Статья 75. Пеня

Комментарий к статье 75 Налогового кодекса РФ

 

По смыслу комментируемой статьи пени подлежат уплате налогоплательщиком или плательщиком сборов в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный НК РФ и иными актами налогового законодательства срок суммы налога или сбора. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки, независимо от применения иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В российском законодательстве понятия «пеня» используется в нескольких значениях. В ГК РФ под пеней понимается разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. В свою очередь НК РФ признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, состоящих во взыскании установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов <123>.

———————————

<123> Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 102.

 

Сравнение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие «пеня»:

во-первых, пеня — это денежная сумма;

во-вторых, основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока;

в-третьих, целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что она закрепляет общую норму, применимую ко всем отношениям, связанным с уплатой налогов и сборов. В п. 1 содержится легальное определение понятия «пеня».

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, пеня всегда представляет собой денежную сумму. Иные виды имущества не могут выступать в качестве пени. Пеня (в отличие от других способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, упомянутых в гл. 11 НК РФ) выплачивается во всех случаях несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Иными словами, условиями применения пени является неуплата сумм налогов и сборов как в установленные законом сроки, так и при их переносе на более поздний срок (когда предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате налогов и сборов или инвестиционный налоговый кредит). Сумма пени уплачивается независимо от применения других способов обеспечения уплаты налогов и сборов (залога, поручительства, ареста имущества и т.д.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П <124> отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

———————————

<124> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

 

В п. 3 Определения от 4 июля 2002 года N 200-О <125> Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).

———————————

<125> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 200-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа «Энергомаш» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации», пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.

 

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П <126>, Определении от 4 июля 2002 года N 202-О <127> определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

———————————

<126> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

<127> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 202-О «По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление N 7″ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.

 

Необходимо отметить, что положения комментируемой статьи охватывают и начисление пени на суммы налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <128> пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

———————————

<128> Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Данное обстоятельство указывает на то, что законодатель в большей степени акцентирует внимание на том, что пеня — это принудительная мера, мера ответственности, носящая восстановительный характер, а не на том, что пеня — это способ обеспечения уплаты таможенных платежей. В будущем целесообразно устранить данное противоречие между таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Унификация данных отраслей российского законодательства будет только способствовать повышению эффективности механизма налогообложения в нашей стране.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи размер пеней определяется в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных налогов и сборов (недоимки). Под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается учетная ставка банковского процента, исходя из которой Банк России кредитует иные кредитные организации (коммерческие банки, небанковские кредитные организации). Рефинансирование кредитных организаций является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. В настоящее время Банком России установлена единая ставка рефинансирования для всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <129> под рефинансированием понимается кредитование Центральным банком Российской Федерации кредитных организаций.

———————————

<129> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налогов и сборов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Законодательство о налогах и сборах допускает добровольную уплату пеней либо одновременно с уплатой сумм налогов и сборов, либо после уплаты таких сумм в полном объеме.

Если пени не были уплачены добровольно, то они взыскиваются принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 — 48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке на основании постановления налогового органа, а с физических лиц — в судебном порядке. Непосредственным основанием списания сумм пеней с банковских счетов налогоплательщиков является инкассовое поручение. Обращение взыскания пеней на иное имущество налогоплательщиков и других обязанных лиц осуществляется в порядке, определенном законодательством об исполнительном производстве.

НК РФ предусмотрено, когда начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа. При этом, как отмечается в п. 8 комментируемой статьи, важно учитывать, что данное положение не применяется в том случае, если письменные разъяснения уполномоченного органа были основаны на неполной или недостоверной информации.

 

Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

 

Комментарий к статье 76

 

Приостановление операций по счетам представляет собой согласно п. 1 ст. 72 НК РФ один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, который имеет свои специфические признаки и направленность по сравнению с другими способами.

Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика, налогового агента или плательщика сбора в банке допускается по двум основаниям.

