Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Комментарий к статье 14

 

  1. Правовые нормы, содержащиеся в гл. 3 комментируемого Закона, развивают конституционные положения, закрепленные в ст. ст. 130 и 132. Часть 1 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Введя понятие вопросов местного значения, Конституция РФ закрепила основы компетенции местного самоуправления и в ст. 132 предоставила органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка. Та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Сфере компетенции местного самоуправления посвящена также ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 4 Хартии основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4 предусматривает полную свободу действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.

Комментируемый Закон под вопросами местного значения понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и комментируемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 1 ст. 2).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 6 предусматривал перечень из 30 вопросов местного значения, единый для всех видов муниципальных образований. Комментируемый Закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (поселение, муниципальный район, городской округ), а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их решению. Соответствующие вопросы местного значения подробнее регламентируются в отраслевом законодательстве.

Принципиальные изменения в гл. 3 комментируемого Закона были внесены ФЗ от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, с принятием которого связывают новый этап муниципальной реформы в России. Действительно, базовым вопросом, от эффективного решения которого зависят и бюджетные расходы, и разграничение имущества, и направления развития местного сообщества, является вопрос компетенции органов местного самоуправления. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями, осуществление которых в основном необходимо и характерно для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на городских территориях. Поэтому указанным Законом перечень вопросов местного значения поселений был фактически разделен на два перечня: для городских поселений и для сельских поселений.

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень вопросов местного значения городского поселения.

Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи корреспондирует с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

К бюджетным полномочиям муниципальных образований ст. 9 БК РФ, в частности, относит:

— установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

— составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

— установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

— определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

— осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

— установление, детализацию и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

— в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

— иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселений наряду с указанными полномочиями осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

В развитие рассмотренных положений в комментируемом пункте предусматривается также контроль за исполнением местного бюджета. Местному бюджету посвящены ст. ст. 52, 53, 55, 57 — 59, 65 и другие.

  1. Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи соответствует положениям ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы. Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К местным налогам в настоящее время относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Эти налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (ст. 12 НК РФ).

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Праву муниципальной собственности посвящена ст. 215 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Статья 125 ГК РФ устанавливает, что от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления. В случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами, участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципального образования по специальному поручению органов местного самоуправления могут также юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, разграничивается положениями ст. 50 комментируемого Закона.

  1. В отношении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в настоящее время применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.

Органы местного самоуправления создают предприятия и учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, либо выступают заказчиками на оказание соответствующих услуг.

Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона).

На практике органы местного самоуправления зачастую оказываются не вовлеченными в решение рассматриваемого вопроса местного значения, поскольку предоставление коммунальных услуг основывается на рыночных механизмах и потребители заключают договоры напрямую с поставщиками. Возникающие в связи с этим проблемы обусловили необходимость принятия соответствующих федеральных законов.

Что касается законодательного регулирования рассматриваемых вопросов местного значения, то в настоящее время на федеральном уровне оно осуществляется в отношении газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в соответствии с Федеральным законом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В частности, согласно ст. 6 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

3) реализация предусмотренных указанным Законом полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

О полномочиях органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения см. комментарий к п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона.

Правовую основу для регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения создает Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В частности, он содержит положения, определяющие цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, полномочия государственной власти и органов местного самоуправления, порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе особенности эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, а также требования к договорам в указанной сфере.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентирует вопросы организации планирования и развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, включая порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, а также регулируются отношения, касающиеся охраны окружающей среды при осуществлении водоснабжения и водоотведения, обеспечения качества и безопасности воды.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также устанавливается порядок регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе перечень тарифов, методы и способы их регулирования, особенности осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования указанных тарифов.

Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». К ним относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных законом;

10) иные полномочия.

Органы местного самоуправления в пределах указанных полномочий вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления этих полномочий, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также устанавливает перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, которые могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов РФ (ст. 5), особенности распоряжения объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности (ст. 9).

  1. Действующая редакция п. 5 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона введена Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Законе в качестве владельцев автомобильных дорог установлены исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения признаются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности согласно ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относятся:

— осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

— разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

— принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

— принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

— установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

— утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

— осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

— определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

— установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

— использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

— утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

— осуществление иных полномочий, отнесенных Законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.

