Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Часть 2

Комментарий к статьям 119 и 119.1 Налогового кодекса РФ

Продолжение

Помимо этого, нужно заметить, что согласно п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Срок подачи единой (упрощенной) налоговой декларации, установленный абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ, истекает 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Форма единой (упрощенной) декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10 июля 2007 года N 62н. Обращаем внимание, что налогоплательщик, не представивший единую (упрощенную) налоговую декларацию, может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 80 НК РФ, за непредставление деклараций по каждому конкретному налогу (письмо Минфина РФ от 26 ноября 2007 года N 03-02-07/2-190).

На практике налогоплательщики, представившие в установленный срок свои единые (упрощенные) декларации, впоследствии могут обнаружить, что допустили ошибки в поданных документах, не отразив в них во всей полноте сведения об объектах налогообложения по конкретным налогам. В этом случае налогоплательщик должен оформить отдельную декларацию по соответствующему налогу за тот же временной период, какой был отражен в ранее поданной единой (упрощенной) декларации. Такая заново представленная в налоговый орган декларация, согласно позиции судов, поддержанной финансовым ведомством, которые вместе настаивают на применении к данной ситуации п. 1 ст. 81 НК РФ, будет признаваться не первичной, а уточненной (Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2011 года N КА-А41/7687-11 по делу N А41-13512/10, письмо Минфина России от 12 ноября 2012 года N 03-02-07/2-154).

Представление уточненной налоговой декларации, вызванное необходимостью устранить допущенные ошибки или скорректировать сведения, заявленные в первичной налоговой декларации, является достаточно распространенным явлением. Если обнаруженные налогоплательщиком погрешности привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то представление уточненной декларации становится обязательным, во всех остальных случаях решение подать уточненную декларацию остается на усмотрение самого налогоплательщика. В абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ установлено, что уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Далее сфокусируемся на характеристике налоговых правонарушений, составы которых предусмотрены п. 1 ст. 119 и ст. 119.1 НК РФ. В п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета <244>. Не считаем излишним повторить, что согласно редакции приведенной нормы, действующей с 1 января 2014 года, субъектом данного правонарушения может быть и налогоплательщик, и налоговый агент, и даже неплательщик по конкретному налогу, то есть любое лицо, на которое НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации. (Отсюда в тексте настоящего комментария, если иное не вытекает из контекста, под налогоплательщиком мы подразумеваем собирательный образ, за которым может стоять любое лицо, обязанное в соответствии с НК РФ представить налоговую декларацию.)

———————————

<244> Обратим внимание, что помимо привлечения к ответственности на основании п. 1 ст. 119 НК РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

 

Объективную сторону состава рассматриваемого налогового правонарушения образует бездействие, выражающееся в неподаче в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Из приведенной формулировки следует, что для квалификации бездействия налогоплательщика как образующего объективную сторону состава необходимо выяснить:

а) когда в соответствии с законодательством о налогах и сборах истекает срок подачи налоговой декларации по конкретному налогу;

б) исполнил ли налогоплательщик свою обязанность по представлению налоговой декларации до истечения установленного срока ее подачи;

в) была ли декларация представлена в надлежащий орган — налоговый орган по месту учета налогоплательщика?

Привлечение к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ возможно только в том случае, когда налогоплательщиком пропущен установленный актами законодательства о налогах и сборах срок подачи налоговой декларации. На основании взаимосвязанного обзора ст. 6.1 и норм второй части НК РФ следует, что сроки представления налоговых деклараций могут быть определены:

а) календарной датой (например, согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация по НДС представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом); или в соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество организаций представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом);

б) истечением периода времени (например, в соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ в случае прекращения предпринимательской деятельности (частной практики) физическое лицо должно представить налоговую декларацию по НДФЛ в пятидневный срок со дня прекращения деятельности; там же — при прекращении иностранным лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению согласно ст. 227, 228 НК РФ, и выезде за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация должна быть представлена не позднее чем за один месяц до выезда).

