Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

Комментарий к статье 5 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. В соответствии с Конституцией РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72) установление общих принципов организации системы местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ, соответственно ст. ст. 5 и 6 комментируемого Закона определяют полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере. Всего комментируемый Закон закрепляет за органами государственной власти РФ четыре вида полномочий в области местного самоуправления:

а) определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ (принципы самостоятельности местного самоуправления, организационного обособления, законности, соблюдения прав и свобод граждан в области местного самоуправления, многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления, выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и другие);

б) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению;

г) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном комментируемым Законом.

Таким образом, органы государственной власти РФ в области местного самоуправления решают следующие вопросы:

1) обеспечение прав граждан на осуществление местного самоуправления, а именно:

а) установление прав граждан на местное самоуправление (см. комментарий к ч. 2 ст. 3);

б) закрепление оснований и порядка ограничения прав граждан на местное самоуправление (см. комментарий к ч. 3 ст. 3);

в) определение форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (см. комментарий к главе 5);

г) определение прав иностранных граждан в области местного самоуправления (см. комментарий к ч. 1 ст. 3);

д) обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления (см. комментарий к ч. 4 ст. 3);

2) осуществление полномочий государственных органов в области местного самоуправления, в том числе определение случаев и порядка осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 6);

3) территориальная организация местного самоуправления:

а) установление принципов территориальной организации местного самоуправления (см. комментарий к главе 2);

б) утверждение перечня субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения (см. комментарий к ч. 3 ст. 11);

в) утверждение перечня субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения (см. комментарий к ч. 4 ст. 11);

г) установление порядка реализации инициативы населения об изменении границ муниципального образования, о преобразовании муниципального образования (см. комментарий к ч. 1 ст. 12; ч. 2 ст. 13);

4) закрепление перечня вопросов местного значения для разных типов муниципальных образований и определение полномочий органов местного самоуправления по их решению, а также установление принципов правового регулирования полномочий органов местного самоуправления (см. комментарий к главе 3);

5) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (см. комментарий к главе 4), а именно:

а) определение порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (см. комментарий к ст. 19);

б) издание нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществление контроля за их исполнением; установление случаев издания таких актов (см. комментарий к ч. 1 ст. 20);

в) осуществление государственного контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (см. комментарий к ч. 1 ст. 21);

6) формирование системы органов местного самоуправления:

а) установление общих принципов формирования системы органов местного самоуправления (см. комментарий к главе 6);

б) закрепление перечня вопросов исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. ч. 10, 11 ст. 35);

в) установление оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации, депутата представительного органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 5 ст. 36, ч. 10 ст. 37, ч. 10 ст. 40);

г) установление гарантий прав депутатов представительного органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. ч. 8, 9 ст. 40);

д) определение порядка государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц (см. комментарий к ст. 41);

е) осуществление правового регулирования муниципальной службы (см. комментарий к ст. 42);

7) правовое регулирование экономической основы местного самоуправления (см. комментарий к главе 8):

а) установление перечня имущества, находящегося в собственности муниципальных образований (см. комментарий к ч. ч. 1 — 4 ст. 50);

б) установление порядка и сроков отчуждения муниципального имущества, а также образования особенностей возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, порядка учета муниципального имущества (см. комментарий к ч. 5 ст. 50; ст. 51);

в) установление принципов формирования и исполнения местных бюджетов (см. комментарий к ст. 52);

г) установление принципов выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований (см. комментарий к ст. ст. 60, 61);

8) регулирование организационных вопросов межмуниципального сотрудничества (см. комментарий к гл. 9);

9) правовое регулирование ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (см. комментарий к главе 10):

а) установление оснований ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

— представительного органа муниципального образования перед государством (см. комментарий к ч. 1 ст. 73);

— главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством (см. комментарий к ч. 1 ст. 74);

— органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования (см. комментарий к ст. 24);

— органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (см. комментарий к ст. 76);

б) установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления (см. комментарий к ч. 3 ст. 7);

в) определение оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 75);

г) определение органов, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, муниципальных правовых актов (см. комментарий к ч. 1 ст. 77);

10) правовое регулирование особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, наукоградах, на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях (см. комментарий к главе 11).

