Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

Комментарий к статье 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Часть 1 ст. 15 комментируемого Закона устанавливает перечень вопросов местного значения муниципального района.

В целом положения п. 1 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона аналогичны положениям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона.

Обратим внимание, что до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ.

  1. К вопросам местного значения муниципального района согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.

В настоящее время согласно положениям НК РФ местные налоги и сборы зачисляются в бюджеты поселений. Об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов муниципального района также см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 14.

  1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, разграничивается положениями ст. 50 комментируемого Закона. О владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, также см. комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 14.
  2. К вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В ведении муниципального района находится только электро- и газоснабжение поселений. Органы местного самоуправления муниципального района ответственны за организацию соответствующих коммуникаций между поселениями в границах района. Об организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений также см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 14.
  3. Согласно п. 5 ч. 1 комментируемой статьи одним из вопросов местного значения муниципального района является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществлении иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ также см. комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 14.

  1. В ведении муниципального района находится создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения только между поселениями в границах муниципального района. О данном вопросе местного значения муниципального района также см. комментарий к п. 7 ч. 1 ст. 14.

Об участии органов местного самоуправления муниципального района в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района см. комментарий к п. 7.1 ч. 1 ст. 14.

Пункт 6.2 ч. 1 комментируемой статьи содержит положения, в целом аналогичные положениям, закрепленным в п. 7.2 ч. 1 ст. 14. При этом если в поселении лишь создаются условия, то в муниципальном районе должны разрабатываться и осуществляться меры, направленные, с одной стороны, на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, а с другой — на поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств. Положение, касающееся реализации прав национальных меньшинств, не включено в компетенцию поселений. Отметим, что защита прав национальных меньшинств согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации.

В силу чрезмерного обобщения в рамках одного вопроса местного значения, отсутствия соответствующего отраслевого законодательного регулирования и очевидной политической составляющей рассматриваемого вопроса, на наш взгляд, затруднительно представить конкретные меры и полномочия органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения.

  1. Об участии органов местного самоуправления муниципального района в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 14.
  2. Согласно абзацу 2 ч. 3 ст. 83 Закона п. 8 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. В настоящее время закон, регламентирующий полномочия органов местного самоуправления в области организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, не принят.
  3. Пункты 8.1 и 8.2 ч. 1 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О данном вопросе местного значения см. комментарий к п. п. 33.1, 33.2 ч. 1 ст. 14.
  4. Комментируемый Закон не устанавливает компетенции поселения по охране окружающей среды. В ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены вопросы местного значения, аналогичные установленным в рассматриваемой сфере комментируемым Законом.

Кроме того, согласно ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность обеспечивается в том числе осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами местного самоуправления проводится оценка радиационной безопасности (ч. 1 ст. 13 Закона).

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» закрепляет, что органы местного самоуправления могут устанавливать иные, помимо перечисленных в Законе, категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в ст. 6 регламентирует полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов (см. комментарий к п. 27 ч. 1 ст. 14). Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в ст. 9 устанавливает полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

а) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

б) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

г) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

д) информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

е) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

ж) осуществление в соответствии с законодательством РФ иных полномочий в данной области.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

а) получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

б) направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

  1. Положения п. 11 ч. 1 комментируемой статьи развивают положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Комментируемый Закон сосредотачивает все функции местного самоуправления в сфере образования на уровне муниципального района и городского округа:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

б) организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

в) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

г) организацию отдыха детей в каникулярное время.

Полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных данным Законом полномочий в сфере образования.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

  1. К вопросам местного значения муниципального района п. 12 ч. 1 комментируемой статьи относит создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий (см. распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р)) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 29 указанного Закона устанавливает, что муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

В соответствии со ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных комментируемым Законом;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с комментируемым Законом.

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработке отходов.

С 1 января 2016 г. данное полномочие в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» будет предусматривать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

О понятии твердых коммунальных отходов, их сбора и транспортировки см. комментарий к п. 18 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона. К обработке отходов согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) относится предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Утилизация отходов — это процесс использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

  1. Полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения регулируются ГрК РФ, ЗК РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве». О полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, закрепленных в п. 15 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, также см. комментарий к п. 20 ч. 1 ст. 14.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области градостроительной деятельности закреплены в ст. 8 ГрК РФ. К ним относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

Требования к содержанию схемы территориального планирования муниципального района, порядок подготовки и утверждения схемы, особенности согласования проекта схемы закреплены в ст. ст. 19 — 21 ГрК РФ. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети Интернет. Утвержденная схема также размещается на указанном сайте.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» устанавливает требования к землеустроительной документации, к которой согласно ст. 19 указанного Закона относится схема землеустройства муниципальных образований.

  1. К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п. 15.1 ч. 1 комментируемой статьи относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Под рекламной конструкцией в указанном Законе понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований.

Согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Закон устанавливает, в частности, требования к порядку выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, основания для отказа в выдаче разрешений, аннулирования разрешений.

  1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет муниципальный архив как структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Статья 13 указанного Закона обязывает органы местного самоуправления муниципального района и городского округа создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

О других полномочиях в рассматриваемой сфере см. комментарий к п. 17 ч. 1 ст. 14.

  1. Вопросы организации ритуальных услуг, содержания межпоселенческих мест захоронения на территории муниципального района регулируются аналогично рассматриваемым в комментарии к п. 22 ч. 1 ст. 14.
  2. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. О полномочиях органов местного самоуправления муниципального района в рассматриваемой сфере также см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 14.
  3. Вопросы организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов регулируются аналогично рассматриваемым в комментарии к п. 11 ч. 1 ст. 14.
  4. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области культуры установлены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». К таковым относятся:

а) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

б) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

в) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

Другие вопросы деятельности органов местного самоуправления в данной сфере рассмотрены в комментарии к п. 12 ч. 1 ст. 14.

  1. О создании органами местного самоуправления муниципального района условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района, см. комментарий к п. 13.1 ч. 1 ст. 14.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 г. в качестве вопроса местного значения муниципального района будет выступать сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. Полномочия, закрепленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за органами местного самоуправления поселений и городских округов, будут распространяться и на муниципальные районы.
  3. Порядок решения предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона вопроса местного значения более подробно рассматривается в комментарии к ст. 60.
  4. Об организации и осуществлении мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. комментарий к п. 23 ч. 1 ст. 14.
  5. О создании, развитии и обеспечении охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, осуществлении муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения см. комментарий к п. 27 ч. 1 ст. 14, ст. 17.1.
  6. Об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 14.1.
  7. Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья см. комментарий к п. 26 ч. 1 ст. 14.
  8. О создании условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширении рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействии развитию малого и среднего предпринимательства, оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству см. комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 14.
  9. Об обеспечении условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района см. комментарий к п. 14 ч. 1 ст. 14.
  10. Об организации и осуществлении мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью см. комментарий к п. 30 ч. 1 ст. 14.
  11. Об осуществлении органами местного самоуправления муниципального района полномочий, предусмотренных в п. 28 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 14. Также следует иметь в виду, что ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, помимо полномочий собственника, рассмотренных в комментарии к п. 31 ч. 1 ст. 14, относит установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
  12. В соответствии с п. п. 29 — 35 ч. 1 комментируемой статьи к вопросам местного значения муниципального района относятся также:

— осуществление муниципального лесного контроля (см. комментарий к п. 32 ч. 1 ст. 14);

— обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом (см. комментарий к п. 37 ч. 1 ст. 14);

— осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района (см. комментарий к п. 38 ч. 1. ст. 14);

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре (см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 14);

— осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 36, предусматривающим, что к вопросам местного значения муниципального района также относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (см. комментарий к п. 39 ч. 1 ст. 14 Закона).

  1. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вопросов местного значения, установленных ч. 1 комментируемой статьи, решают вопросы местного значения поселений на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Комментируемая часть включает в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов полномочия по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов на указанных территориях.
  2. Делегирование полномочий, осуществляемое на всех уровнях власти, находит отражение в комментируемом Законе, в том числе и применительно к полномочиям органов местного самоуправления различных уровней. В ч. 4 комментируемой статьи речь идет о том, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется только уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Данное положение не столько призвано усилить роль представительных органов муниципальных образований в процедурах формирований соглашений, сколько должно обеспечить некоторую гарантию от злоупотреблений при решении вопросов передачи полномочий со стороны исполнительно-распорядительных органов.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Закономерным представляется введенное Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ положение (ч. 5 комментируемой статьи), определяющее, что в предусмотренном комментируемым Законом случае, когда местная администрация в поселении не формируется, а ее полномочия осуществляет местная администрация муниципального района, финансирование полномочий местной администрации осуществляется за счет бюджета муниципального района (см. также комментарий к ст. 34 Закона).

 

Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

 

Комментарий к статье 15.1

 

  1. Большинство вопросов, на решение которых в контексте комментируемой статьи имеют право органы местного самоуправления муниципального района, во многом аналогичны соответствующим вопросам, закрепленным за органами местного самоуправления поселений.

Вместе с тем органам местного самоуправления муниципального района предоставлено право решения вопросов, не включенных в перечень, установленный для поселений:

1) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года. Аналогичная норма приведена в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов». Согласно ст. 11 указанного Закона уполномоченные органы местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов вправе:

— организовывать заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в созданных не позднее 1 января 2006 года структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных уполномоченным органам местного самоуправления;

— осуществлять мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов;

— создавать условия для развития службы крови и реализации региональных программ развития службы крови.

  1. О решении органами местного самоуправления муниципального района вопросов, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, см. комментарий к ч. 2 ст. 14.1 комментируемого Закона.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code