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщик вправе выбрать один из двух способов представления налоговой декларации — на бумажном носителе или в электронной форме. Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ налогоплательщики должны использовать формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций и прилагаемых к ним документов в электронной форме, утвержденные ФНС России по согласованию с Минфином России. На практике использование надлежащих форм/форматов налоговых деклараций может быть сопряжено с трудностями, касающимися определения, с какого момента следует применять новые образцы отчетности взамен старых. По мнению финансовых и контролирующих органов, новые формы налоговых деклараций подлежат применению со дня, следующего за днем официального опубликования подзаконных актов, которыми эти формы были утверждены (письмо Минфина России от 4 марта 2009 года N 03-02-07/1-108 «Об определении дат вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм налоговых деклараций», письмо Минфина России от 13 января 2010 года N 03-07-15/01, письмо ФНС РФ от 13 января 2010 года N ШС-17-3/2@). Иной позиции придерживается ВАС РФ, который в решении от 28 июля 2011 года N ВАС-8096/11 обстоятельно разъяснил правила действия во времени приказов ФНС России, устанавливающих новые формы и форматы налоговых деклараций. Прежде всего суд указал, что названные акты признаются нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по налоговому контролю, следовательно, на них не распространяются положения п. 1 ст. 5 НК РФ, закрепляющие общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах, включая акты, которые устанавливают новые налоги или изменяют существующие элементы налогообложения. Как пояснил суд, установление новой формы декларации не может рассматриваться как изменение порядка исчисления налога, поскольку последний определяется не формой декларации, а соответствующими положениями актов законодательства о налогах и сборах. Ввиду отсутствия специальных правил в ст. 5 НК РФ приказы ФНС России вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», то есть по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлено иное. Второй вывод, сделанный судом в рассматриваемом решении, заключался в запрете наделения приказов ФНС России, утверждающих новые формы/форматы и правила заполнения налоговой отчетности, обратной силой.

Большой массив налоговых споров возникает в связи с вопросом о том, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, если декларация была подана в устаревшей (недействующей) форме/версии формата. В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме. В то же время законодатель обходит своим вниманием, правомерно ли применить ст. 119 НК РФ к ситуациям, когда декларация подана по устаревшей (недействующей) форме. В правоприменительной практике сложились два взаимоисключающих подхода. Согласно первому подходу, которого придерживаются финансовые и налоговые органы, налогоплательщику может быть отказано в принятии декларации, представленной по устаревшей (недействующей) форме. При этом если в результате такого отказа налогоплательщик пропустит установленный срок подачи декларации, то привлечение его к ответственности по ст. 119 НК РФ является правомерным (письмо Минфина России от 7 ноября 2008 года N 03-02-07/1-456, письмо УФНС России по г. Москве от 6 июня 2005 года N 09-10/39710). Между тем суды в подобных обстоятельствах, как правило, встают на сторону налогоплательщика и демонстрируют свое согласие со вторым подходом, который состоит в том, что своевременное представление декларации на устаревшем бланке или с использованием старой версии электронного формата не влечет пропуска срока подачи налоговой декларации (Постановление ФАС Московского округа от 23 октября 2009 года N КА-А40/11061-09 по делу N А40-90529/08-109-415, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 года по делу N А32-10925/2008-46/164, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 года N А19-2932/08-30-Ф02-4786/08 по делу N А19-2932/08-30 и др.).

