Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета

Комментарий к статье 132

 

  1. Составы правонарушений, установленные статьей 132 НК РФ, так же как и составы, определенные статьями 133 — 135.2 НК РФ, объединены в главе 18 НК РФ, что позволяет предположить наличие у них общих признаков, которые необходимо учитывать при анализе каждого из этих составов правонарушений.

И первый из этих признаков — общая особая природа нарушений банков, ответственность за которые установлена главой 18 НК РФ. В специальной литературе и отдельных исследованиях этот вопрос активно изучается (см.: Арсланбекова А.З. Анализ правовой природы ответственности банков, предусмотренной Налоговым кодексом РФ // Банковское право. 2008. N 3; Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Издательство «НОРМА», 2003. С. 410 — 420; Борисов А.Н., Махров И.Е. Комментарий к положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003). Однако представляется нецелесообразным в рамках настоящего комментария подробно анализировать эти рассуждения, имеющие, тем не менее, существенное значение для теории налогового права.

Для целей применения НК РФ определение правовой природы ответственности банков за предусмотренные главой 18 НК РФ нарушения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, имеет значение для решения вопроса о применимости к соответствующим отношениям общих норм о налоговой ответственности (глава 15 НК РФ).

В соответствии со статьей 106 НК РФ нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, могут быть отнесены к налоговым правонарушениям. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за нарушение банками («иными лицами» в ст. 106 НК РФ), обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборов, определена нормами главы 18 НК РФ.

НК РФ устанавливает следующую ответственность за нарушение публично-правовых функций банков в сфере налогообложения:

1) обязанность банка требовать предъявления свидетельства (уведомления) о постановке на налоговый учет при открытии счета или при предоставлении права использовать корпоративное электронное средство платежа (абз. 1 п. 1 ст. 86 НК РФ).

Налоговая ответственность установлена за:

а) открытие без предъявления свидетельства (уведомления) о постановке на налоговый учет счета (п. 1 ст. 132 НК РФ) или предоставление права использования корпоративного электронного средства платежа (п. 1 ст. 135.2 НК РФ);

2) обязанность банка сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета, вклада (депозита) или предоставлении (прекращении) права использовать корпоративное электронное средство платежа (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ).

Налоговая ответственность установлена за несообщение в установленный срок банком об:

— открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета, вклада (депозита) (п. 2 ст. 132 НК РФ);

— предоставлении (прекращении) права использовать корпоративное электронное средство платежа (п. 2 ст. 135.2 НК РФ);

3) обязанность банка представлять по запросам налоговых органов следующую информацию, связанную с использованием (п. 2 ст. 86, п. 5 ст. 76 НК РФ):

— счета (счета инвестиционного товарищества), вклада (депозита) (п. 2 ст. 86 НК РФ):

справки о наличии;

выписки по операциям;

справки об остатках денежных средств;

— остатков электронных денежных средств (п. 5 ст. 76 НК РФ):

справки об остатках электронных денежных средств;

справки о переводах электронных денежных средств.

Налоговая ответственность установлена применительно к представлению информации, связанной с использованием счета (счета инвестиционного товарищества), вклада (депозита) (ст. 135.1 НК РФ) или справок об остатках электронных денежных средств (п. 6 ст. 135.2 НК РФ):

— непредставление справки или выписки;

— представление с нарушением установленного срока;

— представление недостоверных сведений;

4) обязанность банка по исполнению поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст. 46, ст. 60 НК РФ).

Налоговая ответственность установлена за:

а) неисполнение поручения налогового органа в срок (п. 1 ст. 135, п. 4 ст. 135.2 НК РФ);

б) совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете (счете инвестиционного товарищества), в отношении которого в банке находится поручение налогового органа (п. 2 ст. 135, п. 5 ст. 135.2 НК РФ);

5) обязанность банка по исполнению поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении сумм налога (сбора), пеней, штрафа (ст. 60 НК РФ).

Налоговая ответственность установлена за нарушение срока исполнения поручения на перечисление (ст. 133 НК РФ);

6) обязанность банка по исполнению решения налогового органа о приостановлении операций по счету, а также переводов электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Налоговая ответственность установлена за:

а) неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций (ст. 134, п. 3 ст. 135.2 НК РФ);

б) открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету (п. 1 ст. 132 НК РФ);

в) предоставление права использования корпоративного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств при наличии решения налоговых органов о приостановлении переводов электронных денежных средств (п. 1 ст. 135.2 НК РФ).

