Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

Комментарий к статье 45 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Порядок решения вопросов местного значения посредством проведения местного референдума рассматривается в комментарии к ст. 22 Закона. Сходам граждан посвящен комментарий к ст. 25 Закона.
  2. Если на местный референдум или в повестку дня схода граждан не выносится вопрос об утверждении уже подготовленного муниципального правового акта, то, как правило, решение, принятое путем прямого волеизъявления, требует принятия представительным органом или издания главой администрации дополнительного муниципального правового акта, детализирующего принятое решение или устанавливающего положения, необходимые для его реализации.

В таком случае орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) данного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу принятого решения определить срок подготовки и (или) принятия этого акта, не превышающий трех месяцев.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность применения мер юридической ответственности за нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме или сходе граждан.

Отзыву выборного должностного лица местного самоуправления посвящен комментарий к ст. ст. 24 и 71.

Под увольнением главы местной администрации в комментируемой статье, вероятно, понимается досрочное прекращение его полномочий путем расторжения контракта, которое рассматривается в комментарии к ст. 37.

Что касается досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления, то по отношению к представительному органу муниципального образования комментируемый Закон не предусматривает применения данной меры ответственности по рассматриваемому основанию (см. комментарий к ст. ст. 35, 73).

 

Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов

 

Комментарий к статье 46

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет открытый перечень субъектов правотворческой инициативы на местном уровне.

Помимо органов и должностных лиц местного самоуправления вне зависимости от того, в компетенции какого органа или должностного лица местного самоуправления находится принятие соответствующего правового акта, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься также органами ТОС, гражданами, иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

В муниципальных образованиях по-разному решается вопрос о субъектах правотворческой инициативы. В основном это право закрепляется за депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. В этом случае указанные субъекты могут также вносить проекты правовых актов, исходящие от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан, не обладающих правотворческой инициативой. Дополнительно правом инициации правотворческого процесса могут наделяться заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений администрации, руководители иных органов местного самоуправления.

Порядок участия органов ТОС в осуществлении местного самоуправления рассматривается в комментарии к ст. 27.

Вопросам осуществления правотворческой инициативы граждан посвящен комментарий к ст. 26 комментируемого Закона.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно устанавливают порядок внесения на их рассмотрение проектов правовых актов, а также перечень и форму прилагаемых к ним документов. Соответствующие положения в соответствии с требованиями ст. 43 комментируемого Закона закрепляются решением представительного органа муниципального образования, постановлением главы администрации, приказами иных должностных лиц местного самоуправления.

Подготовка решений представительного органа муниципального образования осуществляется, как правило, в соответствии с планом работы представительного органа, что тем не менее не исключает подготовки и рассмотрения правовых актов, не включенных в него. План подготовки правовых актов представительного органа разрабатывается и утверждается с учетом предложений субъектов права правотворческой инициативы.

Порядок внесения, рассмотрения проектов правовых актов и принятия решений представительного органа муниципального образования устанавливается, как правило, в регламенте представительного органа муниципального образования. Также указанные процедуры в целом и по отдельности могут регулироваться специальными правовыми актами, такими как положение о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение представительного органа муниципального образования, положение о порядке подготовки и принятия правовых актов представительного органа, положение о порядке оформления правовых актов представительного органа, регламент внесения проектов муниципальных правовых актов в представительный орган муниципального образования.

Проекты решений готовятся на основе изучения собранной информации о проблемах, которые должны быть решены. Подготовка проекта обычно включает следующие стадии:

1) определение исполнителей — назначение должностного лица или подразделения, ответственного за подготовку проекта, и других исполнителей;

2) определение круга специалистов, привлекаемых к подготовке проекта;

3) проработка исполнителями вопросов, составляющих основу проекта, в том числе изучение общественного мнения и оценка возможных последствий;

4) составление проектов текстов решений и приложений к ним;

5) согласование проекта с заинтересованными сторонами (согласование — это достижение единства и согласия, приведение в надлежащее соответствие, выработка единого мнения по проекту решения, устранение разногласий и противоречий);

6) согласование с юрисконсультом на предмет соответствия действующему законодательству;

7) при необходимости может проводиться иная специализированная экспертиза проекта (экспертиза — это рассмотрение каких-либо вопросов, разрешение которых требует специальных знаний, и подготовка заключения по ним);

8) доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

9) оформление проекта в соответствии с принятыми требованиями;

10) предварительное рассмотрение проекта на постоянных комиссиях представительного органа;

11) принятие постоянной комиссией решения о готовности проекта к внесению на заседание представительного органа;

12) рассмотрение проекта на заседании представительного органа и принятие им решения.

Порядок внесения проектов правовых актов главы местной администрации, перечень и форма прилагаемых к ним документов обычно устанавливаются в регламенте местной администрации, положении о порядке внесения проектов правовых актов главы муниципального образования (местной администрации), инструкции о порядке работы с документами местной администрации или в других правовых актах, регламентирующих деятельность местной администрации.

  1. Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» на региональном и муниципальном уровнях в развитие положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» вводится институт оценки регулирующего воздействия. Данный Указ предусматривает, в частности, обеспечение развития на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении органов местного самоуправления с 2015 года.

На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, уполномоченного Правительством РФ на разработку методики оценки регулирующего воздействия правовых актов (см. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1318), отмечено, что институт оценки регулирующего воздействия является центральным элементом системы эффективного регулирования в развитых странах, основанным на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами (см. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info).

Институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности.

Целью оценки регулирующего воздействия явилось выявление в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов РФ.

