Статья 52 ГК РФ. Учредительные документы юридического лица

Комментарий к статье 52

 

  1. Юридическое лицо образуется и осуществляет свою деятельность в соответствии с его учредительными документами. Учредительным документом юридического лица, в том числе и учреждения, признается его устав, для хозяйственных товариществ — учредительный договор. Содержание договора аналогично содержанию устава. Отсутствие учредительного документа в любом его проявлении является серьезным нарушением действующего законодательства.

Основным требованием к учредительным документам является утверждение их учредителем (учредителями):

— устав утверждается решением (протоколом) собрания учредителей и заверяется их подписями;

— учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями, подтвердившими его законность.

Изменение общих положений об учредительных документах юридического лица направлено на их унификацию, формирование единых требований к перечню таких документов с учетом особенностей отдельных видов юридических лиц (учреждений и хозяйственных товариществ). Комментируемая статья также позволяет определить место иных актов и решений учредителей юридического лица, принимаемых ими в рамках деятельности конкретного субъекта. Определение перечня учредительных документов в значительной степени упорядочивает взаимодействие участников правоотношений в части представления учредительных и иных обязательных для контрагента документов. На практике требование предоставить копии учредительных документов нередко сопровождается направлением партнеру всего пакета документов, сформированных учредителями, а также предоставленных регистрирующим органом. Определение правового положения каждого документа призвано упорядочить правоотношения в части их документального оформления по перечню документов и моменту приобретения ими юридической силы.

Устав юридического лица может быть разработан на основе утвержденной типовой формы при ее наличии. Разработка устава основывается на требованиях ГК РФ и закона, регламентирующего ту или иную форму юридического лица.

Учредительные документы юридического лица должны отражать:

— наименование с указанием организационно-правовой формы юридического лица. В уставе определяется сокращенное, фирменное и полное наименование организации;

— юридический адрес, подтвержденный собственником помещения, с согласия которого организация размещается по данному адресу. По инициативе учредителей в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения о фактическом месте нахождения субъекта;

— порядок управления юридическим лицом — совокупность органов управления, их компетенцию. Порядок формирования и осуществления деятельности;

— другие сведения, состав которых может быть регламентирован законом или решением учредителей, например, о ревизоре юридического лица, о документации, об архивации документов и т.п.

Сведения о юридическом лице подлежат отражению в уставе и ЕГРЮЛ, причем они должны быть тождественны и не могут отличаться в своем содержании и объеме друг от друга. Устав как учредительный документ формируется в соответствии с решением учредителей организации и является основанием для отражения указанной информации в ЕГРЮЛ.

Устав учреждения должен быть утвержден уполномоченным органом и распространять свое действие на все учреждения в той или иной сфере деятельности либо все учреждения РФ. Деятельность учреждения может осуществляться и на основании единого типового устава.

Устав юридического лица может отражать обязательные и факультативные условия. Перечень факультативных (дополнительных) положений определяется исключительно по усмотрению сторон.

Утверждение устава и изменений в него осуществляется на основании решения учредителя, но юридическую силу они приобретают лишь с момента внесения соответствующей информации в ЕГРЮЛ. Органы управления юридического лица несут ответственность за своевременность представления сведений в ЕГРЮЛ в виде штрафных санкций, налагаемых уполномоченным органом. Указанное правило действует во всех случаях, кроме приобретения силы изменениями с момента их принятия, например, при назначении руководителя организации.

  1. Участники юридического лица вправе разрабатывать и утверждать иные внутренние документы, регламентирующие деятельность юридического лица: регламенты, положения и т.п. Организация использует его в своей деятельности лишь на основании собственного убеждения. Основным их назначением является упорядочение деятельности организации, например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда работников и т.п. Если организация разрабатывает и утверждает собственные локальные документы, они должны соответствовать требованиям действующего законодательства и устава организации.
  2. Применимое законодательство:

— Приказ Минэкономразвития РФ от 25.06.2012 N 347;

— Приказ Минобороны РФ от 28.02.2012 N 420;

— Постановление Правительства РФ от 06.06.2012 N 558.

  1. Судебная практика:

— решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 06.05.2014 по делу N 2-1530/2014.

 

Статья 53. Органы юридического лица

 

Комментарий к статье 53

 

  1. Органы юридического лица призваны осуществлять управление его деятельностью. Деятельность таких органов реализуется в интересах юридического лица, обеспечения получения им финансовой или иной выгоды. Их деятельность выступает основанием для приобретения организацией прав и осуществлением ею обязанностей.

