Глава 3.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Комментарий к статье 25.8

 

В комментируемой главе установлены особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, обеспечивающие применение положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, связанных с взиманием налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, налогоплательщиками по которым выступают участники региональных инвестиционных проектов (см.: п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3, ст. 288.2, п. 2.2 ст. 342 и ст. 342.3 НК РФ).

Соответствующие изменения в комментируемый Кодекс были внесены Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ <47>, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Следует отметить, что законодателем были установлены ограничения по времени действия отдельных положений указанного Закона. Так, положения п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3 и ст. 288.2 НК РФ применяются до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, дополнительные ограничения по времени применения введены в отношении участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным абз. 2 подп. 4 п. 1 комментируемой статьи. Они утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ, начиная с 1 января 2027 года.

———————————

<47> Федеральный закон от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 40 (часть 3). Ст. 503.

 

Цель установления особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов состоит в стимулировании (через предоставление налоговых преференций по налогам на прибыль и добычу полезных ископаемых) таких проектов, если они связаны с развитием товарного производства, на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации. Данным обстоятельством обусловлено содержание подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в котором предусмотрены территориальные пределы действия комментируемой главы и связанных с ней положений гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса. Так, положения законодательства о налогах и сборах, связанные с установлением особенностей налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов, действуют в отношении исключительно одного из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

При этом производство товаров, являющееся результатом реализации регионального инвестиционного проекта, которому оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с положениями комментируемой главы и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса, должно осуществляться исключительно на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации. Изъятия из данной нормы закреплены в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому допускается налогообложение в соответствии с указанными положениями законодательства о налогах и сборах, если (1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных субъектов Российской Федерации; (2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что комментируемая глава предполагает оказание поддержки (предоставление преференций) не всем региональным инвестиционным проектам, а только тем, которые направлены на развитие товарного производства.

В законодательство о налогах и сборах понятие товара было заимствовано из гражданского законодательства, в котором под ним применительно к договору купли-продажи понимаются любые вещи, которые могут быть объектом купли-продажи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (п. 1 ст. 455 ГК РФ). Вещь как объект гражданских прав — это любой предмет материального мира, предназначенный для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Таким образом, товаром может выступать любой предмет материального мира, предназначенный для продажи или обмена, при условии, что в соответствии со ст. 129 ГК РФ он признается оборотоспособным либо, в исключительных случаях, ограниченно оборотоспособным. Ограничение оборотоспособности вещи устанавливается законом и может быть связано с тем, что ею могут владеть только определенные лица, либо на владение (приобретение, отчуждение) ею необходимо получить специальное разрешение. Не могут выступать в качестве товара вещи, изъятые из гражданского оборота. Здесь следует также отметить, что согласно ст. 454 ГК РФ в качестве товара могут также выступать ценные бумаги, валютные ценности и имущественные права. Однако применительно к ценным бумагам и валютным ценностям законом могут быть установлены специальные правила купли-продажи, а имущественные права признаются товаром только в том случае, если иное не вытекает из их содержания или характера.

В законодательстве о налогах и сборах товар рассматривается как объект реализации (см.: ст. 39 НК РФ и комментарий к ней). В этом качестве товар противопоставляется работам и услугам, которые не имеют овеществленной формы, а представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц. При этом работа имеет овеществленный результат, а услуга такого результата не имеет — потребности физических и юридических лиц удовлетворяются непосредственно в процессе ее оказания.

Из содержания комментируемой статьи следует, что результатом реализации регионального инвестиционного проекта признается не реализация товаров, а их производство, т.е. речь в ней идет не о любых вещах, а только о тех, которые были произведены налогоплательщиками — участниками регионального инвестиционного проекта на территории одного из указанных выше субъектов Российской Федерации. При этом поддержка (налоговые преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 комментируемого Кодекса оказывается не во всех случаях производства товаров. Так, региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели: 1) добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата; 2) производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); 3) осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

К участникам региональных инвестиционных проектов в целях предоставления им поддержки (налоговых преференций) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ предъявляются также следующие требования:

— на земельных участках, на которых предполагается реализация такого инвестиционного проекта, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры);

— объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее: (1) 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов; (2) 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

— каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Принципиальное значение для законодателя имеет требование об объеме капитальных вложений, поскольку его раскрытию посвящены пункты 3 — 5 комментируемой статьи.

Под капитальными вложениями, как правило, понимаются затраты на воспроизводство основных средств, их увеличение и совершенствование. При этом основные средства — это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в основном в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 мес., или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес. Основные средства переносят свою стоимость на продукт не полностью, а частями в виде амортизационных отчислений. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 <48> актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: 1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; 4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

———————————

<48> См.: Приказ Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ // Российская газета. N 91 — 92. 2001.

