Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством

Комментарий к статье 74 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Комментируемая статья регламентирует основания и порядок привлечения к ответственности главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

Глава муниципального образования или глава местной администрации может быть отрешен от должности лишь при наличии одного из следующих условий:

1) указанное должностное лицо издало нормативный правовой акт, и соответствующим судом установлено его противоречие законодательству или уставу муниципального образования. При этом должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) указанное должностное лицо совершило действия, в том числе издало правовой акт, не носящий нормативного характера, влекущие нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, и это установлено соответствующим судом. При этом должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Отрешение главы муниципального образования или главы местной администрации осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) путем издания специального правового акта, форма которого комментируемым Законом не устанавливается.

  1. Часть 2 комментируемой статьи обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в пределах установленного срока: минимум один и максимум шесть месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда, послужившего основанием для издания указанного акта. Из текста статьи следует, что имеется в виду решение суда, подтверждающее тот факт, что должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению первого решения суда, установившего соответствующее нарушение.
  2. Положения об обжаловании правового акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в целом аналогичны соответствующим положениям ст. 73 Закона.

 

Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку

 

Комментарий к статье 74.1

 

  1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с комментируемым Законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку:

1) по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования;

2) по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

На сегодняшний момент сложилась некоторая практика применения рассматриваемого института контроля и ответственности в системе публичной власти. Впервые удаление в отставку главы муниципального образования, избранного населением, было реализовано решением Собрания Депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 1 июня 2009 г. N 54. Однако удаленный в отставку глава Озерска оспорил данное решение в суде и уже 16 июня 2009 г. решение Собрания Депутатов было признано незаконным и отменено Озерским городским судом <96>.

———————————

<96> Решение Озерского городского суда Челябинской области от 16 июня 2009 г. по делу N 2-822/09 // Городское управление. 2009. N 9.

 

В целом положительно оценивая возможности применения института удаления в отставку к главам муниципальных образований, выбранным из состава представительного органа, доктор юридических наук, член Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы РФ В. Васильев акцентирует внимание на рекомендации Комитета муниципальных и региональных властей Европы N 113, 2003 г.: «В тех случаях, когда должностные лица избираются населением, любое возможное их отстранение от обязанности должностного лица должно быть признано действительным населением». По его мнению, установление «обычного и простого» порядка, по которому избираемый всеобщим голосованием глава муниципального образования отправляется в отставку депутатами представительного органа, ставит под сомнение самый смысл процедуры всеобщих выборов главы <97>.

———————————

<97> Васильев В. Западня для мэров // Местное самоуправление. 2009. N 3.

 

Еще в 2001 году, рассуждая о конституционности института самороспуска представительного органа муниципального образования, знаменитый ученый-конституционалист С.А. Авакьян отмечал, что институт, предполагающий возникновение ситуации, в которой решение представительного органа обладает более высокой юридической силой, чем решение, принятое населением на местных выборах, не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и законодательства, а следовательно, не может существовать на местном уровне вообще, а значит, и в качестве меры конституционно-правовой ответственности <98>.

———————————

<98> См.: подробнее: Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 20 — 21.

 

В то же время в решении Озерского городского суда Челябинской области по рассматриваемому вопросу отмечается, что удаление главы муниципального образования в отставку не является мерой ответственности, поскольку ответственность представляет собой обязанность лица отвечать за противоправные действия, то есть за совершенные правонарушения. По мнению суда, удаление в отставку — лишь основание досрочного прекращения полномочий, а размещение комментируемой статьи в главе 10 комментируемого Закона не может автоматически относить указанную статью к категории ответственности должностного лица, поскольку в данной главе предусматривается не только ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, но и контроль и надзор за их деятельностью.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает закрытый перечень оснований удаления главы муниципального образования в отставку. Рассмотрим их подробнее.

Первое основание предполагает, что в результате решений или действий (бездействия) главы муниципального образования возникает ситуация, при которой п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 комментируемого Закона предусматривается введение института временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, а именно:

1) возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

2) при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

В данной связи следует отметить, что исполнение бюджета муниципального образования в соответствии со ст. 154 БК РФ обеспечивают исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований — местные администрации. Таким образом, глава муниципального образования, не являющийся главой местной администрации, не вправе исполнять бюджет муниципального образования, а следовательно его решения и действия (бездействие) не могут повлечь последствия, предусмотренные комментируемым положением.

