Статья 31 ГК РФ. Опека и попечительство

Комментарий к статье 31

 

  1. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления опеки и попечительства, являются: ГК РФ, СК РФ, ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов:

— недееспособных граждан — граждан, признанных судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ;

— не полностью дееспособных граждан — несовершеннолетних граждан (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. ст. 21 и 27 ГК РФ) или граждан, ограниченных судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

  1. Согласно ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом:

— опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет;

— попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи определены конкретные случаи, когда возможно установление опеки и попечительства над несовершеннолетними:

— при отсутствии у несовершеннолетних родителей или усыновителей;

— при лишении судом родителей несовершеннолетних родительских прав;

— в случае, если несовершеннолетние остались по иным причинам без родительского попечения (например, когда родители уклоняются от их воспитания или защиты их прав и интересов).

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Кроме того, назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Права и обязанности опекуна или попечителя возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

  1. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, поэтому они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Так, например, в силу ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде следующие категории лиц:

— их родители;

— усыновители;

— опекуны;

— попечители;

— иные лица, которым это право предоставлено ФЗ.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Они также могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

 

Статья 32. Опека

 

Комментарий к статье 32

 

В ст. 2 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» указывается, что под опекой следует понимать:

— форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет);

— форму устройства граждан, признанных судом недееспособными.

При указанной форме устройства граждан опекуны (назначенные органом опеки и попечительства граждане) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Комментируемая статья определяет перечень лиц, над которыми устанавливается опека. Это:

— малолетние граждане (ст. 28 ГК РФ);

— граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

 

Статья 33. Попечительство

 

Комментарий к статье 33

 

  1. В п. 1 комментируемой статьи определен перечень категорий граждан, над которыми может быть установлено попечительство. Это:

— несовершеннолетние граждане в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ);

— граждане, ограниченными судом в дееспособности (ст. 30 ГК РФ).

Согласно ст. 2 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» под попечительством следует понимать:

— форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

— форму устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности.

  1. При данной форме устройства попечители (назначенные органом опеки и попечительства граждане) обязаны:

— оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей;

— охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

— давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Отметим, что подопечным называется гражданин, в отношении которого установлены опека (ст. 32 ГК РФ) или попечительство.

  1. Следует учитывать, что п. 2 комментируемой статьи изменен ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ. Изменения вступают в силу со 02.03.2015. Со 02.03.2015 также вступают в силу изменения в ст. 30 ГК РФ, согласно которым гражданин может быть ограничен в дееспособности также в связи с психическим расстройством (см. комментарий к ст. 30 ГК РФ). Поэтому обязанности попечителей, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи, будут распространяться не только на несовершеннолетних, но и на указанную выше категорию граждан.

 

Статья 34. Органы опеки и попечительства

 

Комментарий к статье 34

 

  1. Согласно п. 1 комментируемой статьи и ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» по общему правилу органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, также могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству.

  1. Опека и попечительство осуществляются органами опеки и попечительства по месту жительства гражданина, куда суд сообщает о вступлении в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности в течение трех дней с момента вступления в силу указанного решения суда.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

— защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

— надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

— контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Согласно ст. 24 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства:

— по месту жительства подопечных;

— либо по месту жительства опекунов или попечителей (если опекуны или попечители назначены органами опеки и попечительства по их месту жительства).

В порядке надзора орган опеки и попечительства осуществляет проверку:

— условий жизни подопечных;

— соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

— обеспечения сохранности их имущества;

— выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного). Такие действия орган опеки и попечительства осуществляет в интересах подопечного. Орган опеки и попечительства вправе установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного).

Орган опеки и попечительства обязан срочно принимать необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного в случае, когда ему было сообщено об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, или о нарушении его прав и законных интересов. О принятии соответствующих мер орган опеки и попечительства обязан сообщить заявителю.

  1. Применимое законодательство:

— СК РФ;

— ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Статья 35. Опекуны и попечители

 

Комментарий к статье 35

 

  1. Комментируемая статья определяет основные положения, касающиеся порядка назначения опекунов и попечителей.

Согласно ст. 11 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. Назначение осуществляется в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Опекун или попечитель может быть также назначен по месту жительства опекуна или попечителя.

В том случае, если опекун или попечитель не назначен в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. При этом в отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления отсутствия родительского попечения.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

  1. Согласно ст. 146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.

СК РФ также определяет категорию лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями) несовершеннолетнего. Это следующие лица:

— лица, лишенные родительских прав;

— лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

— лица, не прошедшие подготовку (за исключением близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

— лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

— лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

— лица, ограниченные в родительских правах;

— бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

— лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью.

