ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Рассмотрены экономические аспекты противодействия финансированию терроризма в России и за рубежом. Дано экономическое объяснение причин возникновения и развития терроризма, проведен анализ источников его финансирования, показаны экономические последствия террористических акций, на основе чего предложены элементы теоретической модели противодействия финансированию терроризма.

 

За рубежом экономические аспекты террористической деятельности постоянно находятся в поле внимания государства и научной общественности начиная с 70-х годов XX в. Первым исследованием по экономике терроризма следует считать опубликованную в 1978 г. статью известного американского экономиста-криминолога Вильяма Ландеса, посвященную воздушному терроризму <1>. К настоящему времени англоязычная библиография основных научных работ по экономическому анализу терроризма насчитывает уже порядка полусотни публикаций.

———————————

<1> Landes W.M. An economic study of US aircraft hijackings 1961 — 1976 // Journal of Law and Economics. 1978. N 2. P. 1 — 31.
К сожалению, в современной России это очень важное направление теории и практики борьбы с преступностью только начинает обсуждаться. Возникает парадоксальная ситуация: Россия справедливо считается одной из стран с высоким уровнем терроризма, однако отечественные экономисты этой проблемой почти не занимаются, а те немногие, кто в этой сфере работает, вынуждены опираться на базы данных других стран (например, Израиля). Причина — высокая степень закрытости информации об экономических аспектах российского терроризма (прежде всего, связанного с регионом Северного Кавказа).

Отечественные исследования экономических аспектов терроризма, которые в последние годы были проведены, включают три направления.

1. Экономическое объяснение причин возникновения и развития терроризма. Конечно, отнюдь не все теракты имеют экономические причины. Однако чаще за терактами прослеживаются глобальные или региональные материальные мотивации. Есть серьезные основания утверждать, что современный терроризм — это явление, за которым стоит, прежде всего, попытка территориального передела мира. Понимание социально-экономических корней современного терроризма позволяет принимать меры, направленные на снижение экономической детерминации терроризма, что будет уменьшать уже существующую социально-экономическую базу террористов или предотвращать ее возникновение <2>.

———————————

<2> Сундиев И.Ю. Террористическое вторжение: криминологические и социально-политические аспекты проблемы: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
2. Анализ источников финансирования терроризма. Известно, что подготовка и организация преступлений террористического и экстремистского характера требует существенных материальных затрат. Несмотря на достаточно стабильное в последние годы число совершенных таких преступлений, правоохранительными органами не выявлено ни одного факта финансирования этой деятельности.

Предупреждение и эффективная борьба с терроризмом должны включать в себя выявление и ликвидацию финансовой основы этих преступлений. Приоритет данного направления подтверждается, например, ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <3>, в которой одним из проявлений экстремизма называется финансирование экстремистской деятельности либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Лицо, причастное к финансированию терроризма и экстремизма, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 33 УК РФ как соучастник преступления.

———————————

<3> О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
Известно, что компонентами экономической базы террористических и экстремистских организаций являются материальные средства и финансовые ресурсы. Материальные средства: сооружения, техника, учебное и специальное оборудование, средства связи, вооружение и т.п. Все это так называемые расходные ресурсы, источники и направления использования, которые должны выявляться и обязательно документироваться.

Расходные ресурсы формируются из финансовых ресурсов и включают:

— легальные источники, которые получаются от деятельности, формально законом не запрещенной, но фактически направленной на финансирование терроризма: добровольные пожертвования, всевозможная спонсорская помощь; организация и создание различных негосударственных фондов с целью осуществления сбора средств от верующих, аккумулирования денежных средств, а также различных переводов денежных средств в другие регионы страны и за рубеж под видом гуманитарной помощи; придание легального статуса экстремистской организации в целях легального и открытого привлечения средств якобы на строительство и ремонт храмов и иных святых мест и т.п.;

— нелегальные источники — средства от наркобизнеса, торговли людьми, похищения людей с целью выкупа, торговли оружием, вымогательств, контрабанды, организации и содержания притонов, фальшивомонетничества, исполнения заказных оплачиваемых преступлений, разбоев, грабежей, а также средства от различных хищений частных и государственных средств <4>.

