Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

 

Комментарий к статье 113

 

  1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:

1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;

2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;

3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия «унитарный», что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;

4) его учредительным документом является устав;

5) его фирменное наименование должно содержать указание на:

— организационно-правовую форму: «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие», «муниципальное предприятие» или «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», «муниципальное казенное предприятие»;

— собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);

— слово «казенное» (для казенного предприятия);

6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;

8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и законами о приватизации.

  1. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):

1) создается на базе государственного или муниципального имущества;

2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

— необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

— необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

— необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;

3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук.

Отличительная особенность устава казенного предприятия — устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;

5) фирменное наименование должно содержать слово «казенное»;

6) уставной фонд не формируется.

  1. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
  2. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.

Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

— ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

— Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;

— Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;

— Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;

— Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р);

— Приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49;

— Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;

— распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р;

— Приказ Росатома от 21.05.2008 N 116;

— Приказ Роскосмоса от 23.01.2013 N 21к;

— письмо Росимущества от 20.06.2005 N ВН-12/13361.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2014 N Ф09-14933/13 по делу N А34-2726/2012;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 N Ф06-2425/13 по делу N А55-7956/2013;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N 12АП9497/12.

 

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

 

Комментарий к статье 114

 

  1. Особенности создания унитарного предприятия:

1) создается от имени публично-правового образования (см. комментарий к ст. 125 ГК РФ) по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления) в случаях:

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

— необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

— необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Исключение: решение об учреждении подведомственного государственной академии наук федерального государственного предприятия принимается государственной академией наук;

2) минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется ст. 12 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

3) уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Сформированным он считается с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

  1. Уменьшение уставного фонда предприятия производится в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда.

Решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, обязан принять собственник имущества такого предприятия. Изменения размера уставного фонда подлежат регистрации.

После уменьшения размер уставного фонда предприятия не может быть меньше минимального размера.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

В случае непринятия такого решения предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения об изменении размера уставного фонда потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

— ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

— Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;

— Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;

— Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;

— распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 06.12.2013 N ВАС-16904/13 по делу N А72-3019/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2009 N А19-12434/08-23-Ф02-1343/09 по делу N А19-12434/08-23;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу N А05-11843/2007;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2004 N Ф03-А51/04-1/3921;

— Определение ВАС РФ от 09.09.2011 N ВАС-10891/11 по делу N А72-2778/2010.

 

Статья 115. Утратила силу с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code