Статья 14.1. Права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

Комментарий к статье 14.1 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Статьи 14.1, 15.1 и 16.1 были введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и исходят, в первую очередь, из практики муниципальной деятельности. Они касаются тех вопросов, которые обладают одной или несколькими из следующих особенностей:

а) в силу сложности решения и (или) в силу социальной значимости для государства были исключены из перечня вопросов местного значения;

б) не могут по своей природе являться вопросами местного значения, но их решение затруднительно без привлечения органов местного самоуправления;

в) осуществляются на практике органами местного самоуправления в значительной части муниципальных образований.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет за органами местного самоуправления городского, сельского поселения перечень прав, который в силу ч. 2 этой же статьи не является исчерпывающим, поскольку данные органы вправе участвовать в осуществлении иных полномочий и решать иные вопросы (см. подробнее комментарий к ч. 2).

Первым из полномочий (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи) обозначено право создавать музеи. Особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ определены в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного Закона музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут находиться в том числе и в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления городского, сельского поселений имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:

— удостоверять завещания;

— удостоверять доверенности;

— принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

— свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

— свидетельствовать подлинность подписи на документах;

— удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

— удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

— удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

— удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

— удостоверять время предъявления документов;

— удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

— удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта РФ для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

По данному вопросу см. также Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденную Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256.

Участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству также закреплено в качестве одного из правомочий (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ опека и попечительство исключены из перечней вопросов местного значения муниципального района и городского округа, а оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения исключено из перечня вопросов местного значения поселения. Вместе с тем очевидно, что эффективное решение вопросов, связанных с конкретными жизненными ситуациями на местах, невозможно без привлечения органов местного самоуправления. Этим же Законом внесены изменения в ст. 34 ГК РФ, устанавливающие, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

В качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется в том числе и во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Право органов местного самоуправления городского, сельского поселений создавать условия для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи) корреспондирует с положениями Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. Местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Национально-культурная автономия имеет право: получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

Органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами. Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения также является одним из прав органов местного самоуправления городского, сельского поселений (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 8 ч. 1 комментируемой статьи органы местного самоуправления городского, сельского поселений имеют право на участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия и функции в области мобилизационной подготовки:

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) обеспечивают исполнение Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) разрабатывают мобилизационные планы;

5) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики муниципальных образований;

6) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципальных образований;

8) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

9) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

10) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

а) организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

б) организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством РФ;

в) организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ;

11) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

Должностные лица органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством РФ, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

Мобилизационные органы органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

Пункт 8.1 ч. 1 комментируемой статьи закрепил право органов местного самоуправления городского, сельского поселений на создание муниципальной пожарной охраны.

В ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» муниципальная охрана закреплена в качестве одного из возможных видов пожарной охраны (наряду с государственной противопожарной службой, ведомственной пожарной охраной, частной пожарной охраной и добровольной пожарной охраной).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 указанного Закона муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Согласно ч. 2 этой же статьи цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, а также порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июня 2007 г. N 126 «О Методических рекомендациях по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» органом власти субъекта РФ были утверждены следующие документы:

1) Методические рекомендации по осуществлению полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2) примерный перечень мероприятий по осуществлению полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) Типовое постановление администрации органа местного самоуправления о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований и типовое положение о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований;

4) Типовое постановление администрации органа местного самоуправления об утверждении Положения о добровольной пожарной охране и Примерное положение о добровольной пожарной охране согласно приложениям;

5) Типовое постановление администрации органа местного самоуправления об утверждении Положения о деятельности муниципальной пожарной охраны муниципального образования, Типовое положение о деятельности муниципальной пожарной охраны муниципального образования и Типовой устав муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана муниципального образования Ленинградской области».

В качестве примера самостоятельного определения целей, задач, порядка создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны можно привести также Постановление главы городского округа Жуковский МО от 2 апреля 2009 г. N 564 «О муниципальной пожарной охране городского округа» (вместе с Положением о муниципальной пожарной охране городского округа Жуковский), распоряжение правительства Сахалинской области от 25 июля 2013 г. N 516-р «Об утверждении Примерного положения о муниципальной пожарной охране в Сахалинской области», Постановление главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 26 ноября 2009 г. N 726 «О создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны» и др.

Пункт 9 ч. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержит, по сути, лишь косвенные упоминания о деятельности органов местного самоуправления в сфере туристской деятельности РФ, которые позволяют сделать вывод о том, что:

а) органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач (ст. 4.1 Закона);

б) органы местного самоуправления принимают в соответствии с федеральными законами решения, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, необходимые туристу (экскурсанту) и (или) туроператору (турагенту) при расторжении договора о реализации туристского продукта или его изменении в судебном порядке (ст. 14 Закона).

Вполне закономерно, что, будучи экономически заинтересованными в развитии туризма на территории муниципальных образований, органы местного самоуправления могут принимать муниципальные программы развития туризма, участвовать в реализации соответствующих государственных программ, содействовать проведению мероприятий, направленных на развитие туристической деятельности, которые проводятся органами государственной власти и организациями.

Пункт 10 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотревшим право органов местного самоуправления на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям.

Принятие Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 411-ФЗ определяется необходимостью создания правовых основ для института общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и деятельности общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В частности, Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ дополнен положением (ст. 9), согласно которому органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям, основными задачами которых являются:

1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ;

2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;

3) содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

По сути, единственной предусмотренной в Законе формой поддержки общественных наблюдательных комиссий со стороны органов местного самоуправления является рассмотрение направленных в их адрес заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии, информирование комиссии о результатах их рассмотрения.

В соответствии с п. 11 ч. 1 комментируемой статьи органы местного самоуправления управомочены на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 33 данного Закона органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Другой формой поддержки, предусмотренной указанной статьей, является гарантия того, что органы местного самоуправления привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пункт 12 введен в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» во исполнение Перечня поручений Президента РФ от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086 и в целях законодательного закрепления положений независимой системы оценки качества работы организаций социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования).

В частности, независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности. Она предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.

В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, расположенными на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

Независимая оценка качества оказания услуг проводится в том числе в отношении организаций, учредителями которых являются муниципальные образования, организаций культуры, в уставном капитале которых доля муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций культуры, которые оказывают муниципальные услуги в соответствующей сфере.

В соответствии с п. 13 ч. 1 комментируемой статьи, внесенным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ, органы местного самоуправления уполномочены на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

Обеспечение формирования рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, предусмотрено в одном из указов Президента РФ — Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Указанным Законом внесены соответствующие изменения в ЖК РФ, который, в частности, дополнен разделом III.1 «Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования». Согласно ст. 91.2 ЖК РФ наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования может быть орган местного самоуправления, уполномоченный выступать от имени муниципального образования в качестве собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет возможность органов местного самоуправления городского, сельского поселения решать не только вопросы, обозначенные в ч. 1 комментируемой статьи, но также:

1) участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, при условии что эти полномочия не переданы им в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона и что это участие предусмотрено федеральными законами;

2) решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

Реализация обозначенных в ч. 2 полномочий возможна за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code