Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Комментарий к статье 49 Налогового кодекса РФ

 

Комментируемая статья раскрывает содержание подпункта 4 пункта 3 ст. 44 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства. Ликвидация может быть добровольной или принудительной. В первом случае она производится по решению участников либо уполномоченного органа юридического лица. Причиной добровольной ликвидации могут служить следующие обстоятельства: истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение поставленной при его создании цели и т.п. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Основанием вынесения такого решения является иск уполномоченных органов исполнительной власти при наличии следующих обстоятельств:

— в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Кроме того, организация может быть ликвидирована по иску учредителей (участников) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Перечень оснований для принудительной ликвидации не является закрытым, возможны иные предусмотренные законом случаи.

Порядок регистрации создания и ликвидации юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация организации-налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) подлежит государственной регистрации с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным органом государственной власти. Таким органом является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Ликвидация начинается с того, что участники юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации налоговому органу, который уполномочен осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Указанное сообщение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Лица, выступившие с инициативой ликвидации юридического лица, сами же назначают ликвидационную комиссию или наделяют ее функциями единоличного ликвидатора. Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации должны быть согласованы с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по судебному решению, им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих участников либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданского оборота и налогообложения, которым управляет ликвидационная комиссия, и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица и производит погашение его кредиторской задолженности, в том числе по налогам и сборам.

Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей ликвидации, которое должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Извещение необходимо поместить в том печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц. Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать долги юридического лица и рассчитаться с его кредиторами. В этой связи, не ограничиваясь общим извещением, комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам, включая и тех, у кого срок требования не наступил.

После истечения указанного в извещении срока, который не может быть менее двух месяцев, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, утверждаемый участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Промежуточный баланс должен содержать данные о том, что представляет собой имущество юридического лица, какие именно требования кредиторов удалось выявить и каков результат их рассмотрения.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического лица денежных средств, а при недостаточности этих средств — из сумм, вырученных от реализации принадлежащего ему имущества. Погашение кредиторской задолженности начинается со дня утверждения и согласования промежуточного баланса. После исполнения обязательств юридического лица ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, которым завершает расчеты с кредиторами. Баланс должен быть утвержден собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации, и, кроме того, согласован с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента юридическое лицо признается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского оборота и налогообложения.

С момента принятия решения о регистрации юридического лица (внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) принудительное взыскание налоговой недоимки с расчетных счетов налогоплательщика в порядке ст. 46 НК РФ не осуществляется. Данная позиция закреплена судебной практикой (Определения ВАС РФ от 27 февраля 2013 г. N ВАС-1238/13 по делу N А29-4446/201, от 20 февраля 2013 г. N ВАС-917/13 по делу N А26-11436/2011).

  1. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации.

Вопросы субсидиарной ответственности учредителей по долгам созданных им учреждений регулируются прежде всего гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно общему правилу, установленному ст. 56 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица.

Таким образом, содержание комментируемой статьи входит в противоречие с содержанием ГК РФ. Это противоречие было предметом рассмотрения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который разъяснил следующее.

Пункт 2 ст. 49 НК РФ предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации или учредительными документами, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

Аналогичное разъяснение содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Законодательством Российской Федерации установлены многочисленные исключения из правила, исключающего субсидиарную ответственность учредителя. Например, учредитель отвечает по долгам казенного учреждения (ст. 123.22 ГК РФ) или по долгам хозяйственных обществ в случае, если их несостоятельность вызвана действиями (бездействием) их учредителей, которые имеют право давать обязательные для общества указания (ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») и т.д.

  1. Согласно п. 3 комментируемой статьи, очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации. На очередность, установленную гражданским законодательством, указывают также ст. 46, 60, п. 1 ст. 76, п. 6 ст. 114, ст. 134 НК РФ.

ГК РФ установлена очередность, применяемая для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации (ст. 64 ГК РФ), а также очередность списания средств с банковского счета (ст. 855 ГК РФ).

Согласно ст. 64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, погашение задолженности по налогам и сборам при ликвидации организации осуществляется в третью очередь.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очередей.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств в уплату требований налоговых органов может осуществляться с платежами третьей группы очередности.

Помимо гражданского законодательства, очередность исполнения денежных требований при недостаточности средств на счете организации установлена также законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность по платежам в бюджет (по требованиям налоговых органов) относится также к третьей группе очередности, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда. НК РФ в приведенных выше статьях обращается только к очередности, установленной гражданским законодательством.

