Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА <11>

Комментарий к ГК РФ

———————————

<11> Позиция судебных органов, на которую содержится указание в комментариях к статьям данной главы, основана на нормах статей ГК РФ, действующих до момента внесения в них изменений Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

 

  • 1. Основные положения

 

Статья 48. Понятие юридического лица

 

Комментарий к статье 48

 

  1. Юридическое лицо может быть учреждено:

— физическими и (или) юридическими лицами;

— государством;

— иными субъектами, в том числе иностранными или без гражданства.

Учредители юридического лица и сама организация имеют обоюдные права и обязанности, совокупность которых определяет степень их взаимозависимости и взаимодействия.

Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

— организация должна обладать индивидуально определенным обособленным имуществом, которое может включать в себя и движимые, и недвижимые объекты, деньги и ценные бумаги. Такое имущество должно принадлежать самой организации. При этом Закон не конкретизирует перечень прав, на основании которых организация может владеть таким имуществом, что способствует повышению эффективности принудительного исполнения обязательств юридического лица за счет принадлежащего ему имущества. Тем самым определение совокупности имущества юридического лица производится в каждом конкретном случае с учетом правомочий соответствующего субъекта, а также иных обстоятельств;

— наличие уставного (складочного) капитала, формируемого посредством передачи каждым из учредителей части принадлежащего ему имущества либо денежных средств;

— наличие правосубъектности, в состав которой входят правоспособность, дееспособность, а также деликтоспособность;

— форма организации юридического лица должна быть предусмотрена ГК РФ.

  1. В отношении отдельных форм юридических лиц закон устанавливает ряд особенностей:

— государственные и муниципальные унитарные предприятия — учредитель сохраняет право собственности на переданное им имущество;

— корпоративные организации — полномочия их учредителей ограничиваются предоставленными им корпоративными правами. Правовое положение каждого из участников и его полномочия определяются пропорционально размеру принадлежащей такому лицу долей в уставном (складочном) капитале организации.

Центральный банк РФ (Банк России) действует в соответствии с Законом о нем, нормы ГК РФ применяются лишь при наличии специального правового предписания. Центральный банк России характеризуется специальным статусом, определяемым нормами законодательства о нем. Являясь юридическим лицом, он в полной мере подпадает под действие норм комментируемой статьи.

Сохранение статуса унитарного предприятия в большинстве случаев стало актуальным лишь для тех юридических лиц, которые лишены возможности самостоятельно обеспечить свои доходы и расходы, либо в случае, если их расходы в значительной части превышают доходы. К их числу могут быть отнесены научные, исследовательские, конструкторские и иные организации.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях;

— ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

— ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

 

Статья 49. Правоспособность юридического лица

 

Комментарий к статье 49

 

  1. Юридическое лицо признается правоспособным с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. Это общая правоспособность.

Специальная правоспособность обусловлена основными видами деятельности данной организации. Она может возникать:

— одновременно с общей правоспособностью при отсутствии специального порядка осуществления деятельности;

— с момента исполнения специальных требований, предусмотренных для данной деятельности: получения лицензии, вступления в саморегулируемую организацию и т.п.;

— определение возможных и допустимых видов деятельности, а соответственно, прав и обязанностей унитарного предприятия непосредственно зависит от решения учредителя и предоставления им необходимого для такой деятельности имущества.

  1. Юридическое лицо может быть ограничено в правах, для чего необходимо наличие специального нормативного предписания (правовой нормы), закрепляющего такое ограничение, а также обстоятельств, в силу которых подлежит применению установленное законом ограничение.
  2. Наличие юридического факта, порождающего или прекращающего право осуществления деятельности юридическим лицом, должно быть подтверждено документально. Перечень необходимых документов определяется к отдельным видам деятельности:

— свидетельства о государственной регистрации юридического лица — при отсутствии специальных требований;

— разрешение на осуществление деятельности, если оно является обязательным — лицензия, свидетельство о членстве в саморегулируемой организации и т.п. Правоспособность организации в данном случае подтверждается несколькими документами одновременно;

— с учетом иных особенностей, установленных специальными предписаниями ГК РФ или специальных федеральных законов.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет приоритет норм ГК РФ над предписаниями иных нормативных актов, что также способствует унификации правового регулирования деятельности юридических лиц и формирования иерархии нормативных актов, подлежащих применению в каждом конкретном случае. В то же время общий характер предписаний ГК РФ свидетельствует о том, что особенности правового положения отдельных видов субъектов регламентируются положениями специальных законодательных актов о них. Несмотря на то что данное предписание в большей степени является теоретическим, его практическая ценность достаточно высока, поскольку позволяет устранить противоречия в правовом регулировании деятельности юридических лиц.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  1. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 14.12.2000 N 244-О;

— информационное письмо ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341;

— Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КГ-А40/385-11;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010;

— решение Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2014 по делу N А51-9606/2014.