  1. В силу ст. 10 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе:

— требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе;

— запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях;

— требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

  1. В отношении несовершеннолетнего гражданина родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя, если временно и по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. При этом указывается конкретное лицо, которого они хотят видеть в качестве опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства указывается срок действия полномочий опекуна или попечителя. Также единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
  2. Применимое законодательство:

— СК РФ;

— ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

— Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117;

— Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.

 

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

 

Комментарий к статье 36

 

  1. В комментируемой статье закреплены основные обязанности опекунов и попечителей:

— исполнять свои обязанности безвозмездно (по общему правилу);

— проживать совместно с подопечными;

— заботиться о своих подопечных;

— ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства, в случаях, указанных в ст. ст. 29, 30 ГК РФ.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. При этом вознаграждение выплачивается:

— за счет доходов от имущества подопечного;

— за счет средств третьих лиц;

— за счет средств бюджета субъекта РФ.

По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах.

  1. В ст. 15 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определены следующие права и обязанности опекунов и попечителей:

— опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия;

— попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных ФЗ;

— попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

— опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

— опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Права и обязанности опекуна и попечителя ребенка установлены в ст. 148.1 СК РФ.

  1. Комментируемая статья была изменена ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ. Изменения вступают в силу со 02.03.2015. На опекунов и попечителей возложены дополнительные обязанности:

— заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (см. комментарий к ст. ст. 29, 30 ГК РФ);

— исполнять свои функции, учитывая мнение подопечного. Если это мнение невозможно установить (например, в силу наличия у подопечного серьезного психического расстройства), то исполнение функций осуществляется с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности;

— если основания, в силу которых гражданин вследствие психического расстройства был ограничен в дееспособности, изменились, то попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или, наоборот, о признании его недееспособным (п. 3 ст. 30 ГК РФ в редакции ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ).

 

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

 

Комментарий к статье 37

 

  1. Комментируемая статья регламентирует условия распоряжения имуществом подопечного опекунами и попечителями.

В силу ст. 17 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных. Это правило распространяется также на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

  1. В ст. ст. 19, 20 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлен следующий порядок распоряжения имуществом подопечного:

— опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат РФ;

— опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком. Попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров (кроме случаев, когда получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением). Кредитный договор, договор займа от имени подопечного заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

— имущество подопечного не подлежит передаче в заем (за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой);

— опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет, кроме ряда исключительных случаев.

Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

— принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

— отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

— отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

— отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене места жительства подопечного;

— отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и др.), если этого требуют интересы подопечного.

Для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Порядок получения такого разрешения указан в ст. 21 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  1. В соответствии с ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ со 02.03.2015 комментируемая статья будет дополнена новым положением (п. 4), согласно которому на опекуна возлагается обязанность распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. В том случае, если мнение подопечного установить невозможно (например, в силу психического расстройства), то учитывается информация о его предпочтениях, полученная от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

 

Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного

 

Комментарий к статье 38

 

  1. Орган опеки и попечительства вправе передать недвижимое и ценное движимое имущество подопечного управляющему по договору доверительного управления имуществом. Особенности заключения указанных договоров определены в ст. 1012 ГК РФ. Сторонами договора доверительного управления имуществом являются:

— учредитель управления — лицо, передающее доверительному управляющему имущество в доверительное управление;

— доверительный управляющий — лицо, принимающее имущество в доверительное управление и осуществляющее управление этим имуществом;

— выгодоприобретатель — лицо, в чьих интересах осуществляется доверительное управление имуществом.

Как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи, учредителем доверительного управления подопечного будет выступать орган опеки и попечительства, а выгодоприобретателем является сам подопечный.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

  1. Сопоставив положение п. 2 комментируемой статьи с положением ст. 1024 ГК РФ, можно прийти к выводу, что доверительное управление имуществом прекращается по следующим основаниям:

— в случае прекращения опеки или попечительства;

— в случае смерти подопечного;

— в случае отказа подопечного (или его опекунов/попечителей) от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

— в случае смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

— в случае отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

— в случае отказа учредителя управления от договора по иным причинам, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения.

 

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

 

Комментарий к статье 39

 

  1. Комментируемая статья определяет перечень оснований для освобождения или отстранения опекунов или попечителей от их обязанностей.

Основания для освобождения опекунов и попечителей от их обязанностей:

— возвращение несовершеннолетнего родителям или его усыновление;

— помещение подопечного под надзор в образовательную, медицинскую организацию, или организацию, оказывающую социальные услуги, а также организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— просьба опекуна или попечителя;

— инициатива органа опеки и попечительства.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи, а также ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрены следующие основания для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей:

— ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;

— нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях, либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

— выявление органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Акт об отстранении опекуна или попечителя от исполнения его обязанностей может быть оспорен в судебном порядке.