Подать в налоговый орган налоговую декларацию, оформленную на бумаге, налогоплательщик может лично, через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ) либо посредством отправки документов по почте (абз. 1 п. 4 ст. 80 НК РФ). Своему уполномоченному представителю налогоплательщик вправе делегировать не только представление в налоговый орган, но и заполнение от его имени налоговой декларации. Если декларация подписана представителем, то согласно п. 4 ст. 80 НК РФ в ней должен быть указан номер соответствующей доверенности, а копия доверенности приложена (требование касается как порядка подачи декларации на бумажном носителе, так и в электронной форме, в последнем случае копия доверенности также может быть представлена в электронной форме). На практике возможны ситуации, когда представитель, уполномоченный подписать налоговую декларацию, и представитель, которому делегированы функции по непосредственной подаче отчетности в налоговый орган, могут быть разными лицами и, соответственно, действовать на основании разных управомочивающих документов. По мнению контролирующих органов, при таких обстоятельствах в налоговую инспекцию подлежат представлению обе доверенности (письмо ФНС РФ от 15 февраля 2007 года N 18-0-09/0070), при этом они должны быть нотариально удостоверены или приравнены к таковым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11 декабря 2008 года N 18-14/4/115524). Впрочем, встречаются акты судов, в которых отказ налогового органа принять декларацию, направленную по почте, в отсутствие сведений о доверенности, подтверждающей право представителя на ее подписание, признавался неправомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 2 октября 2012 года по делу N А06-8915/2011).

В абз. 2 п. 5 ст. 80 НК РФ законодатель устанавливает требование проставления на налоговой декларации подписи налогоплательщика или его представителя как необходимое условие для подтверждения достоверности и полноты заявляемых в ней сведений. Исходя из толкования данной нормы суды констатируют, что подписание налоговой декларации посредством оттиска факсимильного клише оригинальной подписи не приводит к таким же правовым последствиям, а, напротив, создает неоправданно высокие риски подтверждения полноты и достоверности указанных в декларации сведений ненадлежащими лицами (Определение ВАС РФ от 2 июня 2008 года N 6600/08 по делу N А11-2499/2007-К2-24/126, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2011 года по делу N А56-66090/2010).

Еще одним существенным нарушением порядка оформления налоговой декларации, которым налоговый орган может мотивировать отказ в ее приеме, выступает отсутствие печати налогоплательщика, удостоверяющей подпись уполномоченного лица. Финансовые и налоговые органы сходятся во мнении, что без проставления заверительной печати невозможно подтвердить подлинность подписи уполномоченного лица (подп. 2 п. 3.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 года N ММВ-7-3/174@, абз. 4 п. 31 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС России от 15 октября 2009 года N 104н, и др.; письмо Минфина России от 1 февраля 2013 года N 03-02-07/1/2031, письмо Минфина России от 31 января 2011 года N 03-02-07/1-26). Кроме того, как указал ВАС РФ, «требование о заверении печатью организации подписи ее руководителя направлено прежде всего на защиту прав налогоплательщика, поскольку подтверждает полномочия лица, подавшего декларацию от его имени, а также достоверность и полноту сведений, указанных в этой декларации» <245>.

———————————

<245> Решение ВАС РФ от 2 апреля 2012 года N 2111/12 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта 2 и абзаца 2 подпункта 5 пункта 3.4 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2008 года N 137н».

 

При непосредственной подаче отчетности в налоговый орган налогоплательщик вправе потребовать у должностного лица проставления на копии документов отметок об их принятии с указанием даты получения (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ). Лицам, представляющим налоговые декларации, можно порекомендовать не пренебрегать таким правом, поскольку отметка на втором экземпляре декларации будет неопровержимо свидетельствовать о дне получения документов налоговым органом. При отсутствии на декларации штампа и входящего номера поступившей корреспонденции другим доказательством факта представления документов может служить подпись сотрудника налоговой инспекции в соответствующем разделе налоговой декларации (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2007 года по делу N А56-13764/2006).

Если налогоплательщик предпочитает исключить непосредственное общение с налоговым инспектором при представлении отчетности, то он вправе направить документы регистрируемым почтовым отправлением — письмом или бандеролью (заказными, с объявленной ценностью, обыкновенными) с описью вложения, — принимаемым от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемым адресату с его распиской в получении. Исходя из правил исчисления сроков для целей налогового законодательства (п. 8 ст. 6.1 НК РФ) налоговая декларация будет считаться поданной своевременно при условии ее отправки до 24 часов последнего дня срока, установленного для представления декларации. В соответствии с подп. «б» п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года N 221, оператор почтовой связи, принявший отправление, должен выдать отправителю два документа: квитанцию и опись вложения. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ при выборе налогоплательщиком способа подачи декларации с использованием услуг почтовой связи за дату представления декларации принимается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

