Статья 57 ГК РФ. Реорганизация юридического лица

Комментарий к статье 57

 

  1. Реорганизация юридического лица связана с изменением его правового статуса и реализуется в форме:

— слияния. Оно предполагает участие в процедуре не менее двух юридических лиц, которые образуют новый субъект и прекращают свою деятельность;

— присоединения. Одно или несколько юридических лиц присоединяются к одному субъекту. Присоединяющиеся организации прекращают свою деятельность. Организация, к которой присоединяются, сохраняет свой правовой статус, получив дополнительное имущество и обязательства присоединенных организаций;

— разделения. Поскольку юридическое лицо представляет собой имущественный комплекс, то данная форма реорганизации связана с разделением одного субъекта на несколько вновь образованных субъектов и передачей им имущества реорганизованного субъекта. Разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование;

— выделения. Оно предполагает образование одного или нескольких новых субъектов с сохранением правосубъектности прежнего юридического лица. Каждому из вновь образованных юридических лиц передается часть имущества и обязательств организации, из состава которой производится выделение;

— преобразования. Оно позволяет сохранить правосубъектность действующего юридического лица с изменением его правового статуса.

Реорганизация осуществляется на основании решения учредителей юридического лица или всех организаций, принимающих участие в той или иной форме реорганизации. Решение может быть принято как каждым субъектом в отдельности, так и в форме общего решения учредителей всех реорганизуемых субъектов.

  1. Новеллой реорганизационной процедуры является возможность участия в ней юридических лиц различных организационно-правовых форм, что ранее было недопустимым. Указанное правило в значительной степени расширяет свободу деятельности учредителей юридического лица в части определения его дальнейшей «юридической судьбы».

Реорганизация субъектов с различными организационно-правовыми формами способствует оптимизации предпринимательской деятельности с учетом ее эффективности и целесообразности, оцениваемых учредителями (участниками) конкретного субъекта по своему усмотрению. В ряде случае учредители на момент образования юридического лица не всегда могут выбрать его оптимально объективную и необходимую организационно-правовую форму. Комментируемая статья позволяет изменить эту форму в рамках реорганизационных процедур уже в процессе деятельности организации, в том числе с учетом основных направлений этой деятельности.

Реорганизация может быть произведена:

— с сочетанием нескольких форм реорганизации;

— с участием нескольких юридических лиц разных организационно-правовых форм.

В процессе реорганизации могут быть изменены:

— организационно-правовая форма юридического лица;

— вид юридического лица и основные цели его деятельности, т.е. коммерческая организация может быть реорганизована в некоммерческую и т.п.

  1. Реорганизация юридического лица может осуществляться:

— по решению уполномоченного органа государственной власти;

— с согласия уполномоченного органа государственной власти;

— по решению суда — как правило, роль суда ограничивается утверждением соответствующего решения учредителей в случае его оспаривания либо признания самой реорганизации действительной либо ее отмене;

— решение органа государственной власти о реорганизации или о даче согласия на ее проведение в большинстве своем реализуется лишь в отношении субъектов, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ, ее субъекту или муниципальному образованию. На организации, находящиеся исключительно в частной собственности, данное правило не распространяется.

Правовой статус реорганизованных субъектов возникает только с момента государственной регистрации соответствующего факта — с момента направления регистрирующему органу уведомления о реорганизации. Исключение составляет присоединение, в рамках которого правовой статус сохраняет лишь одно юридическое лицо, а права, обязанности, имущество и ответственность иных субъектов переходит к данному правопреемнику. Утрата правосубъектности присоединяемыми организациями происходит лишь после завершения реорганизации.