Дополнительно следует отметить, что нормами части 2 НК РФ устанавливаются некоторые обязанности банков, которые входят в содержание правового статуса банков как особых участников налоговых правоотношений, но при этом ответственность за их невыполнение главой 18 НК РФ не предусмотрена. Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ, в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Однако в настоящее время ответственность за нарушение указанной публично-правовой функции банка не установлена.

Необходимость выделения норм об ответственности банков за нарушения законодательства о налогах и сборах в самостоятельную главу связана с особой ролью банков в налоговых правоотношениях. Конституционный Суд Российской Федерации указывает на выполнение банками в соответствующих случаях функций «агентов государства» (см. Определение КС РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О). В связи с этим может возникнуть соблазн для введения в научный оборот, по аналогии с термином валютного законодательства — «агент валютного контроля», — понятия «агент налогового контроля» (см., например Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008. 284 с.) или подобного понятия, включая в него банки, выполняющие в случаях и порядке, установленных НК РФ, публично-правовые обязанности, связанные с открытием и ведением счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов, а также в связи с участием в расчетах указанных лиц с бюджетами.

Тем не менее введение такого понятия в настоящее время представляется преждевременным (в этой связи оно не используется в настоящем комментарии). Если проводить параллели между понятием «агент налогового контроля» и понятием «агент валютного контроля», то использование в данном случае понятия «агент» неуместно, поскольку полномочия у агентов публичной власти шире, чем полномочия банков как особых участников налоговых правоотношений. Агенты публичной власти обладают в определенных случаях полномочиями на самостоятельное принятие решений и осуществление действий в публичных интересах, в том числе нарушающих гражданские права. У агентов есть обязанность сообщать о соответствующих отраслевых нарушениях, а для банков в соответствующих налоговых отношениях такая обязанность не установлена.

Банки в налоговом законодательстве лишь исполняют решения, поручения, требования налоговых органов и не обладают самостоятельной инициативой в соответствующих публичных отношениях. В связи с этим их можно называть для обозначения их особого статуса с точки зрения НК РФ разве что налоговыми посредниками. Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П и Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О, в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения (банки) — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

В любом случае следует иметь в виду, что особый статус банка в налоговых отношениях, урегулированных нормами материального характера, не должен означать исключения совершаемых им нарушений в соответствующей сфере из-под действия общих норм о налоговой ответственности (см. Определение КС РФ N 257-О от 06.12.2001), поскольку такой подход приводит к формированию пробела в праве, указывая на отсутствие норм, регулирующих порядок и условия привлечения к ответственности банков как «налоговых посредников». Вместе с тем привлечение банков к ответственности за нарушением ими обязанностей, установленных НК РФ, осуществляется с учетом специфики, определенной в главе 18 НК РФ.

К ответственности банков за нарушения публично-правовых обязанностей, связанных с выполнением ими функций «налоговых посредников», применимы установленные ст. 108 НК РФ (см. соответствующие комментарии) нормы, определяющие общие условия об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Это, например, используется судами при рассмотрении соответствующих дел и толковании норм ст. 132 — 135.2 НК РФ, в частности при разграничении схожих составов налоговых правонарушений банков.

Применяя к рассматриваемым правонарушениям банков нормы ст. 108 НК РФ, следует учитывать, что п. 5 этой статьи не распространяется на банки. Тем не менее аналогичная п. 5 ст. 108 НК РФ норма установлена в п. 4 ст. 60 НК РФ применительно к обязанностям банков по перечислению налогов и сборов, а также по выполнению решений налоговых органов о взыскании недоимок и пеней, применение мер ответственности также не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени. Указанные нормы направлены на недопущение снижения соответствующих поступлений в бюджеты. Они имеют в определенной степени декларативный характер, поскольку их отсутствие в законодательстве Российской Федерации не означало бы прекращение соответствующих обязанностей — обязанности по уплате налога — в соответствии с требованиями норм Конституции Российской Федерации.

  1. Объединение всех составов налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 132 — 135.2 НК РФ, в рамках главы 18 НК РФ обусловлено также общим родовым объектом и субъектом соответствующих правонарушений.

Родовым объектом правонарушений, указанных в главе 18 НК РФ, является установленный нормами НК РФ порядок исполнения банками возложенных на них публично-правовых обязанностей, связанных с реализацией посреднических функций в системе уплаты налогов и сборов, а также в системе организации налогового контроля.

