Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Комментарий к статье 51 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом. Подобное право также закреплено в ГК РФ (ст. 215).

Несколько иначе данное право отражено в Конституции РФ (ст. 132), согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно только управляют муниципальной собственностью, т.е. владеют муниципальной собственностью не органы местного самоуправления, а население муниципального образования.

Данная конституционная норма получила свое отражение в Законе 1995 г. (ст. 29 п. 2), согласно которому права собственника муниципального имущества осуществляют не только органы местного самоуправления, но и население муниципального образования непосредственно.

Таким образом, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, по некоторым вопросам управления муниципальной собственностью предусматривалась возможность проведения местного референдума. Следует отметить, что данная норма практически не реализовывалась, тем не менее теоретически такая возможность была предоставлена населению муниципального образования.

Данная норма в том или ином виде воспроизведена в ряде уставов муниципальных образований. Так, например, согласно Уставу муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (принят Советом МО городского округа «Сыктывкар» 18 января 2006 г.) муниципальная собственность является достоянием населения городского округа, которое обладает всей полнотой прав собственника и осуществляет свои права через органы местного самоуправления. В Уставе городского округа — города Барнаула Алтайского края (принят решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 г. N 789) установлено, что от имени населения города права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. В соответствии с Уставом города Перми (см. решение Пермской городской Думы от 13 марта 1996 г.) население города обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности города, и осуществляет эти права непосредственно через референдум, а также через органы и должностных лиц местного самоуправления. Аналогичные нормы содержатся и в ряде других муниципальных образований иных субъектов РФ.

Комментируемый Закон право управления муниципальной собственностью закрепляет только за органами местного самоуправления. Часть 1 комментируемой статьи вместе с тем содержит требование, согласно которому органы местного самоуправления должны действовать только от имени населения муниципального образования.

Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности являются:

— муниципализация (передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность);

— покупка;

— дарение;

— строительство новых объектов;

— передача по судебному решению;

— захват бесхозных объектов;

— изъятие для муниципальных нужд и т.п.

При формировании экономических основ местного самоуправления учитываются следующие принципы:

1) принцип необходимости определяет, что необходимо выделить в качестве муниципальной собственности, чтобы реализовать потребности населения;

2) принцип достаточности ресурсов муниципального образования устанавливает, что муниципальная собственность должна обеспечивать реализацию основных функций местного самоуправления;

3) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования (ресурсы соседних муниципальных образований должны использоваться только в исключительном случае);

4) принцип инфраструктурной целостности (необходимо стремиться к максимальной завершенности технологического цикла, так как закрепление объектов управления за разными собственниками затрудняет их эксплуатацию);

5) принцип динамичности (с течением времени происходит изменение состава и размеров муниципальной собственности вследствие передачи, перераспределения, приватизации и т.п.);

6) принцип гибкости требует учитывать, что границы и размер муниципальной собственности изменяются при изменении условий хозяйствования, нормативно-правовой базы и других внешних факторов;

7) принцип невмешательства (формирование и развитие муниципальной собственности не должно препятствовать формированию и развитию иных форм собственности);

8) принцип экономической самостоятельности органов местного самоуправления и другие.

В качестве критериев формирования муниципальной собственности можно выделить следующие:

а) критерий обязательности, т.е. в состав муниципальной собственности обязательно должны входить объекты, обеспечивающие выполнение социальных, экономических прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять государственные органы;

б) критерий структурной связанности (для объектов муниципальной собственности характерна высокая степень технологически-функциональных взаимосвязей в рамках муниципального образования);

в) критерий значимости означает, что в состав муниципальной собственности должны входить наиболее значимые и приоритетные объекты для социально-экономического развития муниципального образования;

г) критерий возможности: в состав муниципальной собственности следует вносить те объекты, содержание и финансирование которых возможно за счет средств местного бюджета.

Право муниципальной собственности прекращается в следующих случаях: гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации, в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Органы местного самоуправления могут утратить право на муниципальную собственность как в случае добровольной передачи муниципального имущества физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, так и на основе решения суда в случае нарушения законодательства.

  1. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет за органами местного самоуправления право передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления других муниципальных образований. Данная норма присутствовала и в Законе 1995 г.

Передавать муниципальное имущество, а также отчуждать и совершать иные сделки органы местного самоуправления вправе только в соответствии с федеральными законами. К иным сделкам можно отнести:

— сдачу муниципального имущества в аренду;

— передачу в хозяйственное ведение;

— передачу в оперативное управление;

— приватизацию муниципального имущества;

— другие не запрещенные законодательством сделки.