  1. Неисполнение уполномоченными субъектами обязанностей по реорганизации юридического лица влечет за собой привлечение арбитражного управляющего — независимого лица, в обязанности которого вменяется реализация юридически значимых действий по проведению реорганизационных процедур. В отличие от ранее действовавших норм, комментируемая статья определяет, что указанное независимое лицо выступает именно в качестве арбитражного управляющего, а не внешнего управляющего (как это было раньше). При этом статус арбитражного управляющего определяется решением суда применительно к каждой проводимой процедуре реорганизации. Отсутствие зависимости между утверждением арбитражного управляющего и проводимой реорганизационной процедурой позволяет достичь ее целей во всех случаях принятия уполномоченными субъектами решения о реорганизации юридического лица.
  2. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (см. п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Обжалование решения о реорганизации выступает в качестве специальной гарантии защиты прав и законных интересов учредителей юридических лиц, а также иных заинтересованных субъектов. Истечение указанного срока исключает возможность реализации данной гарантии. Нормативное закрепление условия о сроке обжалования реорганизации обусловлено практикой реорганизации юридических лиц, которая нередко характеризуется недобросовестностью отдельных ее участников или их уполномоченных представителей. Возможность обжалования указанного решения также способствует обеспечению режима законности в рамках проводимых процедур.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 5032/10 по делу N А56-26691/2009;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А66-5147/2008;

— решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.06.2014 по делу N А76-5818/2014.

 

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

 

Комментарий к статье 58

 

  1. Правопреемство — переход от одного лица к другому прав и обязанностей или отдельных прав. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований. Комментируемая статья регламентирует условия правопреемства при реорганизации юридических лиц.

В зависимости от используемой формы реорганизации правопреемство может быть реализовано по следующим направлениям:

— распределение прав и обязанностей реорганизуемого лица между вновь образуемыми лицами. Это характерно для реорганизации в форме выделения или разделения;

— объединение прав и обязанностей, принадлежавших разным лицам, у одного лица — правопреемника. Это характерно для реорганизации в форме слияния или присоединения;

— сохранение прав и обязанностей реорганизованного лица в отношении других лиц, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Это характерно для реорганизации в форме преобразования.

  1. Новшеством комментируемой статьи является исключение ограничения объема прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику в процессе слияния и присоединения. Ранее объем таких прав и обязанностей ограничивался передаточным актом. Поскольку предпринимательская деятельность характеризуется стабильностью и длящимися отношениями, то обеспечение полного правопреемства способствует не только сохранению и продолжению ранее возникших правоотношений, но и обеспечению возможности их реализации правопреемником в объеме ранее определенных правомочий.
  2. Положения комментируемой статьи исключают из правовой практики понятие «разделительный баланс», заменяя его передаточным актом, что в большей степени соответствует проводимым реорганизационным процедурам, которые предполагают переход прав и обязанностей к правопреемнику.
  3. Комментируемая статья содержит уточнение, определяющее, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются правила ст. 60 ГК РФ об обеспечении гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Данная норма является следствием изменений, внесенных в комментируемую статью в отношении правопреемства при реорганизации в форме преобразования. Сохранение при преобразовании прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении других лиц как раз и выступает своеобразной мерой, обеспечивающей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Однако здесь возникает вопрос необходимости уведомления о реорганизации контрагентов юридического лица, подлежащего преобразованию. При реорганизации в иных формах предусмотрено как публичное уведомление в средствах массовой информации о начале процедуры реорганизации (см. абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ), так и индивидуальное (см. абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ). Исходя из буквального толкования абз. 2 п. 5 комментируемой статьи подобное уведомление при реорганизации в форме преобразования отныне необязательно. Тем не менее считаем, что в практической деятельности все-таки целесообразно поставить контрагентов преобразованного юридического лица в известность о проведенной реорганизации. То есть уведомить не о начале процедуры реорганизации, а уже о свершившемся факте преобразования. Полагаем, что в ближайшие 2 — 3 года практика применения норм комментируемой статьи, равно как и других взаимосвязанных с ней статей, позволит более конкретно ответить на указанный вопрос.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2014 по делу N А53-11439/2013;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N 06АП-2882/2014 по делу N А04-244/2014;

— решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-19698/2013;

— решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.06.2014 по делу N А71-4063/2014;

— Определение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-13234/2014.

