Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

Комментарий к статье 3 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет два способа осуществления гражданами РФ местного самоуправления:

1) непосредственное решение населением вопросов местного значения посредством участия в местных референдумах (см. комментарий к ст. 22), муниципальных выборах (см. комментарий к ст. 23), посредством иных форм прямого волеизъявления, предусмотренных в гл. 5 комментируемого Закона;

2) через выборные и иные органы местного самоуправления (см. комментарий к ст. ст. 35, 36).

В комментируемом Законе предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в каждом конкретном случае следует руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре. Например, договор между РФ и Республикой Казахстан (подписан 20 января 1995 г., вступил в силу 26 июня 1997 г.); договор между РФ и Туркменистаном (подписан 18 мая 1995 г., вступил в силу 10 июня 1997 г.); договор между РФ и Киргизской Республикой (подписан 13 октября 1995 г., вступил в силу 6 января 2001 г.); договор между РФ и Республикой Армения (подписан 29 августа 1997 г., вступил в силу 17 октября 2000 г.). Россия в данном случае использует опыт ряда европейских государств, которые предоставляют иностранным гражданам активное и пассивное избирательное право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности <10>.

———————————

<10> Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Новоселова и Л.А. Лукашова. Саратов, 2000. С. 54 — 55.

 

  1. Часть 2 комментируемой статьи основывается на ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство прав граждан на осуществление местного самоуправления означает равенство прав жителей всех муниципальных образований, образованных на территории РФ; отсутствие приоритета форм осуществления местного самоуправления в законодательстве субъекта РФ; равное участие во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования.
  2. Часть 3 комментируемой статьи основывается на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи права граждан на местное самоуправление могут быть ограничены при определенных условиях. Ограничение прав граждан на местное самоуправление:

— допускается только федеральным законом;

— осуществляется только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Некоторые такие ограничения предусмотрены комментируемым Законом (например, ч. 1 ст. 75 предусматривает случаи временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ).

  1. Гарантии местного самоуправления — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения на местное самоуправление.

Гарантии прав граждан на местное самоуправление определяются в законодательных и иных актах РФ и субъектов РФ. Признавая право населения на самостоятельное осуществление местного самоуправления, государство создает политические, правовые, организационные, финансовые, экономические и иные условия для оказания содействия населению по осуществлению данного права. Например, органы государственной власти РФ и субъектов РФ принимают и реализуют целевые программы развития муниципальных образований.

Гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления также обеспечиваются деятельностью судебных органов. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ), а также с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане вправе обжаловать действия и решения, нарушающие их права и свободы, в том числе и в сфере местного самоуправления. Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, правах населения на местное самоуправление осуществляет Прокуратура РФ.

 

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

 

Комментарий к статье 4

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовую основу местного самоуправления. Под правовыми основами местного самоуправления понимается совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории РФ, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов <11>.

———————————

<11> Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. 2005. С. 88.

 

Комментируемая статья закрепляет правовую основу местного самоуправления, понимая под ней следующие нормативно-правовые акты:

1) международно-правовые документы:

— общепризнанные принципы и нормы международного права;

— международные договоры РФ;

2) федеральные нормативные акты:

— Конституция РФ;

— федеральные конституционные законы;

— федеральные законы;

— указы и распоряжения Президента РФ;

— постановления и распоряжения Правительства РФ;

— нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;

3) нормативные акты субъектов РФ:

— конституции (уставы) субъектов РФ;

— законы субъектов РФ;

— иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

4) муниципальные правовые акты:

— уставы муниципальных образований;

— решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

— иные муниципальные правовые акты (см. комментарий к главе 7).

Правовая база местного самоуправления включает:

1) международно-правовые документы. Это положение соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в РФ в первую очередь стали:

а) Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994 г.;

б) решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия;

в) Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

Особое место среди международных правовых документов по праву занимает Европейская хартия местного самоуправления, которая была подписана РФ 28 февраля 1996 г. и ратифицирована 5 мая 1998 г.

Европейская хартия закрепила понятие местного самоуправления, основные принципы, лежащие в основе организации местного самоуправления, раскрыла сферы компетенции местного самоуправления, порядок реализации полномочий, основные направления формирования муниципальных финансовых ресурсов, гарантии самостоятельности местного самоуправления, защиты его прав.

Немаловажным значением в системе источников муниципального права обладают международные договоры и соглашения. Так, например, на основании международных договоров иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах;

2) федеральные нормативные акты. Основным правовым актом в данной группе является Конституция РФ, в которой более 20 статей посвящено наиболее важным положениям, раскрывающим сущность местного самоуправления.

Конституция РФ содержит такие концептуальные установления, как:

— гарантированность местного самоуправления со стороны государства (ст. ст. 12, 133);

— самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. ст. 12, 130, 131, 132);

— осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей (ст. ст. 3, 32, 131);

— обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст. 12);

— осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131);

— отнесение общих принципов организации системы местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72).

