Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

 

Комментарий к статье 82

 

В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение налогового контроля. Законодатель определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Налоговый контроль представляет собой, во-первых, осуществляемую в соответствии с Налоговым кодексом РФ деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Во-вторых, он является одним из основных институтов налогового права, объединяющим правовые нормы, с помощью которых регулируется деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением и исполнением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налогового контроля напрямую связано с целью его проведения. Налоговый контроль осуществляется для установления законности поведения налогоплательщиков и налоговых агентов, но никак не определения эффективности или целесообразности их экономического или налогового поведения, их экономической стабильности и устойчивости и т.д.

Поэтому налоговый контроль напрямую связан с охранительной функцией налогового права. Он нацелен на исправление любого нарушения законности в налоговой сфере. Налоговый контроль выявляет налоговые правонарушения, которые, в свою очередь, становятся основанием для привлечения правонарушителей к налоговой ответственности.

При этом, помимо реализации охранительной функции, предусматривающей применение к налогоплательщику и налоговому агенту мер убеждения и мер принуждения, налоговый контроль осуществляет также превентивную (профилактическую) функцию и тем самым содействует укреплению налоговой дисциплины, а также развитию налоговой культуры в обществе.

Особо отметим, что законодательство о налогах и сборах понимает под налоговым контролем такую деятельность по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами, которая осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в соответствии с порядком, определенным Налоговым кодексом РФ.

Определяемый таким образом налоговый контроль позволяет отличить его, во-первых, от иных видов государственного или муниципального финансового контроля, осуществляемых в сфере публичных финансов по вопросам, касающимся в том числе отдельных вопросов налогообложения. Помимо налоговых органов, контрольные мероприятия в сфере налогообложения могут проводить таможенные органы (контроль за уплатой НДС, акцизов, таможенных пошлин и таможенных сборов с товаров, ввозимых на таможенную территорию), финансовые органы (контроль за своевременным и в полном объеме исполнением обязанности банков и иных кредитных учреждений по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации), контрольно-счетные органы (проверки бюджетополучателей в связи с использованием ими налоговых льгот и т.д.). Однако только налоговые органы проводят контрольные мероприятия в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ. Следовательно, только мероприятия, организуемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и проводимые налоговыми органами по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, могут называться налоговым контролем в том смысле, в каком это понятие используется в законодательстве о налогах и сборах.

При этом важно учитывать, что не все контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами, являются мероприятиями по налоговому контролю. Как органы исполнительной власти налоговые органы наделяются, помимо своей «титульной» функции (контроля за законностью в сфере налогообложения), рядом других контрольных полномочий в иных областях государственного управления — например, полномочиями по осуществлению валютного контроля, контролю за законодательством о контрольно-кассовой технике и т.д. Эти полномочия налоговых органов закреплены в Законе РФ «О налоговых органах», Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и др. Что же касается полномочий налоговых органов по осуществлению налогового контроля, то они могут быть закреплены только в Налоговом кодексе РФ.

Определение налогового контроля как деятельности, осуществляемой налоговыми органами и в соответствии с Налоговым кодексом РФ, позволяет отличать налоговый контроль от так называемого внутреннего налогового контроля (самоконтроля налогоплательщика, проводимого его специализированными подразделениями), а также от мероприятий по налоговому аудиту.

В том же первом пункте комментируемой статьи установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Законодатель приводит также открытый перечень форм осуществления налогового контроля:

— налоговые проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

— проверка данных учета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— иные формы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс предусматривает не только расширение перечня форм налогового контроля, но и установление особых правил и процедур его проведения. Это касается, в частности, налогового контроля, осуществляемого при выполнении соглашений о разделе продукции. Порядок проведения налогового контроля в этом случае определяется главой 26.4, содержащейся в части второй Налогового кодекса РФ.

В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается, что налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Для осуществления такой деятельности обычно заключаются межведомственные соглашения. Например: Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (утверждено МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010).

При осуществлении налогового контроля согласно п. 4 комментируемой статьи не допускаются: сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации (см. ст. 23, 24, 51), НК РФ (ст. 102), федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц (в частности, адвокатскую тайну, аудиторскую тайну).

 

Статья 83. Учет организаций и физических лиц

 

Комментарий к статье 83

 

При осуществлении налогового контроля подконтрольными лицами являются налогоплательщики и налоговые агенты. Для того чтобы собрать сведения обо всех организациях и физических лицах, участвующих в налоговых правоотношениях в качестве налогообязанных лиц, законодательством о налогах и сборах предусмотрен учет организаций и физических лиц в налоговых целях.

Организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по факту их государственной регистрации. Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в налоговом органе по месту нахождения лица на основе сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Организации, имеющие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Учет физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, ведется по месту их жительства, то есть по адресам, по которым данные физические лица зарегистрированы.

Учету в налоговых органах подлежат также налогоплательщики — организации и физические лица, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) объекты недвижимости и транспортные средства. В этом случае постановка на учет осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

При изменении места нахождения или места жительства налогоплательщика, а также в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика-организации налоговый орган снимает налогоплательщика с учета.

При постановке на учет налогоплательщик получает свидетельство или уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Важно отметить, что с момента постановки на учет все сведения о налогоплательщике становятся налоговой тайной.

В пункте 1 комментируемой статьи перечислены основные случаи постановки организаций и физических лиц на учет в налоговых органах:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения ее обособленных подразделений;

по месту жительства физического лица;

по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ может предусматривать иные основания постановки на учет в налоговых органах:

— постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 НК РФ);

— постановка на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (ст. 346.28 НК РФ);

— постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения (ст. 346.46 НК РФ);

— постановка на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес (ст. 366 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ могут устанавливаться особые правила учета налогоплательщиков в налоговых органах: учет управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество паевых инвестиционных фондов; особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции и т.д.

В ряде случаев комментируемая статья наделяет Минфин России правом устанавливать особенности постановки на учет в налоговых органах: для крупнейших налогоплательщиков, для налогоплательщиков, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Кроме того, Минфин России устанавливает особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан.

В комментируемой статье установлены правила привязки при постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Местом нахождения имущества в этих целях признается:

— для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;

— для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;

— для иных транспортных средств — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;

— для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

 

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

 

Комментарий к статье 84

 

Комментируемая статья в части постановки на учет налогоплательщиков непосредственно связана со ст. 83 НК РФ. В ст. 84 НК РФ конкретизируется порядок постановки на учет, а также регламентируется порядок снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации:

— Приказ Минфина России от 21.10.2010 N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»;

— Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»;

— Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»;

— Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»;

— Приказ Минфина России от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» и др.

Постановка на учет физического лица осуществляется на основании заявлении этого лица, которое он подает по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

На основании поданного заявления налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня его получения выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). Форма свидетельства, как и форма заявления налогоплательщика, содержится в Приказе ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

В комментируемой статье закреплен перечень персональных данных, которые включаются в состав сведений о налогоплательщике при постановке на учет физических лиц:

— фамилия, имя, отчество;

— дата и место рождения;

— пол;

— место жительства;

— данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

— данные о гражданстве.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Форма такого уведомления также утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

В пятидневный срок налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства. Те же сроки устанавливаются для снятия с учета.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:

организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств;

нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката).

Такой же 5-дневный срок установлен для постановки на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В комментируемой статье определен также порядок:

— учета налоговыми органами изменений в сведениях о налогоплательщиках (российских организациях, обособленных подразделениях таких организаций, иностранных организаций, отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 3 ст. 84 НК РФ);

— снятия с учета в налоговых органах в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации или места жительства физического лица (п. 4 ст. 84 НК РФ);

— снятия с учета в налоговых органах в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), а также прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Законодатель закрепляет, что постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Комментируя пункт 7 ст. 84 НК РФ, следует особо обратить внимание на отказ в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84, данный в Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О, как на не нарушающий прав граждан и не затрагивающий их религиозных чувств.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются ФНС России. В настоящее время действуют Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», а также Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать свои ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом лишь свои персональные данные.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи ФНС России наделяется полномочиями по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, а также порядок его ведения устанавливаются Минфином России (Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» <158>).

———————————

<158> На дату подготовки Комментария Приказ не вступил в силу.

 

В комментируемой статье содержится норма, имеющая особое значение для установления правового режима охраны информации в налоговом праве.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ, в которой регулируются отношения, связанные с налоговой тайной.

 

Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

 

Комментарий к статье 85

 

Комментируемой статьей установлены обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.

Получение налоговым органом сведений об учете организаций и физических лиц позволяет намного эффективнее проводить налоговый контроль за правильностью и полнотой исчисления налога, а также в случаях, установленных законом, направлять физическим лицам уведомления об уплате налога.

Так, физические лица уплачивают транспортный и земельный налоги, налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений <159>. Налоговый орган получает сведения, необходимые для исчисления этих налогов от соответствующих государственных органов. Однако довольно часто налоговый орган не получает своевременно сведения о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости.