  1. Субъектом рассматриваемых налоговых правонарушений являются банки. В соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 11 НК под банком (банками) для целей НК РФ следует понимать коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Понятие «банк» («банки») имеет существенное значение для применения и толкования многих статей НК РФ (см., например, ст. 46, 76, 86, гл. 18 НК РФ), однако попытка определения его в рамках Налогового кодекса, тем более в действующей редакции абзаца 9 пункта 2 статьи 11 НК РФ, вряд ли может быть признана целесообразной. Формулирование понятия «банк» является предметом правового регулирования прежде всего банковского законодательства, к тому же комментируемая норма-дефиниция не содержит никаких дополнительных, специфических для налогового законодательства признаков соответствующих субъектов, не определяет особенностей их правового статуса. Для этого можно было бы указать, что под банками для целей налогового законодательства понимаются кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), имеющие право в соответствии с банковским законодательством осуществлять определенные банковские операции. То есть представляется целесообразным прямое закрепление в рассматриваемой норме НК РФ специфики соответствующих субъектов при их участии в общественных отношениях в сфере налогообложения. Следовательно, соответствующее определение должно акцентировать внимание на специфических признаках кредитных организаций, необходимых для выполнения ими особых публично-правовых функций, возложенных на них в соответствии с нормами НК РФ.

Однако законодатель, к сожалению, не только не указывает на правовую специфику банков как особых участников налоговых отношений, но и допускает применение в комментируемой норме-дефиниции НК РФ неправового термина («коммерческий банк»).

На основе определения, приведенного в абз. 9 п. 2 ч. 11 НК РФ, можно выделить следующие существенные элементы понятия «банк» («банки»):

1) банками для целей НК РФ признаются «коммерческие банки и другие кредитные организации».

Как уже было отмечено выше, термин «коммерческие банки» не является легальным. При его толковании на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ следует руководствоваться банковским законодательством и прежде всего Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (по тексту комментария — Закон о Банке России), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (по тексту комментария — Закон о банковской деятельности), а также актами Банка России. Однако в банковском законодательстве этот термин отсутствует и, между прочим, отсутствовал на момент принятия части первой НК РФ (31 июля 1998 г.).

В Законе о банковской деятельности вплоть до внесения в него соответствующих изменений (Федеральный закон от 03.02.1996 N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР») существовала норма, согласно которой банки определялись как коммерческие учреждения (абзац 1 статья 1), а в ряде случаев именовались по тексту коммерческими банками (см., например, ст. 2). В настоящее время в Законе о банковской деятельности используется либо понятие «банк», либо более общее понятие «кредитная организация».

Законом о банковской деятельности подчеркивается коммерческая природа не только банков, но других кредитных организаций как юридических лиц, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (см. абз. 1 ст. 1 Закона о банковской деятельности, ст. 50 ГК РФ). В этой связи дополнительное указание на это в НК РФ не может быть признано целесообразным.

Использование неправового термина («коммерческий банк»), учитывая наличие определенного законом эквивалента («банк» или «кредитная организация» — см. соответственно абз. 2 и абз. 1 ст. 1 Закона о банковской деятельности), при формулировании легального определения представляется некорректным с точки зрения юридической техники.

Введение в правовое содержание понятия «банк» термина «коммерческий банк» представляется недальновидным не только с практической, но и с теоретической точки зрения.

Использование прилагательного «коммерческий» в ходе реформирования банковской системы России при переходе от административно-командной экономики было связано с необходимостью особо подчеркнуть, что банки не должны осуществлять административных полномочий в отношении своих клиентов (подробнее см., например: Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. Монография. М.: НИМП, 2001. С. 29 — 32). В этой связи в Законе о банковской деятельности вплоть до внесения в него соответствующих изменений (Федеральный закон от 03.02.1996 N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР») присутствовала норма, согласно которой банки определялись как коммерческие учреждения (абзац 1 статья 1), а в ряде случаев именовались по тексту коммерческими банками (см., например, ст. 2). То есть использование этого определяющего слова носило скорее не правовое, а политическое значение. Однако оперирование им в рамках действующего НК РФ не имело и имеет смысла ни с той, ни и с другой точки зрения.

С правовой точки зрения, определяя вслед за НК РФ банки как коммерческие банки, следует иметь в виду, что в России все юридические лица, подпадающие под понятие «банк», являются коммерческими организациями. В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 1 Закона о банковской деятельности банк, являясь кредитной организацией, представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банковской деятельности. Кредитные организации, в том числе и банки, образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, которые в соответствии со статей 50 ГК РФ являются коммерческими организациями.

Таким образом, Законом о банковской деятельности подчеркивается коммерческая природа не только банков, но других кредитных организаций как юридических лиц, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В этой связи дополнительное указание на это в НК РФ не может быть признано необходимым.

При толковании понятия «банк» («банки») в рамках НК РФ ключевым является понятие банковского законодательства «кредитная организация». Более того, можно сказать, что эти два понятия из разных отраслей российского законодательства полностью совпадают по своему объему: все банки, признаваемые таковыми для целей налогового законодательства, являются с точки зрения банковского законодательства кредитными организациями.

