Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

Комментарий к статье 75 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Комментируемая статья ввела новый для российского муниципального права институт временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти.

Из положений ст. 70, закрепляющей перечень видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также ст. ст. 72, 73 и 74, устанавливающих случаи наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, не следует, что временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления является формой ответственности последних.

Исходя из наименования гл. 10, в которую включена комментируемая статья, справедливо предположить, что рассматриваемый институт закрепляется в Законе как форма контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В ч. 1 комментируемой статьи перечисляются три случая, когда отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ.

В первом случае предполагается, что представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы по причине произошедшего стихийного бедствия, катастрофы или иной чрезвычайной ситуации. Очевидно, что при подобных обстоятельствах временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъекта РФ оправданно. Однако данное основание вряд ли может быть признано мерой контроля, поскольку наступление указанных обстоятельств не связано с действиями или бездействием органов местного самоуправления, тем более что соответствующее решение может приниматься по инициативе представительного органа местного самоуправления.

В двух других случаях временное осуществление органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления связывается с ненадлежащим исполнением последними этих полномочий.

Во втором случае речь идет о действиях (бездействии) органов местного самоуправления, связанных с финансовыми обязательствами муниципального образования, и фактическим основанием введения рассматриваемой меры является просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 4 ст. 168.2 БК РФ, регулирующей основания и порядок введения временной финансовой администрации, под просроченной задолженностью по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств муниципального образования, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления, понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта муниципального образования, признанные в качестве таковых судом и (или) органами местного самоуправления, в том числе при представлении в исполнительные органы государственной власти субъекта РФ бюджетной отчетности.

Следует отметить, что рассматриваемая мера может осуществляться лишь при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов муниципальных образований.

В третьем случае рассматриваемая мера вводится в случае допущения органами местного самоуправления нецелевого расходования бюджетных средств либо нарушения Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов при реализации государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам. Данный факт должен быть установлен соответствующим судом. Отметим, что указанная мера также представляет собой основание применения санкций, предусмотренных п. 1 ст. 74 комментируемого Закона.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок принятия нормативного акта, предусматривающего временное осуществление исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий органов местного самоуправления в случае, указанном в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи.

Решение в данном случае принимается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта РФ, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Очевидно, что в случае принятия решения на основании решения представительного органа государственной власти субъекта РФ согласие органов местного самоуправления не требуется.

В ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются также требования к содержанию указа (постановления) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления.

  1. С целью предотвращения вмешательства в исключительную компетенцию населения и представительного органа местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта РФ в комментируемую статью включены определенные гарантии права граждан на местное самоуправление, установленные ч. 3: не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории, преобразованию муниципального образования. В то же время следует отметить, что приведенный перечень является исчерпывающим.
  2. В случае, определенном в п. 2 ч. 1 ст. 75 комментируемого Закона, предусмотрено введение временной финансовой администрации, которая в целях восстановления платежеспособности муниципального образования принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, подготавливает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год, проект бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта РФ, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципального образования, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с комментируемым Законом.

Рассматривая данные положения, О.В. Берг верно отмечает, что ограничение прав органов местного самоуправления на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета в форме введения в муниципальных образованиях временной финансовой администрации согласно ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ может быть обоснованным только в случае, если население муниципального образования самостоятельно не может решить вопрос о снижении просроченной задолженности муниципального образования <101>.

———————————

<101> См.: Берг О.В. Некоторые вопросы концепции проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. N 2. С. 16 — 17.

 

Положения ч. 4 комментируемой статьи корреспондируют с нормами, закрепленными в ст. ст. 168.1 — 168.6 БК РФ.

В частности, ст. 168.2 БК РФ устанавливает, что временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Здесь предусмотрены гарантии от злоупотребления институтом временной финансовой администрации: во-первых, временная финансовая администрация может вводиться по ходатайству представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования; во-вторых, она вводится только решением арбитражного суда субъекта РФ; в-третьих, она может вводиться на срок до одного года; в-четвертых, временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительной органа государственной власти) субъекта РФ в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного органа муниципального образования.