———————————

<4> Иванов П.И., Королев И.А., Шегабудинов Р.Ш. Некоторые вопросы, связанные с подрывом экономических основ организованной преступности и терроризма: вопросы теории и практики // Сборник научных статей. М.: МЦНМО, 2010. С. 347 — 358.
В последние годы огромные возможности для роста денежных пожертвований открывает Интернет, который позволяет непосредственно в интерактивной форме собирать немалые деньги. Здесь сегодня встречаются и прямые просьбы на террористических сайтах. Некоторые террористические группы просят о финансировании напрямую через сайт у его посетителей. Эти просьбы могут быть изложены в форме общих заявлений, подчеркивающих, что организация нуждается в деньгах. Наиболее часто сочувствующих прямо просят о финансовой поддержке, сопровождая просьбу информацией о банковском счете или реквизитах оплаты через Интернет. Например, основной сайт Ирландской республиканской армии содержит страницу, на которой посетители могут делать пожертвования посредством кредитных карт. В то же время «Информационный сервис верноподданных Ольстера», являющийся отделением «Добровольческих Сил Верноподданных» (структура ИРА), принимает пожертвования через систему PayPal, также приглашая тех, кому неудобно вносить деньги, жертвовать вещи, например пуленепробиваемые жилеты.

Второй связанный с этим метод сбора средств — это классификация посетителей сайта путем заполнения онлайн-профилей и определения потенциальных жертвователей и контакт с ними. Эта функция может выполняться автоматически сервером. Третий путь — создание онлайн-магазинов и продажа через них книг, видеокассет, флагов, футболок и прочей атрибутики, имеющей символику террористических и экстремистских организаций <5>.

———————————

<5> Сундиев И.Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию: Монография. М.: Юнити, 2011. С. 57.
Многочисленны также факты мошенничества с использованием средств электронной коммерции. Согласно сведениям Ж.Ф. Рикарду <6>, одного из руководителей антитеррористических подразделений Франции, многие исламские террористические проекты финансируются путем мошенничества с кредитными картами. Имам Самудра, приговоренный к смерти за соучастие во взрывах в 2002 г. на Бали, опубликовал тюремные мемуары в 280 страниц, которые включают главу о кардинге <7> для начинающих. По мнению голландских экспертов, существуют неопровержимые доказательства международных правоохранительных органов и ФБР о том, что некоторые террористические группы финансируют свою деятельность путем современных мошеннических схем, таких, как «нигерийские письма». Достаточное количество доказательств поддерживает точку зрения о том, что связанные с террористами организации и лица используют интернет-бизнес как средство для увеличения финансирования террористических действий.

———————————

<6> URL: http://www.ci.ru/search/search.htm (дата обращения: 12.02.2012).

<7> Кардинг (англ. carding) — род мошенничества, при котором производится операция с использованием банковской карты или ее реквизитов, не инициированная или не подтвержденная ее держателем.
Наконец, всевозможные пожертвования рекламируются не только в сочувствующей прессе, но и на специальных сайтах и в чатах, переадресовывая заинтересовавшихся лиц на сайт, где непосредственно находится террористическое или экстремистское воззвание. Многие из организаций, занимающихся сбором еды, одежды, образованием нуждающихся, обеспечением медицинской помощью, в дополнение к своей миссии гуманитарной помощи имеют и скрытую миссию по поддержке террористов и оказанию материальной помощи вооруженным группам. Материалы, размещенные на сайтах этих организаций, часто содержат намеки на помощь террористам.

Перекрытие каналов финансирования терроризма позволяет эффективно бороться с ним, не прибегая к чисто силовым действиям.