 

Статья 59. Передаточный акт

 

Комментарий к статье 59

 

  1. Согласно положениям ст. 58 ГК РФ и комментируемой статьи, которые начали действовать с 01.09.2014, документом, определяющим права и обязанности юридических лиц при реорганизации, стал являться только передаточный акт. При этом передаточный акт предусмотрен не для всех форм реорганизации юридических лиц. Для реорганизации, осуществляемой в формах слияния, присоединения, преобразования, положения ст. 58 ГК РФ не содержат требований о необходимости составлять передаточный акт.

Обратим внимание, что ни до 01.09.2014, ни после форма передаточного акта законодательно не утверждена. Продолжают действовать Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н, в которых определен порядок составления передаточного акта, заключительной бухгалтерской отчетности и отражения полученного имущества в бухгалтерском учете предприятия-правопреемника.

Комментируемой статьей закреплено, что передаточный акт разграничивает объем прав и обязанностей всех участников реорганизации:

— определяет объем имущества и обязательств, передаваемых правопреемнику;

— регламентирует степень его ответственности по обязательствам юридических лиц, прекративших свою деятельность.

Передаточный акт должен отражать в своем содержании:

— полный перечень имущества, принадлежащего реорганизуемым субъектам;

— кредиторскую задолженность;

— дебиторскую задолженность;

— прочие обязательства.

Формирование передаточного акта основывается на инвентаризации имущества и обязательств всех реорганизуемых юридических лиц.

  1. Передаточный акт подлежит обязательному утверждению:

— либо учредителями (участниками) юридического лица;

— либо органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица.

Передаточный акт относится к числу обязательных документов, представляемых заявителем наряду с другими документами для:

— государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации; либо

— внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Отсутствие передаточного акта, равно как и отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

  1. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 19.06.2014 N ВАС-8088/14 по делу N А17-3097/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2014 N Ф09-2855/14 по делу N А34-49/2013;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу N А65-22460/2013;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу N А33-392/2014;

— решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2014 по делу N А64-233/2014;

— решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-11661/2014.

 

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

 

Комментарий к статье 60

 

  1. В обязанность участвующих в реорганизации организаций вменяется уведомление регистрирующего органа в установленный срок, а также размещение информации для всеобщего ознакомления в специальном источнике опубликования — Вестнике государственной регистрации. Уведомление производится посредством размещения двух тождественных объявлений о проведении реорганизации с периодичностью в один месяц. Тем самым кредиторам предоставляется возможность предъявить требования к должнику в течение двух месяцев с момента начала реорганизации.

В процессе реорганизации требования кредиторов могут быть погашены должником:

— на основании поступившего в установленные сроки требования кредитора;

— добровольно реорганизуемым субъектом;

— правопреемником, к которому перешли данные обязательства в соответствии с передаточным актом;

— по решению суда.

  1. Реорганизация должна сопровождаться полным погашением имеющейся задолженности, т.е. правопреемнику должны быть переданы лишь активы организации. Обеспечению своевременного погашения требований кредиторов способствует их предъявление не позднее тридцати календарных дней с момента опубликования второго объявления о проведении реорганизации. Предъявление требования по истечении указанного срока свидетельствует о том, что:

— оно подлежит передаче правопреемнику;

— признается погашенным и может не передаваться правопреемнику.

Предъявление требований кредитора не может рассматриваться основанием для приостановления реорганизации юридического лица. Должник обязан предоставить кредитору соответствующее обеспечение, покрывающее его долги, соответствующее следующим требованиям:

— кредитор согласен на данное обеспечение, причем согласие должно быть выражено в письменной форме и однозначно выражать позицию кредитора;

— предоставление безотзывной банковской гарантии. Гарантия может быть предоставлена только кредитной организацией, которая не вызывает сомнений у кредитора, что в значительной степени ограничивает круг банков, предоставляющих гарантию. Получение гарантии также обусловлено необходимостью предоставления обеспечения под такую гарантию, что в значительной степени затрудняет ее получение.

