Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

Комментарий к статье 35.1 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Комментируемым Законом впервые предусмотрено создание фракций или депутатских объединений в представительных органах муниципальных образований.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Одним из обязательных признаков такого государства является в том числе участие политических партий в формировании и деятельности представительных органов муниципальных образований. Это участие можно осуществлять в форме политических фракций или депутатских объединений в представительных органах муниципальных образований.

Фракцией (нем. fraktion) называется объединение (группа) политических деятелей со сходными политическими взглядами, образованная внутри более широкой организации. Соответственно, депутатская фракция — депутатское объединение в представительном органе муниципального образования, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в данный представительный орган. Во фракцию могут входить депутаты как из одной, так и из нескольких политических партий. Депутаты объединяются во фракцию в целях координации своих действий, объединения усилий и продвижения единой политической линии.

Фракция представительного органа муниципального образования создается из числа депутатов, избранных следующими способами:

а) в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями;

б) в составе списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями политических партий;

в) по одномандатным избирательным округам;

г) многомандатным избирательным округам.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи фракция представительного органа муниципального образования может быть признана действующей при наличии в ней хотя бы одного депутата представительного органа. Депутат вправе состоять только в одной фракции или в одном депутатском объединении представительного органа муниципального образования.

Неоднозначны позиции теоретиков и практиков в отношении создания политических фракций в составе представительных органов муниципальных образований и их взаимоотношений с избирателями. С одной стороны, они приветствуют закрепление определенных избирательных округов за депутатами, избранными и по единым избирательным округам, депутатскими объединениями <61>. С другой стороны, по мнению большинства исследователей, депутаты представительного органа должны отражать интересы всего населения муниципального образования, а не отдельных политических партий <62>. Должны ли депутаты быть связанными решениями партии при исполнении своих депутатских обязанностей? Чем должны руководствоваться депутаты в момент голосования при принятии решения: принципами партийной дисциплиной или наказами избирателей? На эти вопросы пока нет законодательно четких ответов. Данные правовые пробелы могут в том числе создавать предпосылки для возникновения конфликта интересов и усиления коррупционных рисков в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований.

———————————

<61> Курманов М.М. Политические партии в законодательном органе государственной власти субъекта РФ: законодательство и первые практические итоги // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. N 3 (57). С. 5.

<62> Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 21.

 

Деятельность фракций в составе представительного органа муниципального образования должна быть гарантирована.

  1. Правовой основой участия политических партий в деятельности представительных органов муниципальных образования являются:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»;

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) комментируемый Закон;

5) законы субъектов РФ;

6) муниципальные правовые акты.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать своими правовыми актами порядок деятельности фракций представительных органов муниципального образования.

На уровне субъекта РФ законодательный орган государственной власти вправе внести изменения в устав (конституцию) субъекта РФ, а также принять закон о политических фракциях в представительных органах муниципальных образований.

  1. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в том случае, когда политическая партия прекращает свою деятельность (например, в связи с ее ликвидацией или реорганизацией), деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования и членство депутатов в этой фракции также прекращаются. Днем прекращения деятельности является день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  2. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Данный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
  3. Соответственно ч. 5 комментируемой статьи депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
  4. Согласно ч. 6 комментируемой статьи депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
  5. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи выход депутата из фракции представительного органа муниципального образования влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Согласно действующему законодательству депутат представительного органа муниципального образования имеет право выйти из состава депутатской группы, депутатского объединения на основании поданного им письменного заявления:

а) о выходе из депутатского объединения (депутатской группы);

б) о переходе в другое зарегистрированное депутатское объединение (депутатскую группу);

в) о вхождении во вновь образуемое депутатское объединение (депутатскую группу).

Депутат также может быть выведен из состава депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов данного депутатского объединения <63>.

———————————

<63> Курманов М.М. Политические партии в законодательном органе государственной власти субъекта РФ: законодательство и первые практические итоги // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. N 3 (57). С. 3 — 4.

 

Однако депутат не может выйти из состава политической фракции, не утратив при этом полномочия депутата. Эта норма распространяется на депутатов представительного органа муниципального образования, избранных в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, а также избранных по одномандатному или многомандатному избирательному округу.

