Статья 38. Контрольно-счетный орган муниципального образования

Комментарий к статье 38 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ст. 3) контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

  1. Правовой основой деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, кроме комментируемого Закона, являются:

а) Конституция РФ;

б) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

в) Бюджетный кодекс РФ;

г) другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ;

д) законы субъектов РФ (в отдельных случаях и порядке, установленном федеральными законами);

е) муниципальные нормативные правовые акты (см., например, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 38), решение Саратовской городской Думы от 26 апреля 2012 г. N 13-154 «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов»).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ст. 9) контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля.

Действующие муниципальные правовые акты также предусматривают перечень полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования. Например, согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования «Город Саратов», образуемым городской Думой и ей подотчетным. Контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица. Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетной палаты. Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты назначаются на должности городской Думой. Предложения о кандидатурах на должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты вносятся в городскую Думу:

— главой муниципального образования;

— депутатами городской Думы — не менее одной трети от установленной численности депутатов городской Думы;

— постоянными комиссиями городской Думы.

Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты, полномочия, а также иные вопросы организации и деятельности контрольно-счетной палаты устанавливаются решением городской Думы.

В Положении контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Саратов» (утв. решением Саратовской городской Думы от 26 апреля 2012 г. N 13-154) закреплено, что контрольно-счетная палата в пределах своих полномочий осуществляет:

1) контроль за исполнением бюджета муниципального образования «Город Саратов»;

2) экспертизу проектов бюджета муниципального образования «Город Саратов»;

3) внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов»;

4) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Саратов», в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию «Город Саратов»;

6) оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов», а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» и имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Саратов»;

7) финансово-экономическую экспертизу проектов решений Саратовской городской Думы (включая финансово-экономические обоснования) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования «Город Саратов», а также муниципальных долгосрочных целевых программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании «Город Саратов», подготовку предложений, направленных на его совершенствование, подготовку заключений по проектам муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

9) контроль за соблюдением установленного порядка составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального образования «Город Саратов», порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета;

10) подготовку информации о ходе исполнения бюджета муниципального образования «Город Саратов», о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Саратовскую городскую Думу;

11) контроль за ходом и итогами реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, других программ и планов развития муниципального образования «Город Саратов»;

12) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

13) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом муниципального образования «Город Саратов» и решениями Саратовской городской Думы.

 

Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования

 

Комментарий к статье 39

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет возможность создания в муниципальном образовании избирательной комиссии. Избирательная комиссия муниципального образования создается в целях организации подготовки и проведения:

— муниципальных выборов (см. комментарий к ст. 23);

— местного референдума (см. комментарий к ст. 22);

— голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (см. комментарий к ст. 24);

— голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (см. комментарий к ст. 24).

  1. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи избирательная комиссия муниципального образования является особым муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 34).

Система избирательных комиссий определена в ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  1. Согласно ч. 3 комментируемой статьи организационно-правовой статус избирательных комиссий муниципальных образований устанавливается следующими правовыми актами:

1) Конституция РФ;

2) комментируемый Закон (ст. 39);

3) Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) законы субъектов РФ (например, Закон Саратовской области от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»);

5) уставы муниципальных образований.

Так, в соответствии со ст. 13 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает единообразное применение Закона Саратовской области от 31 октября 2005 г. N 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», оказывает правовую, методическую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;

г) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления;

д) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции;

е) назначает выборы в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

ж) координирует деятельность окружных и участковых избирательных комиссий, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, средствами связи, технологическим оборудованием, решение иных вопросов материально-технического значения;

з) изготавливает и ведет учет печатей избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления;

и) составляет списки избирателей и передает их в соответствующие участковые избирательные комиссии;

к) регистрирует кандидатов на должность главы муниципального образования, а также их доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам;

л) заверяет муниципальные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательными объединениями;

н) регистрирует муниципальные списки кандидатов;

о) осуществляет иные полномочия.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи нормы об избирательной комиссии должны быть также закреплены уставами муниципальных образований.

Полномочия избирательной комиссии внутригородского района возлагаются на соответствующую территориальную комиссию, сформированную в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

 

Комментарий к статье 40

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определенные гарантии, т.е. совокупность условий и средств (правовых, организационных, социальных и других), обеспечивающих реальную независимость данных лиц. В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость, беспрепятственное осуществление своих полномочий определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом <67>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<67> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. С. 380.

