Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 30

 

Налоговый кодекс РФ в комментируемой статье устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему. При этом дается краткое, но емкое определение через основные задачи (направления деятельности), реализацию которых и призвана обеспечить система налоговых органов:

— контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Несколько более развернуто определение налоговых органов дается в ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации»: «Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов».

Единую централизованную систему налоговых органов составляют:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая подведомственна Министерству финансов РФ. Положение о ФНС России утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506;

— территориальные подразделения (органы) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К территориальным органам ФНС России относятся:

а) межрегиональные налоговые инспекции ФНС России;

б) управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

в) территориальные налоговые инспекции.

Межрегиональные налоговые инспекции (МНИ), в свою очередь, создаются нескольких разновидностей:

1) по федеральным округам;

2) по функциональному признаку: межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных; межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональная инспекция по камеральному контролю;

3) по крупнейшим налогоплательщикам (каждая инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков в определенной сфере экономики — нефте- и газодобывающие предприятия, предприятия — плательщики акцизов, энергетические предприятия, предприятия военно-промышленного комплекса; банки и т.д.).

Территориальные налоговые инспекции представляют собой территориальные органы ФНС России, создаваемые на межрайонном, городском (районном) уровнях.

Основной объем работы по осуществлению мероприятий по налоговому контролю ложится на территориальные налоговые инспекции и межрегиональные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Приказом Минфина России от 17.07.2014 N 61н <67> утверждены Типовые положения о территориальных органах ФНС России, а именно:

— Типовое положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня;

— Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;

— Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

— Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу;

— Типовое положение об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа);

— Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения;

— Типовое положение о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю.

———————————

<67> Российская газета. N 287. 17.12.2014.

 

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ прямо регламентирует порядок такого взаимодействия (см., например, п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ).

Осуществляя свои функции, налоговые органы взаимодействуют с иными государственными органами, осуществляющими деятельность в области налогообложения и смежных областях (таможенными органами, государственными внебюджетными фондами и др.), а также с правоохранительными органами (органами внутренних дел, следственными органами и др.).

В рамках такого межведомственного взаимодействия, порядок осуществления которого устанавливается соглашениями, заключаемыми между заинтересованными сторонами, происходит обмен информацией о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых проверках в налоговой сфере и т.д. (например, Соглашение от 13 октября 2010 г. о взаимодействии между Министерством внутренних дел РФ и Федеральной налоговой службой).

 

Статья 31. Права налоговых органов

 

Комментарий к статье 31

 

Основной задачей налоговых органов является обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах. Данная задача многогранна. Решая ее, налоговые органы должны надлежащим образом реализовывать возложенные на них функции, а также не нарушать права и законные интересы других участников налоговых правоотношений. Налоговый кодекс РФ не дает четкий исчерпывающий перечень функций налоговых органов. Анализ их статуса и решаемых ими задач позволяет сказать, что налоговыми органами реализуются следующие основные функции:

— контрольная;

— информационно-консультационная;

— фискальная;

— правоохранительная.

Данные функции имеют четкую целевую направленность, обусловленную сферой деятельности налоговых органов. Поэтому каждая из них подразумевает «привязку» к этой сфере и может быть соответственно конкретизирована — «в сфере налогов и сборов».

Функции налоговых органов раскрываются через возлагаемые на них обязанности и закрепленные за ними права, являющиеся правовой основой, обеспечивающей практическую реализацию данных функций.

Открытый перечень прав налоговых органов приводится в ст. 31 Налогового кодекса РФ. Наряду с этим права налоговых органов устанавливаются и в иных положениях Налогового кодекса РФ, а также в других законодательных актах, например в Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Законодатель закрепляет положение, в соответствии с которым вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также порядок их заполнения и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС России, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом РФ на иной федеральный орган исполнительной власти.

 

Статья 32. Обязанности налоговых органов

 

Комментарий к статье 32

 

Правовое положение налоговых органов определяется совокупностью их прав и обязанностей. Перечень обязанностей налоговых органов приводится в комментируемой статье, и он, как и перечень прав налоговых органов, является открытым.

Обязанности налоговых органов могут устанавливаться также в Законе РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации», международных договорах РФ и иных источниках права.

В настоящее время комментируемым Кодексом и иными нормативными правовыми актами на налоговые органы возложено значительное число обязанностей.

Основной обязанностью налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах, которое состоит в том, что налоговые органы должны надлежащим образом реализовывать возложенные на них функции, а также не нарушать права и законные интересы других участников налоговых правоотношений. Налоговые органы обязаны соблюдать принцип законности.

Как и права налоговых органов, их обязанности соответствуют основным функциям налоговых органов:

— контрольной;

— информационно-консультационной;

— фискальной;

— правоохранительной.

К обязанностям налоговых органов, связанным с осуществлением налогового контроля, относятся, например:

— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков.

