Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица

Комментарий к статье 63

 

  1. Ликвидационная процедура включает в себя несколько основных (обязательных) стадий:

— уведомление о начале ликвидационной процедуры;

— опубликование сообщения в Вестнике государственной регистрации;

— предъявление требований кредиторов и их оплата;

— утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— утверждение ликвидационного баланса и исключение организации из ЕГРЮЛ.

Минимально допустимый срок для предъявления кредиторских требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. С момента приобретения полномочий ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан(-а) выявлять всеми доступными им средствами имеющихся кредиторов ликвидируемого субъекта и производства расчетов с ними.

  1. По истечении установленного для предъявления кредиторских требований срока ликвидационная комиссия обязана составить и утвердить на общем собрании учредителей организации промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса и государственная регистрация соответствующих сведений является завершающей стадией ликвидационной процедуры. Одним из ее последствий является исключение организации из ЕГРЮЛ. Отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по причине непредставления ликвидационного баланса является несостоятельным, поскольку сведения о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджет могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

К моменту завершения ликвидации юридического лица его кадровая документация должна быть передана на хранение в муниципальный или государственный архив.

  1. Ликвидация по решению учредителей корпорации может быть реализована лишь при условии отсутствия у организации долгов либо их полном погашении за счет собственных средств и имущества ликвидируемого субъекта. В противном случае допускается применение иных процедур, в том числе и возбуждения дела о банкротстве. Банкротство ликвидируемого должника осуществляется в упрощенном порядке, минуя стадию наблюдения. Факт недостаточности денежных средств и имущества должника свидетельствует о необходимости и возможности введения лишь одной процедуры — конкурсного производства и признания должника банкротом. Полномочия от ликвидационной комиссии переходят к утвержденному судом арбитражному управляющему. Завершение конкурсного производства допускается только при максимально полном погашении требований кредиторов за счет собственных средств и имущества должника, а также с учетом возможности привлечения к ответственности органов его управления, в том числе и руководителя. Исчерпание всех возможностей погашения кредиторских требований является основанием для завершения процедуры и исключения организации из ЕГРЮЛ, которое производится на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
  2. Погашение задолженности осуществляется в соответствии с установленной очередностью независимо от вида выбранной ликвидационной процедуры. Однако на практике ликвидатор в большинстве случаев руководствуется очередностью поступления требований кредиторов. В рамках процедуры банкротства очередность погашения требований кредиторов определяет суд. Пропуск срока предъявления требований в деле о банкротстве означает, что такое требование подлежит удовлетворению после всех своевременно заявленных требований.

Имущество должника, оставшееся после полного удовлетворения требований всех кредиторов, подлежит передаче его учредителям и распределению между ними.

Юридическое лицо признается ликвидированным лишь с момента государственной регистрации данного юридического факта, т.е. исключения сведений о такой организации из ЕГРЮЛ.

Внесенные в комментируемую статью изменения сформированы практикой проведения ликвидационных процедур и призваны регламентировать процессуальные аспекты ликвидации юридического лица. Эти нормы подлежат применению в совокупности с нормами иных законодательных актов, в том числе регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

  1. Судебная практика:

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А13-2411/2012;

— Определение ФАС Московского округа от 27.06.2014 по делу N А40-1647/2011;

— Определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2014 по делу N А60-22090/2013;

— решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.07.2014 по делу N А13-7854/2014;

— решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2014 по делу N А14-13097-2013;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2009 по делу N А47-4698/2008.

 

Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

 

Комментарий к статье 64

 

  1. Очередность погашения требований кредиторов является общей как для ликвидации по решению учредителя организации, так и в рамках банкротства юридического лица. В первую очередь должны быть произведены текущие платежи, возникшие после принятия решения о ликвидации корпорации. Все прочие платежи считаются реестровыми и погашаются в соответствии с очередностью:

— требования граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью, требования о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

— выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

— расчеты с другими кредиторами.

Несоблюдение установленной очередности влечет за собой применение мер ответственности в отношении ликвидатора (ликвидационной комиссии) организации.

На практике нередко возникают сложности с определением сумм текущих расходов, поэтому их погашение, как правило, носит систематический характер, т.е. по мере возникновения. В подобной ситуации ликвидатор обязан резервировать необходимое и достаточное количество денежных средств организации для полной оплаты всех текущих расходов. При этом следует учитывать, что одной из обязанностей ликвидатора или иного уполномоченного лица является передача документов постоянного и длительного хранения на архивное хранение, что также сопряжено с расходами по его обеспечению. Концепция изменения гражданского законодательства предусматривает необходимость введения института ответственности за неисполнение указанной обязанности. Выплата реестровых платежей может быть произведена только после погашения текущих платежей, т.е. в большинстве случаев такие выплаты производятся на завершающей стадии ликвидационного процесса.

