Статья 37. Местная администрация

Комментарий к статье 37 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Под вопросами местного значения комментируемый Закон понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (см. комментарий к ст. ст. 14 — 17). Местная администрация не только решает вопросы местного значения, но и осуществляет отдельные переданные государственные полномочия (см. комментарий к ст. 19).

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

— непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

— издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (см. комментарий к ст. 43);

— определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

— определяет штаты и численность местной администрации;

— несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации:

1) глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах (см. комментарий ст. 36); или

2) лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса (порядок проведения такого конкурса определен ч. 5 комментируемой статьи). Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи были внесены изменения, согласно которым контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации. Этот контракт действует до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, но не менее чем два года.

В следующих муниципальных образованиях контракт с главой местной администрации заключается на срок, который не может быть менее чем два года и более чем пять лет:

1) когда представительный орган муниципального района формируется из состава глав и депутатов представительных органов поселений;

2) когда городской округ с внутригородским делением формируется из состава глав и депутатов внутригородских районов.

Этот срок контракта с главой местной администрации должен быть закреплен в уставе соответствующего муниципального образования.

  1. Статья 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Типовая форма такого контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.

Например, в Саратовской области такая типовая форма утверждена Законом Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».

Согласно ч. 3 комментируемой статьи условия контракта:

1) для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения;

2) для главы местной администрации внутригородского района утверждаются представительным органом внутригородского района

3) для главы местной администрации муниципального района утверждаются:

а) представительным органом муниципального района — в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и

б) законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

4) для главы местной администрации городского округа утверждаются:

а) представительным органом городского округа — в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и

б) законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

5) для главы местной администрации городского округа с внутригородским делением утверждаются:

а) представительным органом городского округа с внутригородским делением — в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и

б) законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

6) для главы местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения утверждаются:

а) представительным органом внутригородского муниципального образования города федерального значения — в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и

б) законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

  1. Согласно ч. 4 комментируемой статьи в уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в том случае, если он был назначен по контракту. В отношении глав муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения дополнительные требования кроме уставов муниципальных образований также могут устанавливаться законами субъектов РФ.

В качестве дополнительных требований могут быть ограничения по возрасту (например, до 65 лет), наличие образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующий опыт работы и т.п.

Требование о наличии высшего образования является обязательным, каких-либо случаев, при которых возможно его несоблюдение, законодательством в настоящее время не установлено.

  1. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Согласно комментируемой статье при проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

1) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации);

2) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии);

3) назначает членов конкурсной комиссии. Здесь возможны два варианта:

а) в муниципальных районах, городских округах, городских округах с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения назначает только 1/2, а 1/2 назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

б) в поселениях и во внутригородских районах назначает только 1/2, а 1/2 назначается главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением);

4) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

5) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации);

6) утверждает структуру местной администрации по представлению главы местной администрации;

7) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Соответственно, в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

Порядок проведения конкурса должен предусматривать не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса, опубликование в средствах массовой информации следующих сведений:

а) условий конкурса;

б) дату проведения конкурса;

в) время проведения конкурса;

г) место проведения конкурса;

д) проекта контракта.

В случае создания объединенной администрации (абз. 3 ч. 2 ст. 34 комментируемого Закона), при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе:

а) часть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района;

б) членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района;

в) членов конкурсной комиссии назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Таким образом, в муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, внутригородском муниципальном образовании города федерального значения при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации достаточно сильно будет влияние органов государственной власти субъекта РФ, так как в формировании конкурсной комиссии обязательно предусматривается наличие представителей законодательного органа субъекта РФ. С одной стороны, такое участие органов государственной власти субъекта РФ в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации данного муниципального образования должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. С другой стороны, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, последние могут при проведении конкурса на должность главы местной администрации оказывать давление на представительный орган муниципального образования.

Закон оставляет открытым вопрос правопреемства двух исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления при создании объединенной администрации, не предусматривает какого-либо переходного периода, позволяющего с соблюдением законодательства РФ провести ликвидацию местных администраций указанных поселений.