И хотя, как это было отмечено выше, существенное значение при определении статуса кредитных организаций как особых участников налоговых правоотношений имеет коммерческий характер их деятельности, однако с правовой точки зрения особо важен другой квалифицирующий признак: наличие у субъекта лицензии на осуществление определенной деятельности. Указанный признак позволяет выделить банки и иные кредитные организации среди других коммерческих организаций (хозяйственных обществ) и, более того, выявить кредитные организации, которые не могут быть признаны банками для целей налогового законодательства.

При анализе норм налогового законодательства термин «банк» должен использоваться (и используется в настоящем комментарии) в значении, указанном в абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ, если иное прямо не оговорено, а термин «кредитные организации» на основании п. 1 ст. 11 НК РФ — в значении, используемом в банковском законодательстве. Это необходимо для разграничения понятия «банк», используемого в налоговом законодательстве, и понятия «банк», используемого в банковском законодательстве;

2) в соответствии с комментируемым определением к банкам следует относить кредитные организации, «имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации».

Этот признак с точки зрения законов логики сформулирован в НК РФ некорректно. Центральный банк Российской Федерации обладает полномочиями на выдачу различных видов лицензий (разрешений) как в соответствии с Законом о банковской деятельности (лицензии на осуществление различного круга банковских операций), так и на основании норм других нормативных актов. Например, в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Банк России выдает лицензии на все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской деятельности, дилерской деятельности и т.д.).

Но даже если забыть о наделении Банка России функциями мегарегулятора и обратиться к лицензиям на осуществление банковских операций, то будет невозможно без дополнительных критериев выбрать лицензию Банка России, наличие которой делает организацию банком в смысле НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банковской деятельности (согласно ст. 13 и ч. 6 ст. 12 Закона о банковской деятельности лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации Банком России в порядке, установленном Законом о банковской деятельности и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России).

Согласно Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция N 135-И) Банк России выдает следующие лицензии:

1) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— выдача банковских гарантий;

— осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);

2) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— выдача банковских гарантий;

— осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);

3) лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций, дающую право на осуществление следующих операций:

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (кассовое обслуживание физических лиц небанковская кредитная организация вправе осуществлять только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, за исключением почтовых переводов);

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);

5) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

— выдача банковских гарантий;

6) лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам;

7) лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам;

8) генеральную лицензию, дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— выдача банковских гарантий;

— осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);

9) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц), дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— выдача банковских гарантий;

10) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц), дающую право на осуществление следующих операций:

— привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

— выдача банковских гарантий;

11) лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, дающую право на осуществление следующих операций:

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Приведенный перечень лицензий и операций, право на осуществление которых дают эти лицензии, наглядно показывает нелогичность определения понятия «банк», сформулированного в НК РФ, поскольку формально к банкам для целей налогового законодательства можно отнести любую кредитную организацию, обладающую хотя бы одной лицензией (разрешением) Банка России, включая, например, лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, дающую право только на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конечно, правоприменитель вряд ли в этом случае сделает ошибку. Однако, несмотря на фактическую ясность, комментируемое нормативное определение с формальной и теоретической точек зрения должно быть скорректировано. При определении состава лицензий, наличие которых обязательно для формирования статуса того или иного лица как банка для целей налогового законодательства, необходимо иметь в виду, что речь должна идти о банках как, прежде всего, об особом элементе экономической системы любого государства, наделенного уполномоченным субъектом публичной власти на основании разрешения (лицензии) правом открытия и ведения счетов (о понятии счета см. комментарий к абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ) налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, а также правом участвовать в осуществлении указанными субъектами налоговых правоотношений платежей в связи с исполнением обязанности по уплате налога или сбора. Сказанное подтверждается анализом норм части первой НК РФ (см. п. 2 ст. 45, ст. 46, ст. 48, п. 3 ст. 58, ст. 60, ст. 86, ст. 132 — 135.2).

В связи с этим в практике отмечается, что в целях НК РФ банком признается лицо, обладающее лицензией на осуществление банковских операций (см., например, письмо Минфина РФ от 27.09.2010 N 03-02-08/57, Постановление ФАС Центрального округа от 12 октября 2001 г. по делу N А68-137/АП). Однако и эта формулировка требует уточнения. В частности, указывается, что эта лицензия должна давать право выполнять функции по обслуживанию банковского счета, а именно открывать и вести банковский счет, осуществлять зачисление и расходование денежных средств со счета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2008 по делу N А42-723/2008, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 по делу N А42-6821/2007).

Следующая страница

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code