  1. В случае неисполнения обязательств перед кредитором и непредоставления необходимого обеспечения кредитору предоставляется право привлечения к субсидиарной ответственности органов управления реорганизованного юридического лица либо к солидарной ответственности реорганизованного юридического лица и его правопреемника. Выбор вида ответственности принадлежит кредитору, который обращается в суд за защитой его прав.

Субсидиарная ответственность органов управления не зависит от каких-либо фактов или обстоятельств, она подлежит применению при недостаточности имущества должника или ненадлежащем исполнении им своих обязательств.

Солидарная ответственность допускается в случае недостоверности представленных в процессе реорганизации сведений или невозможности определения правопреемника.

Меры ответственности не могут быть применены к юридическому лицу с момента его исключения из ЕГРЮЛ — с момента прекращения организацией деятельности.

Изменения комментируемой статьи в своем большинстве носят корректирующий, уточняющий характер, что способствует обеспечению прав кредиторов за счет предоставляемого обеспечения. Указанные изменения направлены на борьбу с фирмами-однодневками, а также компаниями, не обеспечивающими свою деятельность необходимыми и достаточными финансовыми средствами и имущественными активами. С одной стороны, новеллы комментируемой статьи формируют рынок юридических лиц, обладающих имуществом, достаточным для осуществления деятельности и обеспечения требований кредиторов. С другой стороны, эти новеллы способствуют стабилизации гражданских правоотношений, предусматривая возможность получения возмещения от должника:

— в общем порядке — в рамках исполнения взятых на себя обязательств независимо от проведения реорганизационных процедур; либо

— за счет предоставления надлежащего и достаточного обеспечения кредитору.

  1. Судебная практика:

— решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011 по делу N А82-7887-2011.

 

Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

 

Комментарий к статье 60.1

 

  1. Нормативное закрепление возможности признания решения о реорганизации недействительным является первым шагом на пути защиты прав и законных интересов участников реорганизуемого юридического лица и иных лиц. Однако комментируемая статья отражает лишь основные аспекты возбуждения судебной процедуры оспаривания, не затрагивая нюансов ее практической реализации. В настоящее время нормы комментируемой статьи характеризуются декларативностью, поскольку сопряжены с необходимостью доказывания обоснованности заявленного требования о признании недействительным решения о реорганизации юридического лица, а также иных юридических фактов. Полагаем, что механизм реализации комментируемой статьи может быть выработан лишь с учетом практики деятельности судебных органов. Однако процесс формирования данной практики в значительной степени усложняет упразднение ВАС РФ, поскольку деятельность ВС РФ по обобщению арбитражной практики находится еще в стадии становления.

Правом обращения в суд с заявлением о признании решения о реорганизации недействительным наделены:

— учредители реорганизуемого юридического лица;

— кредиторы реорганизуемой организации;

— иные субъекты.

Право признания решения о реорганизации недействительным носит срочный характер — может быть реализовано в течение трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Одновременно следует заявлять и требование о приостановлении процедуры реорганизации до момента вынесения судом решения по делу, что позволит сохранить дееспособность юридического лица и обеспечить надлежащее исполнение субъектом своих обязательств.

  1. Несмотря на признание решения о реорганизации недействительным, вновь образованные юридические лица сохраняют свой правовой статус и признаются действующими. В отношении таких организаций в полной мере действует принцип правопреемства и распространяются последствия проведения процедуры реорганизации. Образование иных юридических лиц правопреемником реорганизованного субъекта в данном случае не допускается. Передаточный акт позволяет отграничить совокупность прав и обязанностей, перешедших к правопреемнику, от обязательств, принадлежащих реорганизуемому субъекту.
  2. Недобросовестность лиц, участвующих в принятии решения о реорганизации, является основанием для привлечения их к солидарной ответственности в интересах:

— кредиторов реорганизуемого юридического лица;

— учредителя, голосовавшего против незаконного решения о реорганизации.

