Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения (Часть 3)

Комментарий к статье 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Продолжение

  1. Пункт 24 ч. 1 комментируемой статьи корреспондирует с положениями Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В соответствии со ст. 7 данного Закона по решению органов местного самоуправления в них создаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства РФ.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

а) поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

  1. Согласно ч. 3 ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.

Согласно ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

а) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

б) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

в) осуществление мер по охране таких водных объектов;

г) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

  1. Полномочия органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере определены Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Под курортом местного значения в Законе понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

а) представление в органы исполнительной власти субъекта РФ предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

б) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

в) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

г) ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

В Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории могут иметь местное значение и находиться в ведении и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления решают вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в том числе и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:

— владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;

— обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;

— координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таковым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

а) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

б) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

в) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

г) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

д) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами (муниципальный контроль), регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  1. Комментируя полномочия органов местного самоуправления по решению такого вопроса местного значения, как организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, следует отметить, что Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» не предусматривает полномочий органов местного самоуправления, что позволяет сделать вывод о неразвитости правовой базы для муниципальной политики по данному вопросу местного значения. Тем не менее некоторые полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Так, согласно ст. 12 Закона, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Кроме того, ст. 13 Закона гарантирует, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта РФ, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

В случае создания в поселении муниципальных органов по делам молодежи, последние становятся элементом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ст. 17 данного Закона органы по делам молодежи в пределах своей компетенции:

а) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;

в) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) участвуют в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

д) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

Согласно ст. 7.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

  1. Полномочия органов местного самоуправления поселения в качестве собственника водного объекта регулируются ВК РФ.

Согласно ст. 8 ВК РФ в собственности муниципального образования может находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Они могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Предоставление водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Собственники водных объектов, согласно ст. 39 ВК РФ, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными ВК РФ, другими федеральными законами правами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

6) выполнять иные предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами обязанности.

К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

  1. Правовое регулирование решения такого вопроса местного значения, как осуществление муниципального лесного контроля, в настоящее время, по сути, ограничивается ст. 98 ЛК РФ, согласно которой на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 ЛК РФ и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  2. В соответствии с п. 33 ч. 1 комментируемой статьи к вопросам местного значения относится оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка регламентированы Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Данный Закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин. В целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, они размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Отметим, что до принятия Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» положения об участии населения в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка в поселениях принимались на уровне поселений или муниципальных районов, например в Республике Хакасия, Костромской области, Новгородской области, Омской области, Челябинской области, Ханты-Мансийском АО.

  1. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес существенные изменения в распределение полномочий в сфере охраны общественного порядка, отнеся, в частности, к вопросам местного значения поселений предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Также к вопросам местного значения поселений отнесено предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, причем установлено, что данная норма действует только до 1 января 2017 года.

Статья 7 указанного Закона устанавливает, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:

— на одного человека 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;

— на семью из двух человек 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;

— на семью из трех и более человек 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют:

1) сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел;

2) сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в ч. 1 ст. 6 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы в органах внутренних дел ученые степени или ученые звания.

Законом установлено, что сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность должен предоставить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и только в случае отсутствия на территории муниципального образования такого жилого помещения орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

  1. К вопросам местного значения поселений отнесено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст. ст. 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Данный Закон устанавливает перечень видов деятельности, при осуществлении которых некоммерческими организациями органы местного самоуправления могут оказывать им поддержку:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления дано также право устанавливать наряду с перечисленными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации для признания некоммерческих организаций социально ориентированными соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций отнесено создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

  1. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка отнесены к вопросам местного значения.

При этом под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

  1. Пункт 38 ч. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Внедрение современных механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления является достаточно молодым направлением реформ государственного и муниципального управления в России и связано в первую очередь с реализацией административной реформы, принятием национального плана противодействия коррупции и формированием системы антикоррупционного законодательства.

Актуальность и значимость комплексных и системных антикоррупционных мер, неоднократно подчеркиваемые и тем самым усиливаемые представителями государственной власти, неизбежно привели к постановке вопроса о рамках правового регулирования противодействия коррупции на муниципальном уровне.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции, помимо прочего, составляют и муниципальные правовые акты. Закон предусматривает меры по профилактике коррупции, включающие в себя, в частности:

— рассмотрение в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

— предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей или муниципальной службы, а также проверку в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

— установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении.

Кроме того, в Законе предусмотрен ряд антикоррупционных мер в отношении органов местного самоуправления, однако они упоминаются в числе основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:

— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления;

— принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение муниципальных служащих к более активному участию в противодействии коррупции;

— совершенствование порядка прохождения муниципальной службы;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности муниципальных служащих;

— сокращение численности муниципальных служащих с одновременным привлечением на муниципальную службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

— обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

— совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

На сегодняшний момент основными направлениями реализации антикоррупционной политики в муниципальных образованиях являются принятие и реализация муниципальных программ (планов) противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента от 13 апреля 2010 г., а также проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В целом в рамках антикоррупционной политики, проводимой в муниципальных образованиях, могут приниматься как нормативные акты, направленные на совершенствование деятельности органов местного самоуправления, порядка прохождения муниципальной службы, повышение прозрачности и открытости местной власти, так и специальные антикоррупционные правовые акты, в том числе определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, порядок разработки муниципальных программ противодействия коррупции.