Необходимо также учитывать, что согласно ст. 26 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, а также за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков. Под ненадлежащим исполнением обязанности по охране имущества подопечного следует понимать:

— порчу имущества;

— ненадлежащее хранение имущества;

— расходование имущества не по назначению;

— совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

— другие неправомерные действия с имуществом, влекущие его повреждение или уничтожение и т.п.

При этом опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (см. ст. 5.35 КоАП РФ, ст. 156 УК РФ).

 

Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

 

Комментарий к статье 40

 

  1. Комментируемой статьей предусмотрен неисчерпывающий перечень оснований для прекращения опеки или попечительства. В ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержатся дополнительные основания для этого. Таким образом, основаниями для прекращения опеки или попечительства являются:

— смерть опекуна или попечителя либо подопечного;

— истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

— освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей (см. комментарий к ст. 39 ГК РФ);

— вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным или отмена ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства;

— достижение малолетними четырнадцати лет (опека заменяется попечительством);

— достижение подопечным восемнадцати лет или его эмансипация;

— просьба опекуна или попечителя;

— достижение несовершеннолетними родителями подопечных восемнадцати лет или получение ими полной дееспособности по иным основаниям (ст. ст. 21, 27 ГК РФ);

— возникновение противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

  1. Согласно ст. 30 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет. Порядок предоставления отчета указан в ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Если орган опеки и попечительства обнаружит в действиях опекуна или попечителя основания для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности, то он принимает соответствующие меры:

— не позднее чем через семь дней с момента получения отчета;

— или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения к ответственности.

Вместе с прекращением попечительства прекращается договор об осуществлении опеки или попечительства. Порядок заключения такого договора регламентирован в ст. 16 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

 

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

 

Комментарий к статье 41

 

Под патронажем понимается форма помощи совершеннолетним дееспособным гражданам. Это вид попечительства. Просьба о патронаже может исходить от самого гражданина. В течение месяца гражданину назначается помощник, который действует в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом:

— договора поручения (ст. 971 ГК РФ);

— договора доверительного управления имуществом (ст. ст. 38, 1012 ГК РФ);

— иного договора.

 

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 42

 

  1. Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется в судебном порядке в соответствии с гл. 30 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В заявлении необходимо указать:

— для какой цели заявитель желает признать гражданина безвестно отсутствующим;

— обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине. Суд также делает запрос в соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего гражданина об имеющихся о нем сведениях. Дела рассматриваются с участием прокурора.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи определен порядок установления дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине, если такой день точно неизвестен. Указанным днем признается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем гражданине. Если же невозможно установить месяц, то таким днем признается первое января следующего года.

 

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 43

 

  1. Статьей 278 ГПК РФ установлено, что суд после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим будет являться основанием для передачи имущества этого гражданина лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления имуществом (при необходимости постоянного управления им). Напоминаем, что порядок заключения договора доверительного управления имуществом урегулирован гл. 53 ГК РФ. Как следует из содержания п. 1 комментируемой статьи, учредителем управления здесь будет выступать орган опеки и попечительства, а выгодоприобретателем — гражданин, признанный безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Указанное лицо обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Данные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

В силу ст. 83 ТК РФ признание лица безвестно отсутствующим является основанием для прекращения трудового договора с ним.

Согласно ч. 2 ст. 19 СК РФ расторжение брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, происходит в упрощенном порядке — по заявлению одного из супругов (независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей).

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, в установленном Законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

  1. Применимое законодательство:

— ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 18);

— НК РФ (ст. 51)

— ТК РФ (ст. 83);

— СК РФ (ст. 19);

— ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 39);

— ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 31);

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36);

— ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 29);

— ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51);

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 19);

— ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 4);

— Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 13);

— ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 43.2);

— ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 2).

 

Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

 

Комментарий к статье 44

 

Согласно ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является, соответственно, основанием для отмены управления имуществом гражданина. Кроме того, указанный гражданин может восстановить все свои права, которых он был лишен в связи с признанием безвестно отсутствующим.

Так, например, суд удовлетворил иск гражданина, признанного ранее безвестно отсутствующем, о вселении, обязании передать ключи от жилого помещения и устранении препятствий в пользовании жилым помещением. Истец был выписан из квартиры на основании решения суда о признании его безвестно отсутствующим. Но в последующем при обнаружении гражданина это решение было отменено. В связи с этим суд пришел к выводу, что за гражданином сохранилось право пользования жилым помещением (см. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 18.03.2014 N 33-1575/2014).

 

Статья 45. Объявление гражданина умершим

 

Комментарий к статье 45

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок объявления гражданина умершим. Под объявлением гражданина умершим понимается признание его таковым в судебном порядке на основании заявления заинтересованных лиц и при наличии одного из следующих условий:

— если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет;

— если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и он нем нет сведений в течение шести месяцев;

— если пропал без вести военнослужащий или иной гражданин в связи с военными действиями и уже прошло два года или больше со дня окончания военных действий.