Второе основание предполагает бездействие главы муниципального образования в отношении исполнения им собственных полномочий по решению вопросов местного значения, иных полномочий, предусмотренных законодательством и уставом муниципального образования, а также в отношении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ. При этом исходя из логики п. 2 ч. 2 комментируемой статьи основанием для удаления в отставку главы муниципального образования в данном случае является как неисполнение всех указанных групп полномочий, так и любой из них.

Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает удаление в отставку главы муниципального образования на основании неисполнения не только полномочий по решению вопросов местного значения, но и переданных отдельных государственных полномочий. Ряд исследователей считает, что в данном случае происходит смешение ответственности перед населением (в лице представительного органа муниципального образования) и ответственности перед государством <99>.

———————————

<99> См., к примеру: Шугрина Е. Удаление главы муниципального образования в отставку: проблемы законодательного регулирования и правоприменительная практика // Городское управление. 2009. N 9. С. 14; Европейский клуб экспертов по вопросам местного самоуправления. Заключение на проект Федерального закона N 155656-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Местное самоуправление. 2009. N 4.

 

Третье основание удаления в отставку главы муниципального образования (п. 3 ч. 2 комментируемой статьи) предполагает вынесение представительным органом муниципального образования решения о неудовлетворительной оценке деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования. Удаление главы в отставку по данному основанию возможно только в случае ежегодной оценки представительным органом результатов деятельности главы муниципального образования, когда неудовлетворительная оценка дается в течение двух лет подряд.

С рассматриваемым основанием корреспондируют дополнения, внесенные в ст. 35 и ст. 36 комментируемого Закона Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ. Однако если из содержания ст. 36 следует вывод о том, что глава муниципального образования представляет ежегодные отчеты о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления только в случае, если он возглавляет местную администрацию, то в контексте положений ст. 35, как и в случае с рассмотренным ранее основанием удаления в отставку, возникает вопрос о «подведомственности» органов местного самоуправления главе муниципального образования, который входит в состав представительного органа.

В заключении Общественной палаты РФ также указывается, что процедура удаления в отставку в том варианте, в котором она в настоящем времени установлена, может быть применима только к главам муниципальных образований, возглавляющим местную администрацию, а процедура и основания для удаления в отставку главы муниципального образования — председателя представительного органа должны предусматриваться отдельно.

Именно неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования стала формальным основанием для удаления в отставку мэра г. Озерска (см. комментарий к ч. 1 комментируемой статьи). Однако суд установил, что данная оценка была дана представительным органом с нарушением закона — одновременно за два отчетных периода, поэтому суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Прецедент в г. Озерске, помимо прочего, позволяет сделать вывод о необходимости установления в ст. 35 комментируемого Закона положения об обязательности не просто заслушивания представительным органом отчетов главы муниципального образования, а вынесения представительным органом оценки (удовлетворительной или неудовлетворительной) результатов деятельности главы муниципального образования.

Четвертое основание (п. 4 ч. 2 комментируемой статьи) корреспондирует с обязанностью главы муниципального образования соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (см. комментарий к ч. 4.1 ст. 36).

Согласно ст. 12.1 указанного Закона, лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:

1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;

3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования;

7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц;

8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

9) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренностям государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, законодательством РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Кроме того, лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 12.3 Закона, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность федеральной государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 7.1 Закона лицам, замещающим должности глав городских округов, глав муниципальных районов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 13.1 Закона содержит конкретные случаи удаления главы муниципального образования в отставку по рассматриваемому основанию, именуемому в данном Законе освобождением от должности в связи с утратой доверия:

1) непринятие лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществление лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

6) непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное главе муниципального образования лицо, в случае, когда главе муниципального образования стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Пятое основание (п. 5 ч. 2 комментируемой статьи) было введено Федеральным законом от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» вместе с соответствующим вопросом местного значения (см. комментарий к ст. ст. 14, 15 и 16 Закона).

Мотивом для подготовки законопроекта послужило обсуждение на Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям вопроса о повышении ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за возникновение конфликтов между различными этническими группами на территориях муниципальных образований и утверждение 19 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Представляется, что установленное основание для удаления главы муниципального образования, очевидно, требует более широких полномочий главы муниципального образования по решению вопросов местного значения, чем предполагает его сегодняшний правовой статус. Слишком общая и некорректная формулировка, по сути, предусматривает ответственность за бездействие («допущение»), границы которого весьма сложно очертить в силу оценочного характера понятий, используемых для определения произошедшего («массовое нарушение государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина», которое «повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов»). Подобное пренебрежение правилами юридической техники, на наш взгляд, может способствовать произвольному толкованию положений комментируемой статьи и вследствие этого их использованию по субъективному усмотрению правоприменителя.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает порядок выдвижения инициативы об удалении в отставку главы муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, а также гарантии информирования главы муниципального образования и высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о выдвижении данной инициативы.

