К ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПОДРАЖАНИЯ («МИМИКРИИ») НАСИЛИЮ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

П.С.Булатецкий

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение од­ними людьми поведения других.

«Микроб зла очень легко распространяется в толпе, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни»1.

Основой развития как общества в целом, так и личности в частности, выступает соци­ально-коммуникативная деятельность индивидов в форме подражания (имитации), которое имеет огромное значение в развитии последней. Через подражание идет адаптация к внешнему миру.

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение од­ними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот про­цесс способствует сохранению целостности общества.

В общественной жизни посредством под­ражания происходит распространение мод­ных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Причем как правомерные, так и не правомерные, выходящие за границы морали, обычая, закона2.

Традиции теорий подражания имеют древ­нее происхождение — они идут еще от Арис­тотеля, приписывавшего именно подражанию важнейшую роль в формировании человека. Эти взгляды интенсивно развивались самыми разными исследователями и оформились концептуально к середине XIX века. В наиболее ярком виде эту проблему разрабатывал французский социолог и криминолог Габриель Тард (1843-1904), который видел в подражании ни более ни менее как основу развития общества. Он утверждал, что социальная динамика определяется именно под­ражанием, непрерывным повторением, до уровня массового, новых (поначалу, есте­ственно, единичных) образцов чего бы то ни было. Тард был убежден в том, что подражание имеет тенденцию к бесконечному распро­странению: развитие идет от внутреннего подражания к внешнем– , все более очевидному; от одностороннего к взаимному и всеобщему. Согласно взглядам Тарда, подражание имеет три основные формы. Во-первых, это подражание другому человеку. Во-вторых, это подражание современным (мода) или привычным (традиции) образцам. В-третьих, это подражание самому себе (привычка)3. Тард объяснял через феномен подражания практически все: язык, право, традиции и многие другие социальные явления. По его глубокому убеждению, именно подражание есть основной закон протекания всей человеческой жиз­ни, собственно говоря, и выражающейся в постоянном подражании.

Наиболее ярко, криминальная мимикрия прослеживается в подростково-молодежной среде, где определяющую роль играет массовая культура, в которой, в свою очередь, мы бы хотели выделить средства массовой информации. Являясь в настоящее время одним из факторов, оказывающих большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе как позитивные, так и негативные по­следствия. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г. Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде4.

Говоря о преимуществах технических средств массовой коммуникации, к которой, как известно, относятся и СМИ, следует заметить, что в среднем люди удерживают в памяти примерно 10% прочитанного, 20% — услышанного, 30% — увиденной, а одновременно услышанного и увиденного — 50%5. В связи с этим в данной статье мы лишь коснемся одного из средств распространения массовой информации — телевидения, которому присущ, помимо положительных, целый ряд неблагоприятных факторов.

Изменения, произошедшие с телевидением и на телевидении за два последних десятилетия, безусловно, также коснулись не только его организационной и финансовой стороны, но и коренным образом изменили его контентную часть. Содержание программ советского телевидения было обусловлено идеологическими задачами многонационального государства, укреплением и популяризацией социалистического образа жизни, прославлением трудовых успехов, воспитанием молодого поколения, развитием такого социального института, как семья (ячейка общества), и пр. При отсутствии законов о СМИ и рекламе контроль за эфиром осуществлялся с помощью цензуры, справедливо отвергаемой демократическим устройством го­сударства. Однако проблема засилья на телевизионном экране сцен убийств, кровавых разборок, насилия, взрывов и драк остро стала именно теперь, в «новый век» телевизионной истории, очевидно являясь неизбежной издержкой свободы слова.

В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день: на каждого члена семьи в среднем приходится по четыре часа. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия6.

Имитируют ли зрители экранные модели поведения? Предопределена ли агрессивность школьников содержанием просмотренных ими телевизионных программ? На данном этапе изучения этой проблемы ясно одно: чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь постепенно обнаруживается в США, Европе и Австралии.

Первые попытки выявить влияние телевизионного насилия на молодежную преступность относятся к началу 20 века. Так, А. Лацис и Л. Кейлина в работе «Дети и кино» (1928 г.) указывают, что «наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь»7. Также, по исследованиям ученых, в той или иной стране, где появлялось телевидение, со временем (через 10-15 лет) возрастал и уровень преступности8.

Как отмечают Д.В. Калюжный и Е.Э. Ер­милова: «Героя производства сменил на экра-не убийца и насильник, а вместо станка и до­менной печи мы видим трупы, трупы, трупы. Трупы «документальные», «художественные», трупы бытовые и военные. Погибших показывают крупным планом, подробно и с деталями… В результате такого «воспитания» за 2001 год в России было совершено 30 тысяч убийств, что почти на 10 тысяч больше, чем некогда во всем СССР»9.

Законодатель обязан незамедлительно реагировать на источники деморализации и принимать ряд нормативно-правовых актов, ограничивать насилие и «героизацию преступности». К сожалению, в России наблюдается обратная ситуация: часть общефедеральных каналов во­обще позиционируют себя, как тематическое телевидение, соревнуясь в производстве сюжетов, программ и фильмов на криминальную тему (НТВ, ДТВ, РЕН-ТВ и другие).

Резюмируя вышеизложенное, необходимо сказать, что сегодня фактически снято табу на демонстрацию насилия на телеэкране. Не вы­зывает сомнения влияние этого факта на поведение детей и подростков, на повышение уровня преступности несовершеннолетних. Это влияние гораздо более опосредованно, чем можно ожидать, а его механизмы имеют куда более тонкий характер действия, чем об это принято думать.

Совершенно очевидно, что большая часть подрастающего поколения попала в ловушку экранного насилия. И выбраться из нее без помощи общественных институтов она не сможет. Поэтому перспективной представляется активизация здоровых сил социально­го контекста — от семьи и школы до прави­тельственных учреждений. Во всяком случае, именно здесь должна быть дана адекватная оценка произошедшей эскалации экранного насилия и начата реальная работа по противодействию его распространения и массовому восприятию.

Примечания

1. См.: Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб, 1896, С. 42.

2. Арутюнов Л. С, Касьяненко М. А. К проблеме проявления криминального и этнокриминального подражания («ми­ микрии») // www. crimpravo. ru. URL: http://www. crimpravo. ru/blog/258.html (дата обращения: 26.02.2011 г.).

3. См.: Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. С. 83.

4. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 173.

5. Горшенков Г. Н. Средства массовой коммуникации: криминологический ас­пект: Учеб. пособие. Н. Новгород, 2003. С. 20-21.

6. Влияние телевидения на психику здорового человека // www. blueweb. ru. URL:  http://www. blueweb. ru/first/142- 2009-11-26-14-03-43 (дата обращения: 15.03.2011 г.).

7. См.: Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. С. 15.

8. Телевидение и видеоигры превра­щают детей в агрессоров // www. washprofile. org. URL: http://www. washprofile. org/en/node/380 (дата обращения: 05.04.2011 г.).

9. См.: Калюжный Д., Ермилова Е. Те­лепатология. Школой садизма стано­вится телевидение для миллионов зри­телей // Литературная газета. 2003. № 14. С. 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code