Кроме того, Конституция РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов:

— институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. ст. 3, 12);

— институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46);

— институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. ст. 130 — 133);

— институт муниципальной собственности (ст. ст. 8, 132) и т.п.

Статьи Конституции РФ являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

В развитие конституционных принципов местного самоуправления 28 августа 1995 г. был принят ФЗ N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в настоящее время не действует, но, однако, именно он закрепил существовавшую достаточно длительное время систему местной власти. В дальнейшем были приняты ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ФЗ от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) и другие.

Вместе с тем юристы часто отмечают, что текст ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не был совершенен, концепция местного самоуправления не была до конца разработана. Далеко не все нормы, содержащиеся в Законе, реализовывались на практике. В Закон неоднократно вносились изменения и дополнения <12>. В процессе становления местного самоуправления выявился ряд непредусмотренных Законом вопросов (например, отсутствовала статья, посвященная местной администрации, не определялся статус главы муниципального образования и т.п.). Все это вызвало необходимость принятия комментируемого Закона.

———————————

<12> Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2007. С. 65.

 

Комментируемый Закон определяет:

1) общие положения организации местного самоуправления (см. комментарий к гл. 1);

2) принципы территориальной организации местного самоуправления (см. комментарий к гл. 2);

3) перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципального образования (см. комментарий к гл. 3);

4) порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (см. комментарий к гл. 4);

5) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (см. комментарий к гл. 5);

6) систему органов и должностных лиц местного самоуправления (см. комментарий к гл. 6);

7) систему муниципальных правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, приостановления действия и отмены (см. комментарий к гл. 7);

8) финансово-экономическую основу местного самоуправления (см. комментарий к гл. 8);

9) порядок осуществления межмуниципального сотрудничества (см. комментарий к гл. 9);

10) основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (см. комментарий к гл. 10);

11) особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях (см. комментарий к гл. 11);

12) порядок вступления в силу комментируемого Закона и особенности осуществления местного самоуправления в переходный период (см. комментарий к гл. 12).

Комментируемый Закон является наиболее масштабным законом, требующим принятия нормативно-правовых актов на всех уровнях власти и длительных подготовительных работ по его реализации.

Нормы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, содержатся и в федеральных кодификационных законах — кодексах. Так, Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) определяет, какое имущество является муниципальным, закрепляет положения о порядке образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основные принципы организации местных финансов, источники формирования муниципальных финансовых ресурсов закреплены в Бюджетном кодексе РФ (далее — БК РФ). Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) закрепляет перечень местных налогов и сборов, определяет налоговые ставки. Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) закрепляет полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере. Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ) подразделяет городские, сельские подразделения на виды в зависимости от численности населения, устанавливает требования к описанию и утверждению границ муниципальных образований. Ряд положений о полномочиях органов местного самоуправления по соответствующим вопросам содержится также в Лесном кодексе РФ (далее — ЛК РФ), Водном кодексе РФ (далее — ВК РФ).

Федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, можно разделить на две группы:

а) законы, регулирующие только отдельные вопросы муниципального управления, например Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной жизни. Данные законы не относятся к специальным правовым актам о местном самоуправлении и составляют законодательную основу других отраслей права, но в той или иной степени затрагивают вопросы местного самоуправления. Например, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и т.п.

Как правило, в отраслевых законах присутствуют разделы, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления в конкретных отраслях и сферах, что во многом дополняет комментируемый Закон. Так, полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны атмосферного воздуха закрепляются в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в сфере гражданской обороны — в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Следует отметить, что отраслевые законы принимались в разное время и часто до принятия комментируемого Закона. Возникшие в федеральных законах правовые пробелы и противоречия приводят на практике к правовым коллизиям и сложностям в применении норм права. Вместе с тем в законодательстве четко закреплено, что в случае противоречия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, комментируемому Закону применяется комментируемый Закон.

В настоящее время насчитывается более 300 федеральных законов, в которых содержатся муниципально-правовые нормы. Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют около 1600 федеральных подзаконных актов. В их числе свыше 500 указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти <13>.

———————————

<13> Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований» / Под ред. В.В. Бакушева. М., 2007. Часть I. С. 36.

 

Важную роль в правовом регулировании муниципального управления играют указы Президента РФ. Именно указами Президента РФ закреплялись основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления, реформировалась система муниципального управления; развивались отдельные его аспекты, например жилищно-коммунальное хозяйство; проводились преобразования муниципальных органов охраны правопорядка; решались иные вопросы.

Указы Президента РФ издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании местного самоуправления.

Среди Указов Президента РФ можно назвать, например: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. N 1451 «О Совете при Президенте РФ по развитию местного самоуправления», Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Источником права также являются ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Значительное место в правовых основах организации муниципального управления также занимают постановления Правительства РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. N 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» и др.