В частности, закрепляются следующие требования к процедуре выдвижения инициативы:

— во-первых, численность депутатов, выступающих с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, — одна треть от установленной численности депутатов;

— во-вторых, форма документа, вносимого в представительный орган, которым оформляется инициатива депутатов, — обращение предусматривается законодательством о местном самоуправлении впервые;

— в-третьих, к обращению прилагается проект решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

Н. Миронов, обобщая отзывы муниципальных служащих на комментируемые нормы, отмечает, что положение о депутатской инициативе по удалению в отставку главы муниципального образования следует дополнить уточнениями:

— о недопустимости такой инициативы ранее шести месяцев со дня избрания главы муниципального образования и позднее шести месяцев до истечения срока его полномочий;

— об увеличении численности группы депутатов, которая вправе выдвинуть инициативу до 50%;

— о допустимости (необходимости) предварительного рассмотрения депутатской инициативы на конференции (собрании) граждан <100>.

———————————

<100> Мингова В. Законопроект по снятию муниципальной головы // Экономика и жизнь. 2009. 22 апр.

 

Обязательным требованием к выдвижению данной инициативы является уведомление об этом главы муниципального образования и высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Процедура такого уведомления подробно не регламентируется, однако устанавливается крайний срок уведомления — день, следующий за днем внесения обращения в представительный орган муниципального образования.

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязательность учета мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

Представляется, что в условиях, когда мнение высшего должностного лица субъекта РФ носит рекомендательный характер, оно фактически не приобретает юридического значения, являясь, скорее, выражением политической поддержки или недоверия главе муниципального образования.

В любом случае положения ч. 4 комментируемой статьи не регламентируют механизм учета мнения высшего должностного лица субъекта РФ при принятии представительным органом местного самоуправления решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

  1. В ч. 5 комментируемой статьи уточняются требования к частному случаю рассмотрения инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования, связанные с рассмотрением вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий и (или) наступления случаев, в которых комментируемым Законом предусматривается введение института временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 комментируемой статьи). В таких ситуациях предполагается не только учет мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), но и его согласие. Порядок выражения указанным должностным лицом своего согласия либо несогласия не установлен ни в комментируемом Законе, ни в ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающей основы правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Отметим, что из текста комментируемой нормы не следует однозначно, что инициатива депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку выдвинута по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 2 комментируемой статьи. В данном случае речь идет буквально о том, что указанные вопросы предполагается рассматривать при рассмотрении инициативы об удалении в отставку главы муниципального образования. Вопрос о том, могут ли эти вопросы рассматриваться как сопутствующие принятию решения об удалении главы муниципального образования в отставку по другим основаниям, остается открытым.

  1. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает порядок выдвижения инициативы об удалении в отставку главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также гарантии информирования главы муниципального образования о выдвижении данной инициативы. В целом данная процедура аналогична процедуре, установленной в ч. 3 комментируемой статьи.
  2. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает предельный срок для принятия решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку — один месяц. Отметим, что этот срок представляется достаточным не только для детального анализа представительным органом ситуации, связанной с возникновением основания для удаления главы в отставку, но и, возможно, для принятия главой муниципального образования мер, направленных на устранение (исправление) данной ситуации.
  3. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает требование к норме голосования для принятия решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку — не менее двух третей от установленной численности депутатов. Принятие решения квалифицированным большинством голосов представляется обоснованным для вопроса, имеющего столь большое значение для муниципального образования. Представляется, что с целью учета мнения всего депутатского корпуса в уставах муниципальных образований может предусматриваться и более высокая норма голосования.
  4. Части 9 — 12 комментируемой статьи содержат, на наш взгляд, излишне подробное регулирование вопросов, связанных с организацией проведения заседания представительного органа, на котором принимается решение об удалении главы муниципального образования в отставку, и подписания соответствующего решения. Представляется, что указанные вопросы должны быть урегулированы в регламенте представительного органа муниципального образования.

Так, вполне очевидно, что решение представительного органа муниципального образования подписывается председателем представительного органа муниципального образования. В случае если таковым является глава муниципального образования, председательствовать на заседании и, следовательно, подписывать решение должен другой депутат, уполномоченный на это представительным органом муниципального образования, например заместитель председателя представительного органа, вне зависимости от присутствия на данном заседании главы муниципального образования.