  1. В данном случае, предусмотренном п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается только высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Закон не предусматривает возможности принятия данного решения высшим должностным лицом субъекта РФ либо руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ. В то же время не предполагается учет мнения иных органов государственной власти и местного самоуправления при принятии данного решения.
  2. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает возможность обжалования в судебном порядке решений органов государственной власти субъектов РФ, рассмотренных в рамках комментируемой статьи. Положения комментируемой части соответствуют положениям ст. 257 ГПК РФ, согласно которой заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматриваются судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
  3. В ч. 7 комментируемой статьи предусматривается возможность временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления федеральными органами государственной власти. Основания применения такой меры и процедуры ее осуществления устанавливаются федеральными законами.

Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

 

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

 

Комментарий к статье 76

 

Положения, аналогичные нормам комментируемой статьи, устанавливались и Законом 1995 г. Кроме того, несколько уточняли указанные положения законодательные акты отдельных субъектов РФ. Так, положения о возмещении гражданам и юридическим лицам убытков, причиненных в результате неправомерных решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, совершения ими неправомерных действий, содержал Закон Белгородской области от 19 августа 1996 г. N 75 «Об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления», к настоящему моменту утративший силу.

Действительно, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами представляет собой гражданско-правовую ответственность. Основанием ее наступления является действие (бездействие), вследствие которого были нарушены права и свободы граждан, причинен имущественный и иной ущерб, не выполнены хозяйственные договоры и соглашения. Особенностью данного вида ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления непосредственной ответственности не несут, но эта ответственность может быть на них возложена по решению суда. При этом санкции применяются исключительно материальные.

Еще одна особенность состоит в том, что в качестве субъектов гражданского права органы местного самоуправления выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правового оборота, в то время как должностные лица не являются субъектами гражданско-правовых отношений и не могут нести гражданско-правовую ответственность.

Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования установлен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Как правило, в качестве меры ответственности выступает возмещение ущерба. В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Помимо этого, ст. 16.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

ГК РФ также регулируются обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (гл. 59). Так, согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. От имени казны в данном случае выступают финансовые органы муниципального образования (ст. 1071 ГК РФ).

Компенсация морального вреда регулируется ст. ст. 1099 — 1101 ГК РФ.

Помимо перечисленных оснований, ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.

 

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Комментарий к статье 77

 

  1. Прокурорский надзор в настоящее время является наиболее действенным механизмом обеспечения законности местного правотворчества. Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

В комментируемой статье закреплено, что органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

— Конституции РФ;

— федеральных конституционных законов;

— федеральных законов;

— конституций (уставов);

— законов субъектов РФ;

— уставов муниципальных образований;

— муниципальных правовых актов.

Следует отметить, что компетенция органов прокуратуры в сфере надзора за законностью в системе местного самоуправления несколько шире, чем установлено комментируемой статьей. В соответствии со ст. ст. 1, 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор:

1) за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами;

2) за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

3) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора закреплены в ст. ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

  1. 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в комментируемую статью, устанавливающие, по сути, новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым были внесены указанные изменения, был разработан во исполнение подп. «а» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 19 февраля 2013 г. N Пр-332 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г. и направлен на упорядочение правового регулирования вопросов государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В частности, поручение Президента РФ преследовало следующие цели:

— исключение дублирования контрольно-надзорных функций органов государственного контроля (надзора) различных уровней, в том числе при определении порядка подготовки и проведения плановых и внеплановых проверочных и иных мероприятий в отношении органов местного самоуправления;

— закрепление принципов гласности и открытости при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления;

— обеспечение координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по планированию проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций;

— сокращение числа плановых (за исключением комплексных) проверок органа местного самоуправления, проводимых одновременно несколькими органами государственного контроля (надзора) и органами прокуратуры Российской Федерации;

— запрещение органам государственного контроля (надзора) и органам прокуратуры Российской Федерации требовать без соответствующего обоснования от органов местного самоуправления документы, материалы, статистические данные и иные сведения, опубликованные в средствах массовой информации, размещенные на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или ранее предоставленные органами местного самоуправления указанным органам, а также направлять дублирующие запросы одновременно в несколько органов местного самоуправления одного муниципального образования;