 

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

 

Комментарий к статье 50

 

  1. В зависимости от целей образования и деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Для каждого из указанных видов юридических лиц ГК РФ установлен исключительный перечень организационно-правовых форм.

Основными признаками коммерческого юридического лица являются:

— осуществление деятельности с целью получения прибыли;

— распределение чистой прибыли между участниками организации;

— может осуществлять практически любые виды деятельности, в том числе и благотворительные, а также ряд иных.

  1. Характерные черты некоммерческого юридического лица:

— осуществляет те виды деятельности, которые не влекут за собой получение прибыли, хотя и не исключают ее;

— вправе заниматься коммерческой деятельностью исключительно для достижения основной цели ее создания;

— распределение полученной прибыли между участниками организации не производится. Прибыль может направляться исключительно на достижение той цели, ради которой создано данное предприятие;

— отсутствие уставного капитала либо иного имущества самого общества, оно представляет собой объединение вкладов членов общества;

— организация может осуществлять коммерческую деятельность только при наличии специального предписания в ее уставе, кроме казенных и частных учреждений, которым запрещено осуществлять коммерческую деятельность;

— наличие собственного имущества, необходимого для осуществления коммерческой деятельности, не менее установленного минимального размера уставного капитала, — десяти тысяч рублей. Средства могут быть размещены в денежной, имущественной форме, а также в виде ценных бумаг.

Изменения, внесенные в комментируемую статью, позволяют не только конкретизировать признаки коммерческого и некоммерческого юридического лица, но и определяют исключительный перечень организационно-правовых форм таких лиц (как с учетом форм, регламентированных ГК РФ, так и иных специальных законодательных актов).

Обратим также внимание, что в комментируемой статье производится подмена сходных по своему содержанию понятий «форма» и «организационно-правовая форма». Применительно к юридическим лицам действующее законодательство определяет именно организационно-правовую форму, т.е. форму организации и деятельности конкретного юридического лица. Ранее закрепленное понятие «форма» являлось более широким по своему содержанию и более общим по отношению к организации и деятельности юридического лица. Внесенные изменения направлены на устранение противоречий между положениями ГК РФ и предписаниями специальных законов, регламентирующих правовой статус отдельных форм юридических лиц.

Принципиальное значение также имеет закрепление условий осуществления коммерческой деятельности некоммерческими организациями, что позволяет обеспечить исполнение, в том числе и принудительное, требований кредиторов таких субъектов, а также гарантировать защиту их прав и законных интересов.

  1. Применимое законодательство:

— ЖК РФ;

— ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»;

— ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

— ФЗ от 29.11.2007 N 286-ФЗ «О взаимном страховании»;

— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

— ФЗ от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

— ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

— ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

— ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

— ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

— ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

— ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

— ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

  1. Судебная практика:

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А77-800/2012;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А35-10374/2013;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 N 18АП-5830/2014 по делу N А07-838/2014.

 

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

 

Комментарий к статье 50.1

 

  1. Введение комментируемой статьи в ГК РФ явилось следствием обобщения практики образования юридических лиц и деятельности уполномоченных государственных органов, осуществляющих их регистрацию. Нормы комментируемой статьи придают решению об учреждении юридического лица правовую силу, а также формируют общие требования, предъявляемые к такому решению.

Основанием для государственной регистрации юридического лица является принятие решения о его создании. Решение о создании организации должно быть изготовлено в письменной форме и заверено подписью учредителя(-ей). Наличие подписи учредителя является достаточным для признания решения легитимным.

Учредителем юридического лица могут выступать один или несколько субъектов:

— для коммерческих организаций — любое физическое или юридическое лицо;

— для отдельных видов некоммерческих организаций — только физическое лицо.

Максимально допустимое количество учредителей определяется в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Количество учредителей имеет нормативное ограничение, например число учредителей общества с ограниченной ответственностью не может превышать пятидесяти, для акционерного общества это количество не ограничено.

  1. Количественный состав учредителей юридического лица определяет форму принятия решения о создании юридического лица:

— решение единственного учредителя, которое выражает его волю на образование юридического лица в определенной им организационно-правовой форме. Такое решение не требует отражения в нем результатов голосования по вопросам повестки дня;

— протокол общего собрания учредителей, выражающий волю каждого из участников собрания. Решение о создании должно быть принято каждым из соучредителей, что отражается в соответствующем протоколе.