Первое основание — это необходимость обеспечения исполнения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств обязанного лица в банках, принимаемого налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Лицом, чьи операции по счету могут быть приостановлены налоговым органом по указанному основанию, может быть только организация, поскольку с физического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя, взыскание производится только в судебном порядке (подробнее см. ст. 48 НК РФ). Под приостановлением операций по счету организации в комментируемой статье понимается прекращение банком всех расходных операций по счету, за исключением тех, на которые приостановление не распространяется, то есть тех платежей, очередность которых предшествует очередности налоговых платежей.

Право приостановить операции по счетам налогоплательщика-организации возникает у налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в сроки, установленные в требовании об уплате налога. Содержащееся в п. 2 ст. 76 НК РФ правило, согласно которому решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога, не означает, что решение о приостановлении операций не может быть принято позднее даты вынесения решения о взыскании налога. Указанное правило следует рассматривать как адресованный налоговому органу запрет приостанавливать операции до вынесения решения о взыскании.

Вторым основанием для приостановления налоговым органом операций по счету налогоплательщика является непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа налогоплательщика от представления налоговой декларации. По указанному основанию возможно приостановление операций по счету как налогоплательщика-организации, так и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя. В этом случае приостановление операций не направлено непосредственно на обеспечение взыскания налоговых платежей, а является мерой оперативного воздействия на налогоплательщика с целью понуждения последнего к скорейшему представлению налоговой декларации. Поэтому приостановление операций по счету должно быть отменено решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Первоначально полномочия по приостановлению операций по счету были также предоставлены органам налоговой полиции. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» <130> федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач было предоставлено право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимал начальник органа налоговой полиции или его заместитель.

———————————

<130> Российская газета. N 134. 15.07.1993.

 

Органы налоговой полиции осуществляли специфическую правоохранительную деятельность, направленную, в частности, на предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, то есть не выполняли функций налогового контроля. При этом производство по делам о налоговых преступлениях и административных правонарушениях регулировалось и регулируется нормами уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательств <131>.

———————————

<131> См. подробнее: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 2004.

 

В настоящее время полномочия по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков исполняют налоговые органы. Кроме этого, приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций и индивидуальных предпринимателей) в банке вправе предпринимать таможенные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 155 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <132> решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке принимается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, направившего требование об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в случае неисполнения указанным плательщиком этого требования. Решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке не может быть принято ранее вынесения решения о бесспорном взыскании.

———————————

<132> Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 года <133> по истечении 10 дней с установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика. При этом пресекательный срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, НК РФ не установлен.

———————————

<133> Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

Исходя из изложенного вышеуказанное решение может быть вынесено в том числе в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Формы документов о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, утверждены Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ <134>.

———————————

<134> Российская газета. N 296. 24.12.2012.

 

Как отмечается в письме ФНС России от 22 октября 2012 года N АС-4-2/17859, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк только в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Какого-либо иного порядка направления указанных документов налоговым органом в банк НК РФ не предусмотрено.

Вместе с тем нередко от банков поступают жалобы на направление налоговыми органами решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решений об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в бумажном виде.

Федеральная налоговая служба неоднократно выступала с требованиями к управлениям ведомства по субъектам Российской Федерации исключить направление данных документов в банки в бумажном виде и обеспечить неукоснительное исполнение положений п. 4 комментируемой статьи.

Вместе с тем, когда направление решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решений об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в электронном виде не представляется возможным по объективным причинам (например, в случае незаключения банком соглашения с Банком России), налоговый орган может направить указанные решения в бумажном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке утвержден Положением Центрального банка Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 365-П <135>.

———————————

<135> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют соответственно в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России соответствующее соглашение, содержащее условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках.

Банк России в лице его территориального учреждения заключает соглашение с банком в лице его филиала, которому банком предоставлены полномочия по заключению соглашений, с условиями о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках в электронном виде через Банк России. Информацию о предоставлении указанных полномочий Банк России (в лице его территориального учреждения) получает от банка в лице его филиала при заключении соглашения.

Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений об остатках в электронном виде осуществляется через:

— Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

— подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче сведений об остатках в электронном виде;

— территориальное учреждение Банка России.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных после получения сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, включающего код банка (филиала банка) или код учреждения Банка России, направляет его в электронном виде в уполномоченное подразделение Банка России для дальнейшей передачи территориальному управлению Банка России, на территории которого действует банк (филиал банка) или учреждение Банка России.