  1. Для признания гражданина умершим в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица подается заявление, в котором:

— должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим;

— должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина в течение пяти лет, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая;

— в отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Согласно ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет:

— кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине;

— запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, а также органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи установлен порядок определения дня смерти гражданина, объявленного умершим. Это может быть:

— день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим;

— день предполагаемой гибели гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Официальное объявление дня смерти гражданина является необходимым для открытия наследства гражданина (ст. 1113 ГК РФ), а также для определения дня, с которого он утрачивает свою правоспособность (п. 2 ст. 17 ГК РФ). В силу ст. 279 ГПК РФ решение суда по заявлению об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения органами ЗАГСа записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

Статья 46. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

Комментарий к статье 46

 

  1. Согласно ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение.

Указанное решение будет являться основанием:

— для отмены управления имуществом гражданина;

— для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

В силу ст. 75 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» аннулирование первичной записи акта гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

  1. Пунктом 2 комментируемой статьи определены права гражданина, в отношении которого отменено решение о признании его умершим. Указанный гражданин вправе потребовать от любого лица возврата его сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим. Из этого следует, что гражданин вправе истребовать свое имущество от наследников или иных лиц, которым данное имущество было передано без оплаты или подарено. Некоторые исключения из этого правила предусмотрены ст. 302 ГК РФ (см. комментарий к ст. 302 ГК РФ).
  2. По одному из дел иск о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, о регистрации права собственности, определении доли и признании права собственности был удовлетворен судом в связи с тем, что решение об объявлении истца умершим было отменено судебным актом. Суд пришел к выводу, что истец имеет право требовать возврата принадлежащего ему имущества, которое в порядке наследования перешло ответчику (см. Определение Московского городского суда от 12.01.2012 по делу N 33-136). Если имущество гражданина, в отношении которого отменено решение суда об объявлении его умершим, перешло к другим лицам по возмездным сделкам, то приобретатели будут обязаны возвратить ему это имущество (или его стоимость), если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. являлись недобросовестными приобретателями).

 

Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 47

 

  1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации.

Согласно ст. 3 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» актами гражданского состояния называются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. В настоящее время государственной регистрации подлежат акты, указанные в п. 1 комментируемой статьи, а также в ч. 2 ст. 3 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах государственного состояния».

  1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГСа, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов ЗАГСа на территориях субъектов РФ решаются субъектами РФ самостоятельно на основании ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГСа, также могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Органы местного самоуправления сельских поселений могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию:

— рождения;

— заключения брака;

— расторжения брака;

— установления отцовства;

— смерти.

При этом органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, производится консульскими учреждениями РФ.

Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляет Минюст России, который:

— координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

— осуществляет контроль за осуществлением полномочий РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

— осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния.

  1. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге и являются документами строгой отчетности. Каждый такой бланк имеет серию и номер.

Обратим внимание, что работник ЗАГСа не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении следующих лиц:

— себя;

— своего супруга;

— его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).

Поэтому государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником ЗАГСа или в другом ЗАГСе.

Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния является удостоверением факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство подписывается руководителем ЗАГСа и скрепляется печатью этого органа.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина. Размер и порядок уплаты пошлины определен в ст. ст. 333.26, 333.27 НК РФ.

  1. В силу ст. 69 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится при отсутствии спора между заинтересованными лицами и при наличии следующих оснований:

— записи акта об усыновлении;

— записи акта об установлении отцовства;

— записи акта о перемене имени;

— решения суда;

— решения органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;

— заявления матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

— заявления лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

— документа установленной формы, выданного органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

— документа установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;

— заключения органа ЗАГСа о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.

В силу ст. 70 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом ЗАГСа в случае, если:

— в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;

— запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов РФ;

— представлен документ об изменении пола.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГСа по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства заявителя;

— реквизиты записи акта гражданского состояния, в которую заявитель просит внести исправление или изменение.

К заявлению необходимо приложить:

— свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления, или

— документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.

  1. Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния только на основании решения суда, вступившего в законную силу. В случае если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории РФ, то восстановление записи может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.

На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

Аннулирование первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния производится ЗАГСом по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей аннулированию, на основании решения суда, вступившего в законную силу.

  1. Применимое законодательство:

— ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

— Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1049;

— Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1030;

— Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 159;

— Постановление Правительства РФ от 06.07.1998 N 709;

— Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432;

— Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274;

— Приказ Минюста России от 28.03.2014 N 47;

— Приказ ФФОМС от 04.05.2010 N 90;

— Приказ Минюста России от 20.11.2012 N 212.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code