  1. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен регулированию отношений, возникающих в том случае, если у ликвидируемой организации имеется переплата по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Суммы излишне взысканных или уплаченных налогов подлежат зачету налоговым органом пропорционально в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности по пеням, штрафам.

При отсутствии у ликвидируемой организации налоговой задолженности сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи соответствующего заявления.

Общий порядок зачета и возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен ст. 78 — 79 НК РФ. При возврате налога начисление процентов производится со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

  1. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В этом случае, однако, следует иметь в виду, что согласно ст. 4, ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза урегулировано Международным договором «О Евразийском экономическом союзе» (Астана, 29 мая 2014 года), в рамках которого действует Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Кроме того, вопросы перемещения через границу Таможенного союза могут регулироваться Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году, согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ (Киотская конвенция).

Таможенный кодекс Таможенного союза по большинству вопросов об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов отсылает к национальному законодательству государств — участников Таможенного союза (ст. 14, 20, 25, 30, 35), то есть к НК РФ, а также Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

 

Комментарий к статье 50

 

Комментируемая статья посвящена особенностям исполнения налоговых обязательств в случае реорганизации организации. Целью ст. 50 НК РФ является обеспечение на прежнем уровне размеров налоговых поступлений в бюджет независимо от реорганизации налогоплательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией (см. Определение ВАС РФ от 23 января 2008 г. N 13584/07).

Правовое регулирование реорганизации юридических лиц осуществляется гражданским законодательством (ст. 57 — 60 ГК РФ).

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, а также с сочетанием перечисленных форм.

Решение о реорганизации может приниматься его учредителями (участниками), а также по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (только в случае его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Например, по иску антимонопольного органа суд вправе принять решение о принудительном разделении организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, — это два различных налогоплательщика с собственными идентификационными номерами.

В силу ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. До 2014 года ст. 23 НК РФ содержала норму, согласно которой налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале реорганизации или ликвидации. В настоящее время необходимость данной нормы отпала, так как Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) исполняет полномочия по государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России уполномочена на ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Полномочия по разработке и утверждению порядка ведения указанных Единых государственных реестров в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, возложены на Минфин России.

Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 158н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

Приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Полномочия по ведению Федеральной налоговой службой Единого государственного реестра налогоплательщиков установлены также ст. 84 НК РФ, согласно которой на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет его в порядке, установленном Минфином России. В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений о создании (в том числе путем реорганизации) организации, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Полномочия юридического лица после его реорганизации определяются по правилам ст. 58 НК РФ о правопреемстве. В целом при реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.

В то же время существуют особенности правопреемства для каждого вида реорганизации. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении или при выделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. По смыслу закона реорганизация путем преобразования не влечет изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03).

С 2006 г. в гражданском законодательстве установлены общие требования к передаточному акту и разделительному балансу, что означает определение статуса этих документов как правоустанавливающих (не бухгалтерских), в частности при определении правопреемства.

Передаточный акт, согласно ст. 59 ГК РФ, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и обязательно представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Правила ст. 50 НК РФ применяются к правопреемнику с даты утверждения передаточного акта, до этого момента задолженность погашает правопредшественник (Определение ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 1073/08).

Судебная практика содержит толкование некоторых иных вопросов, касающихся правопреемства при реорганизации юридических лиц.

В частности, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. N 3546/12, из положений ст. 50 НК РФ следует, что на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате налогов. Это корреспондирует праву налогоплательщика-правопреемника, предусмотренному пунктом 5 ст. 283 НК РФ, на уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных организацией до момента реорганизации.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21 октября 2014 г. N 306-КГ14-2915, если на момент составления акта налоговой проверки реорганизация была завершена, то налоговая обязанность по принятому налоговыми органами решению возлагается на правопреемника.

Определением ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N ВАС-563/10 разъясняется, что ст. 50 НК РФ предусматривает правопреемство лишь в отношении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла до реорганизации, и не устанавливает возможность перехода в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу выбранного ранее существовавшим юридическим лицом режима налогообложения. Выбор режима налогообложения является правом вновь созданного юридического лица.

Вновь созданное юридическое лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за своего правопредшественника, если меры ответственности были применены уже после завершения реорганизации. Положения ст. 50 НК РФ могут быть применены лишь в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации (Определение ВАС РФ от 13 марта 2008 г. N 3113/08).