Не урегулирован Законом вопрос предотвращения и разрешения конфликта интересов при осуществлении объединенной администрацией полномочий по решению взаимосвязанных вопросов местного значения как муниципального района, так и поселения. Следует учитывать, что наличие широких дискреционных и дублирующих полномочий объединенной администрации в сочетании с неурегулированностью может создать предпосылки для проявлений коррупции.

Несмотря на то что администрация поселения будет ликвидироваться, ее полномочия должны быть определены в уставе поселения, иначе неясен перечень полномочий, который должна вместо нее исполнять администрация муниципального района. Одновременно в уставе должно быть положение о том, что указанные полномочия исполняются администрацией муниципального района. Указанные полномочия не могут определяться в уставе муниципального района.

  1. Согласно ч. 6 комментируемой статьи представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т.е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т.е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования.

В контракте определены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы местной администрации. Например, согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 36) глава администрации города, назначенный по контракту, обладает следующими полномочиями:

1) от имени города и администрации города приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности;

2) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

3) организует выполнение правовых актов городской Думы в рамках своих полномочий;

4) обладает правом внесения в городскую Думу проектов решений городской Думы;

5) обеспечивает составление проекта бюджета города, вносит на утверждение городской Думы проект бюджета города, изменения и дополнения в него и отчет об исполнении бюджета города;

6) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы за счет бюджета города, и др.

Глава администрации города также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Саратовской области и собственным контрактом.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, является подконтрольным и подотчетным представительному органу муниципального образования. В этой связи глава местной администрации обязан:

1) представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты:

— о результатах своей деятельности;

— о деятельности местной администрации;

— о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

2) обеспечивать осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

  1. Согласно ч. 7 комментируемой статьи местная администрация обладает правами юридического лица (см. комментарий к ст. 41).
  2. Часть 8 комментируемой статьи посвящена структуре местной администрации, которая утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенное на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения. Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:

— руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);

— аппарат местной администрации (состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям администрации);

— функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);

— территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).

  1. Часть 9 комментируемой статьи содержит ограничения для главы местной администрации, а именно запрещает ему заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Введение данных ограничений обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.

При применении данной нормы следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством педагогическая деятельность может осуществляться:

а) в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности;

б) в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений.

Поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации, глава местной администрации может заниматься преподавательской деятельностью только в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. Кроме того, осуществление данной деятельности не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Главам местных администраций также запрещено входить в органы управления и контроля иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Глава местной администрации, так же как и глава муниципального образования, должен соблюдать запреты и ограничения и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в данной сфере.

  1. Часть 10 комментируемой статьи содержит основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, назначенного по контракту. Большая часть из них (например, п. п. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9) повторяют основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (см. комментарий к ч. 6 ст. 36).
  2. Часть 11 комментируемой статьи определяет порядок расторжения контракта с главой местной администрации. По общему правилу контракт расторгается по согласию сторон или в судебном порядке. Если контракт расторгается по обоюдному соглашению сторон, его расторжение в качестве одной из сторон должен подтвердить глава муниципального образования, ранее заключавший данный контракт.

Если были нарушены условия контракта, одна из сторон вправе обратится в суд для расторжения контракта. В этом случае инициаторами расторжения контракта могут быть следующие органы:

1) в случае нарушения условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

2) высшее должностное лицо субъекта РФ (в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ);

3) глава местной администрации (в случае нарушения условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ).

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» закрепил новое основанием для расторжения контракта с главой местной администрации: несоблюдение ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 комментируемого Закона.

Одной из особенностей контракта с главой местной администрации городского округа (муниципального района) является то, что в данном случае участвуют уже три стороны: глава местной администрации, представительный орган муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ. Органы государственной власти субъекта РФ выступают в качестве третьей стороны, так как условия контракта, касающиеся выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, утверждаются законом субъекта РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code