 

Статья 36. Глава муниципального образования

 

Комментарий к статье 36

 

  1. Впервые должность главы муниципального образования была введена Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». По Закону 1995 г. решение данного вопроса осуществлялось на местном уровне, т.е. должности главы муниципального образования могло и не быть. В соответствии с комментируемым Законом в каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования в качестве обязательной должности (см. комментарий к ст. 34).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. О вопросах местного значения см. комментарий к ст. ст. 14 — 17.

Согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 30) полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Глава муниципального образования вступает в должность с момента принесения присяги: «Вступая в должность главы муниципального образования «Город Саратов», клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) Саратовской области, законы Саратовской области, Устав муниципального образования «Город Саратов» и другие правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей муниципального образования «Город Саратов», добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности главы муниципального образования «Город Саратов».

Согласно требованиям комментируемой статьи полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставе муниципального образования.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования может получить свои полномочия следующими способами:

1) путем избрания на муниципальных выборах (см. комментарий к ст. 23);

2) путем избрания представительным органом муниципального образования из своего состава (данная процедура закрепляется в уставе муниципального образования. Например, согласно ст. 30 Устава г. Саратова от 18 декабря 2005 г. кандидат на должность главы муниципального образования считается избранным, если за его избрание проголосовало большинство от установленной численности депутатов городской Думы. Если ни один из кандидатов не набрал в итоге голосования требуемого для избрания числа голосов, то проводятся новые выборы с новым выдвижением кандидатур);

3) с 7 марта 2015 г. — путем избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

4) путем избрания на сходе граждан, если в данном поселении полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан. В таком случае глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Таким образом, с 7 марта 2015 г. закрепляется четыре способа избрания главы муниципального образования.

В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования согласно уставу муниципального образования:

— либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя (см. комментарий к ст. 34);

— либо возглавляет местную администрацию (см. комментарий к ст. 37).

С 7 марта 2015 г. глава муниципального образования в случае его избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. При этом полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне).

Также отметим, что глава муниципального образования с 7 марта 2015 г. — момента вступления в силу Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возглавляет местную администрацию в случае избрания его представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии со ст. 44 комментируемого Закона структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования (см. комментарий к ст. 44). Например, согласно ст. 30 Устава г. Саратова от 18 декабря 2005 г. глава муниципального образования избирается депутатами городской Думы из своего состава на первом заседании на срок полномочий городской Думы и исполняет свои обязанности на постоянной основе.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в комментируемую статью введена ч. 2.1, определяющая общие условия о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. Порядок проведения такого конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абз. 3 ч. 2 ст. 34 комментируемого Закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

  1. Согласно ч. 3 комментируемой статьи допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации в следующих муниципальных образованиях:

1) сельских поселениях;

2) внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения.

Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данного муниципального образования.

Характерно, что во внутригородских районах городских округов с внутригородским делением совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации не предусматривается. Хотя в небольших муниципальных образованиях нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, в том числе из экономии средств местного бюджета. Кроме того, данные изменения позволяют осуществлять самоконтроль и своевременное обнаружение и устранение недостатков в деятельности органов местного самоуправления самими органами.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 3.1, которой предусматривается возможность принятия закона субъекта РФ:

1) изменяющего порядок избрания главы муниципального образования (в этом случае устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу. Новый порядок избрания применяется после истечения срока полномочий главы муниципального образования, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ);

2) предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования (в этом случае выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта РФ вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

  1. Согласно ч. 4 комментируемой статьи независимо от способа избрания и от того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (см. комментарий к ч. 13 ст. 35);

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты (см. комментарий к ст. 43);

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (на практике главы муниципальных образований достаточно часто для решения неотложных вопросов право используют право созыва внеочередные заседания представительного органа муниципального образования);

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению:

— вопросов местного значения;

— отдельных переданных государственных полномочий.

Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет — представительный или исполнительный. Так, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 31), глава которого также является председателем городской Думы, закрепляет, что глава муниципального образования имеет следующие полномочия:

1) представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города и городской Думы;

2) подписывает и обнародует решения, принятые городской Думой;

3) предлагает изменения и дополнения в Устав города;

4) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

5) созывает и ведет заседания городской Думы;

6) организует выполнение решений городской Думы в рамках своих полномочий;

7) заключает с главой администрации города контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности;

8) обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы;

9) обеспечивает доведение до сведения депутатов, должностных лиц и граждан место и время проведения заседания городской Думы, внесенные на рассмотрение вопросы;

10) координирует деятельность постоянных и иных комиссий, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы;

11) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы и др.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (ст. 17) на главу муниципального образования накладываются дополнительные обязанности. Так, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в данной сфере.