Экспертиза действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, будет проводиться в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение указанной деятельности.

В рамках осуществления оценки регулирующего воздействия будут рассмотрены целесообразность введения нового регулирования, ожидаемые последствия принятия нормативного правового акта, соответствие предлагаемых решений полномочиям органа, принимающего этот акт, а также наличие аналогичных нормативных правовых актов в других регионах или муниципальных образованиях и опыт их применения.

Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. N 159 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов РФ и экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ.

Ожидаемыми результатами от внедрения оценки регулирующего воздействия, помимо прочего, являются привлечение к участию в подготовке нормативных правовых актов предпринимательских сообществ и субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, активизация их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, повышение уровня правотворческой культуры, повышение качества нормативных правовых актов, повышение уровня защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности, рост предпринимательской активности.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ предполагается правовое закрепление порядка проведения оценки регулирующего воздействия органами местного самоуправления в муниципальных правовых актах в соответствии с законами субъектов РФ. По состоянию на 1 декабря 2014 г. законы, затрагивающие вопросы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, приняты более чем в 30 субъектах РФ.

Например, согласно Закону Ульяновской области от 5 ноября 2013 г. N 201-ЗО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» определяемый местной администрацией муниципального образования порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должен предусматривать следующие этапы ее проведения:

1) размещение уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

2) подготовка проекта муниципального нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и их публичное обсуждение;

3) подготовка уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области (уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области) заключения об оценке регулирующего воздействия муниципального нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Введение оценки регулирующего воздействия будет осуществляться поэтапно. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ положения ч. 3 комментируемой статьи применяются в отношении:

1) городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, — с 1 января 2015 года;

2) муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения — с 1 января 2016 года;

3) иных муниципальных образований — с 1 января 2017 года.

 

Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов

 

Комментарий к статье 47

 

  1. Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов устанавливается, в соответствии с ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона, уставом муниципального образования. Комментируемая статья предусматривает два исключения из этого правила. Первое касается порядка вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах как следствие наделения представительного органа муниципального образования исключительной компетенцией по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов (ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона). Указанные нормативные правовые акты вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Второе исключение установлено в ч. 2 комментируемой статьи.

  1. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов, предусмотренный в ч. 2 комментируемой статьи, применяется в отношении наиболее значимых правовых актов на всех уровнях осуществления власти. Речь идет об актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Такие акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Рассматриваемые положения предполагают открытость местного правотворчества и обязательность доведения до сведения граждан всех правовых актов, в той или иной степени затрагивающих права, свободы и обязанности человека, и являются одной из гарантий защиты граждан от ущемления их законных прав и свобод.

  1. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается, в соответствии с ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона, уставом муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов рассматриваются в комментарии к ст. 17 комментируемого Закона. Под обнародованием понимается доведение содержания муниципального правового акта до сведения населения иными способами (издание и распространение буклетов, использование радио и телевидения, др.). В любом случае установленный порядок опубликования (обнародования) правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, т.е. предусматривать открытый доступ для максимально широкого круга граждан.

Что касается муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, то, вероятно, речь идет о правовых актах, принимаемых (издаваемых) в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, приграничных территориях, а также принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением переданных отдельных государственных полномочий. Об этом, в частности, свидетельствует перечень сведений, составляющих государственную тайну, закрепленный Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».

 

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

 

Комментарий к статье 48

 

  1. Комментируемая статья содержит гарантии самостоятельности местного правотворчества и невмешательства в систему муниципальных правовых актов со стороны органов государственной власти.

Исходя из основополагающих принципов российской правовой системы, следует отметить, что муниципальные правовые акты, принятые в порядке решения вопросов местного значения, могут быть отменены только органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо вышестоящими по отношению к ним органами и должностными лицами местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления также вправе приостанавливать действие указанных правовых актов.

Важно отметить установленное ч. 1 комментируемой статьи правопреемство органов и должностных лиц местного самоуправления. Отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов вправе органы и должностные лица, имеющие соответствующие полномочия на принятие данных актов на момент их отмены или приостановления их действия.

В установленных законом случаях действие муниципальных правовых актов может быть приостановлено в судебном порядке; суд соответствующего уровня может признать их несоответствующими Конституции РФ и действующему законодательству, а также уставу муниципального образования, недействительными и не подлежащими применению.

В соответствии с установленной в ст. 21 комментируемого Закона подконтрольностью органов местного самоуправления органам государственной власти при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий комментируемая статья наделяет органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъекта РФ полномочиями отменять и приостанавливать действие муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий.

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 1 комментируемой статьи был введен второй абзац, связанный с реализацией Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». На Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в соответствии с данным Законом, возлагается, в частности, обязанность по результатам рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности направить в орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов, а также обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного. Такие предписания подлежат немедленному исполнению в установленном порядке, который предусматривает незамедлительное приостановление оспариваемого муниципального правового акта принявшим (издавшим) его субъектом, а также уведомление соответственно местной администрацией или должностным лицом об исполнении предписания Уполномоченного (в трехдневный срок) и представительного органа местного самоуправления (не позднее трех дней со дня принятия ими решения).

Рассматриваемые положения призваны обеспечить контроль за соблюдением органами местного самоуправления прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает дополнительную гарантию самостоятельности муниципального правотворчества, связанную с деятельностью органов государственной власти. Решение суда, признающее недействительность закона субъекта РФ об установлении статуса муниципального образования, не должно отражаться на правомочности действующих на момент вынесения этого решения муниципальных правовых актов и не может служить основанием для признания их недействующими или для их отмены.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code