СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА — институт Европейского союза, действующий на основе европейского права, который обеспечивает согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач, стоящих перед интеграционным объединением. Совет обязан воздержаться от принятия решения, если хотя бы одно из государств-членов заявит о том, что его принятие нанесет ущерб существенным национальным интересам. В Совет входят представители правительств государств-членов в ранге министров. Наряду с Европейским парламентом Совет обладает законодательной и бюджетной властью. Он — главный институт, принимающий решения в области общей внешней политики и политики безопасности, а также в сфере сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Совет не имеет постоянного состава. В зависимости от характера обсуждаемых проблем Совет созывается в составе соответствующих министров. Например, Совет в составе министров сельского хозяйства принимает решения в области общей сельскохозяйственной политики. Наиболее общими вопросами и вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или министров, ведающих европейскими делами. В тех случаях, когда решаются экономические вопросы, собирается Совет на уровне министров экономики, при решении финансовых вопросов — на уровне министров финансов или тех и др. вместе (Экофин). Наиболее часто собирается Совет в составе министров иностранных дел, а также Экофин. В 1993 г. Совет принял решение о своем официальном наименовании — Совет Европейского союза. Однако в специальной литературе, договорах и на практике этот институт часто называют просто Совет. Председателем Совета является министр государства-члена, которое председательствует в Европейском союзе. Каждое государство — член Союза председательствует в Совете в течение шести месяцев в соответствии с установленным порядком. Совет наделен исключительно широкими полномочиями. Он обеспечивает координацию общей экономической и социальной политики государств-членов и наделен правом принятия обязательных решений. Совет ведает вопросами финансовой политики, имеет широкие полномочия в сфере общей внешней политики и политики безопасности, руководит сотрудничеством в области борьбы с преступностью и судопроизводства. Решения Совета облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые являются обязательными для государств-членов и могут быть оспорены в Суде ЕС. Согласно Амстердамскому договору 1997 г. Совет был также наделен правом принятия нормативно-правовых актов по вопросам, регулируемым шенгенскими соглашениями, таким как визовая политика, миграция и убежище. Совет наряду с Еврокомиссией и Европарламентом обладает законодательными функциями. Согласно учредительным договорам решения в Совете принимаются единогласно, квалифицированным большинством голосов или простым большинством по процедурным вопросам. Процедура принятия решений квалифицированным большинством голосов отличается большей сложностью. Она стала правилом при принятии важных решений политического характера, касающихся, напр., мероприятий по завершению строительства единого внутреннего рынка. При применении этой процедуры каждое государство обладает в Совете числом голосов, отражающим количество населения, экономические показатели и ряд др. факторов. Это т.наз. взвешенные голоса, и такое голосование называется взвешенным. Важную роль в подготовке и реализации решений Совета играет Комитет постоянных представителей — Корепер (от фр. Coreper — сокращенного названия Comitedes representants permanents). Каждое государство — член Союза имеет свое постоянное представительство, аккредитованное в Брюсселе. Постпреды в ранге послов государств-членов и образуют Комитет постоянных представителей. В рамках этого Комитета рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, позже принимаемых Советом. Нынешняя структура и компетенция Совета уточняются в Лиссабонском договоре (ст. 16 ДЕС, ст. ст. 237 — 243 ДФЕС). Из новых моментов, привнесенных Лиссабонским договором, следует отметить понятие формаций (formations), представляющих собой секторальные группы или способы комплектования Совета в зависимости от обсуждаемых вопросов. По Лиссабонскому договору «Совет заседает в разных формациях». Он собирается в составе министров иностранных дел (Совет по иностранным делам), а также секторальных групп министров транспорта, защиты окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры и т.п. В п. 9 ст. 16 ДЕС говорится о том, что председательствуют на заседаниях секторальных групп (в формациях) Совета представители государств-членов согласно системе равной ротации, за исключением Совета по иностранным делам, которым по Лиссабонскому договору постоянно руководит Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Наиболее существенные перемены в статусе Совета связаны с порядком принятия решений. Принятие решений квалифицированным большинством требуется для все большего круга вопросов. В ЕС установлен довольно сложный порядок принятия таких решений, определяющийся по-разному до и после 1 ноября 2014 г.

Резиденция Совета находится в Брюсселе.

Источник: Словарь международного права / Отв. ред. С.А. Егоров. Редакционная коллегия: С.В. Черниченко, А.Н. Вылегжанин, Б.Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8354-1010-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code