Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Комментарий к статье 129 Налогового кодекса РФ

 

Для участия в проведении конкретных действий по налоговому контролю, помимо налоговых органов, могут быть привлечены:

эксперты — лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ);

специалисты — лица, обладающие специальными знаниями и навыками и не заинтересованные в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ);

переводчики — не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающие знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).

Специалист участвует в мероприятиях по налоговому контролю в той мере, в какой не хватает должностным лицам налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, определенных навыков, знаний и умений.

В этом смысле деятельность специалиста во многом схожа с работой эксперта. Отличие между специалистом и экспертом состоит в том, что эксперт готовит заключение, в котором излагает суть проведенных исследований, делает выводы и обосновывает ответы на поставленные перед ним вопросы. Иными словами, эксперт формирует доказательственную базу. Что касается специалиста, то он не дает самостоятельных заключений, а своими знаниями и умениями лишь оказывает содействие проведению налогового контроля.

Пункт 1 комментируемой статьи касается ответственности экспертов, переводчиков и специалистов, отказавшихся от участия в налоговой проверке (камеральной или выездной). Статьей 95 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы. Других законных причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Отказ эксперта, переводчика и специалиста от участия в проведении проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

Второй пункт касается ответственности за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.

Заведомо ложное заключение эксперта, как и заведомо ложный перевод, представляет собой умышленное правонарушение. В этом случае налоговый орган обязан доказать вину эксперта или переводчика в форме умысла (см. ст. 110 НК РФ). Если факт умысла будет доказан, виновного ожидает привлечение к налоговой ответственности с наложением на него штрафа в размере 5000 рублей.

 

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

 

Комментарий к статье 129.1

 

Статья 129.1 регламентирует неправомерное несообщение сведений налоговому органу, что делает данную статью родственной ст. 126, раскрывающей непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Данный состав налогового правонарушения носит формальный характер, так как установление конкретного содержания общественно опасных последствий для привлечения к ответственности не требуется, но такие последствия подразумеваются.

Объектом правоотношений являются фискальные отношения, которым наносится ущерб. В данном конкретном случае состав правонарушения представляет собой воспрепятствование законной деятельности налоговых органов. Данное правонарушение является единичным, сумма штрафа, который является санкцией за совершение налогового правонарушения по комментируемой статье, определена в абсолютном размере.

Объективной стороной данного формального правонарушения по п. 1 представляется факт совершения самого правонарушения без указания на определенные последствия, а именно неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу. То есть de facto совершение правонарушения происходит посредством бездействия лица или действия с нарушением сроков, отведенных на сообщение сведений такого рода. Также пункт первый отграничивает данный состав от схожего состава по ст. 126 о непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В отличие от упомянутой статьи, ст. 129.1 в п. 1 подразумевает несообщение или же сообщение с нарушением срока сведений, отличных от тех, что необходимы для совершения налогового контроля. Как уже упоминалось при комментировании ст. 126 НК РФ, под сведениями в ст. 129.1 могут подразумеваться сведения, сообщаемые в том числе устно, тогда как ст. 126 НК РФ подразумевает под ними документированную информацию, подлежащую не сообщению, а представлению (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2014 по делу N А11-7741/2013). Санкция за совершение данного правонарушения устанавливается в размере 5000 рублей, что значительно превосходит штраф за непредставление сведений по ст. 126 НК РФ.

П. 2 ст. 129.1, что интересно, говорит о неоднократности совершения деяния — отягчающем обстоятельстве, содержащемся в самом тексте статьи. Так, при повторном совершении деяния, описанного в п. 1, в течение календарного года штраф значительно увеличивается (в 4 раза) и составляет 20 000 рублей (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2014 по делу N А72-16320/2013).

П. 2.1 опять же вводит собой совершение деяния, описанного в п. 1, особым субъектом — иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица — и конкретизирует предмет деяния, то есть те сведения, неправомерное непредставление или несвоевременное представление которых составляет правонарушение. Эти сведения указаны в п. 3.2 ст. 23 НК РФ и представляют собой сведения об участниках этой иностранной организации или об ее учредителях, бенефициарах и управляющих в том случае, если идет речь об иностранной структуре без образования юридического лица. Такие сведения по существу п. 3.2 ст. 23 должны представляться в том случае, если у иностранной организации или структуры без образования юридического лица есть признаваемое объектом налогообложения недвижимое имущество, по месту нахождения этого имущества. При множественности объектов упомянутого имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору лица. Санкция за правонарушение по данной части устанавливается в виде штрафа в процентном выражении, а именно 100% от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта или объектов недвижимого имущества, при их множественности, этой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), сведения о которых не были представлены или были представлены несвоевременно. При этом указывается на то, что сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации (структуре без образования юридического лица), сведения о которой не представлены или представлены несвоевременно, а при невозможности определения доли — пропорционально количеству участников.