  1. Решение (протокол) о создании юридического лица является обязательным документом, без которого невозможна государственная регистрация организации. Обязательными условиями решения являются:

1) наименование организации, включая организационно-правовую форму, а также полное и сокращенное наименование, дополнительно может быть отражено фирменное, а также иностранное (как правило, на английском языке) наименование;

2) утверждение устава независимо от формы организации призвано лишь констатировать факт утверждения учредительного документа юридического лица, не конкретизируя при этом его особенностей и условий принятия;

3) определение размера уставного капитала (при его наличии) и распределение долей между участниками общества. Размер капитала определяется в стоимостном выражении, даже в том случае, если он вносится имуществом, обязательному указанию подлежит структура уставного (складочного) капитала, а также стоимость доли каждого участника, ее структура и процентное соотношение к общему размеру уставного капитала;

4) порядок уплаты уставного капитала, передачи имущества в качестве вклада — уставный капитал должен быть оплачен на момент государственной регистрации юридического лиц в части, определенной законом. Основным нарушением в данном случае выступает факт неоплаты уставного капитала, что не позволяет учредителю реализовать принадлежащую ему долю;

5) юридический адрес организации, а при наличии и фактический адрес — обязательным является определение юридического адреса, поскольку фактический, а равно и почтовый адрес организации может неоднократно изменяться на протяжении всего периода деятельности юридического лица;

6) сведения о единоличном исполнительном органе общества, т.е. лице, наделенном правом непосредственно осуществлять оперативное управление организацией с указанием его паспортных данных и адреса регистрации по месту жительства;

7) субъект, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридического лица. В данном качестве может выступать:

а) руководитель организации;

б) учредитель, на которого такие обязанности будут возложены соответствующим решением;

в) нотариус;

г) исполнитель завещания;

д) представитель на основании доверенности или действующий на ином законном основании;

8) сведения о распределении голосов участников по каждому из вопросов повестки дня, в случае, если организация создается коллегиально — решение должно быть принято единогласно;

9) иные сведения (место принятия решения, дата и время проведения собрания или принятия решения, подписи учредителя или председателя и секретаря собрания и т.п.).

Стороны могут дополнить обязательный перечень информации и иными сведениями, которые они считают необходимыми.

Порядок оформления документов для государственной регистрации юридического лица зависит от содержания решения (протокола) о его создании. При этом сведения о каждом физическом лице должны вноситься в заявление в точном и неукоснительном (добуквенно) соответствии с паспортом данного лица.

  1. Судебная практика:

— Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2013 N Ф09-10737/2013;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 N 18АП-4891/2013; N 18АП-4894/2013; N 18АП-5324/2013;

— решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.03.2013 по делу N А47-13043/2012.

 

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

 

Комментарий к статье 51

 

  1. Юридическим фактом образования организации и начала ее деятельности выступает государственная регистрация данного субъекта и внесение сведений о ней в ЕГРЮЛ. Обязанности по регистрации юридических лиц возлагаются на территориальные инспекции ФНС России, в обязанности которых вменяется ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

ГК РФ презюмирует достоверность и полноту сведений, внесенных в указанные реестры, чем гарантирует обеспечение и защиту прав и законных интересов добросовестных участников правоотношений. Декларация достоверности и полноты информации, вносимой в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обусловлена практикой деятельности правоохранительных и правозащитных органов, которые нередко сталкиваются с недобросовестностью органов управления юридическим лицом, в компетенцию которых входит внесение сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Процедура государственной регистрации юридического лица должна быть:

— законной;

— осуществляться в соответствии с установленным порядком.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой процедуру судебного обжалования принятого регистрирующим органом решения.

Любые данные, представленные для государственной регистрации заявителем, подлежат внесению в ЕГРЮЛ и подтверждались ранее свидетельством о государственной регистрации, а в настоящее время листом записи ЕГРЮЛ.

Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, носят открытый характер и могут быть получены любым субъектом, как в электронной, так и в документальной форме. В ряде случаев получение указанной информации является обязательным, например при обращении в суд.

Достоверность данных, внесенных в ЕГРЮЛ, презюмируется, что лишает субъекта возможности ссылаться на сведения, не отраженные в ЕГРЮЛ или указывать на их недостоверность. Легитимной признается лишь официально полученная в регистрирующем органе выписка из ЕГРЮЛ, а не информация, размещенная на сайте регистрирующего органа.

  1. Юридическое лицо обязано возместить убытки в случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. В случае непредставления сведений об изменениях они являются недействительными вплоть до их внесения в ЕГРЮЛ, т.е. не могут использоваться в рамках гражданского оборота. В этой связи любой участник гражданского оборота обязан руководствоваться теми сведениями, которые отражены в ЕГРЮЛ.