  1. Погашение требований залоговых кредиторов осуществляется за счет реализации предмета залога. Если после удовлетворения таких требований остается излишняя сумма, то она подлежит распределению между иными кредиторами. В случае недостаточности полученных от реализации имущества средств оставшиеся требования оплачиваются в рамках четвертой очереди в общем порядке. Обязанность доказать наличие возможности залогового обеспечения данных требований возлагается именно на кредитора.

Оплата долгов каждой следующей очереди допускается только после полной оплаты долгов предыдущей очереди. В случае если средств и имущества должника недостаточно для оплаты задолженности одной очереди, полученные средства распределяются между кредиторами одной очереди пропорционально.

В случае нарушения установленного порядка оплаты кредиторской задолженности ликвидатор несет ответственность в судебном порядке. Новеллой является возможность возмещения убытков в виде упущенной выгоды, неустойки (штрафа, пени), а также обязательных платежей. Указанные возможности направлены на обеспечение защиты прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, а также иных лиц, состоящих с ним в гражданских правоотношениях, поскольку ликвидация партнера сопряжена для них с прекращением правоотношений и необходимостью замены контрагента в сделке.

  1. В удовлетворении требований кредиторов может быть отказано:

— при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица;

— требования не признаны ликвидатором и не установленные судом;

— требования относятся к категории требований, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Погашенной кредиторская задолженность признается в случаях отсутствия денежных средств и имущества должника, а также невозможности взыскания сумм с иных лиц, ответственных за деятельность должника, а также не признанные или недоказанные требования.

Исключение организации из ЕГРЮЛ свидетельствует об утрате ею правового статуса юридического лица, а соответственно, и возможности распоряжаться имуществом. Выявленное имущество ликвидированной организации ввиду отсутствия у него собственника фактически является бесхозяйным и подлежит национализации, однако при наличии непогашенных кредиторских требований оно может быть распределено между кредиторами, но исключительно по решению суда. Реализация указанной процедуры допускается в срок не более пяти лет с момента прекращения деятельности юридического лица. Данный факт устанавливается исключительно на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Правом обращения в суд наделяются:

— заинтересованное лицо;

— уполномоченный орган.

Недостаточность имущества не может рассматриваться в качестве основания для невыплаты средств отдельным кредиторам. В большинстве случаев недостаточность имущества является основанием для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. В случае невозможности применения данной процедуры погашение требований кредиторов производится пропорционально между всеми кредиторами, заявившими свои требования. Прочие требования признаются погашенными.

Специальные гарантии предусмотрены ГК РФ и в случае выявления имущества по завершении процедуры ликвидации должника. Такое имущество направляется на погашение требований кредиторов пропорционально их размеру. Оставшееся после погашения требований имущество фактически не имеет собственника вследствие его ликвидации. По общему правилу оставшееся имущество подлежит в случае ликвидации юридического лица передаче его участникам пропорционально размеру их вкладов (доли их участия). Новеллы ГК РФ предусматривают специальные правила определения юридической судьбы такого имущества — передача в собственность государства, субъекта РФ или муниципального образования. Реализация данной гарантии носит срочный характер — заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. По истечении указанного срока вступают в силу общие положения ГК РФ о приобретательской давности. Введение указанной нормы продиктовано неоднократными случаями сокрытия имущества ликвидируемыми должниками, а также иными способами ухода от расчетов с кредиторами. Систематическое нарушение прав кредиторов при ликвидации юридических лиц требует устранения пробела в правовом регулировании и защиты прав кредиторов. Однако стоит отметить, что нередко несоблюдение нормативных требований самими кредиторами порождает возможность неисполнения обязанностей должника перед ними.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.1999 по делу N А78-18/4-Ф02-935/99-С2;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2012 N Ф02-3922/2012, Ф02-3921/2012 по делу N А74-2889/2008;

— решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.02.2013 по делу N А74-5615/2012;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2009 по делу N А47-4808/2009;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2011 по делу N А47-4075/2011;

— Определение Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2014 по делу N А57-112б/2006;

— Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2010 по делу N А47-7472/2009;

— Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2007 по делу N А47-2130/2007-14ГК.

