом по правам человека. В деле «Сигурдур А. Сигурйонссон против Исландии» (Sigurdur a. Sigurjonsson v. Iceland) суд установил, что по законодательству Исландии членство в Автомобильной ассоциации «Фрали» было обязательным для получения водителем такси лицензии, и признал, что такое обязательное членство в организации, которая должна рассматриваться как частноправовое объединение в целях ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), нарушает право на свободу объединений <43>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) под ред. В.Д. Зорькина включен в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

 

<43> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.

 

Принципиально иную позицию Европейский суд занял в деле «Ле Конт (Le Compte), Ван Левен (Van Leuven) и Де Мейер (De Meyere) против Бельгии». Суд констатировал, что Орден врачей Бельгии, членами которого являлись заявители, — это «институт публичного права», поскольку, «будучи созданным законодателем, а не частными лицами, он интегрирован в государственные структуры… обеспечивая в соответствии с законодательством некоторый публичный контроль за профессиональной деятельностью врачей… Он пользуется в соответствии с законом очень широкими правами, в том числе административными и дисциплинарными, и использует в связи с этим процедуры, свойственные публичной власти» <44>. Поэтому, по мнению Европейского суда, Орден как институт публичного права не может быть признан ассоциацией в смысле ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Кроме того, создание данного Ордена бельгийским государством не является препятствием для врачей создавать профессиональные ассоциации и вступать в них, в противном случае статья 11 была бы нарушена… При этих обстоятельствах наличие Ордена врачей и, как следствие, обязанность врачей быть в его списке и подчиняться органам Ордена не преследуют цели ограничения и тем более ликвидации права, гарантированного ст. 11 п. 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» <45>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) под ред. В.Д. Зорькина включен в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

 

<44> Там же.

 

Примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) под ред. В.Д. Зорькина включен в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

 

<45> Там же.

 

Аналогичные правовые позиции сформулированы и Конституционным Судом РФ в отношении обязательного членства в некоторых объединениях публично-правового характера, которые создаются в соответствии с предписанием специального закона, когда такое участие в нем необходимо, этим лицам для занятия определенной профессией. И хотя Конституционный Суд РФ не использовал в своих определениях термины «организация частного права» и «организация публичного права», но и мотивы и выводы, содержащиеся в них, находятся в полном соответствии с вышеуказанными решениями Европейского Суда. К числу таких объединений, которые не попадают под защиту ст. 30 (ч. 2) Конституции РФ, Конституционный Суд РФ отнес коллегии адвокатов, создававшиеся в соответствии с Законом РСФСР от 20.11.1980 (в настоящее время это решение может быть распространено на адвокатские палаты). Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 11.03.1996 N 43-О, коллегии адвокатов, будучи негосударственными добровольными объединениями лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, тем не менее не обладают признаками тех общественных объединений, о которых идет речь в ст. ст. 19 и 30 Конституции РФ. В связи с этим требование, предъявляемое к лицу, желающему осуществлять защиту по уголовным делам, вступить в коллегию адвокатов не может расцениваться как понуждение к вступлению в общественное объединение (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ), поскольку адвокаты не являются членами таких объединений.

В другом Определении от 21.12.2000 N 282-О Конституционный Суд РФ подтвердил право законодателя устанавливать обязательный, т.е. недобровольный порядок вступления в коллегии адвокатов всех лиц, желающих осуществлять адвокатскую деятельность. Аналогичную позицию Конституционный Суд РФ занял и в Постановлении от 19.05.1998 N 15-П в вопросе об обязательности членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условия занятия такой профессией.

Таким образом, положения п. 1 комментируемой статьи об обязательном членстве в ассоциации (союзе) в установленных законом случаях не следует рассматривать как нарушение норм ч. 2 ст. 30 Конституции РФ.

Ассоциация (союз) создается для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) в соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи могут быть созданы:

1) объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов;

2) профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов;

3) профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие);

4) саморегулируемые организации и их объединения.