В случае выявления признака недобросовестности учредителей (при принятии решения о реорганизации общества) субъектами солидарной ответственности выступают:

— реорганизуемая организация;

— ее недобросовестные учредители;

— правопреемники, образованные на основании незаконного решения.

 

Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

 

Комментарий к статье 60.2

 

  1. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся осуществляется судом с учетом следующих аспектов. Во-первых, с соответствующим требованием в суд может обратиться только участник корпорации при условии, что он:

1) голосовал против принятия решения о реорганизации этой корпорации; либо

2) не принимал участия в голосовании по вопросу о реорганизации корпорации.

Во-вторых, суд правомочен признать реорганизацию корпорации несостоявшейся при условии, что:

1) решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации. Это означает, что соответствующее решение могло быть принято иными лицами, уполномоченными на это законом (см. комментарий к ст. 57 ГК РФ);

2) для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, были предоставлены документы, содержащие заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Таким образом, законодательно ограничены и случаи признания реорганизации корпорации несостоявшейся, и сам круг лиц, управомоченных обращаться в суд с таким требованием.

  1. Признание реорганизации несостоявшейся влечет ряд правовых последствий:

— восстановление положения, существовавшего до реорганизации. Решение суда в данном случае требует от регистрирующего органа исключения из ЕГРЮЛ сведений о вновь образованном юридическом лице и восстановления правового статуса организаций, прекративших свою деятельность в ходе реорганизации;

— переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, что указывает на недопустимость привлечения к ответственности по обязательствам реорганизованного юридического лица его правопреемников и их участников. Несостоявшиеся правопреемники вправе требовать возмещения произведенных ими расходов по обязательствам реорганизованной корпорации;

— восстанавливается степень участия каждого субъекта в реорганизованной корпорации. Каждый субъект несет ответственность по своим обязательствам в полном объеме. Вновь образованное юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ как никогда не существовавшее в силу признания несостоявшейся реорганизации корпорации. Отсутствие самого процесса свидетельствует и об отсутствии его правовых последствий.

Добросовестность приобретателя по сделкам, совершенным правопреемниками реорганизованной корпорации, является препятствием для признания их недействительными. Эти сделки сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам.

 

Статья 61. Ликвидация юридического лица

 

Комментарий к статье 61

 

  1. Ликвидация юридического лица прекращает его деятельность без образования правопреемника. После завершения процедуры ликвидации все обязательства должника признаются погашенными и не могут быть взысканы с третьих лиц.

Ликвидация юридического лица может быть произведена в двух основных формах:

— добровольной (по решению его учредителей). В данном случае она сходна с процессом реорганизации, поскольку предполагает необходимость принятия решения учредителями и представления этого решения одновременно с иными необходимыми документами в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации. Кредиторам (для предъявления своих требований к должнику) предоставляется двухмесячный срок с момента опубликования решения о ликвидации. На момент завершения ликвидационной процедуры должник обязан в полном объеме погасить все имеющиеся у него обязательства;

— принудительной (по решению суда или иного органа власти или местного самоуправления).

Принудительная ликвидация характеризуется следующими признаками:

— осуществляется по решению уполномоченного органа. Перечень таких органов является открытым и ограничивается исключительно предметной компетенцией самого органа. Органы государственной власти самостоятельно оценивают возможность сохранения правового статуса юридического лица либо необходимость возбуждения процедуры его принудительной ликвидации;

— осуществляется в случае систематических нарушений организацией требований действующего законодательства.

Факт принятия решения о ликвидации является свидетельством наступления срока платежей по всем действующим обязательствам, независимо от их первоначального срока исполнения. У ликвидируемого субъекта возникает обязанность погасить в полном объеме все имеющиеся у него обязательства, произвести полный расчет либо (в рамках банкротства) признать их погашенными.

Одной из форм ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Ликвидация юридического лица осуществляется в рамках конкурсного производства. Нормы ГК РФ в отношении процедур в деле о банкротстве подлежат применению лишь в случаях, когда отсутствуют предписания специальных нормативных актов.