— установление сроков рассмотрения органами местного самоуправления запросов органов государственного контроля (надзора) и органов прокуратуры Российской Федерации о предоставлении информации, необходимой для осуществления их контрольно-надзорных функций, в том числе в случае безотлагательного предоставления такой информации;

— определение перечня информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Президент РФ сформулировал общую важнейшую задачу и для контрольно-надзорных органов, и для местной власти: контрольно-надзорная деятельность должна способствовать эффективному исполнению муниципалитетами возложенных на них полномочий, на деле улучшать ситуацию в здравоохранении, образовании, в жилищно-коммунальной сфере, создавать условия для качественной, благополучной жизни наших граждан.

В комментируемой статье урегулированы основные вопросы проведения проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, предусмотрены единые подходы к организации плановых и внеплановых проверок, установлены координирующие полномочия прокуратуры в рассматриваемой деятельности.

Случаи проведения мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Уполномоченные на осуществление указанной деятельности государственные органы определяются в зависимости от их подведомственности и сферы осуществления контроля (надзора) Президентом РФ, Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на основании соответствующих законов.

Например, согласно ст. 8.1 ГрК РФ, контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Объектами государственного контроля (надзора) выступают:

1) исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения и осуществлении иных полномочий Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов,

2) соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований.

Комментируемая статья устанавливает основные гарантии от злоупотреблений со стороны проверяющих органов:

— во-первых, проверяющие органы не вправе требовать от органов и должностных лиц местного самоуправления осуществления и бюджетного обеспечения полномочий, не отнесенных к их компетенции;

— во-вторых, государственный контроль (надзор) основывается на принципах объективности, открытости и гласности;

— в-третьих, не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок. Порядок проведения проверок устанавливается в ч. ч. 2.3 — 2.8 комментируемой статьи.

Предусматривается возможность проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления не может проводиться чаще одного раза в два года.

Для проведения плановых проверок необходим ежегодный план, который формируется и согласуется прокуратурой субъекта РФ. В развитие комментируемых положений Порядок подготовки указанного плана был определен в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».

Внеплановые проверки проводятся только на одном из следующих оснований:

1) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;

2) поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В первом случае решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки должно быть согласовано с прокуратурой субъекта РФ.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления контрольных механизмов внутри системы органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 ст. 35 комментируемого Закона, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения является вопросом исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В данном случае контроль может осуществляться посредством отчетов должностных лиц о своей деятельности на заседаниях представительного органа, депутатских запросов и депутатских расследований.

Контрольными функциями по отношению к органам и должностным лицам местного самоуправления устав муниципального образования может наделить и другие органы местного самоуправления. Комментируемый Закон впервые предусмотрел возможность формирования в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа муниципального образования. Виды и функции контрольного органа муниципального образования рассматриваются в комментарии к ст. 38 Закона.

 

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

 

Комментарий к статье 78

 

  1. Комментируемая статья развивает положения ст. 46 Конституции РФ, установившей, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Помимо этого, в комментируемой статье предусматривается возможность обжалования в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан. К таковым, исходя из положений комментируемого Закона, следует отнести решения, принятые на местном референдуме, муниципальных выборах, сходе граждан, а также в результате голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Основания и порядок отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума устанавливаются в ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Сроки подачи и рассмотрения соответствующих жалоб и заявлений закреплены в ст. 78 данного Закона.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления установлен в первую очередь в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

К действиям (решениям) органов местного самоуправления и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;

б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов и должностных лиц местного самоуправления, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой в ст. 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» устанавливаются следующие сроки:

а) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

б) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Специальные (сокращенные) сроки обжалования рассматриваются в комментарии к ст. ст. 73 и 74 Закона.

  1. Жалоба гражданина на действия (решения) органов и должностных лиц местного самоуправления рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным в главе 25 ГПК РФ. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются (ст. 257 ГПК РФ).

На органы и должностных лиц местного самоуправления, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Суд выносит решение по результатам рассмотрения жалобы. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Убытки, моральный вред, которые нанесены гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном ГК РФ.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.

  1. Комментируемая статья предусматривает также возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления в арбитражный суд. Данное положение соответствует ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающей подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code