Федеральными законами от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ, от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ перечень полномочий органов местного самоуправления был существенно дополнен.

В формулировку вопроса местного значения включено «и обеспечение безопасности дорожного движения на них», что предполагает регулирование полномочий органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 4 ст. 6 которого в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ относит, в частности, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в данном случае предусматривает, например, право на принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Существенным является положение о том, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Вопросом местного значения также является обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). При этом ст. 5 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ГрК РФ введено понятие «парковка (парковочное место)», которым является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Указанным Законом также установлено, что парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в части дорожной деятельности в формулировку вопроса местного значения включена такая важнейшая составляющая, как осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Появление данной формулировки в вопросе местного значения связано с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», уточнившего полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации контроля в различных отраслях.

  1. Пункт 6 ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона предполагает несколько направлений деятельности, предусмотренных в развитие положений ст. 40 Конституции РФ, согласно которым органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Деятельность органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере регулируется Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ).

Так, в соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

— содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

— используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

— в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

— стимулируют жилищное строительство;

— обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

— организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

— обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

— осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

— размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством РФ.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст. 14 ЖК РФ. К ним относятся:

— учет муниципального жилищного фонда;

— установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

— определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

— установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

— ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

— ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

— определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

— предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

— принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

— согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

— признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

— осуществление муниципального жилищного контроля;

— определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

— иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями находят отражение в перечне мероприятий Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050.

Организационные мероприятия по исполнению государственных обязательств по обеспечению жильем включают создание единой системы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. В развитие указанных положений Программы принято и действует в настоящее время Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», утверждающее Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.

Возможность создания местных внебюджетных фондов в целях развития жилищного строительства, общие принципы их формирования и использования установлены в Постановлении Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 664 «Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства». Основными задачами формирования таких фондов являются создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу; поддержка участия граждан в финансировании строительства или приобретения жилья; развитие конкуренции в сфере жилищного строительства.

Средства фондов формируются за счет следующих источников:

— добровольных взносов предприятий, организаций, общественных объединений и граждан РФ, а также иностранных юридических и физических лиц;

— целевых кредитов под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

— дивидендов, получаемых от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов;

— платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службами фондов;

— иных доходов в соответствии с законодательством РФ.

Средства фондов расходуются по следующим направлениям:

— строительство жилищного фонда социального использования;

— инженерная подготовка территорий под новое жилищное строительство;

— строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства;

— строительство объектов социальной инфраструктуры;

— социальная поддержка малоимущих групп населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья;

— развитие производственной базы домостроения;

— приобретение ценных бумаг, в том числе государственных, с целью получения доходов, направляемых на развитие жилищного строительства;

— другие мероприятия, направленные на реализацию жилищной программы.

Осуществлению муниципального жилищного контроля посвящена ст. 20 ЖК РФ. Под ним понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

  1. Для организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления могут создавать транспортные предприятия и учреждения. Создавая условия для предоставления транспортных услуг населению, органы местного самоуправления согласовывают маршруты и графики движения для пассажирских перевозок, а также тарифы на транспортное обслуживание населения. В некоторых субъектах РФ принимаются законы, регулирующие порядок осуществления транспортного обслуживания населения, например Закон Республики Татарстан от 13 ноября 2006 г. N 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», Закон Краснодарского края от 7 июля 1999 г. N 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», Закон Новгородской области от 3 июня 2009 г. N 545-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении в Новгородской области».

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

  1. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Под противодействием терроризму в указанном Законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно положениям указанных Законов органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий.

  1. Пункт 7.2 введен в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», который был подготовлен в связи с обсуждением на Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям вопроса о повышении ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за возникновение конфликтов между различными этническими группами на территориях муниципальных образований и утверждением 19 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В качестве одной из задач Стратегии установлено разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также уточнения компетенции органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Пункт 7.2 включает в себя, по сути, два разноплановых направления работы:

— создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

— создание условий для реализации мер, направленных на сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения.

Формы и способы решения рассматриваемого вопроса местного значения определяются органами местного самоуправления самостоятельно, поскольку соответствующие полномочия не предусмотрены отраслевым законодательством.

  1. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимает реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 19 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

— создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

— создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

— оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

— организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

— принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

— включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

— оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

— установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

— создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

— включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

— оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

— установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Часть 1 Часть 2 Часть 3

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code