  1. Ликвидационная процедура осуществляется специальным субъектом:

— ликвидатором или ликвидационной комиссией. Они назначаются решением учредителей юридического лица. К ним переходят полномочия единоличного исполнительного органа управления;

— арбитражным управляющим в деле о банкротстве. Полномочия по ликвидации организации осуществляет конкурсный управляющий, который совмещает в своем статусе полномочия руководителя и ликвидатора юридического лица.

Отметим, что нормы комментируемой статьи призваны конкретизировать порядок ликвидации юридического лица. Данные нормы получили широкое распространение в практике деятельности юридических лиц. Внесенные в эти нормы изменения обусловлены необходимостью разрешения проблем, возникающих при проведении ликвидации юридических лиц по решению того или иного управомоченного субъекта. Изменения ориентированы на их практическое воплощение и защиту прав и интересов кредиторов ликвидируемой организации.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— ФЗ от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

— Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 N 454;

— Приказ ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

  1. Судебная практика:

— Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4;

— Постановление ФАС Московского округа от 27.06.2014 по делу N А40-1647/2011;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А65-26130/2010;

— решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.07.2014 по делу N А19-6355/2014;

— решение Арбитражного суда Курской области от 01.07.2014 по делу N А35-4049/2014.

 

Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

 

Комментарий к статье 62

 

  1. Нормы комментируемой статьи претерпели ряд существенных изменений, призванных урегулировать ряд практических вопросов, возникающих в ходе ликвидации юридических лиц. В своем большинстве эти изменения носят корректирующий, уточняющий характер, направляют деятельность уполномоченного лица (органа), а также ликвидационной комиссии (ликвидатора) на соблюдение требований действующего законодательства в рамках ликвидационной процедуры.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации организации, сводятся к следующему:

— определение ликвидатора или ликвидационной комиссии. Нередко в данном качестве выступает один из учредителей или директор организации, хотя закон не ограничивает учредителей в выборе ликвидатора — им может быть любое дееспособное лицо;

— выбор оптимальной процедуры ликвидации. В добровольном порядке, в том числе и за счет погашения обязательств учредителями, либо в рамках банкротства при недостаточности имущества должника. Указанная обязанность может быть реализована как одновременно с принятием решения о ликвидации (например, при наличии явных долговых обязательств ликвидируемого субъекта), так и в любой момент после возбуждения ликвидационной процедуры;

— представление документов о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган, поскольку именно учредитель в данном случае выступает в качестве заявителя в данном виде регистрации;

— публикация сведений о начале ликвидационной процедуры. Указанная функция реализуется ликвидатором, поскольку публикация производится после вышеуказанной государственной регистрации, после перехода обязанностей от учредителя к ликвидатору. Требование кредитора к ликвидируемому юридическому лицу должно быть заявлено только ликвидатору (ликвидационной комиссии) с момента публикации о ликвидации, а не учредителю с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора;

— исполнить все обязательства должника при их наличии. Как правило, данная обязанность также реализуется ликвидатором по результатам проведенной инвентаризации имущества и обязательств ликвидируемого субъекта.

  1. Ликвидатор обязан:

— надлежаще исполнять возложенные на него обязанности;

— действовать в интересах ликвидируемого юридического лица;

— принять все необходимые меры для исключения субъекта из ЕГРЮЛ, в том числе возбуждать дела о банкротстве или исключении организации из ЕГРЮЛ в ином порядке.

Ликвидатор действует с момента его назначения и до завершения выбранной процедуры либо назначения иного лица, уполномоченного на управление организацией в ходе отдельных процедур. Например, ликвидатор действует до принятия решения о признании должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего. В ходе наблюдения ликвидатор сохраняет свои полномочия и реализует их наряду с временным управляющим, равно как и в ходе внешнего управления.

  1. Судебная практика:

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2014 по делу N А40-101750/13;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

— решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2014 N А40-41038/2014;

— решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-11947/2013;

— решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2014 по делу N 2-176-2014.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code