Также обратим внимание на положения подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ, где предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе:

1) некоммерческие партнерства;

2) саморегулируемые организации;

3) объединения работодателей;

4) объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций;

5) торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

  1. Не вполне корректной представляется формулировка п. 2 комментируемой статьи в части «привязки» гражданских прав и обязанностей ассоциаций (союзов) к соответствующим целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов). В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ любое юридическое лицо отвечает по своим обязательствам имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Таким образом, гражданские права и обязанности не связаны с целями деятельности, они связаны со статусом юридического лица у объединения, а вот вид юридического лица связан с целями деятельности объединения.
  2. Пунктом 3 комментируемой статьи развивается общее правило об ответственности юридических лиц, предусмотренное ст. 56 ГК РФ. В отношении ассоциации (союза) ГК РФ закрепляет, что указанный вид некоммерческой организации не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов (см. ст. 399 ГК РФ). При этом сама ассоциация (союз), являясь собственником своего имущества, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.
  3. Особенностью правового статуса ассоциации (союза) является то обстоятельство, что по решению своих членов она может быть преобразована лишь в строго определенные виды некоммерческих организаций: общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Вместе с тем указанные виды некоммерческих организаций имеют существенные различия и по целям, и по наличию членства, и по другим признака, поэтому в каждом конкретном случае следует индивидуально оценивать возможность подобного преобразования.

Обратим внимание, что положения п. 4 комментируемой статьи не содержат ранее закрепленной в п. 5 ст. 121 ГК РФ возможности преобразования ассоциации (союза) в некоммерческое партнерство. Такая позиция обусловлена тем, что, хотя правовой статус некоммерческого партнерства во многом и соответствует статусу ассоциации (союза) (оба вида корпораций основаны на добровольном членстве, имеют аналогичную структуру и компетенцию органов управления), между ними имеются существенные различия <46>:

———————————

 

Примечание.

Учебник «Корпоративное право» (отв. ред. И.С. Шиткина) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2007.

 

<46> См.: Корпоративное право: Учебник для студентов вузов / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2008 // URL: http://eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607_1252691339_korporativnoe_pravo.jpg.

 

1) во-первых, некоммерческое партнерство в рамках специальной правоспособности для реализации своих уставных целей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Исключением для занятия партнерством предпринимательской деятельностью является приобретение им статуса саморегулируемой организации;

2) во-вторых, члены некоммерческого партнерства при выходе из него получают часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность организации (за исключением членских взносов);

3) в-третьих, члены ликвидируемого некоммерческого партнерства вправе получить часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность. Иной порядок получения имущества при выходе из некоммерческого партнерства и распределения имущества при ликвидации партнерства может быть предусмотрен федеральными законами или учредительными документами.

Возможность получения части имущества при выходе из партнерства, а также распределения остающегося после ликвидации имущества между членами отличает некоммерческие партнерства от всех иных форм некоммерческих организаций и сближает их с хозяйственными обществами и товариществами.

  1. В п. 5 комментируемой статьи воспроизведено ранее содержавшееся в п. 6 ст. 121 ГК РФ условие о том, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами. Однако здесь следует обратить внимание, что раньше речь шла также и о возможности применения иных правовых актов, чего в комментируемой статье не предусмотрено.
  2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

— ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

— ФЗ от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

— ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

— ФЗ от 17.12.1999 N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;

— ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

— ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

— Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1;

— Закон РФ от 19.06.1992 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

  1. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 10.02.2009 N 244-О-О;

— Постановление КС РФ от 19.05.1998 N 15-П;

— Постановление КС РФ от 03.04.1998 N 10-П;

— Определение КС РФ от 21.12.2000 N 282-О;

— Определение КС РФ от 11.03.1996 N 43-О;

— Определение ВАС РФ от 03.03.2014 N ВАС-16867/13 по делу N А26-6684/2007;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.06.2001 N 64.

 

Статья 123.9. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)

 

Комментарий к статье 123.9

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет минимальное число учредителей ассоциации (союза). При этом специальными законами, которые могут устанавливать особенности правового положения ассоциации (союзов), число учредителей указанного вида некоммерческой организации может варьироваться, но только в сторону увеличения.
  2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет обязательные требования к содержанию устава ассоциации (союза). И хотя комментируемая статья не закрепляет этого, данные положения, исходя из логики норм п. 5 ст. 123.8 ГК РФ, могут быть дополнены в зависимости от конкретного характера деятельности той или иной общественной организации.

 

Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)

 

Комментарий к статье 123.10

 

  1. Правовые основы управления некоммерческой организацией закреплены в гл. 5 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Комментируемая статья устанавливает особенности управления такого вида некоммерческой организации, как ассоциация (союз).