 

Статья 64.1. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

 

Комментарий к статье 64.1

 

  1. Наличие непогашенных требований кредитора выступает препятствием для завершения ликвидационной процедуры, кроме дел о банкротстве организации. На практике встречаются случаи уклонения ликвидатора (комиссии) от исполнения возложенных на них обязанностей в части погашения заявленных требований. Ликвидаторы нередко уклоняются от получения кредиторских требований, от взаимодействия с кредитором и т.п., что, безусловно, требует применения мер по защите прав кредиторов.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица обеспечивается возможностью истребования денежных средств в рамках судебного разбирательства. Указанное право может быть реализовано кредитором лишь до момента утверждения ликвидационного баланса, что приостанавливает ликвидационную процедуру. В отличие от большинства норм ГК РФ, отражающих диспозитивное начало, привлечение к урегулированию конфликта судебного органа в данном случае свидетельствует об императивном регулировании и принудительном исполнении обязательств должника. Введение подобной гарантии способствует обеспечению прав кредиторов в случае недобросовестности должника в части расчетов по его обязательствам. Возбуждение судебного разбирательства является необходимым при условии отказа ликвидатора от погашения долгов перед кредитором.

  1. Ликвидатор, а также члены ликвидационной комиссии выполняют функции руководителя юридического лица в процессе его ликвидации и несут ответственность за добросовестность и разумность своих действий, в том числе в части возмещения убытков, причиненных учредителям (участникам) или кредиторам ликвидируемой организации их действиями или решениями. Убытки могут быть причинены учредителям (участникам) юридического лица вследствие воплощения ликвидатором принятого ими решения. Объективная оценка обозначенной возможности может быть дана исключительно в рамках практики ее реализации, в том числе посредством обобщения судебной практики.
  2. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 9632/12 по делу N А56-19253/2011;

— решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-15285/2011.

 

Статья 64.2. Прекращение недействующего юридического лица

 

Комментарий к статье 64.2

 

  1. Основными признаками недействующего юридического лица являются:

— непредставление уполномоченному органу в течение одного календарного года отчетности о своей деятельности. В данном случае речь идет не только об отсутствии бухгалтерской отчетности и деклараций в соответствии с выбранной формой налогообложения, но и отчетности в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования;

— отсутствие операций по расчетному счету. Нередко у таких юридических лиц расчетные счета отсутствуют.

К числу признаков недействующего юридического лица зачастую относятся:

— факт отсутствия по юридическому адресу;

— невозможность установления уполномоченного должностного лица или органа управления.

При наличии таких признаков, как правило, речь идет о банкротстве отсутствующего должника.

  1. Недействующее юридическое лицо может быть ликвидировано по решению уполномоченного органа, в частности Инспекции ФНС РФ. Указанная процедура связана с необходимостью погашения имеющейся кредиторской задолженности. На недействующие юридические лица в полной мере распространяются все последствия, предусмотренные для иных форм ликвидации, в том числе в части погашения кредиторской задолженности.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ исключает возможность применения к нему мер ответственности, а равно и субсидиарную ответственность его учредителей и органов управления. Применительно к недействующему юридическому лицу указанная возможность сохраняется. Учредители и органы управления недействующего юридического лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности на основании решения суда, вынесенного по заявлению уполномоченного органа.

Положения п. п. 2 и 3 комментируемой статьи представляют собой трансформацию специальных требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц, которые предусматривали возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании решения уполномоченного органа. Однако на практике уполномоченный орган использует данную возможность достаточно редко, поскольку она сопряжена с признанием погашенными долгов недействующего юридического лица, а также соблюдением процессуального порядка прекращения такой организации. Это влечет за собой ряд расходов, возложенных в данном случае на государственную казну. Включение комментируемой статьи в ГК РФ направлено на формирование единого и согласованного законодательства.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2007 по делу N А47-2130/2007;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.07.2007 по делу N А47-2134/2007.

 

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

 

Комментарий к статье 65

 

  1. Несостоятельность (банкротство) юридического лица представляет собой специальную процедуру ликвидации юридического лица. Банкротство не допускается в отношении:

— казенного предприятия;

— учреждения;

— политической партии;

— религиозной организации.

Процедуры банкротства призваны способствовать преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Банкротство ориентировано на коммерческие организации.

Государственная корпорация (или государственная компания) может быть признана несостоятельной при наличии специального предписания закона. Что касается признания несостоятельным (банкротом) фонда, то такое признание не допускается, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

  1. Банкротство представляет собой принудительную ликвидацию юридического лица, осуществляемую на основании решения суда. Инициатором данной процедуры может выступать любое заинтересованное лицо:

— должник;

— кредитор;

— уполномоченный орган.

Завершение дела о банкротстве свидетельствует о ликвидации юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ. Кредиторские требования признаются погашенными.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 16.10.2012 N 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований»;

— ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

— ФЗ от 13.05.2008 N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий»;

— ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

— ФЗ от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»;

— ФЗ от 30.10.2007 N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»;

— ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

— ФЗ от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»;

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

— письмо ФНС РФ от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 04.06.2009 N 130;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 N 18АП-5980/2014 по делу N А76-17209/2013;

— Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.06.2014 по делу N А27-3294/2013;

— Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2014 по делу N А32-22953/2013.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code