К правопреемнику реорганизованного юридического лица переходит также и обязанность по определению налоговых обязательств путем подачи отдельной декларации, исчислить и уплатить налог на прибыль либо учесть убыток в порядке, предусмотренном пунктом 5 ст. 283 НК РФ, исполнив обязанность реорганизованного лица (Определение ВАС РФ от 28 февраля 2011 г. N ВАС-15479/10).

Условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий, установленных пунктом 8 ст. 50 НК РФ, а именно: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, а реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2012 г. N А19-14792/2011).

Пункт 10 комментируемой статьи посвящен регулированию отношений, возникающих в том случае, если до реорганизации возникла переплата по налогам, сборам, пеням и штрафам. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Подлежащая зачету сумма распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по уплате налога, а также пеней и штрафов сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Общий порядок зачета и возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен ст. 78 — 79 НК РФ. При этом при возврате налога предусмотрено начисление процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Положения, предусмотренные комментируемой статьей, применяются также при уплате сбора реорганизованным юридическим лицом, при определении правопреемника иностранной организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В случае уплаты реорганизованным юридическим лицом налогов, связанных с перемещением через таможенную границу, следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, как и создание самого Таможенного союза, урегулировано Международным договором «О Евразийском экономическом союзе» (Астана, 29 мая 2014 года), в рамках которого действует Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Кроме того, вопросы перемещения через границу Таможенного союза могут регулироваться Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году, согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ (Киотская конвенция).

Таможенный кодекс Таможенного союза, однако, по большинству вопросов об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов отсылает к национальному законодательству государств — участников Таможенного союза (ст. 14, 20, 25, 30, 35), то есть к НК РФ, а также Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 

Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица

 

Комментарий к статье 51

 

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующим или недееспособным физическим лицом.

В силу пункта 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В частности, действия, связанные с уплатой налога (сбора), производятся за налогоплательщика (плательщика сбора) иным уполномоченным лицом в предусмотренных ст. 51 НК РФ случаях.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи, обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять его имуществом, которое обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы.

Признание физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 — 45 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Имущество безвестно отсутствующего гражданина при необходимости постоянного управления им передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Доверительный управляющий обязан без начисления процентов уплатить всю не уплаченную безвестно отсутствующим сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим. В случае, если денежных средств недостаточно для исполнения налоговой обязанности, налоговым органом может быть предоставлена отсрочка.

Суд отменяет решение о признании лица безвестно отсутствующим в случае явки или обнаружения его места пребывания. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Если лицо, признанное безвестно отсутствующим, не является в течение пяти лет, то оно может быть объявлено судом умершим, что влечет за собой регистрацию соответствующего акта гражданского состояния и возникновение отношений, связанных с наследством.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица в размере всей неуплаченной суммы налогов и сборов, а также пени и штрафов.

Дееспособность физического лица связана с определенными качествами гражданина: способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения. Эти качества зависят не только от возраста, но и от состояния психики. Поэтому, если физическое лицо не может правильно оценивать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, оно может быть признано судом недееспособным.

Согласно ст. 29 ГК РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. С этого момента от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть признан также ограниченно дееспособным, если он вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над частично дееспособным гражданином устанавливается попечительство. Однако такой гражданин, в отличие от полностью недееспособного лица, самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. НК РФ не устанавливает специальный порядок исполнения налоговой обязанности за лицо, признанное частично недееспособным.

Опека и попечительство, согласно ст. 31 — 33 ГК РФ, устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Органами опеки и попечительства, согласно ст. 34 ГК РФ, являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены такими полномочиями.

Порядок принятия судом решений об ограничении дееспособности гражданина и признания его недееспособным установлен гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). Ст. 281 ГПК РФ определяет лиц, уполномоченных подавать в суд заявление об ограничении дееспособности или о признании гражданина недееспособным, к которым, например, относятся члены его семьи, органы опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь. Ст. 282 ГПК РФ устанавливает содержание заявления об ограничении дееспособности или о признании гражданина недееспособным, а ст. 283 ГПК РФ определяет порядок назначения экспертизы для определения психического состояния гражданина.

Вопросы опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются также Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, связанные с опекой и попечительством в отношении не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан и признанных судом недееспособными граждан. В отношении таких граждан назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Согласно ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, имущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Согласно ст. 15 указанного Закона, опекун или попечитель ежегодно представляют в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code