В частности, п. 1 комментируемой статьи определен несколько иной круг (по сравнению со ст. 29 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза). Основой для этого являются положения п. 2 ст. 65.3 ГК РФ. При этом к указанному перечню добавлены полномочия на принятие решений:

— о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

— о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество;

— о размере субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

Указанный перечень вопросов не может быть отнесен к компетенции иных органов ассоциации (союза), например единоличного исполнительного органа (председателя, президента и др.) или постоянно действующего коллегиального исполнительного органа, которые могут быть образованы высшим органом управления ассоциации (союза).

  1. Пункт 2 комментируемой статьи определяет условия, при наличии которых высший орган ассоциации (союза) вправе реализовать свое право на досрочное прекращение полномочий органов данного объединения. Необходимо отметить, что перечень обстоятельств, при наступлении которых вышеуказанное право может быть реализовано, весьма неточен и неконкретен. В частности, весьма проблематично на практике дать однозначное определение понятию «грубое нарушение». Такое положение может привести к злоупотреблению высшим органом ассоциации (союза) указанным полномочием и, как следствие, частой смене руководящих органов в ней.

 

Статья 123.11. Права и обязанности члена ассоциации (союза)

 

Комментарий к статье 123.11

 

  1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового положений члена ассоциации (союза) по сравнению с общими правами и обязанностями, которые принадлежат всем членам корпораций. В частности, член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами, вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.
  2. В части обязанностей п. 2 комментируемой статьи предусматривает уплату предусмотренных уставом членских взносов. В случае принятия соответствующего решения высшим органом ассоциации (союза) также предусмотрена уплата дополнительных имущественных взносов в имущество ассоциации (союза).
  3. Членство в ассоциации (союзе), как и членство в общественной организации, неотчуждаемо. Конкретные последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом. Так, например, в ст. 32.1 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» предусмотрено, что членство в союзе потребительских обществ прекращается в случае:

— выхода из союза;

— ликвидации члена союза;

— исключения из союза;

— прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;

— исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.

При выходе потребительского общества или союза из соответствующего союза их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе. Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.

В ст. 56 Устава Торгово-промышленной палаты РФ (утв. Учредительным съездом ТПП РСФСР 19.10.1991) (с изменениями и дополнениями от 04.03.2011) предусмотрено, что в случае выхода из Торгово-промышленной палаты России членов палаты уплаченные взносы не возвращаются.

 

  1. Товарищества собственников недвижимости

 

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.12

 

  1. Особой разновидностью некоммерческих корпоративных организаций являются товарищества собственников недвижимости. В указанном наименовании данная организационно-правовая форма впервые введена в ГК РФ с 01.09.2014, однако она не является принципиально новой. Так, в частности, ст. 291 ГК РФ закреплено правовое положение товарищества собственников жилья как некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья стало следствием проведения в широких масштабах приватизации государственного и муниципального жилья. Граждане, став собственниками отдельных жилых помещений в многоквартирных домах, столкнулись с необходимостью совместной эксплуатации общих для всех квартир элементов зданий (подвалов, крыш и чердаков, лестничных площадок, лифтов, санитарно-технического и иного оборудования и т.п.). При этом в силу добровольности приватизации жилья у некоторых (неприватизированных) квартир сохранились прежние, в том числе публичные, собственники, которые также столкнулись с указанной необходимостью. Одной из основных организационно-правовых форм решения названных задач законодательство признало создание товариществ собственников жилья <47>.

———————————

 

Примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть» (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное).

 

<47> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004 // URL: http://eknigi.org/biznes/43686-grazhdanskoe-pravo-tom-i-easuxanova-m-volters.html.

 

Пункт 1 комментируемой статьи дает законодательную дефиницию понятия товарищества собственников недвижимости. Ключевыми признаками указанного вида некоммерческих корпоративных организаций являются:

— добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.);

— создание объединения для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании;

— достижение иных целей, предусмотренных законами.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи определяет особенности содержания устава товарищества собственников недвижимости. Иные сведения, которые могут быть включены в устав, определяются законодательством РФ, затрагивающим общие вопросы содержания учредительных документов юридических лиц.
  2. Пункт 3 комментируемой статьи дополнительно закрепляет общий принцип отсутствия взаимной ответственности между корпоративным юридическим лицом и его членами.
  3. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет единственно возможную организационно-правовую форму преобразования товарищества собственников недвижимости. По решению своих членов такое товарищество может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Здесь следует обратить внимание на нормы ст. 140 ЖК РФ, предусматривающей конкретную разновидность потребительского кооператива, которая может быть выбрана при преобразовании товарищества собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Аналогичным образом в п. 3 ст. 123.2 ГК РФ установлено, что жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