Следует отметить, что внесенные в комментируемую статью изменения преимущественно направлены на конкретизацию порядка осуществления деятельности органами юридического лица. В то же время эти изменения ориентированы на минимизацию императивных требований в части образования и осуществления деятельности коллегиальными и единоличными органами юридического лица. Последним предоставляется максимальная свобода деятельности, таким образом, реализуется принцип диспозитивности и самостоятельности в принятии органами юридического лица соответствующих решений. Одновременно расширена правовая база, регламентирующая деятельность данных органов. Она не ограничивается только предписаниями ГК РФ и учредительных документов, а охватывает собой также иные нормативные акты.

Структура органов (единоличные, коллегиальные) управления дифференцируется применительно к отдельным видам юридических лиц:

— председатель;

— директор, генеральный директор;

— правление;

— совет директоров, общее собрание акционеров и др.

Общим для всех видов юридических лиц является общее собрание их участников (учредителей) или членов данного юридического лица.

Правовой статус, наименование и порядок формирования и деятельности таких органов регламентируются уставом и локальными актами организации, например, положением о совете директоров.

  1. Право представления интересов юридического лица в правоотношениях принадлежит:

— исполнительному органу, как правило, директору, председателю;

— нескольким должностным лицам, например руководителям структурных подразделений (наряду с руководителем организации). Указанные лица приобретают данные права и несут обязанности лишь при условии внесения сведений о них в ЕГРЮЛ. Прочие лица осуществляют свою деятельность на основании доверенности, в том числе и генеральной;

— участники (учредители) юридического лица — их полномочия реализуются при создании, ликвидации организации, при продаже доли в уставном капитале;

— физическими лицами, независимо от их участия в данной организации, например, работником организации или третьим лицом и т.д.

  1. Деятельность уполномоченного представителя осуществляется исключительно в интересах самой организации на основании принципов разумности и добросовестности. Указанные принципы распространяются на единоличные и коллегиальные органы управления юридическим лицом. Любое представительство должно быть направлено на обеспечение интересов юридического лица, приобретение им гражданских прав и надлежащее исполнение обязанностей.
  2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62;

— Определение Выборгского городского суда от 04.04.2013 по делу N 33-1033/2013;

— решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2012 по делу N А50-10729/2012.

 

Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица

 

Комментарий к статье 53.1

 

  1. В практике деятельности юридических лиц органы их управления нередко не рассматриваются в качестве субъектов ответственности. Применение мер ответственности к таким субъектам сопряжено с необходимостью доказывания противоправности их действий (бездействия), что нивелирует значение правовых норм об ответственности органов юридического лица. Введение комментируемой статьи призвано сформировать механизм реализации мер ответственности в отношении органов юридического лица в связи с осуществлением ими управленческой деятельности. При этом акцент сделан не столько на ответственности единоличного органа управления, сколько на мерах, применимых к коллегиальным органам, которые нередко избегали ответственности. Предпосылкой формирования комментируемых норм выступили неоднократные обращения участников гражданских правоотношений в судебные органы за защитой своих нарушенных прав.

Нарушение требований действующего законодательства влечет за собой применение мер ответственности. В наибольшей степени меры ответственности руководителей были реализованы в отношении арбитражных управляющих. Наиболее распространенным видом ответственности является административная ответственность.

Применение мер ответственности распространяется не только на руководителя, но и на членов коллегиального органа управления, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать органам управления организацией, а также на иных лиц, уполномоченных представлять его интересы, например, арбитражных управляющих.

Члены совета директоров могут быть привлечены к ответственности за причинение убытков обществу их виновными действиями (бездействием), даже если решение общего собрания акционеров об их избрании было признано недействительным.

Применение мер ответственности в отношении руководящего субъекта осуществляется в общем порядке — если оно действовало недобросовестно и разумно.

  1. Определяющим признаком привлечения субъекта к ответственности является наличие его вины. Ответственность может быть применена только при наличии непосредственной связи между действием (решением) субъекта и последствиями его реализации. Каждое лицо несет ответственность лишь за принятое им решение, которое определяется по результатам голосования. Если лицо проголосовало против принятия решения, меры ответственности к нему не могут быть применены, даже в случае принятия данного решения большинством голосов. Аналогичное правило действует и в случае, если лицо воздержалось от голосования.

В случае применения мер ответственности в отношении коллегиального органа управления юридическим лицом мера ответственности каждого участника определяется применительно к результатам его голосования по оспариваемому вопросу. Участники юридического лица несут солидарную ответственность.

