Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов)

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств

 

Комментарий к статье 46

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств.

Уже исходя из названия принудительное взыскание в порядке ст. 46 НК РФ распространяется равным образом на отношения, связанные как с взысканием налогов, так и с взысканием сборов, и только с тех участников налоговых правоотношений, которые являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и только в отношении безналичных денежных средств.

Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора и носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

К безналичным денежным средствам ст. 46 НК РФ относит денежные средства на банковских счетах налогоплательщика (плательщика сбора) и их электронные денежные средства.

КС РФ неоднократно (Определение от 25 июля 2001 года N 138-О, Определение от 10 января 2002 г. N 4-О) отмечал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие, например, происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.

Принудительное взыскание может быть обращено на налогового агента. Согласно позиции ВАС РФ, принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. Учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы также пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Комментируемой статье корреспондирует ст. 60 НК РФ, которая устанавливает обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Такие поручения могут поступать как от налогоплательщика (плательщика сбора), так и от налогового органа. Поручение налогового органа на перечисление налога или сбора означает принудительное исполнение налоговой обязанности через бесспорное взыскание денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора). Согласно п. 2 ст. 47 НК РФ, для принудительного взыскания поручение налогового органа о бесспорном взыскании направляется в банк, в котором открыт счет налогоплательщика (плательщика сборов).

Законами, на основе которых строится правовое регулирование отношений, связанных с денежными расчетами в Российской Федерации, являются Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также ГК РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. Банк — такая кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» установлено понятие национальной платежной системы как совокупности операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). Перевод денежных средств представляет собой действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.

В п. 1 ст. 46 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.

Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).

Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П, перевод денежных средств может осуществляться через: платежные поручения; аккредитивы; инкассовые поручения; чеки; переводы денежных средств по требованию получателя (прямое дебетование); переводы электронных денежных средств.

Из перечисленных форм для взыскания налога (сбора) используются расчеты инкассовыми поручениями.

Банки, в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России, осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых налоговыми органами, которые также выступают и получателями средств. Безусловность исполнения заключается здесь в том, что банк при осуществлении списания денежных средств со счета своего клиента (налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента) не учитывает возражения последнего, а только проверяет на соответствие банковскому законодательству и правильность оформления.

В ст. 46 НК РФ отдельно урегулированы вопросы принудительного взыскания со счетов инвестиционного товарищества.

Инвестиционное товарищество представляет собой разновидность простого товарищества, что следует из ст. 1041 ГК РФ. Содержание договора инвестиционного товарищества, согласно ст. 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», заключается в том, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. При этом один или несколько товарищей (управляющие товарищи) осуществляют от имени всех товарищей ведение общих дел товарищей, в том числе ведение налогового учета, которое возлагается на управляющего товарища.

На отдельный банковский счет управляющего товарища поступают денежные средства, переданные в общее имущество товарищества. Имена (наименования) участников договора инвестиционного товарищества, за исключением наименования уполномоченного управляющего товарища, при этом не указываются. Уполномоченный управляющий товарищ обязан вести раздельный учет денежных средств, переданных каждым участником договора инвестиционного товарищества, находящихся на счете инвестиционного товарищества (подпункт 3 пункта 3 ст. 4, пункт 1 ст. 10 Федерального закона «Об инвестиционном товариществе»).

Пунктом 1.1 ст. 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога, подлежащего уплате управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

При недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей (в первую очередь на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета). При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

  1. Согласно пункту 2 комментируемой статьи, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).

Вынесению указанного решения налогового органа предшествует направление налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога или сбора в соответствии с гл. 10 НК РФ, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@) утверждены формы:

— документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

— требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов;

— решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств;

— решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;

— решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Федеральной налоговой службой (Приказ от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@) также утверждены формы:

— поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— поручения на продажу иностранной валюты с валютного счета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

— решения о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации.

Банком России утверждено Положение о порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, от 6 ноября 2014 г. N 440-П. Данное Положение устанавливает порядок направления в банк в электронной форме перечисленных выше документов налоговых органов, а также порядок направления банком в налоговый орган в электронной форме следующих документов банка:

— сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, сведений об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен;

— сведений о невозможности исполнения поручения налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика, а также о невозможности исполнения поручения налогового органа или поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка (филиала банка), открытом в Банке России.

  1. Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. В случае пропуска срока для бесспорного взыскания налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Комментируемой статьей установлен специальный срок исковой давности такого обращения, который составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В целом принудительное взыскание недоимки на основании решения налогового органа складывается в следующую процедуру (ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ):

— в течение десяти дней с даты вступления в силу решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки (пеней, штрафов);

— недоимка взыскивается в бесспорном порядке путем принятия решения об обращении взыскания за счет денежных средств и выставления поручения к расчетному счету налогоплательщика не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования;

— при отсутствии средств на расчетных счетах налогоплательщика недоимка взыскивается за счет его электронных денежных средств;

— взыскание при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика обращается на иное имущество налогоплательщика (плательщика сбора) до истечения года после срока исполнения требования об уплате налога.

Одновременно допускается судебный порядок взыскания недоимки (пеней, штрафов) в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налогов, пеней и штрафов, при этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в частности, направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления.

В ст. 46 НК РФ, в отличие от пункта 4 ст. 52 НК РФ, специально не оговорена возможность направления решения о взыскании по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме, которая может применяться для направления налогового уведомления. Это связано с более серьезными последствиями, которые следуют за решением о взыскании налога или сбора. Основным способом направления решения о взыскании является заказное письмо.

