Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения

 

Комментарий к статье 105.19

 

Комментируемая глава устанавливает право налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ (см. комментарий к ней) к категории крупнейших налогоплательщиков, на обращение в Федеральную налоговую службу как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения; определяет порядок и условия реализации данного права. В комментируемой статье раскрывается понятие и предмет такого соглашения.

Необходимо подчеркнуть, что правом на обращение с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в Федеральную налоговую службу обладают исключительно крупнейшие налогоплательщики, т.е. организации, подлежащие налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. Как разъяснил Минфин России в своем письме от 24 февраля 2012 года N 03-01-18/1-13, право на обращение в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении рассматриваемого соглашения для иных категорий налогоплательщиков в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено.

При отнесении налогоплательщика к категории крупнейших в соответствии с Приказом ФНС России от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@ (в редакции по состоянию на 19 сентября 2014 года) «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года N САЭ-3-30/290@» применяются следующие критерии: 1) показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации; 2) признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц; 3) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня признаются организации, у которых один из перечисленных показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение: 1) суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей (для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей); 2) суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; 3) активы превышают 20 миллиардов рублей. Применительно к налогоплательщикам — организациям оборонно-промышленного комплекса данные показатели должны иметь следующие значения: 1) сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 миллионов рублей в год; 2) сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3) среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 4) доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%. Для крупнейших налогоплательщиков-организаций, включенных в перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, показатели финансово-экономической деятельности должны иметь следующие значения: 1) сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 27 миллионов рублей в год; 2) сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3) среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 4) доля вклада учредителя (государства) составляет свыше 50%. Крупным налогоплательщиком — финансовой организацией может быть кредитная организация, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответственно: 1) лицензию на осуществление банковских операций; 2) лицензию на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера; 3) лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра; 4) лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия: 1) суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 2 до 20 миллиардов рублей включительно; 2) среднесписочная численность работников превышает 50 человек; 3) активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

Не могут относиться к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности).

Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков установлены также Приказами Минфина России от 11 июля 2005 года N 85н и 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@.

Заключение рассматриваемого соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам установить согласованную позицию относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения, заранее разрешив возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения. Для налогоплательщиков заключение такого соглашения позволяет сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить организационные издержки, связанные с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства. При этом сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения.

Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению. При заключении соглашения Федеральная налоговая служба руководствуется тем, что предлагаемая налогоплательщиком методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которому если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Рассматриваемое соглашение представляет собой соглашение между налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 комментируемого Кодекса. При этом, по мнению Минфина России, выраженному в его письме от 5 июля 2012 года N 03-01-18/5-89, заявления о заключении соглашения о ценообразовании подаются налогоплательщиком в отношении каждого соглашения о ценообразовании отдельно.

В свою очередь Федеральная налоговая служба своим письмом от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» довела до сведения налогоплательщиков форму заявления о заключении рассматриваемого соглашения и его примерную структуру.

 

Статья 105.20. Стороны соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.20

 

В комментируемой статье определены участники соглашения о ценообразовании. В соответствии с ее положениями допускается заключение следующих видов таких соглашений: 1) соглашения между налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой; 2) соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и Федеральной налоговой службой; соглашения между налогоплательщиком, Федеральной налоговой службой и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. В последнем случае налогоплательщик вправе обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении такого соглашения в порядке, устанавливаемом Минфином России.

Применительно к последнему виду рассматриваемых соглашений Минфин России в письме от 5 июля 2012 года N 03-01-18/5-89 отметил, что при заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Минфином России. Иных особенностей заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

 

Статья 105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.21

 

В комментируемой статье установлен момент вступления в силу и определены сроки действия соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. Срок действия соглашения устанавливается по соглашению сторон. При этом он не может превышать трех лет. Соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было заключено, если иное не предусмотрено непосредственно соглашением. При этом действие соглашения может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором крупнейший налогоплательщик обратился в Федеральную налоговую службу с заявлением о заключении соглашения, до дня вступления в силу указанного соглашения. При соблюдении всех условий действующего соглашения налогоплательщик вправе обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением о продлении срока его действия. При этом такое продление возможно по соглашению сторон на срок не более чем два года.

 

Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.22

 

В комментируемой статье установлены порядок и условия заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Так, налогоплательщик, выразивший намерение заключить такое соглашение, обращается в Федеральную налоговую службу с заявлением, рекомендованная форма которого приведена в письме ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения».