  1. Часть 2 комментируемой статьи допускает ограничение полномочий федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления только в случаях и порядке, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области» указано, что Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 132). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей.

  1. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, комментируемому Закону приоритет имеют Конституция РФ и комментируемый Закон.

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

 

Комментарий к статье 6

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплены общие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления:

1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и в порядке, установленных комментируемым Законом. Из этого следует, что законом субъекта РФ отношения в сфере организации местного самоуправления могут регулироваться только в том случае, если имеется отсылка в комментируемом Законе;

2) правовое регулирование прав и обязанностей, ответственности органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами. Здесь речь идет не только о комментируемом Законе, но и о других федеральных законодательных актах. В данном случае регулирование субъектом РФ прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти других субъектов РФ в сфере местного самоуправления также возможно только по прямому указанию федерального законодательства;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Это означает, что субъект РФ своими нормативными актами не вправе устанавливать специальные полномочия или обязанности для органов местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления полномочий по предметам ведения субъектов РФ или предметам совместного ведения означает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Таким образом, по смыслу нормы органы местного самоуправления выступают как субъекты муниципально-правовых отношений. Установление для них дополнительных прав, обязанностей и ответственности комментируемым Законом не предусмотрено;

4) правовое регулирование отношений в области местного самоуправления допускается в части регулирования передачи отдельных государственных полномочий субъекта РФ органам местного самоуправления в порядке ст. 19 комментируемого Закона. В данном случае субъект РФ регулирует не порядок передачи осуществления отдельных государственных полномочий, а именно передачу конкретных полномочий конкретным законом.

Кроме указанных основных полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления, комментируемый Закон закрепляет за органами государственной власти субъекта РФ целый комплекс функций:

1) установление границ территорий муниципальных образований (ст. 10);

2) наделение городских поселений статусом городского округа (ст. 11);

3) изменение границ муниципальных образований (ст. 12);

4) преобразование муниципальных образований (ст. 13);

5) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ст. 13);

6) упразднение муниципального образования (ст. 13.1);

7) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществление контроля за их исполнением (ст. ст. 19 — 21);

8) определение порядка проведения местного референдума (ст. 22);

9) определение порядка проведения муниципальных выборов (ст. 23);

10) определение порядка проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24);

11) установление административной ответственности за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 32);

12) определение наименований представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (ст. 34);

13) иные полномочия представительных органов муниципальных образований (ст. 35);

14) установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района и городского округа (ст. 37);

15) утверждение условий контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 37);

16) установление персонального состава конкурсной комиссии муниципального района (городского округа) (ст. 37);

17) инициирование расторжения контракта с главой местной администрации (ст. 37);

18) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (ст. 42);

19) порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ (ст. 43.1);

20) требования по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением (ст. 52);

21) установление предельных нормативов размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования (ч. 2 ст. 53);

22) установление нормативов отчислений от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, в бюджеты муниципальных образований (ст. 58);

23) устанавливать нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с БК РФ и (или) законодательством РФ о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образований (ч. 4 ст. 59);

24) распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений (ст. 60);

25) порядок образования районных и региональных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления из них дотаций (ст. ст. 60, 61);

26) порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (ст. ст. 60, 61);

27) утверждение методики, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципальных образований (ч. 2 ст. 62);

28) определение общего размера субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 63);

29) установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 7);

30) временное осуществление полномочий органов местного самоуправления (ст. 75) и т.п.

Основные особенности реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления состоят в следующем:

— данные полномочия ограничиваются сферами ведения субъектов РФ, а полномочия субъектов РФ в сферах совместного ведения с РФ, кроме того, ограничиваются пределами, установленными федеральными законами;

— установление общих принципов организации местного самоуправления относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ лишь постольку, поскольку это допускается комментируемым Законом.

  1. Часть 2 комментируемой статьи допускает ограничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления только в случаях и порядке, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами (см. комментарий к ч. 2 ст. 5).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, комментируемому Закону и другим федеральным законам приоритет имеют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, комментируемый Закон и другие федеральные законы.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code