———————————

<159> П. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ.

 

В связи с этим с 1 января 2015 г. вступает в силу положение НК РФ о том, что физические лица сами должны сообщать налоговому органу об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги <160>.

———————————

<160> П. 2.1 ст. 23 НК РФ.

 

С 1 января 2015 года в рассматриваемую статью вносятся некоторые изменения. Так, с 1 января 2015 г. органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, будут должны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. С 1 января также органы опеки и попечительства будут обязаны сообщать в налоговый орган о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. В соответствии с действующей редакцией комментируемой статьи органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, сообщают в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физических лиц.

Данные изменения, по нашему мнению, вносятся в связи с отсутствием единообразной судебной практики по вопросу, какие именно сведения должны предоставлять указанные выше органы. Нам известно, по крайней мере, об одном судебном разбирательстве, в ходе которого суд встал на сторону органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, при рассмотрении вопроса о том, вправе ли налоговые органы запрашивать информацию помимо фактов рождения и смерти физических лиц <161>.

———————————

<161> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 сентября 2013 г. N Ф03-4422/2013 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

За неисполнение обязанности по представлению информации в соответствии с рассматриваемой статьей государственные органы и их должностные лица несут ответственность согласно ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <162> (далее — КоАП РФ).

———————————

<162> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

 

Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков

 

Комментарий к статье 85.1

 

В данной статье устанавливается обязанность Федерального казначейства России по сообщению в налоговый орган об открытии, закрытии, изменении реквизитов лицевых счетов организаций.

Такое сообщение должно быть направлено в электронной форме в течение трех дней.

Необходимо отметить, что формы и форматы направления сообщений, перечень видов лицевых счетов, о которых сообщается в налоговые органы, и порядок направления сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На данный момент данного нормативного правового акта не принято.

В связи с этим Федеральная налоговая служба предложила Федеральному казначейству направлять в налоговый орган сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевого счета организации по рекомендуемой форме <163>.

———————————

<163> Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2014 года N СА-4-14/8902 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

 

Комментарий к статье 86

 

Данной статьей устанавливаются обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. За неисполнение своих обязанностей банки привлекаются налоговыми органами к налоговой ответственности.

Основанием применения к банку ответственности является несообщение им налоговому органу сведений об открытии (закрытии) налогоплательщиком счета <164>.

———————————

<164> П. 2 ст. 132 НК РФ.

 

На практике налоговые органы привлекают банки к ответственности за несвоевременное исполнение обязанностей, установленных рассматриваемой статьей.

Позиция банков при рассмотрении спора в судебном порядке заключается в том, что НК РФ установлена только ответственность за несообщение сведений об открытии или закрытии счетов налогоплательщика.

Высшим Арбитражным Судом была обобщена судебная практика по данному вопросу и сделан вывод <165> о том, что нормы рассматриваемой статьи и ст. 132 НК РФ необходимо применять в совокупности. Понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались законодательством. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения.

———————————

<165> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года N 71 // Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

 

Поэтому, учитывая, что в п. 2 ст. 132 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае «несообщения» соответствующих сведений налоговому органу, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Банки обязаны представлять налоговым органам сведения о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при получении мотивированного запроса налогового органа.

Судами рассматривались ситуации, когда в запросе налогового органа отсутствует мотивировка необходимости предоставления соответствующей информации либо мотивировка является ненадлежащей, то есть не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также если в запросе отсутствует указание на конкретный период, за который запрашивается информация. В этом случае суды приходили к выводу, что запросы исполнению банками не подлежат <166>.

———————————

<166> Определение КС РФ от 14 декабря 2004 года N 453-О // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Московского округа от 29 мая 2012 года по делу N А40-83750/11-90-365 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Московского округа от 31 октября 2012 года по делу N А40-36241/12-107-175 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

Судебной практикой также выработан достаточно единообразный подход к разрешению вопроса о том, имеют ли право налоговые органы запрашивать у банков информацию, касающуюся контрагентов и иных лиц, связанных с налогоплательщиком, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Суды в этом случае поддерживают позицию банков и признают неправомерными требования налогового органа о предоставлении таких сведений <167>.

———————————

<167> Определение ВАС РФ от 2 августа 2012 года N ВАС-9380/12; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 июля 2013 года по делу N А43-25228/2012; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 марта 2013 года по делу N А43-15407/2012; Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2013 года по делу N А40-166213/12-122-1177; Постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2013 года по делу N А40-166223/12-72-1030.

 

Статьи 86.1 — 86.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 104-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code