Указанное заявление составляется на русском языке. К нему прилагается опись документов, содержащая информацию о номере документа по порядку, наименовании документа, кратком содержании документа, количестве листов документа и наличии электронной версии документа. Сведения, указанные в документах, должны содержать ссылки на источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по запросу Федеральной налоговой службы. Так, при рассмотрении заявления о заключении соглашения и документов к нему Федеральная налоговая служба вправе дополнительно запросить: 1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность участников контролируемой сделки, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, при отсутствии этих документов в налоговых органах Российской Федерации; 2) кредитную, тарифную, маркетинговую политику или иные внутренние документы, регулирующие ценовую политику налогоплательщика; 3) договор(ы), на основании которого осуществляются контролируемые сделки, являющиеся предметом соглашения, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг, иные документы, подтверждающие результаты реализации товаров, оказания работ, услуг (отчеты, заключения, меморандумы и т.п.); 4) учетную политику для целей налогового учета на год, в котором подается заявление о заключении соглашения о ценообразовании, перечень изменений в учетной политике (по сравнению с предыдущим годом) и их влияние на определение налоговой базы; 5) регистры налогового учета доходов, внереализационных доходов, расходов, внереализационных расходов с расшифровкой, в том числе по статьям, контрагентам, операциям (контролируемым сделкам); 6) штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих выполнение тех или иных функций; 7) паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями; 8) выписки по банковским счетам, ведомость банковского контроля в подтверждение фактической оплаты стоимости товара (работы, услуги) в рамках сделки, являющейся предметом соглашения; 9) грузовые таможенные декларации; 10) транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров. Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных копий.

Комментируемая статья предполагает, что к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения, представляемому им в Федеральную налоговую службу, прилагаются: 1) проект соглашения; 2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение; 3) копии учредительных документов налогоплательщика; 4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика; 5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации; 6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период; 7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения; 8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения.

Следует отметить, что необходимым условием заключения рассматриваемого соглашения является уплата государственной пошлины, размер которой согласно подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 1 500 000 руб.

Заявление о заключении соглашения и прилагаемая документация непосредственно представляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России. При этом согласно письму ФНС России от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@ «О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения» в целях избежания излишнего документооборота рекомендуется вместе с заявлением о заключении соглашения, проектом соответствующего соглашения и иными документами, перечисленными в п. 1 комментируемой статьи, представлять дополнительную информацию, имеющую значение при заключении соглашения, в виде единого документа в произвольной форме, который учитывает положения гл. 14.2 и 14.3 комментируемого Кодекса.

Для рассмотрения заявления о заключении соглашения в Федеральной налоговой службе создается рабочая группа, которая после первоначального ознакомления с данным заявлением от имени ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта соглашения и (или) о представлении дополнительной информации. Совместное обсуждение проекта соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика происходит по месту нахождения Федеральной налоговой службы. На этапе обсуждения проекта соглашения важными являются полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения соглашения. Рассмотрение проекта соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

В п. 2 ст. 105.20 комментируемого Кодекса предусмотрено право налогоплательщика обратиться с заявлением о заключении соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Для повышения эффективности процесса заключения таких соглашений, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки — иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти является сложившейся мировой практикой.

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, Федеральная налоговая служба выносит одно из следующих решений: 1) о заключении соглашения; 2) об отказе от заключения соглашения; 3) о необходимости доработки проекта соглашения. Формы указанных решений утверждены Приказом ФНС России от 26 марта 2012 года N ММВ-7-13/182@ «Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов». Вынесенное решение о заключении соглашения (об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения) с указанием места, даты и времени подписания соглашения в случае принятия решения о заключении соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

При вынесении решения о заключении соглашения копия соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется Федеральной налоговой службой в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении соглашения.

 

Статья 105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.23

 

В комментируемой статье регламентируется проверка исполнения налогоплательщиком заключенного соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, которая может осуществляться в рамках проведения налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Налоговый орган не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок цены или методов их определения, которые были согласованы в соглашении о ценообразовании. Исключением из данного правила может служить только факт нарушения налогоплательщиком условий самого соглашения.

 

Статья 105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.24

 

В комментируемой статье установлены порядок и условия принятия решения о досрочном прекращении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Действие такого соглашения прекращается досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы при нарушении налогоплательщиком его условий, если такое нарушение повлекло за собой неполную уплату налогов, выявленную в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном гл. 14.5 комментируемого Кодекса. При том, как разъяснил Минфин России в своем письме от 17 августа 2012 года N 03-01-18/6-106, соглашение о ценообразовании для целей налогообложения также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

 

Статья 105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании

 

Комментарий к статье 105.25

 

Согласно комментируемой статье при изменении законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения о ценообразовании, внесении в него изменений и прекращении его действия, условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными. Стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения в случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на положение налогоплательщика.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code