Субъекты, на которых распространяется действие статьи 129.1, охватывают, по п. 1 и п. 2, физических лиц от 16 лет и организации (лиц, которые должны представлять требуемые сведения налоговым органам), которые являются по логике налогоплательщиками или налоговыми агентами, обязанными представлять сведения.

Субъекты по п. 2.1 определяются, как было указано выше, как иностранные организации или иностранные структуры без образования юридического лица, являющиеся налогоплательщиками.

Субъективная сторона данного правонарушения по всем пунктам может быть выражена как в форме умысла (неправомерное несообщение сведений), так и в форме неосторожности (несвоевременное сообщение сведений).

 

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

 

Комментарий к статье 129.2

 

В пункте 1 комментируемой статьи определен состав налогового правонарушения: нарушение установленного Налоговым кодексом РФ порядка регистрации в налоговых органах объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес либо порядка регистрации изменений количества названных объектов.

Налоговая ответственность, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, предусмотрена за нарушение норм ст. 366 НК РФ, в соответствии с которыми каждый объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок тотализатора, пункт приема ставок букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается, открывается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

Кроме того, налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

Санкцией, предусмотренной для данного налогового правонарушения, является штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Вопрос установления ставок налога на игорный бизнес рассмотрен в ст. 369 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за рецидив данного правонарушения: за неоднократное нарушение порядка регистрации в налоговом органе объекта обложения налогом на игорный бизнес либо порядка регистрации изменений количества объектов налогообложения вдвое увеличивается величина налоговой санкции — с трехкратного до шестикратного размера ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

 

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

 

Комментарий к статье 129.3

 

В ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации <317> устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Данная статья была включена в Налоговый кодекс сравнительно недавно — Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ <318>. Согласно ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ данные изменения вступили в силу с 1 января 2012 года.

———————————

<317> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

<318> Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4575.

 

Согласно п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Лица признаются взаимозависимыми в случаях, если:

а) одна организация непосредственно и косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

б) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд также вправе признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ и услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. В письме Минфина России от 13 ноября 2012 года N 03-01-18/9-168 указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года N 108н <319>, признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.

———————————

<319> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 50.

 

Если одна из сторон сделки, которая осуществляется между взаимозависимыми лицами, является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства и действующим через постоянное представительство, в этом случае конечные получатели доходов находятся на территории разных государств. Данные сделки между взаимозависимыми лицами не подпадают под действие п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации, и на них распространяются лишь положения п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 16 ноября 2012 г. N 03-01-18/9-172.

В соответствии с письмом Минфина России от 17 января 2013 г. N 03-01-18/1-4 в случае если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, возникает ситуация, при которой местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются разные государства. Данные сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, включенного в список, утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года N 108н, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. На них также распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Сделки между взаимозависимыми лицами, где одна из сторон является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, включенного в список, утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н, но действующим через постоянное представительство, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. рублей. Если сделки совершены между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов. Чтобы определить суммы доходов за календарный год с целью признания сделок контролируемыми, следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. По каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом, факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается отдельно.

При определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Такими сделками могут быть сделки, в которых участвуют два и более лица, а также сделки, признанные таковыми на основе решения суда. В соответствии с п. 10 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службы), суд вправе принять решение о признании сделки контролируемой, в случае если существуют достаточные основания полагать, что данная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

В соответствии с письмом Минфина России от 28 декабря 2012 года N 03-01-18/10-200 сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам. В случае если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, с применением метода начисления.

Положения ст. 105.14 и 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации применяются до 1 января 2014 года с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ положения ст. 105.15 и 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает в 2012 году 100 млн. рублей, в 2013 году — 80 млн. рублей.