Данные нормы введены в целях усиления борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления. Как правило, под коррупцией (от лат. corruptio — порча, подкуп, задабривание подарками, совращение) понимают преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения <64>. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 1) определяет коррупцию как противоправную деятельность (действие или бездействие), заключающуюся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов.

———————————

<64> Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004.

 

В целях противодействия коррупции глава муниципального образования обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или соответствующие правоохранительные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Под коррупционными правонарушениями понимаются действия (бездействия) должностных лиц, совершенные с использованием ими своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей для противоправного удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности, а равно направленные на предоставление им благ и преимуществ в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей действия физических и юридических лиц <65>.

———————————

<65> Реализация антикоррупционной политики в муниципальных образованиях / Под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов, 2009. С. 196.

 

Кроме того, глава муниципального образования обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 10) понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью должностного лица и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Соответственно, под личной заинтересованностью должностного лица, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения им при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Идентифицировать конфликт интересов возможно через три взаимосвязанные категории:

а) ресурс (конфликт интересов возникает там и тогда, когда появляется определенный ресурс, доступ к которому становится целью главы муниципального образования);

б) интерес (участники конфликта интересов преследуют частный либо групповой интерес (отличный от общественного), который и становится движущей силой их деятельности);

в) ущерб (конфликт интересов может привести к действию, сопровождающемуся ущербом интересам органов местного самоуправления, общественным интересам, интересам жителей муниципального образования).

В том случае, если конфликт интересов или личная заинтересованность возникает, глава обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или личной заинтересованности. Трудность реализации данной нормы заключается в том, что работодателем главы муниципального образования является сам глава.

Для недопущения и разрешения конфликта интересов в органах местного самоуправления создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. К функциям данной комиссии относятся:

1) проверка информации о главе муниципального образования, главе местной администрации, депутатах представительных органов, членах выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих, поступившей от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан;

2) приглашение и заслушивания на заседании комиссии должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, представителей заинтересованных организаций, а также и иных лиц;

3) направление решения комиссии заинтересованным лицам;

4) установление комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих признаков коррупции.

И наконец, глава муниципального образования обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Часть 5 комментируемой статьи содержит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования <66>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (под ред. Ю.А. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

 

<66> Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1997.

 

Например, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 30) закрепляет, что глава муниципального образования в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению города и городской Думе. Глава муниципального образования представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой.

Глава муниципального образования обязан представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты:

1) о результатах:

— своей деятельности;

— деятельности местной администрации (в том случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию);

— работы иных подведомственных органов местного самоуправления;

2) о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Следует отметить, что данная представительным органом местного самоуправления два раза подряд неудовлетворительная оценка за предоставленный отчет служит основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (см. комментарий к ст. 74.1).

  1. Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т.е. со дня избрания нового главы муниципального образования. Вместе с тем возможно прекращение полномочий главы муниципального образования и раньше определенного срока.

Часть 6 комментируемой статьи как раз устанавливает следующие основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, которые условно можно разделить на два основных вида.

1) случаи, предусматривающие инициативу самого главы муниципального образования (досрочное прекращение полномочий):

а) смерть;

б) отставка по собственному желанию;

в) выезд за пределы РФ на постоянное место жительства;

2) случаи, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования (отрешение от должности):

а) отрешение от должности должностными лицами государственной власти (см. комментарий к ст. 74);

б) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

г) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

д) прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

е) отзыв избирателями (см. комментарий к ст. 24);

ж) установление в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

з) преобразование муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 3.2, 4 — 6, 6.1, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 комментируемого Закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

и) утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (см. комментарий к ст. 12);

к) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента РФ в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

  1. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, которое определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
  2. Согласно ч. 8 комментируемой статьи в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в установленные федеральным законом сроки.

Если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

Если избранный представительным органом муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу.

  1. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи субъект РФ вправе принять закон, предусматривающий избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, тогда в этом случае выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся.

Естественно, эта норма действует в том случае, когда данный закон субъекта РФ вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Обратим внимание, что Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающим в силу с 7 марта 2015 г., ч. 9 комментируемой статьи признана утратившей силу.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code