Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

Комментарий к статье 82 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Комментируемая статья устанавливает, что особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях должны устанавливаться федеральным законом, определяющим режим приграничной территории. В настоящее время такой закон отсутствует, однако действует Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в котором дается определение термину «приграничная территория», закрепляются нормы, регулирующие вопросы пограничного режима.

Исходя из содержания ст. 3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» под приграничной территорией понимается пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

Указанный Закон определяет некоторые особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, которые, в частности, касаются полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Как следует из содержания ст. 3 Закона, органы местного самоуправления совместно с другими органами власти осуществляют согласованную деятельность по защите государственной границы.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона, пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 18).

Статья 37 Закона устанавливает полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере защиты Государственной границы. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:

— предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы;

— оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

— создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.

  1. В развитие Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 196-р утверждена Концепция приграничного сотрудничества в РФ. Под приграничным сотрудничеством в ней понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

Одной из задач приграничного сотрудничества является обеспечение поддержки органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества.

В этой связи органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:

а) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;

б) заключать в установленном законодательством РФ порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.

В Концепции предполагается, что стимулирование развития приграничной территории осуществляется в том числе и путем регулирования ставок местных налогов, а также финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества.

 

Статья 82.1. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

 

Комментарий к статье 82.1

 

  1. Положениями ч. 1 комментируемой статьи органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований, руководствуясь при этом законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данном случае речь идет о применении ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.

Целевым назначением указанного правомочия является осуществление закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции). Указанный перечень утверждается соответствующим законом субъекта РФ с учетом ограничений, предусмотренных положением ч. 2 комментируемой статьи.

Так, например, в Магаданской области действует Закон Магаданской области от 3 марта 2010 г. N 1228-ОЗ «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Магаданской области», ст. 2 которого закреплено что органы исполнительной власти Магаданской области определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территории Магаданской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В Республике Тыва принят Закон Республики Тыва от 18 марта 2009 г. N 1123 ВХ-2 «Об утверждении перечня товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования организаций бюджетной сферы муниципальных образований Республики Тыва, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».

Аналогичные законы приняты в следующих субъектах РФ:

— Республике Саха (Якутия) (Закон Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 г. 565-З N 21-IV «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)»);

— Хабаровском крае (Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 145 «О перечне продовольственных товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Хабаровского края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)»).

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит требование к содержанию принимаемого субъектом РФ перечня товаров (услуг) — в него включаются только топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками.

Так, например, согласно Закону Республики Тыва от 18 марта 2009 г. N 1123 ВХ-2 «Об утверждении перечня товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования организаций бюджетной сферы муниципальных образований Республики Тыва, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», указанный перечень включает уголь, горюче-смазочные материалы для дизельных электростанций, услуги, связанные с поставками угля, услуги, связанные с поставками горюче-смазочных материалов для дизельных электростанций.

В Законе Магаданской области от 3 марта 2010 г. N 1228-ОЗ «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Магаданской области» предусмотрен следующий перечень:

1) каменный уголь, доставка которого осуществляется с использованием услуг речного транспорта;

2) каменный уголь, доставка которого осуществляется до не оборудованного причальными сооружениями берега с использованием услуг, связанных с его доставкой (включая услуги автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, услуги по перевалке, хранению) и последующим производством разгрузочных работ на рейде;

3) дизельное топливо, доставка которого осуществляется до не оборудованного причальными сооружениями берега с использованием услуг, связанных с его доставкой (включая услуги автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, услуги по перевалке, хранению) и последующей рейдовой разгрузкой;

4) дизельное масло, доставка которого осуществляется до не оборудованного причальными сооружениями берега с использованием услуг, связанных с его доставкой (включая услуги автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, услуги по перевалке, хранению) и последующей рейдовой разгрузкой.

Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 145 «О перечне продовольственных товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Хабаровского края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», помимо перечня продовольственных товаров, включает также перечень следующих услуг:

— услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом;

— перевозки грузовые внутренним водным транспортом;

— перевозки грузовые морским транспортом;

— транспортная обработка грузов на автомобильном транспорте;

— транспортная обработка грузов на внутреннем водном транспорте;

— транспортная обработка грузов на морском транспорте.

  1. Комментируемая статья не предусматривает других особенностей осуществления полномочий, связанных с решением вопросов местного значения. Полномочия по закупке иных товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.
  2. В настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402. В Перечень включены все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей, ряд муниципальных образований Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Алтай, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Красноярского края, Пермского края, Хабаровского края, Амурской области, Архангельской области, Иркутской области, Мурманской области, Сахалинской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Еврейской АО, все районы и населенные пункты Камчатского края, Магаданской области, Ненецкого АО, Чукотского АО.

 

Статья 82.2. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково»

 

Комментарий к статье 82.2

 

Комментируемая статья введена Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Федеральный закон от 28 августа 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории. По сути, данный Закон относит к полномочиям управляющей компании, на которую в порядке, установленном Президентом РФ, возложена реализация проекта, целый ряд вопросов местного значения (ст. 5).

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Закона, на территории центра не осуществляются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые управляющей компанией, а также следующие полномочия:

1) резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

3) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

4) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»;

6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

7) проведение мероприятий, предусмотренных законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

8) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия органов местного самоуправления, не указанные в приведенном перечне, осуществляются в соответствии с законодательством РФ органами местного самоуправления, которые размещаются вне территории центра.

 

Статья 82.3. Особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития

 

Комментарий к статье 82.3

 

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» гл. 11 комментируемого Закона дополнена отдельной статьей, вступающей в силу с 31 марта 2015 г.

Данное изменение обусловлено принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», определяющего правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для:

1) привлечения инвестиций;

2) обеспечения ускоренного социально-экономического развития;

3) создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 (семьдесят) лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. При этом срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства РФ.

Территория опережающего социально-экономического развития создается либо:

1) на территории муниципального образования;

2) на территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ.

Обратим внимание, что территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития также не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению Правительства РФ по предложению уполномоченного федерального органа в случае, если:

1) это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.

Полномочия органов местного самоуправления на территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе комментируемым Законом), за исключением полномочий, отнесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» к компетенции уполномоченного федерального органа или управляющей компании, включая организацию и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code