Несвоевременное представление не позволяет регистрирующему органу надлежащим образом исполнить возложенные на него обязанности по своевременному внесению сведений в ЕГРЮЛ, а также проверки соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, в том числе в части соблюдения установленных сроков. Регистрирующие органы применяют к нарушителю штрафные санкции за несвоевременное представление документов.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице лишает уполномоченный орган возможности оценить соответствие представленной информации, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия, нарушает презумпцию достоверности сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В случае недостоверности указанных сведений с момента их внесения в ЕГРЮЛ, они являются информацией, которую стороны обязаны рассматривать как достоверную, т.е. не вправе и не могут использовать иную в силу ее отсутствия в государственном реестре.

Обеспечение достоверности сведений о юридическом лице требует проведения проверки представленной для государственной регистрации информации. Регистрирующий орган в данном случае выступает в качестве субъекта, гарантирующего достоверность внесенных в реестр сведений о каждом юридическом лице. Проведение проверки осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия на основании запроса уполномоченного органа. Основной мерой ответственности в данном случае выступает отказ в государственной регистрации изменений, а также меры административной ответственности за предоставление недостоверной информации для внесения ее в ЕГРЮЛ.

  1. Регистрирующий орган обязан уведомлять заинтересованных лиц о предстоящем внесении изменений в устав общества и их государственной регистрации. В качестве заинтересованных лиц могут выступать различные субъекты: от уполномоченных органов власти и местного самоуправления до контрагентов по договорам. В настоящее время указанная обязанность реализуется лишь в отношении органов государственной власти.

Уведомление должно носить заблаговременный характер, т.е. направляться до государственной регистрации изменений в устав, но не ранее момента получения регистрирующим органом заявления (уведомления) о внесении изменений от заявителя. Уведомление осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия между органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, а также иные необходимые услуги.

Уведомление заявителя в данном виде регистрации осуществляется посредством направления расписки в получении документов для государственной регистрации. У субъекта, получившего уведомление, возникает право представить уполномоченному органу возражения против государственной регистрации изменений. Возражения уполномоченного органа не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации. Такая возможность адресована участникам юридического лица и его исполнительному органу. Уполномоченный орган обязан рассмотреть поступившие возражения и принять решение до государственной регистрации.

  1. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается лишь по основаниям, предусмотренным законом. Наиболее распространенным основанием отказа в регистрации выступает непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов. Применение данного основания нередко дает заявителю право обжалования вынесенного уполномоченным органом решения. В случае удовлетворения жалобы заявитель получает два зарегистрированных аналогичных юридических лица: с одноименным названием, юридическим адресом и структурой органов управления. Суд является единственным органом власти, уполномоченным на рассмотрение жалоб на действия (решения) регистрирующего органа.

Основанием для обжалования решения регистрирующего органа является:

— отказ в государственной регистрации;

— факт государственной регистрации.

Обязательным условием обжалования регистрации являются грубые неустранимые нарушения, допущенные в процессе регистрационных действий. Последствием удовлетворения жалобы является признание государственной регистрации юридического лица недействительной и восстановление положения, существовавшего до нарушения права учредителей. Факт признания регистрации недействительной не влечет за собой ликвидации юридического лица.

Основанием признания государственной регистрации недействительной являются грубые и неустранимые нарушения, т.е. заявитель жалобы обязан доказать:

— грубый характер выявленных нарушений;

— неустранимость нарушений.

Противоправность действий заявителя или уполномоченного органа при государственной регистрации юридического лица влечет за собой обязанность возмещения причиненных убытков. Убытки, причиненные заявителем, возмещаются за его счет. В состав убытков включаются расходы по уплате госпошлины за государственную регистрацию, судебные и иные расходы, обусловленные принятием обжалуемого решения. Общий перечень убытков определяется в соответствии со ст. 1069 ГК РФ. При определении сумм убытков заявителю необходимо доказать, что данные расходы непосредственно связаны с обжалуемым решением и возникли в силу незаконных действий (решения) уполномоченного органа.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

  1. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;

— Определение ВАС РФ от 05.03.2009 N 2145/09 по делу N А45-5168/2008 46/96;

— Определение ВАС РФ от 10.04.2009 N ВАС-4402/09 по делу N А27-5968/2008;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 N Ф08-6751/2012 по делу N А61-2119/2010;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2012 по делу N А45-6197/2011;

— Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2009 N Ф05-12321/2009 по делу N А40-19216/2009;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 N Ф06-1923/2009 по делу N А12-17199/2008;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N 07АП-2162/2012;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2013 по делу N А60-12318/2013;

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2013 по делу N А40-145066/2012;

— решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.10.12 по делу N А14-15366/2012;

— решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2006 по делу N А03-1668/2006;

— решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2007 по делу N А49-2787/2007;

— решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2007 по делу N А53-5446/2007;

— решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2012 по делу N А56-34394/2012.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code