Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество

Комментарий к статье 8 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Впервые право на объединение местных властей было юридически закреплено в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Закон 1991 г., предоставляя право муниципалитетам создавать союзы и ассоциации для объединения усилий при решении совместных проблем, тем не менее не определил конкретную правовую форму данных объединений. Регистрация созданных союзов осуществлялась в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. N 918 «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов РФ и органов местного самоуправления».

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 10) также закрепил право муниципальных образований на объединение. Закон 1995 г. установил цели подобных союзов:

— координация деятельности муниципальных образований;

— повышение эффективности осуществления своих прав и интересов.

Закон 1995 г. также определил форму осуществления: объединения в форме ассоциаций или союзов подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Следует отметить, что Закон 1995 г. закреплял принцип добровольности создания различных объединений муниципальных образований.

В отличие от ранее действовавшего Закона, комментируемый Закон содержит императивную норму, согласно которой в каждом субъекте РФ в обязательном порядке образуется совет муниципальных образований. Таким образом, нарушаются принципы самостоятельности и добровольности при объединении муниципальных образований, но достигается упорядочивание существующей системы ассоциаций муниципальных образований.

Совет муниципальных образований субъекта РФ призван:

— осуществлять межмуниципальное сотрудничество на территории субъекта РФ;

— представлять и защищать интересы муниципальных образований в органах государственной власти субъекта РФ;

— участвовать в законопроектной работе на региональном уровне;

— организовывать совместную хозяйственную деятельность;

— обмениваться опытом и информацией;

— участвовать в реализации региональных программ, а не решать вопросы местного значения и т.п.

Соответственно, совет муниципальных образований не вправе контролировать и ограничивать деятельность органов местного самоуправления.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям (см. комментарий к ст. 66).

Объединения муниципальных образований на уровне субъекта РФ в форме ассоциаций и союзов существовали и до принятия комментируемого Закона (например, Ассоциация городов Ленинградской области, Ассоциация городов Владимирской области, и др.).

  1. Муниципальные образования и советы муниципальных образований могут образовывать и Единое общероссийское объединение муниципальных образований (см. комментарий к ст. 67). Единое общероссийское объединение муниципальных образований создается в целях:

— более эффективного выражения и защиты общих интересов муниципальных образований на федеральном уровне;

— представления и защиты общих интересов муниципальных образований и федеральных органов государственной власти;

— организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами;

— участия в законопроектной работе по вопросам местного самоуправления на федеральном и международном уровне;

— подготовки предложений по реализации государственной политики в области местного самоуправления с учетом территориальных особенностей;

— организации информационной службы, информационных фондов общего пользования и архивов нормативных документов, оказания правовой, методической и организационной помощи муниципальным образованиям и т.п.

Кроме Единого общероссийского объединения муниципальных образований, в настоящее время на федеральном уровне существует несколько союзов муниципальных образований: Союз российских городов, Российский союз местных властей, Союз малых городов России и др.

  1. Комментируемый Закон допускает создание иных объединений муниципальных образований, помимо упомянутых в ч. ч. 1 и 2 ст. 8 комментируемого Закона.

К иным объединениям муниципальных образований можно отнести:

1) межрегиональные объединения муниципальных образований:

— Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ);

— Ассоциация городов Юга России (АГЮР);

— Ассоциация малых городов юга России;

— Союз городов Поволжья;

— Ассоциация городов Северо-Запада России;

— Союз городов Заполярья и Крайнего Севера;

2) специализированные объединения:

— Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минобороны и Миноборонпрома РФ;

— Ассоциация ЗАТО Минатома РФ;

— Ассоциация шахтерских городов;

— Союз развития наукоградов.

Создание иных объединений муниципальных образований должно осуществляться с учетом особенностей территориальной организации муниципальных образований, специфики организационной основы местного самоуправления, интересов населения муниципальных образований, а также исторических и иных местных традиций.

  1. Муниципальные образования в лице своих представительных органов могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Межмуниципальным объединениям запрещается исполнять полномочия органов местного самоуправления.

Межмуниципальные объединения, хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации, созданные на основе федеральных законов и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, обеспечивают эффективное решение вопросов местного значения путем объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов.

Комментируемый Закон впервые на федеральном уровне предпринимает попытку упорядочения и систематизации стихийно сложившихся ассоциаций и союзов местных властей. Осуществление межмуниципального сотрудничества на новых принципах организации позволит не только кооперировать ресурсы территорий, но и более активно участвовать в законопроектной работе по вопросам местного самоуправления.

 

Статья 9. Официальные символы муниципальных образований

 

Комментарий к статье 9

 

  1. Комментируемая статья по своему содержанию является диспозитивной, так как закрепляет право муниципальных образований иметь собственную символику. Несмотря на то что за муниципальными образованиями не закрепляется обязанность иметь собственную символику, значительное большинство из них (особенно города) сохранили исторически сложившиеся символы муниципальной власти.

К официальным символам муниципального образования могут относиться флаг, герб, гимн и т.п. Официальные символы должны отражать исторические, культурные, национальные и иные местные традиции.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи впервые на федеральном уровне закрепляется требование государственной регистрации официальных символов всех муниципальных образований. Для регистрации символики муниципального образования необходимо представить в Геральдический совет при Президенте РФ их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ в качестве официального. В случае необходимости Геральдический совет при Президенте РФ имеет право затребовать историческую справку, официальное толкование изображения и другие материалы у соответствующих органов местного самоуправления.

Внесение официального символа в Регистр осуществляется Геральдическим советом при Президенте РФ на основании проведенной ею геральдической экспертизы представленных материалов. В Регистр вносятся также ранее утвержденные официальные символы при условии соответствия их геральдическим требованиям. Официальные символы вносятся в Регистр вместе с их графическими изображениями (рисунками) и геральдическими описаниями. В случае отсутствия соответствующего описания в решении, утверждающем официальный символ, геральдическое описание составляется Геральдическим советом при Президенте РФ и направляется в соответствующий орган местного самоуправления для утверждения.

Регистрация официального символа и отличительного знака осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний. О регистрации официального символа Геральдическим советом при Президенте РФ выдается свидетельство. В свидетельстве указываются порядковый номер, под которым официальный символ внесен в Государственный геральдический регистр РФ, дата и номер протокола заседания Геральдического совета при Президенте РФ, принявшего решение о регистрации геральдического знака. Свидетельство скрепляется подписями председателя и ответственного секретаря Геральдического совета и гербовой печатью. Свидетельство направляется в орган местного самоуправления, учредивший геральдический знак, не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в Государственный геральдический регистр.

  1. Комментируемая часть (3) устанавливает два способа закрепления официальных символов муниципальных образований:

1) в уставах муниципальных образований;

2) в отдельных нормативных актах, принимаемых представительными органами местного самоуправления.

Некоммерческое использование стилизованного изображения официальных символов муниципального образования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется только после их регистрации на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом местного самоуправления.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code