3. Анализ экономических последствий от террористических акций. Такие последствия не ограничиваются прямым ущербом (погибшие и раненые люди, разрушенные здания, утраченное имущество и т.п.). Исследования показали, что на террористический акт реагирует практически все население страны и даже мира, узнавшее о трагедии из средств массовой информации. И эта реакция отнюдь не всегда безобидная. Анализ экономических последствий от терроризма позволяет оптимизировать масштабы антитеррористических действий и компенсации потерь от терактов <8>.

———————————

<8> Экономические оценки внушительных потерь от террора представлены, например, в докладе Николь и Марка Крейнов (Crain Nicole V., Crain W.M. The impact of Terrorism on National Economies // Annual Public Choice Society Conference report. Baltimore, 2004).
В работах российских экономистов нет пока попыток дать объективную финансовую оценку антитеррористическим мерам, предпринимаемым государством и хозяйствующими субъектами в современной России. Правда, некоторые подходы к решению этой проблемы уже обозначены. Так, в монографии А. Сидоренко и Ю. Тихомирова указано, что материально-техническое и финансовое обеспечение противодействия терроризму должно быть направлено:

— на концентрацию бюджетных финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму и иных привлекаемых к данной деятельности структур;

— на создание соответствующей инфраструктуры для развития общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, стимулирование государственными институтами инновационной и инвестиционной деятельности в целях повышения антитеррористической защищенности критически важных объектов и населения, а также развития системы страховой защиты населения от рисков терроризма.

Наряду с увеличением и совершенствованием организации государственного финансирования для противодействия терроризму должно предусматриваться привлечение частного капитала для создания фондов, предоставления грантов и формирования других материальных стимулов в целях повышения эффективности противодействия терроризму <9>.

———————————

<9> Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте и истории и современной геополитики. М.: Кучково поле, 2011. С. 433.
Следует отметить, что в зарубежной литературе уже давно поднимается вопрос о необходимости поиска корректных критериев эффективности борьбы с террором. Традиционный критерий — число убитых или арестованных террористов — этой цели служит плохо. Если террористы пользуются активной поддержкой местного населения (как например, в Палестине), то уничтожение одних террористов лишь освобождает «рабочее место» для новых «борцов». Общая численность террористов при этом не меняется или даже растет (героизация погибших усиливает приток новых «кадров»).

Напомним, что с точки зрения экономической теории преступности главным критерием оценки эффективности любого вида правоохранительной деятельности является совокупная величина затрат, которые несет общество. Сюда включается прямой ущерб от преступности и затраты на борьбу с ней <10>. При этом не лишним будет задуматься, что несет обществу большие потери: сам терроризм или борьба с ним.

———————————

<10> Латов Ю.В. Экономический анализ терроризма: Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 5.
В экономике известен принцип — для предельного сдерживания необходимы предельные затраты. Иначе говоря, чем сильнее защита правопорядка, тем большее давление испытывают нормальные законопослушные граждане, вынужденные не только содержать за счет своих налогов армию сил правопорядка, но и переносить массу неприятных полицейско-бюрократических процедур, призванных предотвращать потенциально возможные правонарушения.

В принципе абсолютно все террористы могут быть гарантированно изобличены и наказаны, если все ресурсы общества будут брошены исключительно на антитеррористическую деятельность. Это доказывает практика тоталитарных обществ, где уровень терроризма был гораздо ниже, чем в сопоставимых с ними обществах демократических. С другой стороны, общество может вообще избегать расходов на борьбу с терроризмом, но в таком обществе неизбежно возрастут экономические потери от терактов.

Понятно, что любые крайности в этом вопросе нежелательны. Поиск оптимума в данном случае требует, чтобы минимизировались совокупные издержки терроризма, включающие и потери общества от совершенных терактов, и расходы общества на антитеррористическую борьбу. Для этого общество может принять некоторый оптимальный (ненулевой) уровень преступного поведения, связанного с терроризмом и экстремизмом. Отклонения от этого оптимального уровня преступности в любую сторону (как увеличение, так и уменьшение числа совершенных преступлений) будут нежелательными.