В сообщении, содержащем поручение или решение налогового органа, поступившем в электронном виде, территориальное управление Банка России осуществляет проверку кода банка (филиала банка), кода учреждения Банка России на наличие данного кода в перечне кодов банков (филиалов банков), учреждений Банка России, получающих поручения или решения налогового органа в электронном виде, а также осуществляет проверку отсутствия временного приостановления обмена сообщениями с банком (филиалом банка), имеющим данный код, в день поступления сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, в территориальное управление Банка России.

При положительных результатах проверки кода учреждения Банка России территориальное управление направляет учреждению Банка России сообщение, содержащее поручение или решение налогового органа.

Датой и временем получения банком (филиалом банка) решения налогового органа в электронном виде, начиная с которого выполняются последующие действия банка (филиала банка) по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки банком (филиалом банка) формата сообщения, содержащего решение налогового органа, при положительных ее результатах.

Банк (филиал банка), учреждение Банка России после завершения проверки формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, направляет в территориальное управление Банка России для последующей передачи уполномоченным подразделением Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных сообщение, содержащее подтверждение, с указанием:

— даты и времени завершения проверки формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа;

— при отрицательных результатах проверки — информации о причинах отрицательного результата проверки;

— кода банка (филиала банка) или кода учреждения Банка России — составителя сообщения, содержащего подтверждение, выполнившего проверку формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа.

Банк (филиал банка), заключивший соглашение, содержащее условия о направлении сведений об остатках, а также учреждение Банка России после исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, поступившего в банк (филиал банка), учреждение Банка России, в том числе на бумажном носителе, направляют сообщение, содержащее сведения об остатках, в территориальное управление Банка России для последующей передачи уполномоченным подразделением Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных.

В случае неполучения Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных сообщения, содержащего подтверждение, по истечении четырех рабочих дней после дня направления сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, в уполномоченное подразделение Банка России, Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных может направить запрос в уполномоченное подразделение Банка России для выяснения причин непоступления такого сообщения.

Согласно п. 5 комментируемой статьи банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Как установлено п. 6 комментируемой статьи, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Безусловность исполнения банком решения о приостановлении операций по счету означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету.

Как отмечается в письме ФНС России от 9 февраля 2005 года N 24-1-10/95@ «О правомерности привлечения к ответственности банка» <136>, в соответствии с пунктами 4 и 5 комментируемой статьи приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения и подлежит безусловному исполнению банком. При этом согласно пункту 6 комментируемой статьи приостановление операций по счетам налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

———————————

<136> Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

МНС РФ в письме от 16 сентября 2002 года N 24-1-13/1083-АД665 <137> указало, что ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

———————————

<137> Бизнес и банки. 2003. N 3.

 

В случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Основанием закрытия банковского счета клиента служит расторжение договора банковского счета. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет.

Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств.

Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и, соответственно, не вправе закрыть указанный счет клиента.

При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету <138>.

———————————

Примечание.

Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации Ю.М. Лермонтова включен в информационный банк.

 

<138> Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2011.

 

Также в соответствии с п. 12 комментируемой статьи при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 12 декабря 2005 года N 03-02-07/1-336 <139> обратило внимание, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность возврата банком налоговому органу решения о приостановлении операций по счетам клиента банка. Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» <140> такая возможность также не предусматривается.

———————————

<139> Документы и комментарии. 2006. N 3.

<140> Вестник Банка России. 28.06.2012. N 34.

 

Согласно п. 2 ст. 846 ГК РФ банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Следовательно, в установленных законодательством Российской Федерации случаях допускается отказ банка в открытии счета клиенту.

Открытие банком счета налогоплательщику в период действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика признается нарушением установленного порядка открытия счетов.

Учитывая изложенное, закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением комментируемой статьи.

Согласно п. 7 комментируемой статьи приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

Решение о приостановлении операций в пределах суммы применяется только в случае принятия налоговым органом решения о приостановлении операций для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Если операции приостановлены в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации, то лимит, на который распространяется решение о приостановлении операций, не устанавливается.