Нормативные правовые акты Правительства РФ развивают и конкретизируют содержащиеся в законах, указах Президента РФ нормы по вопросам местного самоуправления.

Особое место в системе федеральных нормативных актов о местном самоуправлении занимают решения судебных органов, и в первую очередь постановления Конституционного Суда РФ. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области».

Конституционный Суд РФ не осуществляет правотворческой функции, однако его решения имеют общеобязательный характер. Вопросы местного самоуправления являются одной из основных проблем, по которым Конституционный Суд РФ выносил решения. Постановления Конституционного Суда РФ о местном самоуправлении, как правило, содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку решения следующих вопросов:

— определение и изменение территориальных основ местного самоуправления;

— определение структуры органов местного самоуправления;

— взаимоотношения муниципальных и государственных органов власти;

— порядок делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления;

— осуществление государственного (административного) контроля за органами местного самоуправления;

— порядок приватизации отдельных объектов муниципальной собственности;

— защита муниципальных избирательных прав граждан;

— порядок отзыва выборных лиц местного самоуправления и т.д. <14>.

———————————

<14> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. С. 74.

 

Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не подлежат утверждению другими органами и должностными лицами.

И, наконец, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в актах федеральных министерств, служб, агентств.

Третью группу составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, которые регулируют вопросы организации и деятельности местного самоуправления в порядке, установленном комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6). Особое место среди них занимают уставы (конституции) субъектов РФ, в которых, как правило, правовое регулирование местного самоуправления осуществляется отдельной главой. Затем идут законы субъектов РФ о местном самоуправлении.

Законы о местном самоуправлении приняты в основном во всех субъектах РФ. В них, как правило, устанавливаются:

— основные понятия и термины местного самоуправления;

— правовая основа местного самоуправления;

— основные принципы местного самоуправления;

— организационно-правовой статус муниципальных образований субъекта РФ;

— процедура регистрации уставов муниципальных образований;

— формы прямого волеизъявления жителей и другие формы осуществления местного самоуправления;

— система и способы формирования органов местного самоуправления;

— компетенция органов местного самоуправления;

— механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

— финансово-экономические основы местного самоуправления;

— формы межмуниципального сотрудничества;

— правовые гарантии местного самоуправления;

— формы ответственности органов местного самоуправления, а также контроль и надзор за их деятельностью.

В большинстве субъектами РФ также приняты законы о референдумах; о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления; о правовых актах органов местного самоуправления; о порядке регистрации уставов муниципальных образований; о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ; о муниципальной службе; об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о порядке ведения реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности, и другие. Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении формировалось одновременно с федеральным законодательством, а в некоторых субъектах даже с некоторым опережением.

Четвертую группу составляют муниципальные правовые акты (см. комментарии к ст. 7 и главе 7). В отличие от ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комментируемый Закон содержит четкий перечень наименований правовых актов, принимаемых в муниципальном образовании:

1) устав муниципального образования (см. комментарий к ст. 44);

2) правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан (см. комментарий к ст. 45);

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения по вопросам организации жизнедеятельности муниципального образования и по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления);

4) правовые акты главы муниципального образования (в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений — решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты);

5) правовые акты главы местной администрации (постановления и распоряжения);

6) правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, адресованные подчиненным административным структурам, поэтому правовой формой этих правовых актов являются распоряжения и приказы.

Органы местного самоуправления также вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий; на объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения; договоры с органами территориального общественного самоуправления на осуществление хозяйственной деятельности с использованием средств местного бюджета и т.п.

Муниципальные правовые акты издаются в процессе практического решения задач и осуществления функций местного самоуправления. Правовые акты органов местного самоуправления устанавливают, изменяют и прекращают муниципально-правовые отношения.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных комментируемым Законом, возможно только путем внесения изменений и дополнений в комментируемый Закон. Это означает, что установление и изменение общих принципов организации местного самоуправления являются исключительной прерогативой федерального законодателя. Субъекты РФ не вправе своими нормативными актами устанавливать иные принципы организации местного самоуправления, ограничивать реализацию установленной комментируемым Законом системы принципов. Введение подобной нормы необходимо для обеспечения стабильности законодательных основ местного самоуправления, обеспечения единства построения и функционирования системы местного самоуправления на всей территории РФ и гарантирования прав граждан на местное самоуправление.

При этом возможным остается изменение отдельных аспектов организации местного самоуправления путем внесения изменения в другие нормативные акты, если эти изменения не противоречат комментируемому Закону. Так, например, ст. 14 комментируемого Закона относит к вопросам местного значения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Конкретные полномочия органов местного самоуправления в этой сфере устанавливаются иными законодательными и подзаконными актами и вполне могут изменяться, не выходя за рамки указанного вопроса местного значения <15>.

———————————

 

Примечание.

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

 

<15> Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. С. 35.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code