Практическое применение этой теоретической модели в современной России требует серьезной аналитической и организационной работы. Перечислим ее основные элементы.

1. Необходимо разработать систему оценок потерь от терроризма и расходов на борьбу с ним, после чего осуществлять постоянный мониторинг этих показателей.

2. Главным экономическим критерием оценки антитеррористической деятельности должны стать показатели совокупных потерь общества от терроризма и борьбы с ним.

3. Одним из основных направлений повышения эффективности использования бюджетных средств на антитеррористическую защищенность российского общества является специальное кадровое обеспечение. Речь идет о комплектовании подразделений противодействия терроризму квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми качествами, а также о подготовке и переподготовке сотрудников штатного и нештатного состава, повышении престижа службы в указанных подразделениях. Сюда же следует отнести и антитеррористическую подготовку сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в данной деятельности, а также антитеррористическую специализацию сотрудников негосударственных структур безопасности. Такая подготовка обязательно должна в себя включать непрерывные психологические тренинги.

4. Оптимизации бюджетных затрат на антитеррористическую защищенность будет способствовать корректировка моральной и правовой парадигмы защиты населения от терактов и компенсации потерь от них.

Коль скоро во всех странах мира основное бремя по защите своего имущества несут сами собственники имущества, то и собственники объектов, нуждающихся в антитеррористической защищенности (например, рынков и универмагов), должны в полной мере нести бремя материальной ответственности, связанной с предписанной правом системой специальных антитеррористических мер.

В отечественной литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что целесообразно разработать законодательную базу, которая позволяла бы конфисковать не только имущество самих террористов, но и имущество их близких. Главный смысл этой акции — вовсе не в наказании людей, которые, возможно, совершенно непричастны к террористической деятельности своего родственника. Необходимо разработать превентивный механизм, который удерживал бы потенциальных террористов. Расширение круга физических и юридических лиц, материально ответственных за последствия терактов, будет выполнять не только профилактическую функцию, но и обеспечит государство достаточными материальными ресурсами и для обязательной компенсации ущерба, и для помощи жертвам терактов, выходящей за пределы компенсации.

Пришло время на новом уровне возродить (раньше такая система существовала) систему комплексной безопасности особо опасных объектов и производств (нефтеперерабатывающих заводов, АЭС, плотин и т.п.) на всей территории Российской Федерации. Сегодня в стране таких объектов более 50 тыс. Из них в первоочередном порядке необходимо защитить примерно 3,5 тыс. объектов (в том числе в Южном федеральном округе — примерно 200 объектов).

Предварительные расчеты показывают, что в среднем затраты на оснащение и модернизацию физической защиты одного объекта составляют 0,5 млрд. руб., а потенциальный ущерб, который может возникнуть вследствие террористического акта, составляет порядка 10 трлн. руб. Таким образом, затраты на защиту потенциально опасных объектов на порядок меньше возможного ущерба при катастрофе глобального характера на одном объекте. Решение указанной проблемы можно закрепить в специальном Федеральном законе «О физической защите особо опасных производств и объектов».

5. В специальной профилактической антитеррористической деятельности должен присутствовать комплекс мер, сфокусированных именно на предупреждении криминализации средств, полученных легальным путем, — как в собственно мусульманских странах, так и в исламских общинах немусульманских (прежде всего, западных) государств.

6. Информация о затратах общества на борьбу с терроризмом должна быть доступной для экспертной оценки.

7. Эффективная антитеррористическая деятельность государства невозможна без поддержки и развития специальных научных исследований. Необходимо существенно увеличить и выделить специальной строкой средства федерального бюджета на научные исследования антитеррористической направленности. Сегодня эти средства растворяются в общем бюджете на правоохранительную деятельность, поэтому их размеры и реальное использование зависит от субъективных интересов руководителей правоохранительных органов, а эффективность использования весьма сомнительна.

Г.В. СТАРЦЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code