  1. Применимое законодательство:

— ГК РФ (ст. 291);

— ЖК РФ (раздел VI «Товарищество собственников жилья» и др.);

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

 

Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.13

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи дополнительно закрепляет право собственности на свое имущество у товарищества собственников недвижимости. Указанное право является обязательным атрибутом любого юридического лица.
  2. По общему правилу членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности принадлежат общее имущество в многоквартирном доме и объекты общего пользования (в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах). Иные условия могут быть предусмотрены законом. Конкретный состав указанного имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него также устанавливаются законом.

Так, например, п. 2 ст. 4 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. При этом к имуществу общего пользования ст. 1 указанного Закона относит имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Частью 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрен перечень общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а ст. 37 закреплены условия определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Так, в частности, установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

  1. Доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка — члена такого некоммерческого товарищества следует судьбе права собственности на этот земельный участок. При этом право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования, исходя из подп. 7 п. 1 ст. 19 и ст. 42 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно ч. 2 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения (ч. 3 ст. 37 ЖК РФ). Здесь следует учесть, что собственник помещения в многоквартирном доме не вправе (ч. 4 ст. 37 ЖК РФ):

— осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

— отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

  1. Применимое законодательство:

— ЖК РФ (раздел VI «Товарищество собственников жилья» и др.);

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

  1. Судебная практика:

— Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год (утв. Президиумом ВС РФ 02.07.2014).

 

Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.14

 

  1. Как и для других организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций, комментируемая статья закрепляет общее правило распространения положений п. 2 ст. 65.3 ГК РФ на исключительную компетенцию высшего органа управления товарищества собственников недвижимости. При этом дополнительно закреплено, что только высший орган управления вправе принимать решение об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Необходимо отметить, что действующее законодательство, в частности, ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов, давая лишь определение членских взносов, под которыми понимаются денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.

С учетом исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, он должен иметь финансовое обоснование.

Вместе с тем не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения. Возможно установление обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.

Также необходимо отметить, что член товарищества собственников недвижимости обязан своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные уставом такого объединения.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи определяет обязательность образования единоличного исполнительного органа (председатель) и постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (правление). При этом законодатель определил условия, при наличии которых высший орган товарищества собственников недвижимости вправе реализовать свое право на досрочное прекращение полномочий органов данного объединения.
  2. Применимое законодательство:

— ЖК РФ (раздел VI «Товарищество собственников жилья» и др.);

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

  1. Судебная практика:

— Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год (утв. Президиумом ВС РФ 02.07.2014).

 

  1. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

 

Статья 123.15. Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 123.15

 

  1. Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. При этом ГК РФ специально акцентирует внимание, что обязательства по несению указанной службы являются добровольными.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества.

  1. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, являются собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

  1. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации. В частности, на казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, распространяются положения ГК РФ о некоммерческих организациях, если иное не установлено специальным законом, определяющим правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. Таким законом в настоящее время является ФЗ от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
  2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

— ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

— ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

— Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ от 15.09.2012 N Пр-2789);

— Указ Президента РФ от 21.09.2003 N 1096;

— Указ Президента РФ от 15.06.1992 N 632;

— Приказ Минюста России от 02.07.2012 N 129;

— Приказ Минюста России от 13.10.2011 N 355.

 

  1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

 

Статья 123.16. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 123.16

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи в целом воспроизводит с некоторыми изменениями понятие общины коренных малочисленных народов, закрепленное в ст. 6.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Основополагающая черта указанной организационно-правовой формы некоммерческой корпоративной организации — это самоорганизация лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, которые объединяются по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признаку. Целями объединения коренных малочисленных народов являются защита их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими членами возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает особенность правового положения членов общины малочисленных народов, закрепляя за ними право на получение части имущества (или компенсации ее стоимости) при выходе из общины либо при ее ликвидации.

Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством РФ об общинах малочисленных народов. Такой порядок, в частности, предусмотрен ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  1. Как и казачье общество, община коренных малочисленных народов может быть преобразована только в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 3 комментируемой статьи).
  2. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что положения ГК РФ по отношению к общинам коренных малочисленных народов носят общий характер. В случае установления специальных положений и требований иным законом, применяются положения специального закона. Например, ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
  3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

— распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р;

— распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code