Соглашение об устранении или ограничении ответственности органов управления юридическим лицом ничтожно. Привлечение к ответственности не может быть изменено ни участниками юридического лица, ни самим юридическим лицом в лице его органов управления. Выявление факта нарушения действующего законодательства является основанием для применения мер ответственности.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12771/10 по делу N А40-111798/09-57-539;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу N А82-4226/2009-2;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2010 по делу N А47-3132/2009;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2012 по делу N А47-3643/2012.

 

Статья 53.2. Аффилированность

 

Комментарий к статье 53.2

 

  1. Аффилированность предполагает наличие взаимного интереса или взаимной зависимости между юридическими лицами или их участниками, органами управления и т.п. Данный принцип не является основанием для ограничения деятельности субъекта. Однако аффилированность свидетельствует о единстве интересов, целей принятия и реализации отдельных решений. Длительное время аффилированность рассматривалась как негативная тенденция современной практики, свидетельствующая о заинтересованности и взаимной зависимости участников гражданских правоотношений. При этом указанное явление было лишено правового регулирования. Формирование норм ГК РФ, определяющих аффилированность в соответствии с требованиями специальных законов, выступает первым шагом на пути упорядочения и систематизации взаимоотношений зависимых и взаимно заинтересованных лиц.

Обеспечение конкуренции на рынке предполагает введение ограничений взаимодействия аффилированных субъектов, т.е. взаимосвязанных и взаимодействующих лиц. В качестве аффилированных субъектов могут выступать лица, находящиеся:

— в родстве, причем его степень ограничивается второй очередью;

— в свойстве, что также указывает на наличие взаимозависимости между ними;

— в подчинении — наличие служебной зависимости;

— имеющие иные обстоятельства, свидетельствующие о заинтересованности лиц.

  1. Аффилированность юридического лица может быть определена по одному из следующих критериев:

— «по органам управления» юридическим лицом — единство руководителя у нескольких юридических лиц, совмещение статуса руководителя и учредителя. Нередко аффилированность проявляется и в наличии общего «покровителя», который формально не имеет какого-либо отношения к организации, но принимает в ней непосредственное участие, например, посредством передачи финансовых средств, оборудования, предоставления юридического адреса и т.п. Определить аффилированность в данном случае достаточно сложно;

— по общим объектам, например, по юридическому или фактическому адресу, размещению имущества, принадлежащего организации и т.п. Признак аффилированности де-юре присутствует, де-факто не существует, поскольку между организациями, располагающимися в одном офисном центре, могут отсутствовать какие-либо отношения;

— по общим контактам — телефон, факс, адрес электронной почты, интернет-сайт и т.п. Указанные реквизиты могут свидетельствовать не только об аффилированности таких организаций, но, например, о предоставлении услуг общей уполномоченной бухгалтерией, заключением договора об аренде офиса и т.п. Тем самым данный критерий не позволяет достоверно установить наличие взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными субъектами;

— по иным критериям, например, по общему рынку сбыта (любые конкурирующие фирмы имеют общий рынок сбыта); по общей бухгалтерии (при этом для ведения бухгалтерского учета может быть привлечена уполномоченная бухгалтерия, оказывающая услуги неограниченному кругу субъектов); по печатям, хранящимся в бухгалтерии (это вопрос доверия бухгалтеру, причем доказать данный факт затруднительно, что предопределено условиями конфиденциальности информации, предоставленной клиентом бухгалтеру), и т.п.

 

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

 

Комментарий к статье 54

 

  1. Наименование юридического лица включает в себя две основных составляющих: указание на организационно-правовую форму организации и собственно ее наименование. Отсутствие указания на организационно-правовую форму юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации. Наименование юридического лица должно быть индивидуальным, неповторимым, позволяющим безошибочно определить юридическое лицо, к которому оно относится. Наименование юридического лица не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности, в связи с чем не получает достаточной защиты как со стороны закона, так и со стороны органов судебной власти.

Одним из обязательных требований к наименованию юридического лица, которое зачастую не соблюдается на практике, является указание на характер деятельности данного субъекта. Указанный факт позволит определить круг потенциальных клиентов и сферу деятельности на рынке аналогичных товаров, работ или услуг. Указание на вид деятельности отражается только при наличии специального указания закона, например, в отношении аудиторских фирм. Все прочие юридические лица данное требование не соблюдают.

Принципиальное значение имеет нормативное закрепление в комментируемой статье порядка использования в наименовании юридического лица официальных наименований, а также указаний на органы государственной власти. На практике подобные указания нередко используются юридическими лицами с нарушением действующего законодательства, способствуя тем самым введению контрагентов в заблуждение, ведь указание на органы государственной власти свидетельствует о связи юридического лица с государством.