Данную поправку следует рассматривать в системной связи с механизмом отмены решения о приостановлении операций, закрепленным в п. 9 комментируемой статьи, в случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, превышает указанную в решении сумму.

Если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения сумм денежных средств, указанных в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи такой срок составит 10 календарных дней.

Пунктом 10 комментируемой статьи установлено, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Согласно п. 11 комментируемой статьи правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.

 

Статья 77. Арест имущества

 

Комментарий к статье 77

 

В п. 1 комментируемой статьи содержится определение ареста имущества, используемого в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, — действие налогового или таможенного органа по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, состоящее в описи такого имущества и наложении запрета или ограничения владеть, пользоваться и/или распоряжаться им.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. При этом целью данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является не допустить неисполнения данной обязанности вследствие того, что налогоплательщик скроется или скроет принадлежащее ему имущество, на которое могло бы быть обращено взыскание.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, арест имущества налогоплательщика производится при одновременном наличии двух условий:

во-первых, неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

во-вторых, достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи арест имущества может быть полным или частичным.

При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Под владением в гражданском праве принято понимать фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее. Владение вещью является одним из правомочий собственника, одновременно являющимся необходимым условием реализации двух других правомочий — пользования и распоряжения.

Пользованием признается деятельность собственника, направленная на удовлетворение своих потребностей за счет вещи.

Распоряжением называется деятельность собственника по определению юридической судьбы вещи путем совершения с нею сделок и иных юридически значимых действий. Распоряжение вещью может быть связано с ее отчуждением, при котором налогоплательщик утрачивает право собственности (продажа вещи, мена, дарение и др.), либо не влечь его (передача вещи в аренду, в ссуду, в доверительное управление и т.п.). Арест имущества налогоплательщика-организации в первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Согласно п. 4 комментируемой статьи арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть. При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней.

Согласно п. 5 комментируемой статьи аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. При необходимости допускается арест всего имущества налогоплательщика-организации.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» <141>.

———————————

<141> Российская газета. N 296. 24.12.2012.

 

Указанным Приказом также утверждены формы протокола ареста имущества и постановления об отмене ареста имущества налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

— дату вынесения и номер постановления;

— наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

— сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

— вид ареста (полный или частичный);

— перечень имущества, подлежащего аресту;

— основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в трех экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста. Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. В настоящее время действует Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 марта 2010 года N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» <142>.

———————————

<142> Законность. 2010. N 6.

 

Решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, санкционировать имеют право по решениям:

— руководителя Федеральной налоговой службы либо лица, его замещающего, — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

— руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

— руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Соответствующие прокуроры или их заместители не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, вправе санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции.

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов.

В случае отказа в даче санкции инициатору направляется информация в письменной форме с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.

Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции незамедлительно направляется по почте заказным письмом или вручается под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение.

Санкция о наложении ареста подлежит проставлению на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.

При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации прокурор обязан проверить законность и обоснованность такого решения и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Кроме этого, при аресте имущества вправе присутствовать законный и (или) уполномоченный представитель налогоплательщика-организации. Орган, производящий арест имущества, не вправе препятствовать реализации данного права.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. В протоколе должно быть отражено предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Форма протокола об аресте имущества налогоплательщика утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Протокол об аресте имущества содержит информацию о:

— должностных лицах, осуществляющих арест имущества;

— понятых и специалистах;

— организации-налогоплательщике;

— величине неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

— арестованном имуществе.

Сведения об арестованном имуществе вносятся в опись имущества, в которой указываются: наименование имущества, количество, индивидуальные признаки, стоимость (балансовая или рыночная).

Протокол об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Руководитель (лицо, его замещающее) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, а также к уголовной или административной ответственности.

Основаниями отмены решения об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) являются:

— прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;

— заключение договора о залоге имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об отмене ареста выносится в форме соответствующего постановления. Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать в себе:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

— дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— основания вынесения постановления;

— перечень имущества, на которое был наложен арест;

— дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в течение пяти дней со дня принятия данного решения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code