До конца 2012 года налоговые органы определяли дату направления заявителем налоговой декларации по почтовому штемпелю, проставленному на конверте (п. 146 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 18 января 2008 года N 9н <246>, утратил силу 8 декабря 2012 года). На практике данный подход становился причиной неправомерного привлечения к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ тех налогоплательщиков, которые до 24 часов последнего дня срока представления отчетности успевали сдать налоговую декларацию в отделение почтовой связи, однако оператор проставлял почтовый штемпель на конверт уже следующим днем.

———————————

<246> Приказ Минфина России от 18 января 2008 года N 9н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» (утратил силу).

 

Разрешая сходные ситуации, суды приходили к выводу, что о точной дате отправления налоговой декларации по почте свидетельствует не календарный штемпель на конверте, а почтовая квитанция о приеме заказного письма <247> либо почтовая квитанция и реестр отправленной налоговой отчетности со штампом отделения почтовой связи <248>, либо почтовая квитанция и опись вложения с отметкой отделения связи о принятии почтового отправления <249>. Последний из перечисленных документов — опись вложения — взят за основу действующего порядка определения даты направления заявителем налоговой декларации, который установлен п. 204 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 года N 99н <250> (далее — Административный регламент ФНС России). Единственным исключением из этого правила являются случаи, при которых опись вложения отсутствует (тогда дата отправки рассматривается налоговым органом как дата по почтовому штемпелю, проставленному на конверте). Примечательно, что в указанном ведомственном акте предусмотрен порядок определения даты направления налоговой декларации в почтовом отправлении без описи вложения. Надо полагать, что отсутствие описи вложения является прямым нарушением упоминавшихся выше требований п. 4 ст. 80 НК РФ, следовательно, с высокой вероятностью это может послужить основанием для отказа в принятии налоговой декларации и привести к пропуску налогоплательщиком установленного срока представления декларации в налоговый орган.

———————————

<247> Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2007 года N КА-А40/9406-07 по делу N А40-70124/06-114-463.

<248> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2007 года N Ф04-6097/2007(37903-А81-34) по делу N А81-2017/2006; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 мая 2004 года N Ф04/2758-316/А67-2004.

<249> Постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2008 года N КА-А40/1740-08 по делу N А40-31485/07-117-183; Постановление ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2006 года по делу N А65-25907/2005-СА1-32.

<250> Приказ Минфина России от 2 июля 2012 года N 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)».

 

Суды в этом вопросе также не демонстрируют единодушия. С одной стороны, есть судебные акты, в которых отсутствие описи вложения как документа, позволяющего установить содержимое почтового отправления, является доказательством правомерности привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации (Постановление ФАС Уральского округа от 3 июля 2008 года N Ф09-4740/08-С3 по делу N А50-17750/07; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2007 года N Ф08-7365/07-2756А по делу N А32-26784/2006-59/452). С другой стороны, почтовое отправление без описи вложения совсем не обязательно не содержит документы налоговой отчетности, подлежащие представлению в налоговый орган. Основываясь на этом доводе, а также принимая во внимание иные факторы, удостоверяющие факт подачи налоговой декларации (в частности, недоказанность налоговым органом обратного <251>; наличие уведомления о вручении почтового отправления, где указано, что письмо содержит налоговую декларацию <252> и др.), суды заключали, что направление декларации по почте без описи вложения не влечет налоговой ответственности.

———————————

<251> Постановление ФАС Московского округа от 24 октября 2008 года N КА-А40/9933-08-п по делу N А40-21633/07-87-108; Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2007 года N КА-А40/9406-07 по делу N А40-70124/06-114-463.

<252> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 июля 2008 года N Ф08-3986/2008 по делу N А32-24328/2007-5/85; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 года N Ф04-1219/2008(1124-А81-42) по делу N А81-1757/07.