При определении наименования юридического лица запрещено использование наименования «Россия» или производных от него, а также указание наименований органов государственной власти. Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание «РФ (Россия)» допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий:

— организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства;

— организация является крупнейшим налогоплательщиком;

— организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке;

— более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

  1. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.

При наличии информации, свидетельствующей о невозможности связи с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только в случае непредставления этих данных компанией в разумный срок (после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о ее адресе). Признаками отсутствия организации по юридическому адресу могут быть: факт отсутствия по этому адресу ее представителей, возврат корреспонденции с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п. Уведомление о необходимости представления достоверных сведений может направляться по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Принципиальное значение имеет введение меры ответственности организации за неполучение корреспонденции в случае ее отсутствия по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу. Закрепленные в п. 3 комментируемой статьи положения выработаны практикой деятельности судебных органов, нередко сталкивающихся с ситуацией, в которой невозможно установить фактическое местонахождение юридического лица и его органов при их отсутствии по юридическому адресу. Судебные процессы в подобных ситуациях затягивались на неопределенное время, что нарушало права и законные интересы истцов и третьих лиц (см. ниже ссылки на судебную практику). Нормативное закрепление презумпции получения корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации, позволяет надлежащим образом обеспечить права и законные интересы всех заинтересованных субъектов.

Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны соответствовать аналогичной информации, отраженной в его учредительных документах. В случае выявления несоответствия в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения, т.е. устав имеет приоритетное значение в части определения сведений об организации.

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 5793/13 по делу N а40-53262/2012;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;

— Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3621/09-С6;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2008 N А82-1965/2008-20;

— Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КГ-А41/5629-08;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2008 N Ф09-3443/08-С4;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2006 N А33-16824/2005-Ф02-1275/06-С1;

— Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2001 N КА-А40/2693-01.

 

Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица

 

Комментарий к статье 55

 

  1. В структуре юридического лица могут быть образованы обособленные подразделения, располагающиеся вне места нахождения самой организации. Правовой статус таких подразделений различается применительно к объему предоставляемых им прав и осуществляемых обязанностей.

В качестве основных видов обособленных подразделений выделяются:

— филиалы — наделяются всеми правами и несут все обязанности юридического лица в месте регистрации такого подразделения;

— представительства — обеспечивают представление интересов юридического лица на определенной территории и осуществляют их защиту, т.е. реализация прав и обязанностей осуществляется в данном случае самой организацией.

  1. Отсутствие у представительства или филиала статуса юридического лица свидетельствует о том, что к участию в судебных разбирательствах должны быть привлечены не обособленные подразделения, а сами юридические лица.

Деятельность представительств и филиалов непосредственно зависит от решений самого юридического лица, в том числе при определении полномочий и периода деятельности органов управления, а также иных существенных вопросов функционирования юридического лица. Руководители подразделений осуществляют свою деятельность на основании выданной им доверенности. Структурные подразделения подлежат государственной регистрации, т.е. деятельность могут осуществлять лишь те филиалы и представительства, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ.

  1. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 12902/10;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 N 34;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу N А19-92/2014;

— решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2014 по делу N А43-2942/2014.

 

Статья 56. Ответственность юридического лица

 

Комментарий к статье 56

 

  1. Одной из основных составляющих правосубъектности юридического лица является деликтоспособность, т.е. возможность самостоятельно нести ответственность за свои действия. Составы правонарушений и меры ответственности за них регламентированы нормами специальных законов.

Юридические лица самостоятельно несут ответственность за свои действия. Пределы их ответственности определяются размером принадлежащего организации имущества.

Участники общества не несут ответственность за действия организации, равно как и организация не несет ответственности за действия учредителей, кроме предусмотренных законодательством случаев привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности. Учредители общества могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.

Субсидиарная ответственность реализуется лишь в отношении руководителей таких организаций. Привлечение учредителя к ответственности сопряжено с необходимостью доказывания факта нарушения данным субъектом установленных требований.

Особенностью комментируемой статьи является разграничение:

— общих мер ответственности для всех форм юридических лиц;

— специфики применения ответственности в отношении отдельных видов юридических лиц.

При этом указанные нормы являются отсылочными и призваны лишь декларировать наличие специальных правил. Практическая же реализация указанных предписаний в своем большинстве базируется на правилах, выработанных судебной практикой.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8;

— Определение ВАС РФ от 24.08.2012 N ВАС-10527/12 по делу N А01-1517/2009;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.08.2012 N Ф03-3657/2012 по делу N А04-5430/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2012 по делу N А10-60/2010;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2012 по делу N А12-13445/2010;

— Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу N А26-261/2009.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code