  1. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 39, предусматривающим, что к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

Под комплексными кадастровыми работами в целях Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;

3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

— осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

— осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

— обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

— обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

— обеспечивается исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключенного заказчиком комплексных кадастровых работ с индивидуальным предпринимателем, указанным в ст. 32 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», или юридическим лицом, указанным в ст. 33 этого же Закона, в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) (более подробно об условиях и порядке проведения комплексных кадастровых работ см. гл. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», введенную Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ).

  1. Части 3 и 4 комментируемой статьи направлены на урегулирование порядка определения перечня вопросов местного значения сельского поселения. Для сельских поселений установлены тринадцать вопросов из перечня вопросов местного значения городских поселений, большинство из которых предполагает лишь организационно-управленческие функции (создание условий), а наиболее существенным является организация благоустройства территории. При этом важность создания равных условий обеспечения жизнедеятельности населения поселений разных видов предопределила необходимость решения остальных вопросов местного значения поселенческого уровня на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Таким образом, объективно назревшая проблема перегруженности сельских поселений вопросами местного значения, не соответствующими природе и возможностям местного самоуправления, имеющими явные признаки государственных полномочий, была решена законом кардинально, посредством передачи большей части вопросов местного значения сельских поселений на районный уровень.

В этой связи С.Е. Чаннов отмечает, что, «с одной стороны, в этом есть определенная логика», поскольку «сельские поселения в Российской Федерации в подавляющем большинстве случаев из-за отсутствия необходимых материальных, финансовых и кадровых ресурсов просто не в состоянии надлежащим образом обеспечивать решение всех возложенных на них вопросов местного значения». С другой стороны, по мнению автора, остающиеся у сельских поселений полномочия столь малы, что неизбежно встает вопрос, будет ли в таком случае вообще особый смысл в содержании поселенческих управленческих структур <33>.

———————————

<33> Чаннов С.Е. Местное самоуправление: 2014 год — реформа четвертая? // Актуальные проблемы публичного права. 2014. N 3. С. 122.

 

Действительно, изначальный смысл реформы состоит в приближении к населению именно власти, т.е. публичных органов, которые способны и вправе решать задачи, стоящие перед местным сообществом. Поэтому перечень дополнительных вопросов местного значения из перечня вопросов местного значения городских поселений может закрепляться за сельскими поселениями законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. Поскольку роль уставов муниципальных образований в данном случае, очевидно, будет сводиться к воспроизведению в них положений региональных законов, существенно возрастает роль именно субъектов РФ в установлении в конкретном регионе компетенции органов местного самоуправления сельских поселений, адекватной их возможностям и соответствующих их природе как институтов публичной власти.

Обоснованный перечень таких дополнительных вопросов местного значения сельских поселений может включать:

— во-первых, вопросы, «привязанные» к территории (полномочия собственника водных объектов, поддержка народных художественных промыслов, ритуальные услуги, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, предоставление помещения для работы сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и др.);

— во-вторых, вопросы, связанные с уже вмененными вопросами местного значения (организация обустройства мест массового отдыха жителей, некоторые вопросы безопасности);

— в-третьих, вопросы, уже успешно решаемые на уровне сельских поселений и требующие обеспечения скорее управленческими, нежели финансовыми ресурсами (организация сбора и вывоза бытовых отходов, организация транспортного обслуживания, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества и др.).

По состоянию на 1 декабря 2014 г. только начинала складываться практика регулирования рассматриваемого вопроса субъектами РФ. Так, Законом Амурской области от 3 октября 2014 г. N 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», Законом Самарской области от 3 октября 2014 г. N 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» сельским поселениям передаются все вопросы местного значения из перечня, закрепленного ч. 1 комментируемой статьи.

Закон Свердловской области от 10 октября 2014 г. N 86-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области» исключает из компетенции сельских поселений только участие в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности. В Законе Ярославской области от 30 июня 2014 г. N 36-З «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» повторяется перечень вопросов, установленных частью 3 комментируемой статьи.

Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 г. N 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» закрепляет следующие дополнительные вопросы местного значения сельских поселений:

1) организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

2) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

5) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

6) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

7) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

8) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, введенной ФЗ от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ, разделение перечня вопросов местного значения поселений в зависимости от вида поселения, а следовательно, и расширение перечня вопросов местного значения сельских поселений законами субъекта РФ, начинают действовать не ранее 1 января 2015 года. В этой связи неясны мотивы принятия, например, Областного закона Новгородской области от 30 июня 2014 г. N 582-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения», Закона Московской области от 30 июня 2014 г. N 76/2014-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Московской области», Областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. N 48-ОЗ «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области», закрепляющих за сельскими поселениями вопросы местного значения на период с 27 мая по 31 декабря 2014 года.

Часть 1 Часть 2 Часть 3

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code