 

В то же время различные ошибки и погрешности, допущенные в содержании и оформлении описей вложения, как правило, не признаются судами нарушающими порядок представления декларации по почте. В качестве примеров таких недочетов, не влияющих на факт отправки декларации, могут быть названы: отсутствие на описи вложения подписи почтового работника, неуказание наименования отправителя (в том случае, если его можно идентифицировать по иным содержащимся в описи сведениям), неправильное перечисление в описи периодов, за которые представляются декларации (Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2008 года N КА-А40/8626-08 по делу N А40-2417/08-142-11); составление описи по форме, не установленной почтовыми правилами (при том, что законодательством, регламентирующим вопросы почтовой связи, форма описи не утверждена), отсутствие на описи календарного штемпеля (Постановление ФАС Московского округа от 1 сентября 2008 года N КА-А40/8086-08 по делу N А40-65051/07-129-386).

Далее остановимся на характеристике второго способа представления налоговой декларации — в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (то есть через Интернет с использованием специальных программно-технических средств). Представление документов налоговой отчетности по установленным электронным форматам <253> с применением усиленной квалифицированной электронной подписи выступает полноценной альтернативой традиционному «бумажному» способу подачи налоговой декларации (при подаче налоговой декларации в электронном виде дублировать ее на бумажном носителе не нужно). Между тем предварительно заметим, что для широкого круга заявителей электронная форма является обязательной и единственной (о категориях налогоплательщиков и иных лиц, обязанных подавать налоговую отчетность только в электронном виде, мы расскажем ниже, когда будем рассматривать субъектов налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119.1 НК РФ).

———————————

<253> Наиболее полный и непрерывно обновляемый перечень форматов представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде доступен на официальном сайте Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/submission_statements/formatvelv/# (дата обращения: 22.05.2014).

 

Последовательность действий налогоплательщика по обеспечению себя технической возможностью применять средства электронного документооборота при представлении налоговой отчетности в налоговый орган условно включает следующие этапы. Во-первых, налогоплательщик заключает договор с поставщиком услуг — оператором электронного документооборота <254>. Согласно определению, предложенному налоговым ведомством в Приказе от 12 сентября 2012 года N ММВ-7-6/619@ <255>, под оператором электронного документооборота следует понимать российскую организацию, соответствующую требованиям, утверждаемым Федеральной налоговой службой, через которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам представляются налоговые декларации (расчеты). Более узкое значение придано данному понятию в Приказе ФНС России от 20 апреля 2012 года N ММВ-7-6/253@ <256>, согласно которому оператор электронного документооборота определяется как «организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи». Представляется, что второе определение сохраняло свою актуальность до тех пор, пока для обозначения посредника, обеспечивающего информационное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами в рамках электронного документооборота, применялось понятие «специализированный оператор связи» <257>. Произошедшая замена термина отчетливо проявилась в изменениях, внесенных в отдельные правовые акты ФНС России, в которых указан закрытый перечень участников информационного взаимодействия (теперь к ним относятся налогоплательщики (их представители), налоговые агенты и операторы электронного документооборота) <258>.

———————————

<254> Информация об организациях — операторах электронного документооборота размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы (адрес ссылки и отображаемые результаты с перечнем и реквизитами организаций зависят от интересующего субъекта Российской Федерации, где налогоплательщик поставлен на налоговый учет).

<255> Приказ ФНС России от 12 сентября 2012 года N ММВ-7-6/619@ «Об утверждении Порядка направления информационного сообщения об участнике электронного документооборота оператором электронного документооборота в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

<256> Приказ ФНС России от 20 апреля 2012 года N ММВ-7-6/253@ «Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота».

<257> В первый раз понятие «специализированный оператор связи» было использовано в Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 года N БГ-3-32/705@ (утратил силу с 1 января 2014 года).

<258> Приказ ФНС России от 13 июня 2013 года N ММВ-7-6/196@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (в редакции, действующей с 4 марта 2014 года).

