Статья 80. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Комментарий к статье 80 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи предполагает, что вне зависимости от каких-либо условий (размера территории, численности населения) закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) получают статус городских округов.

Несмотря на безусловный характер данной нормы, в некоторых субъектах РФ дополнительно принимаются законы, констатирующие наделение находящихся на их территории ЗАТО статусом городских округов. Примером может служить Закон Московской области от 29 декабря 2004 г. N 205/2004-ОЗ «О наделении муниципальных образований, расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований в Московской области, статусом городских округов», наделяющий статусом городского округа поселок Восход, город Краснознаменск и поселок Молодежный Московской области.

  1. ЗАТО представляют собой территории специального назначения, поэтому организация местного самоуправления в пределах ЗАТО требует особого регулирования.

Правовой статус ЗАТО, особенности осуществления местного самоуправления на его территории, меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права определяются Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Статья 1 данного Закона устанавливает, что закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном ст. 2 данного Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.

В случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

По некоторым вопросам, смежным с вопросами местного значения, закрепленными в ст. ст. 14 — 16 комментируемого Закона, ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Так, согласно ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

— установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;

— определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

— медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований;

— выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами ЗАТО;

— обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ (см., например, Указ Президента РФ от 1 сентября 2014 г. N 602 «Об упразднении закрытого административно-территориального образования — города Большой Камень Приморского края»; Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. N 37 «Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования — города Мирного Архангельской области»; Указ Президента РФ от 30 июня 1997 г. N 646 «О преобразовании г. Шиханы Саратовской области в закрытое административно-территориальное образование»).

Предложение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ (см. Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508).

Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении и (или) изменении границ создаваемого или преобразуемого закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При отсутствии в административно-территориальном образовании и (или) на соответствующей территории органов местного самоуправления указанные органы формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в течение двух лет со дня создания закрытого административно-территориального образования.

В случае если создание, преобразование или упразднение закрытого административно-территориального образования влечет создание вновь образованного муниципального образования, решение вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования и формирование органов местного самоуправления данного муниципального образования осуществляются в соответствии с абз. 5 — 11 ч. 5 ст. 34 комментируемого Закона.

Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования:

— координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

— разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на территории организации и (или) на объекте глава местной администрации совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;

— участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

— по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

— осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

— вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

— выступают заказчиком на строительство и ремонт жилого помещения, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

В случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования:

— планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;

— генеральный план закрытого административно-территориального образования;

— подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;

— резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.

Главой местной администрации закрытого административно-территориального образования является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования.

Общее число членов конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования.

При формировании конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании одна треть ее членов назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), одна треть — федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в случае преобразования или упразднения закрытого административно-территориального образования.

Местная администрация закрытого административно-территориального образования выступает заказчиком строительства и ремонта жилых помещений, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия организаций.

 

Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

 

Комментарий к статье 81

 

  1. Рассматриваемый в комментируемой статье вид муниципального образования — наукоград — обладает определенной функциональной спецификой, вследствие чего требует специального законодательного регулирования.

Наукограды приобретают статус городских округов вне зависимости от каких-либо условий (размера территории, численности населения).

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», регламентирующий особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах, устанавливает, что правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, данным Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 1 указанного Закона наукоград РФ — это муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом, под которым понимается совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

1) научные организации, образовательные организации высшего образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации (см. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»);

2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в течение предшествующих трех лет составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

  1. С 1 января 2005 г. статус наукограда присваивается Правительством РФ с установлением срока этого статуса (см. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. N 681).

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство РФ утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ (см. также Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»).

По состоянию на 1 декабря 2014 г. статус наукограда присвоен субъектам, обозначенным в следующих указах Президента РФ:

— от 29 декабря 2003 г. N 1531 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Фрязино Московской области»;

— от 29 декабря 2003 г. N 1530 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Реутову Московской области»;

— от 4 ноября 2003 г. N 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области»;

— от 17 января 2003 г. N 45 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации рабочему поселку Кольцово Новосибирской области»;

— от 12 апреля 2001 г. N 416 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Королеву Московской области»;

— от 20 декабря 2001 г. N 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области»;

— от 6 мая 2000 г. N 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области».

По состоянию на 1 декабря 2014 г. статус наукограда присвоен субъектам, обозначенным в следующих Постановлениях Правительства РФ:

— от 29 марта 2011 г. N 216 «О сохранении статуса наукограда Российской Федерации за г. Бийском (Алтайский край)»;

— от 29 марта 2011 г. N 215 «О сохранении статуса наукограда Российской Федерации за г. Пущино (Московская область)»;

— от 18 августа 2008 г. N 624 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации муниципальному образованию «Городской округ Протвино» (Московская область)»;

— от 18 августа 2008 г. N 623 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации муниципальному образованию «Городской округ Черноголовка» (Московская область)»;

— от 29 января 2007 г. N 53 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Жуковскому (Московская область)»;

— от 29 января 2007 г. N 52 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Троицку (Московская область)»;

— от 21 ноября 2005 г. N 688 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Бийску (Алтайский край)»;

— от 27 октября 2005 г. N 642 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Пущино (Московская область)»;

— от 23 июля 2005 г. N 449 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу»;

— от 25 ноября 2004 г. N 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством РФ. В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2007 г. N 917).

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code