Информационно-консультационная функция налоговых органов состоит в том, чтобы информировать налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений о содержании законодательства о налогах и сборах, об их правах и обязанностях, связанных с налогообложением, а также порядком их реализации. Так, например, на налоговых органах лежит обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Кроме того, налоговые органы должны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Фискальная функция налоговых органов предполагает осуществление ими деятельности, направленной на зачисление сумм налогов и сборов на счета соответствующих бюджетов.

С реализацией данной функции связана, например, обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

При реализации правоохранительной функции налоговые органы принимают меры, направленные на привлечение лиц, нарушающих законодательство о налогах и сборах, к юридической ответственности. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Реализуя свои функции, налоговые органы должны обеспечить соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений. Одним из основных таких интересов является соблюдение налоговой тайны.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми федеральными органами исполнительной власти, участвующими в налоговых правоотношениях.

Надлежащее исполнение рассмотренных обязанностей налоговых органов гарантируется возможностью их привлечения к юридической ответственности в соответствии со ст. 35 НК РФ.

 

Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов

 

Комментарий к статье 33

 

Обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 Налогового кодекса РФ, исполняются непосредственно их должностными лицами.

Должностными лицами налоговых органов считаются государственные служащие Российской Федерации, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах.

Обязанности должностных лиц налоговых органов, закрепленные в комментируемой статье, соответствуют основным принципам права, и прежде всего принципу уважения и защиты прав и свобод человека, а также принципу законности.

Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Эта обязанность должностных лиц налоговых органов непосредственно вытекает из требований принципа законности.

Для обеспечения неукоснительного исполнения всеми должностными лицами налоговых органов данных обязанностей организуется антикоррупционная профилактическая деятельность (например, Приказ ФНС России от 19.01.2010 N ММ-7-4/12@ «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах»), разрабатывается концепция собственной безопасности ФНС России (например, Приказ ФНС России от 09.11.2011 N ММВ-7-4/738@ «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы») и т.д.

Правовым последствием закрепления в комментируемой статье Налогового кодекса РФ обязанности должностных лиц налоговых органов корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам стало принятие Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы (Приказ ФНС России от 11.04.2011 N ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы»). В этом Кодексе содержатся, в частности, рекомендательные этические правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы. В соответствии с этими правилами в служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени (пункт 24).

Государственные служащие, проходящие службу в налоговых органах, в служебном поведении должны воздерживаться от:

— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

— грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение (пункт 25).

Исполнение рассмотренных обязанностей должностных лиц налоговых органов гарантируется возможностью привлечения этих лиц к юридической ответственности (см. п. 3 ст. 35 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов

 

Комментарий к статье 34

 

Комментируемая статья посвящена полномочиям таможенных органов и обязанностям их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Как известно, таможенные органы взимают таможенные платежи, среди которых не только таможенная пошлина и таможенные сборы, отнесенные действующим бюджетным законодательством РФ к неналоговым доходам, но также НДС и акцизы, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию.

Разграничение предметов налогового и таможенного права произведено в статье 2 Налогового кодекса. В комментируемой же статье закреплено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Регулирование соответствующих отношений происходит в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (его состав определен в статье 3 Таможенного кодекса Таможенного союза), законодательством Российской Федерации о таможенном деле (Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <68>), Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

———————————

<68> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

То же самое касается и должностных лиц таможенных органов, которые несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, когда они взимают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба (ФТС России);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» <69>.

———————————

<69> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.

 

Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

 

Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

 

Комментарий к статье 34.2

 

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов сводятся, прежде всего, к предоставлению письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Компетенция финансовых органов по предоставлению подобных письменных разъяснений ставится в зависимость от вида налогов и сборов:

— на федеральном уровне Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);

— финансовые органы субъектов Российской Федерации (министерства финансов, департаменты финансов и т.п., создаваемые на региональном уровне) дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

— финансовые органы муниципальных образований (финансовые отделы и т.п.) дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Финансовые органы дают соответствующие письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса (по решению руководителя финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц).

Разъяснения, принимаемые финансовыми органами, не содержат налоговой нормы и, следовательно, не являются источниками налогового права в формальном смысле. Однако такие акты имеют особую юридическую силу, непосредственно влияющую на правоприменение в налоговой сфере. Достаточно обратиться к ст. 111 Налогового кодекса РФ, предусматривающей, что выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или другим уполномоченным органом государственной власти, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

 

Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

 

Комментарий к статье 35

 

Комментируемая статья посвящена ответственности налоговых органов и таможенных органов, а также их должностных лиц.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, согласно ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате противоправных решений, иных действий (бездействия) налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и иных работников, возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (такой порядок установлен, например, статьей 103 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)).

В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной (ст. 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <70>), материальной (раздел XI Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ <71>) и уголовной ответственности (например, ст. 183, 285, 286, 290, 292, 293 и другие статьи Уголовного кодекса РФ).

———————————

<70> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<71> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

 

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом РФ). Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code