 

  1. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет минимальный (2 года) и максимальный (5 лет) срок полномочий для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления. Минимальный срок полномочий определялся и Законом 1995 г. (ст. 18). Установление минимального срока полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления также можно отнести к гарантиям, направленным на повышение эффективности их деятельности, стабильности их статуса. Определенный срок нужен, чтобы приспособиться к специфике осуществления депутатских полномочий, особенно если депутат избран впервые <68>. Комментируемый Закон, в отличие от Закона 1995 г. установил также максимальный срок депутатских полномочий.

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<68> Там же.

 

Согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 26) депутаты городской Думы избираются населением города сроком на 5 лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются во второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий депутата, а в случае, предусмотренном федеральным законом, — во второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутата.

  1. Частью 3 комментируемой статьи определяется начало и прекращение полномочий:

1) полномочия депутатов, членов выборных органов местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва;

2) полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Приведенные нормы обычно также закрепляются в законах субъектов РФ и муниципальных правовых актах с целью обеспечения непрерывности функционирования представительных и иных органов муниципального образования.

  1. Согласно ч. 4 комментируемой статьи установленный срок полномочий, перечень полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Данную норму также можно расценивать как гарантию стабильности работы выборных должностных лиц местного самоуправления, а также как ограничение их возможности самостоятельно продлевать срок своих полномочий <69>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<69> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. С. 381.

 

  1. Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности, при этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение.

Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так как она позволяет им целиком сосредоточиться на своей работе. В то же время комментируемый Закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничение по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе <70> (не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования).

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<70> Там же.

 

В соответствии с ч. 5.1 комментируемой статьи гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Под гарантиями в данном случае следует понимать совокупность условий и средств косвенного административного воздействия на депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, призванные обеспечивать их социальную и правовую защищенность.

  1. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на совмещение должности выборного должностного лица местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть:

— депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

— депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Также они не могут:

— занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы;

— одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом;

— одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом.

Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом.

  1. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» внес существенные коррективы в ч. 7 комментируемой статьи, исключив с 1 января 2015 г. общий прямой запрет на занятие предпринимательской деятельностью, установленный в отношении осуществляющего свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления (п. 1 ч. 7).

С 1 января 2015 г. в этом отношении действует положение (новая редакция п. 2 ч. 7), запрещающее указанным лицам заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Обозначенные в ч. 7 комментируемой статьи лица также не вправе:

— заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать запреты и ограничения, а также исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. В целях повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления подобные запреты, ограничения, требования и обязанности установлены для всех высших должностных лиц местного самоуправления (главы муниципального образования и главы местной администрации), всех выборных лиц (депутатов представительных органов и членов контрольных органов муниципального образования), а также для муниципальных служащих.

  1. Часть 8 комментируемой статьи содержит норму, предоставляющую депутатам представительных органов муниципальных образований, членам выборных органов местного самоуправления (например, членам контрольных органов муниципальных образований), выборным должностным лицам местного самоуправления (главам муниципальных образований) иммунитет. Неприкосновенность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (иммунитет) является одной из важнейших правовых гарантий деятельности данных лиц, обеспечивающая им беспрепятственное и эффективное осуществление своих прав и обязанностей.

Иммунитет депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления распространяется на следующие виды уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий:

— привлечение к уголовной ответственности;

— привлечение к административной ответственности;

— задержание;

— арест;

— обыск;

— допрос;

— иные действия.

Иммунитет депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления также распространяется на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении:

— данных лиц;

— занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения;

— багажа;

— личных и служебных транспортных средств;

— переписки;

— используемых ими средств связи;

— принадлежащих им документов.

Данные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности и мерам административного принуждения только с соблюдением условий, установленных федеральными законами и принятыми на их основе законами субъектов РФ.

  1. Часть 9 комментируемой статьи также устанавливает гарантии неприкосновенности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Вместе с тем комментируемая часть не предоставляет никаких дополнительных гарантий депутатам, кроме тех, которые уже установлены другими нормативными правовыми актами. Например, любой гражданин РФ (в том числе и депутат) не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им мнение или позицию. Формулировки типа «другие действия, соответствующие статусу депутата», «иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом», использованные в настоящей части, крайне расплывчаты и практически не несут никакой смысловой нагрузки <71>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<71> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. С. 385.

 

Согласно ч. 9.1 комментируемой статьи на депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, накладываются дополнительные ограничения. В частности, они не могут участвовать в качестве защитников или представителей (кроме случаев законного представительства) по гражданским или уголовным делам, либо делам об административных правонарушениях.