Согласно письму Минфина России от 26 декабря 2012 года N 03-01-18/10-196, исходя из совокупности положений Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 227-ФЗ в период 2012 — 2013 годов в ситуациях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), менее 100 млн. рублей в 2012 году и 80 млн. рублей в 2013 году, сделка будет являться контролируемой, но в отношении ее не будут применяться положения в части необходимости представления уведомлений, подготовки документации налогоплательщиками и проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Согласно письму Минфина России от 25 января 2013 года N 03-01-18/1-15 в ситуациях, когда определение отнесения сделки к контролируемой осуществляется в рамках договоров комиссии (агентских договоров или иных аналогичных договоров), необходимо руководствоваться положениями подп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в установленном порядке. При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до дня вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ, применяется порядок, действовавший до дня вступления Федерального закона в силу. При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется. При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 — 2016 годов налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 года применяются положения п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу того что ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации была введена только с 1 января 2012 года, а также из-за того, что в период 2012 — 2013 годов налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, не применялась, судебная практика по данной статье еще не успела сформироваться.

В настоящее время в ст. 129.3 выделяется только один вид ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Санкцией по данному виду ответственности является штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от ответственности, установленной п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, если представит в Федеральную налоговую службу документацию, обосновывающую рыночный характер примененных цен по контролируемым сделкам. По общему правилу порядок представления данной документации регулируется ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании для целей налогообложения, то указанная документация представляется в порядке, установленном таким соглашением.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик по требованию ФНС России представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ.

Данные документы должны содержать сведения о деятельности налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), в частности:

а) перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

б) сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

Также в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, необходимо представить следующие сведения об использованных методах:

а) обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

б) указание на используемые источники информации;

в) расчет интервала рыночных цен по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

г) сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

д) сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка;

е) сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену, примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица;

ж) произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках. Детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены. Данная позиция Минфина России отмечена в письме от 28 ноября 2011 года N 03-01-07/5-14.

В соответствии с письмом Минфина России от 26 марта 2012 года N 03-01-18/2-41 подготовка документации, предусмотренной п. 1 ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, может осуществляться как стороной сделки (группы однородных сделок), которой адресовано соответствующее требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, так и лицами, являющимися контрагентами по таким сделкам. При этом представление указанной документации осуществляется исключительно лицом, которому адресовано соответствующее требование.

В соответствии с письмом ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» налогоплательщик вправе обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении соглашения в соответствии с положениями ст. 105.20 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные соглашения широко используются в мировой практике как инструмент, способствующий разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. Часто выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.

Заключенные соглашения позволяют налогоплательщикам и налоговым органам согласовать позиции относительно порядка определения цен и применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам. Также заключенные соглашения позволяют уменьшить количество возможных разногласий по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения. Заключенное соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом позволяет с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств и снизить риски возможного применения мер ответственности, предусмотренных ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям гл. 14.6 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о заключении соглашения вправе обратиться в ФНС России только российская организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков. Приказом Минфина России от 11 июля 2005 года N 85н <320> и Приказом ФНС России от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@ <321> утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

———————————

<320> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 32.

<321> Экономика и жизнь. 2007. N 23.

 

Для иных категорий налогоплательщиков возможность обращения в налоговые органы с заявлением о заключении подобного соглашения Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Данная позиция изложена в письме Минфина России от 24 февраля 2012 года N 03-01-18/1-13.

Зачастую заключение соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным, в случае если затраты, связанные с процессом заключения соглашения, выше, чем затраты на осуществление обычных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения. Если выбор методологии определения цен для целей налогообложения является бесспорным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной, заключение соглашения также является нецелесообразным.

В соответствии с письмом ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ в случае если при рассмотрении заявления о заключении соглашения выявлена информация, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого соглашения налоговыми органами будет признано необоснованным.

Согласно разъяснениям, которые содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2012 года N 03-01-18/5-89, заявления о заключении соглашения о ценообразовании подаются налогоплательщиком в отношении каждого соглашения о ценообразовании отдельно.

В соответствии со ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Таким образом, законодатель разграничил ответственность, предусмотренную ст. 122 и 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 письма ФНС России от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, оформляются в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно письму ФНС России от 30 августа 2012 года N ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля», подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в контролируемых сделках, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также будет учитываться ФНС России при проведении предпроверочного анализа для оценки целесообразности принятия решения о назначении мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14.5 Налогового кодекса Российской Федерации. Реализация принципа, установленного п. 6 ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, является неотъемлемым требованием к документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении которого налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code