Согласно ст. 9 Федерального закона 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи:

— почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

— специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

— федеральная фельдъегерская связь;

— фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Налоговые органы при направлении налогового уведомления пользуются услугами почтовой связи общего пользования, которые предоставляются по единым Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно указанным Правилам, заказные письма являются одной из категорий почтовых отправлений, которые характеризуются совокупностью признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) данного отправления.

Комментируемой статьей отдельно регламентирован порядок взыскания с организаций, у которых открыты лицевые счета в органах федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования, органе управления государственным внебюджетным фондом в соответствии со ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Лицевые счета открываются участникам бюджетного процесса, как правило, существующим в форме государственного или муниципального учреждения, которые, согласно ст. 123.22 ГК РФ, могут быть казенными, бюджетными или автономными. При этом казенные и бюджетные учреждения не обладают полномочиями по открытию счетов в банках и иных кредитных учреждениях, осуществляя свою деятельность исключительно с лицевых счетов, открываемых в органах федерального казначейства или финансовых органах.

Статус казенных учреждений установлен ст. 161 БК РФ, согласно которой финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (ст. 220.1), в органах федерального казначейства или в уполномоченных финансовых органах субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение бюджетного учреждения, согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при выполнении им государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации.

Лицевые счета могут открываться также автономным учреждениям, иным организациям, получающим бюджетные субсидии в установленных бюджетным законодательством случаях и в соответствии со ст. 220.1 БК РФ. Порядок открытия и ведения лицевых счетов в Федеральном казначействе установлен Приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства».

Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится с лицевых счетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Данной норме корреспондирует подпункт 1 пункта 2 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с лицевых счетов производится исключительно в судебном порядке, если сумма взыскания не превышает пяти миллионов рублей.

Ст. 239 БК РФ установлен режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Порядок взыскания с лицевых счетов установлен в гл. 24.1 БК РФ. В ст. 242.1 установлены общие положения об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а в ст. 242.3 — 242.4 — процедуры обращения взыскания также на основании судебного акта.

Иммунитет бюджетов имеет ясный экономический смысл, так как бюджет по свой сути представляет собой баланс доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Незапланированное изъятие части расходов означает внесение дисбаланса в бюджет и искажает смысл всей работы по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. В случае, когда взыскание производится на основании поручений налоговых органов, ситуация усугубляется тем, что суммы со счетов по учету расходов бюджета, отраженные на лицевых счетах, перечисляются опять в бюджет на счет по учету доходов.

Однако с 2014 года глава 24.1 БК РФ была дополнена ст. 242.6, которая регламентирует исполнение решения налогового органа о взыскании налога и сбора, пеней и штрафов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с лицевых счетов казенных учреждений. Данный порядок полностью аналогичен порядку исполнения судебных актов на основании судебных приказов, за тем исключением, что роль судебного приказа выполняет решение налогового органа.

  1. Согласно пункту 4 комментируемой статьи, очередность исполнения поручений по уплате налогов за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации. На эту очередность указывает также ст. 49, ст. 60, п. 1 ст. 76, п. 6 ст. 114, ст. 134 НК РФ НК РФ, например в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации.

Гражданским кодексом РФ установлена очередность, применяемая для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации (ст. 64 ГК РФ), а также очередность списания средств с банковского счета (ст. 855 ГК РФ).

Согласно ст. 64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, погашение задолженности по налогам и сборам при ликвидации организации осуществляются в третью очередь.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очередей.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств в уплату требований налоговых органов может осуществляться с платежами третьей группы очередности.

Помимо гражданского законодательства, очередность исполнения денежных требований при недостаточности средств на счете организации установлена также законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность по платежам в бюджет (по требованиям налоговых органов) относится также к третьей группе очередности, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда. НК РФ в приведенных выше статьях обращается только к очередности, установленной гражданским законодательством.

Пунктом 4.1 комментируемой статьи устанавливаются основания приостановления поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), к которым отнесены предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налога (п. 6 ст. 46 НК РФ), наложение судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) и соответствующее решение вышестоящего налогового органа.

Налоговые органы также могут принять решение об отзыве неисполненных поручений на списание средств в следующих случаях:

— изменения срока уплаты налога и сбора;

— исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, в том числе в связи с произведенным зачетом;

— списания налоговой недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию;

— уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;

— поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика в целях взыскания по принятому решению.

  1. Согласно пункту 5 комментируемой статьи, поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента), с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Здесь же установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации в качестве законного платежного средства, и средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, то есть представляет собой законное платежное средство, что соответствует ст. 75 Конституции Российской Федерации.

На данном основании исполнение поручения налогового органа по умолчанию должно производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов налогоплательщика (налогового агента), и лишь при невозможности взыскания из-за отсутствия средств на рублевых счетах допускается взыскание с его валютных счетов в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России на дату продажи валюты.

Однако даже при взыскании с валютных счетов перечисление денежных средств в бюджетную систему осуществляется в рублях. В этом случае одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, возлагаются на налогоплательщика.

Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» установлены виды банковских счетов, которые могут открываться в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Взыскание в порядке, установленном комментируемой статьей, может производиться с расчетных счетов, которые открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, а также с депозитных счетов (счетов по вкладам).

Согласно ст. 834 ГК РФ, по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и уплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Счета по вкладам (депозитам), согласно Инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента) не производится до истечения срока действия депозитного договора. В этом случае налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление средств по истечении срока действия депозитного договора, если к этому времени требование налогового органа не будет исполнено иным образом.

  1. Согласно пункту 6 комментируемой статьи поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Положением Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 16 июля 2012 г. N 385-П установлено, что кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code