  1. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

К ним относятся следующие случаи:

1) смерть;

2) отставка по собственному желанию;

3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

5) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (см. комментарий к ст. 36);

6) выезд за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыв избирателями (см. комментарий к ст. 24);

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных комментируемым Законом. Данный пункт имеет существенное значение, так как предусматривает, что основания досрочного прекращения полномочий указанных лиц могут устанавливаться только федеральным законом, но не законами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 10.1 комментируемой статьи несоблюдение ограничений, установленных комментируемым Законом, является основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с ч. 10.2 комментируемой статьи, если полномочия главы поселения и депутата представительного органа поселения (главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района) прекращаются досрочно, то в случае формирования представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) из состава представительных органов поселений (внутригородских районов), полномочия депутатов данных органов также прекращаются.

  1. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается:

1) не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий;

2) если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, то решение принимается не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

 

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

 

Комментарий к статье 41

 

  1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

На практике это означает, что указанные лица могут заключать договоры, соглашения и иные гражданско-правовые сделки от имени муниципального образования. Под выступлениями в суде в данном случае имеется в виду представительство в суде муниципального образования в качестве истца, ответчика или третьей стороны в соответствии с процессуальным законодательством.

Органы местного самоуправления, наделяемые комментируемым Законом и уставом муниципального образования правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). О государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц см. также письмо Федеральной налоговой службы от 12 июля 2005 г. N ЧД-6-09/559@.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений комментируемого Закона в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям (см. ст. 123.22 ГК РФ).

  1. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

— для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

— для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает специальные основания для государственной регистрации в качестве юридических лиц органов местной администрации (см. комментарий к ст. 37). В частности, необходимо:

1) решение представительного орган муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения;

2) положение о соответствующем органе местной администрации, принятое представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (см. комментарий к ст. 35).

 

Статья 42. Муниципальная служба

 

Комментарий к статье 42

 

  1. Служба — это вид трудовой деятельности, направленной на осуществление определенных полномочий в интересах соответствующего органа управления.

Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в системе местного самоуправления выделяют следующие виды служебной деятельности:

— служба на выборных муниципальных должностях;

— гражданская служба;

— муниципальная служба.

Служба на выборных муниципальных должностях представляет собой службу лиц, замещающих выборные муниципальные должности, например, в результате муниципальных выборов. К ним относятся:

— депутаты представительного органа муниципального образования;

— члены выборного органа местного самоуправления (например, контрольного органа муниципального образования, в том случае, когда он избирается отдельно жителями муниципального образования);

— выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования).

Гражданская служба в системе местного самоуправления — это трудовая деятельность на должностях в муниципальных предприятиях и учреждениях, а также не на муниципальных должностях в органах местного самоуправления, регулируемая Трудовым кодексом РФ. Гражданские служащие по объему полномочий подразделяются на три основные группы:

— руководители;

— специалисты;

— персонал.

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность по исполнению полномочий муниципальной должности, не являющейся выборной, на постоянной основе в органах местного самоуправления, финансируемая за счет средств местного бюджета. Соответственно, лица, осуществляющие постоянную службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

  1. Комментируемая статья закрепляет, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться на государственном уровне власти. В соответствии с требованиями комментируемой статьи федеральный закон о муниципальной службе должен определять:

— требования к муниципальным должностям муниципальной службы;

— статус муниципального служащего;

— условия и порядок прохождения муниципальной службы.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соответствует данным требованиям.

В настоящее время правовую основу муниципальной службы составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ;

2) комментируемый Закон (ст. 42);

3) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

4) законы субъектов РФ;

5) муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления.

Муниципальная служба осуществляется на основе следующих принципов:

— законности;

— приоритета прав и свобод человека и гражданина;

— самостоятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий;

— равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

— профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

— стабильности муниципальной службы;

— доступности информации о деятельности муниципальных служащих;

— взаимодействия с общественными объединениями;

— единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ;

— учета исторических и иных местных традиций;

— правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

— ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

— внепартийности муниципальной службы <72>.

———————————

<72> Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2005. С. 656.

 

В соответствии с комментируемым Законом из обязательных положений устава муниципального образования исключены условия и порядок организации муниципальной службы (см. комментарий к ст. 44). Муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ также устанавливаются должности муниципальной службы.

Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень (список) наименований должностей, распределенных по группам должностей в органах местного самоуправления и предназначен для установления порядка учреждения должностей муниципальной службы органами местного самоуправления. Правовой статус должности муниципальной службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения ее в реестр. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code