  1. Часть 13 комментируемой статьи устанавливает некоторые гарантии защиты главы муниципального образования от злоупотребления институтом удаления главы в отставку. Помимо предусмотренного в ч. ч. 3 и 6 комментируемой статьи информирования главы муниципального образования о выдвижении инициативы о его удалении в отставку, представительный орган муниципального образования должен обеспечить:

— во-первых, заблаговременное уведомление главы муниципального образования о дате и месте проведения заседания, на котором предполагается рассмотрение вопроса об удалении главы в отставку. Конкретные требования к срокам уведомления могут быть установлены в уставе муниципального образования;

— во-вторых, ознакомление главы муниципального образования с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которым оформляется инициатива об удалении главы в отставку, и с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. Представляется, что ознакомление главы муниципального образования с данными документами целесообразно и справедливо совместить с уведомлением его о выдвижении инициативы об удалении в отставку, предусмотренным в ч. ч. 3 и 6 комментируемой статьи;

— в-третьих, предоставление главе муниципального образования возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Последнее положение является также гарантией минимизации возможности ошибочного решения депутатов, которые получают возможность самостоятельно оценить степень зависимости сложившейся ситуации, выступающей в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку, от тех или иных действий (бездействия) главы муниципального образования. Представляется, что в уставе муниципального образования могут быть установлены гарантии, обеспечивающие возможность выступления главы муниципального образования перед депутатами не только на том заседании, которое предполагает рассмотрение вопроса об удалении главы в отставку, но и заранее.

  1. Не согласный с решением представительного органа муниципального образования об удалении в отставку глава муниципального образования получает право письменно изложить свое мнение, которое затем подлежит обнародованию.
  2. В ч. 15 комментируемой статьи устанавливается требование к максимальному сроку опубликования (обнародования) решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования и вместе с ним особого мнения главы муниципального образования по данному вопросу. Указанный срок составляет пять дней с момента принятия решения и может быть уменьшен уставом муниципального образования. Обнародование (опубликование) обоих документов осуществляется в порядке, предусмотренном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в уставе муниципального образования (см. комментарий к ст. 47 Закона).

Форма, объем и содержание публикуемого особого мнения главы муниципального образования являются свободными, что обеспечивает главе муниципального образования возможность полного и подробного изложения своей позиции. Вместе с тем опубликование особого мнения удаленного в отставку главы не предполагает юридически значимых последствий и имеет смысл только с точки зрения сохранения доверия избирателей.

  1. Часть 16 комментируемой статьи устанавливает, что в случае отклонения инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку представительным органом муниципального образования повторное рассмотрение данного вопроса возможно только по истечении двух месяцев. Более длительные сроки тем не менее могут устанавливаться уставами муниципальных образований.

Представляется, что причиной отклонения инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку может являться не отсутствие основания для отставки, а недостаточное количество голосов депутатов, поданных за принятие данного решения. Возможно, в течение двух месяцев ситуация, послужившая основанием для выдвижения инициативы об удалении главы в отставку, усугубится, и (или) сторонников принятия данного решения среди депутатов станет больше. В этом случае повторное рассмотрение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку вполне оправданно и даже необходимо.

Отметим, что в ч. 16 комментируемой статьи используется понятие «повторное рассмотрение», следовательно, комментируемая статья не содержит запрета на выдвижение новой инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с обстоятельствами, которые не послужили основанием для выдвижения рассмотренной и отклоненной инициативы, до истечения двухмесячного срока с момента рассмотрения последней.

  1. Комментируемая статья не предусматривала процедуры обжалования решения представительного органа главой муниципального образования до внесения соответствующих изменений Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем еще в решении Озерского городского суда (см. комментарий к ч. 1 комментируемой статьи) отмечалось, что отсутствие указания на право судебного обжалования решения представительного органа об удалении в отставку главы муниципального образования не может расцениваться как свидетельствующее об отрицании судебного механизма защиты прав удаляемого в отставку лица. Кроме того, согласно ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту. Такое право также гарантируется ст. 133 Конституции РФ. Таким образом, право на судебную защиту могло осуществляться главой муниципального образования в обычном порядке в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.

Положения ч. 17 комментируемой статьи применяются к решениям об удалении главы муниципального образования в отставку, принятым после 17 октября 2014 г. Устанавливается срок обращения в суд — 10 дней со дня официального опубликования решения, а также срок рассмотрения заявления и принятия решения судом — 10 дней. Отметим, что срок, установленный для обращения граждан в суд в ст. 256 ГПК РФ, применявшейся к рассматриваемым правоотношениям ранее, составляет три месяца.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code