 

В редакции п. 3 ст. 80 НК РФ, действующей с 1 января 2014 года, законодатель впервые уточнил в акте законодательства о налогах и сборах особенности статуса оператора электронного документооборота, функции которого вправе исполнять только российские организации, удовлетворяющие требованиям ФНС России. На момент подготовки данного комментария ФНС России еще не утвердила соответствующие требования, однако сейчас непременными являются как минимум два условия — наличие у организации необходимых технологий для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключение договора с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Второй этап — получение усиленной квалифицированной электронной подписи, отношения по вопросам использования которой регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно ст. 2 ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Налоговая декларация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, имеет такую же юридическую силу, как и декларация, представленная на бумажном бланке с собственноручной подписью налогоплательщика (его представителя) (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об электронной подписи»).

Заключительный третий шаг сводится к приобретению и установке налогоплательщиком необходимого программного обеспечения, совместимого с программами, используемыми в налоговой инспекции по месту учета. Обратим внимание, что в рамках реализуемого налоговым ведомством пилотного проекта по организации услуги представления отчетности в электронном виде налоговые декларации, подписанные квалифицированной электронной подписью, могут быть поданы заявителями и без участия оператора электронного документооборота через интернет-сайт ФНС России <259>.

———————————

<259> Более подробная информация о данном интернет-сервисе доступна на официальном сайте Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/service/pred_elv/ (дата обращения: 22.05.2014). Там же размещены Методические рекомендации к Порядку представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС России (утв. Приказом ФНС России от 15 июля 2011 г. N ММВ-7-6/443).

 

Существенное значение для целей налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком установленных сроков подачи налоговой декларации, переданной в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, имеет порядок определения и подтверждения момента ее представления. В абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ законодатель установил, что при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В свою очередь, дата и время отправки декларации в электронной форме должны подтверждаться специальным электронным документом, который формируется оператором электронного документооборота или налоговым органом (п. 216 Административного регламента ФНС России; п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 года N ММ-7-6/534@ <260>; п. 4 разд. II Порядка, утвержденного Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 года N БГ-3-32/169 <261>).

———————————

<260> Приказ ФНС РФ от 2 ноября 2009 года N ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

<261> Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 года N БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

 

В целом документооборот, возникающий при выполнении налоговыми органами функций по приему электронных налоговых деклараций, выглядит крайне громоздко, поскольку осуществляется с использованием внушительного числа технологических электронных документов. В Административном регламенте ФНС России среди них названы: подтверждение даты отправки, информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа, извещение о вводе и уведомление об уточнении.

В подтверждении даты отправки налоговой декларации, составляемом оператором электронного документооборота, фиксируются время и дата представления налогоплательщиком отчетности. Только этот документ может свидетельствовать о нарушении или, наоборот, соблюдении налогоплательщиком установленного срока подачи налоговой декларации и, следовательно, являться основанием для привлечения или отказа в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, установленное п. 1 ст. 119 НК РФ. Подтверждение даты отправки налоговой декларации следует отличать от такого документа, как квитанция о приеме налоговой декларации.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан предоставить заявителю квитанцию о ее приеме в электронной форме. Как разъясняется в письме Минфина России от 29 апреля 2011 года N 03-02-08/49, «датой представления декларации в электронном виде является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи. Документом, подтверждающим прием декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция налогового органа о приеме декларации». Квитанция о приеме налоговой декларации выступает документом, удостоверяющим дату получения электронной налоговой декларации инспекцией ФНС России. В течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации налоговый орган с применением усиленной квалифицированной электронной подписи формирует и направляет налогоплательщику квитанцию о ее приеме либо уведомление об отказе в ее приеме. Как уже упоминалось, представленная в электронной форме налоговая декларация не нуждается в дублировании на бумажном носителе, тем не менее в соответствии с п. 219 Административного регламента ФНС России по просьбе заявителя такая налоговая декларация может быть распечатана для проставления налоговым органом отметки о ее приеме.

Часть 1   Часть 2   Часть 3

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code