  1. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет, что порядок и условия приватизации муниципального имущества осуществляются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В частности, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает порядок, способы приватизации муниципального имущества, а также особенности приватизации отдельных видов имущества. В соответствии с данным Законом (ст. 1) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц. Данный Закон (ст. 13) закрепляет, например, следующие способы приватизации муниципального имущества:

— преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

— преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

— продажа муниципального имущества на аукционе;

— продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

— продажа муниципального имущества на конкурсе;

— продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

— продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

— продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

— продажа муниципального имущества без объявления цены;

— внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

— продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе или посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится муниципальное имущество.

Важным документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации. Местные программы приватизации могут вводить дополнительные условия, например:

— ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности;

— критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности;

— обоснование выбора объектов муниципальной собственности для приватизации;

— дополнительные льготы при приватизации муниципального имущества, предоставляемые определенным социальным группам;

— прогноз поступления средств от приватизации;

— направления использования денежных средств, поступивших от приватизации;

— иные положения.

Торги объектами муниципальной собственностью ведутся на конкурсной основе. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты и используются на решение вопросов местного значения: на целевые программы, поддержку здравоохранения, образования, ремонт дорог, развитие коммунальных предприятий и т.п.

Обратим внимание, что обязательным условием реализации отчуждения муниципального имущества путем приватизации является наличие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия приватизации муниципального имущества. С учетом того что основные требования к приватизации муниципального имущества содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в муниципальных правовых актах должны устанавливаться, прежде всего, конкретизированный применительно к муниципальному образованию порядок приватизации: установление органов местного самоуправления, ответственных за те или иные действия и решения в процессе приватизации, средства массовой информации, в которых публикуются информационные сообщения, конкретные процессуальные действия.

Так, например, решением Совета депутатов муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области от 13 сентября 2007 г. N 232 утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Данным Положением предусмотрен следующий порядок приватизации.

Совет депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области утверждает прогнозный план-программу приватизации с перечнем подлежащего приватизации муниципального имущества. Данный прогнозный план-программа приватизации муниципального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за прошедший год, решения об условиях приватизации муниципального имущества, информационные сообщения о продаже муниципального имущества подлежат опубликованию в газете «Новый путь», а также размещению на официальном сайте в сети Интернет (URL: www.boksitogorsk.ru).

Администрация на основании утвержденного прогнозного плана-программы приватизации принимает решение о приватизации муниципального имущества. Информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в газете «Новый путь», а также размещению на официальных сайтах в сети Интернет (URL: www.boksitogorsk.ru; URL: www.torgi.gov.ru) не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества.

Претенденты — покупатели муниципального имущества представляют в администрацию заявку с необходимыми документами. В случае проведения продажи муниципального имущества в электронной форме заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.

Претендент не допускается к участию в приватизации по следующим основаниям:

— представленные документы не подтверждают права претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;

— представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;

— заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

— не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Продажа муниципального имущества оформляется договором купли-продажи. Право собственности на приобретаемое муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты (право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также акт приема-передачи имущества).

Оплата приобретаемого покупателем муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год. В случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей обращается взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.

  1. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных (см. комментарий к ст. 68), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом (ст. 294 ГК РФ). Муниципальные предприятия и учреждения управляют закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Вопросы создания и деятельности муниципальных предприятий регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с которыми возможно создание муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности. В отличие от комментируемого Закона, Закон 1995 г. (ст. 31 п. 1) также закреплял право органов местного самоуправления осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления как собственники имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (см. п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Что касается права муниципальных образований на создание коммерческих организаций, то здесь достаточно показательной представляется судебная практика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 2 февраля 2012 г. N Ф05-13491/11 по делу N А41-7444/2011).

  1. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи органы местного самоуправления обязаны вести реестры имущества, находящегося в муниципальной собственности. Порядок ведения реестра муниципального имущества устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанных полномочий Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

В соответствии с указанным Порядком объектами учета в реестрах являются:

— находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

— находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии законодательством;

— муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Органы местного самоуправления также вправе принимать муниципальные правовые акты о реестре муниципального имущества.

Цель ведения реестра заключается в пообъектном выделении муниципальной собственности, разграничении ее с другими формами собственности, расположенными на территории муниципального образования. Соответственно, задачами ведения реестра являются:

а) анализ состояния, экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с распоряжениями главы администрации города и интересами граждан;

б) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;

в) учет всех объектов муниципальной собственности;

г) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующими программами;

д) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

е) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок.

Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в реестр муниципальной собственности.

Кроме того, в реестре важна детализация по жилым и нежилым помещениям, которая осуществляется только на уровне муниципального образования. Благодаря реестру возможно оперативное получение информации о приватизации жилищного фонда, наличии и способах использования муниципального имущества, что в итоге способствует увеличению доходов от его использования. Ведение органами местного самоуправления единого реестра муниципального имущества приведет к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code