Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения

 

Комментарий к статье 79

 

  1. Со вступлением в силу комментируемого Закона была исключена возможность городов федерального значения обладать двойным статусом — субъекта РФ и муниципального образования. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется органами местного самоуправления только на внутригородских территориях в соответствии с уставами указанных субъектов РФ.

Наименования городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) были исключены из положений комментируемой статьи ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, вероятно, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта — города федерального значения Севастополя (см. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Согласно ст. 54 Устава г. Москвы (см. Закон г. Москвы от 28 июня 1995 «Устав города Москвы») местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

В ст. 1 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» внутригородские муниципальные образования подразделяются на муниципальные округа, городские округа, поселения.

В Устав г. Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб. 14 января 1998 г.) подобная норма была введена Законом Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга» от 12 июля 2005 г. N 423-51. В ст. 59 установлено, что местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга признается часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Идентичное определение приведено в ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23 августа 2009 г. N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», а в соответствии со ст. 7 Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории города федерального значения Санкт-Петербурга на территориях муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом и Уставом Санкт-Петербурга.

Аналогичные положения установлены в ст. 37 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11 апреля 2014 г.).

  1. Положения, развивающие нормы ч. 2 комментируемой статьи, закреплены в нормативных правовых актах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В соответствии со ст. 55 Устава г. Москвы границы территорий и наименования муниципальных образований в городе Москве определяются законами города Москвы.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, объединение, преобразование муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории, выраженного представительным органом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.

Кроме того, в г. Москве действует Закон от 15 октября 2003 г. N 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве».

Согласно ст. 63 Устава г. Санкт-Петербурга установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, их преобразование осуществляется законами Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Более подробную регламентацию территориальная организация местного самоуправления в г. Санкт-Петербурге получила в Законе Санкт-Петербурга от 23 августа 2009 г. N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». Согласно ст. 7 данного Закона, установление и изменение границ муниципальных образований, их преобразование осуществляются в порядке, установленном с учетом общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации и особенностей организации местного самоуправления в субъектах РФ городах федерального значения настоящим Законом Санкт-Петербурга и законом Санкт-Петербурга о территориальном устройстве Санкт-Петербурга, с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований, выраженного в форме, установленной настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Изменение границ муниципальных образований осуществляется путем внесения изменений в закон Санкт-Петербурга о территориальном устройстве Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований, выраженного муниципальными советами соответствующих муниципальных образований, по инициативе населения соответствующих муниципальных образований, органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения соответствующих муниципальных образований об изменении границ муниципальных образований реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 23 августа 2009 г. N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»).

Преобразование (объединение или разделение) муниципальных образований осуществляется законом Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований по инициативе населения соответствующих муниципальных образований, органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом. Инициатива населения соответствующих муниципальных образований о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Согласно ст. 9 Закона города Севастополя от 3 июня 2014 г. N 17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» изменение границ внутригородских муниципальных образований осуществляется путем внесения изменений в настоящий Закон города Севастополя с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих внутригородских муниципальных образований. Преобразованием внутригородских муниципальных образований является их объединение либо разделение (ст. 10). Изменение границ, преобразование внутригородского муниципального образования осуществляются законом города Севастополя по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти города Севастополя, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет городам федерального значения право корректировать установленный законом перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Так, ст. 1 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» предусматривает, что перечень вопросов местного значения устанавливается этим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования. При этом перечень вопросов местного значения может быть изменен исключительно путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

Статья 8 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» дифференцирует перечни вопросов местного значения в зависимости от вида внутригородского муниципального образования и закрепляет, например, следующие вопросы местного значения муниципального округа:

1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

2) утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

6) установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;

7) проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования;

8) регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками, а также регистрация факта прекращения трудового договора;

11) регистрация уставов территориального общественного самоуправления;

12) учреждение знаков отличия (почетных знаков, грамот, дипломов) муниципального образования как формы признания заслуг и морального поощрения лиц и организаций за деятельность на благо жителей муниципального образования;

13) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления и др.

Следует отметить, что большинство приведенных в указанной статье формулировок значительно отличается от положений ст. ст. 14 — 16 комментируемого Закона и скорее конкретизируют полномочия органов местного самоуправления, нежели устанавливают сферы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Определенной спецификой обладают и вопросы местного значения муниципальных образований г. Санкт-Петербурга, установленные в ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 августа 2009 г. N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в зависимости от вида муниципального образования (муниципальный округ, город, поселок).

К вопросам местного значения муниципальных округов, помимо прочих, относятся:

— установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания «Почетный житель муниципального образования»;

— содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

— проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;

— оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;

— выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования и др.

Определенное регулирование в контексте ч. 3 комментируемой статьи осуществляется и на федеральном уровне. Например, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает, что в случае, если законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга регулирование тарифов и надбавок не отнесено к перечню вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления, установленные этим Законом, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований также определяются законами городов федерального значения.

Так, согласно ст. 27 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, предусмотренных законом города Москвы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с федеральным законодательством.

В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается ситуация, когда вследствие определения источников доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований законами городов федерального значения источники доходов местных бюджетов, установленные комментируемым Законом и другими федеральными законами, не будут отнесены к таковым законами городов федерального значения.

Второй абзац ч. 3 комментируемой статьи призван не допустить возможных правовых коллизий. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются, помимо комментируемого Закона (ст. 17), в различных отраслевых федеральных законах (см. комментарий к ст. ст. 14 — 16). В таких федеральных законах, как правило, отсутствуют специальные нормы, регулирующие особенности осуществления тех или иных полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований городов федерального значения. В этой связи представляется важным закрепление в комментируемом Законе положения, согласно которому полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами, осуществляются только в случае их соответствия вопросам местного значения, определенным в качестве таковых законами городов федерального значения.

Третий и четвертый абзацы ч. 3 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения преемственности правового регулирования на территории, присоединяемой к г. Москве с 1 июля 2012 года в результате изменения границ). Предусмотренная законом возможность отказа от формирования во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения местной администрации обосновывается в пояснительной записке к законопроекту тем, что при рассмотрении вопроса о необходимости создания исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) внутригородского муниципального образования должны учитываться бюджетно-финансовые, организационно-правовые и кадровые ресурсы городов федерального значения и их внутригородских муниципальных образований.

Законом также предусматривается возможность установления законами городов федерального значения особенностей относительно общих установленных комментируемым Законом правил наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в случае, если осуществление переданных полномочий не требует материальных средств и расходов за счет средств как бюджетов городов федерального значения, так и (или) местных бюджетов.

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает правомочие городов федерального значения определять собственным законодательством состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения на основании перечней вопросов местного значения, установленных для этих муниципальных образований, с соблюдением требований п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 50 комментируемого Закона.

Так, согласно ст. 37 Закона г. Санкт-Петербурга от 23 августа 2009 г. N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами;

3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных законами Санкт-Петербурга;

4) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального совета муниципального образования.

В собственности муниципальных образований муниципальных округов может находиться:

1) имущество, предназначенное для реализации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;

2) имущество, предназначенное для оказания содействия в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействия в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

3) имущество, предназначенное для проведения подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

4) имущество, предназначенное для реализации муниципальных социальных программ;

5) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, и др.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code