 

В п. 3 комментируемой статьи приведенные правила конкретизируются применительно к целям предоставления поддержки (налоговых преференций) участникам региональных инвестиционных проектов в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ. Так, при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не подлежат учету: (1) полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов; (2) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Согласно п. 4 комментируемой статьи определение фактического объема капитальных вложений (суммы понесенных затрат), осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см.: комментарий к ней) без учета налога на добавленную стоимость. Цель данной нормы состоит в обеспечении максимальной приближенности цен товаров (работ, услуг), применимых при реализации региональных инвестиционных проектов, которым оказывается поддержка (предоставляются преференции) в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, к рыночным. Особое значение в той связи имеют положения абз. 3 п. 1, п. 2, 3, 8 — 11 указанной статьи. Здесь следует отметить, что она закрепляет общие нормы и допускает, что главами части второй комментируемого Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, могут быть определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения. В этом случае согласно ее п. 12 применению подлежат специальные нормы, установленные в части второй комментируемого Кодекса.

Согласно п. 5 комментируемой статьи допускается, что законом субъекта Российской Федерации может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования к участникам региональных инвестиционных проектов.

 

Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

 

Комментарий к статье 25.9

 

Комментируемая статья устанавливает понятие налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта и совокупность требований, предъявляемых к нему.

При формировании содержания комментируемой статьи законодатель исходил из цели предоставления преференций по налогам на прибыль (гл. 25 НК РФ) и добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) участникам региональных инвестиционных проектов, а именно стимулирование товарного производства в Дальневосточном федеральном округе и отдельных субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.

В соответствии с указанной целью рассматриваемая законодательная дефиниция включает в себя три признака. Налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта признается (1) российская организация, которая (2) получила в порядке, установленном настоящей главой, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая (3) непрерывно в течение указанных в пунктах 2 — 5 ст. 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных п. 1.5 ст. 284 НК РФ, отвечает одновременно (в совокупности) ряду требований, которым и посвящена главным образом комментируемая статья.

Первым признаком, образующим дефиницию, которой посвящена комментируемая статья, является признание налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта только российских организаций. Если ст. 19 НК РФ (см. комментарий к ней) предусматривает, что налогоплательщиками могут быть физические лица и организации, то налогообложение в порядке, установленном комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, может осуществляться только в отношении российских организаций. Более того, принимая во внимание первое требование, предъявляемое к таким налогоплательщикам, их круг следует ограничить только российскими юридическими лицами, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект.

Российским юридическим лицом признается организация, образованная в качестве юридического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и зарегистрированная на ее территории. Порядок и условия государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <49>.

———————————

<49> Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3431.

 

То обстоятельство, что комментируемая глава и связанные с ней положения гл. 25 и гл. 26 НК РФ предполагают развитие товарного производства исключительно на территории Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, прямо указанных в ст. 25.8 НК РФ, обусловливают также требования к налогоплательщикам — участникам региональных инвестиционных проектов, в соответствии с которыми такие организации не должны (1) иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект, а также (2) являться участниками консолидированных групп налогоплательщиков. Последнее требование обусловлено также тем, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 25.8 комментируемого Кодекса каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Налоговая преференция, установленная Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», предполагается как исключительная, т.е. не применяемая совместно с другими налоговыми преференциями и формами поддержки налогоплательщиков, в силу чего к налогоплательщикам — участникам региональных инвестиционных проектов предъявляются следующие требования: 1) они не должны применять специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй комментируемого Кодекса; 2) они не должны быть ранее участниками регионального инвестиционного проекта и являться участниками (правопреемниками участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта; 3) они не должны являться резидентами особых экономических зон любого типа.

Направленность реализуемой в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ налоговой преференции на развитие товарного производства потребовала исключения из числа налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов организаций, являющихся некоммерческими организациями, банками, страховыми организациями (страховщиками), негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями.

Товарное производство предполагает наличие соответствующей промышленной инфраструктуры. Кроме того, перед приобретением статуса участника регионального инвестиционного проекта и получения рассматриваемой налоговой преференции налогоплательщик должен совершить действия, направленные на создание такой инфраструктуры. Данные обстоятельства послужили причиной включения в комментируемую статью следующих требований к таким налогоплательщикам: они должны иметь (1) в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок (земельные участки), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта, а также (2) разрешение на строительство в случае, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации регионального инвестиционного проекта. Порядок и условия владения и пользования земельными участками определяются гражданским законодательством Российской Федерации, а также законодательством о земле. Выдача разрешения на строительство осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство необходимо для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных в п. 17 указанной статьи, а именно: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) капитального ремонта объектов капитального строительства; 6) иных случаев, если в соответствии с градостроительным законодательством получение разрешения на строительство не требуется.

Налогоплательщик приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения его в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Содержанию таких реестров посвящена ст. 25.10 НК РФ (см. комментарий к ней), а порядку включения налогоплательщиков в реестр — ст. 25.11 НК РФ (см. комментарий к ней).

 

Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов

 

Комментарий к статье 25.10

 

Предоставление налоговой преференции в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ осуществляется при условии включения налогоплательщика в реестр участников региональных инвестиционных проектов, ведущийся Федеральной налоговой службой, которая в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе <50> признается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

———————————

<50> См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

 

Согласно п. 1.2 Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре <51>, реестр участников региональных инвестиционных проектов ведется в электронной форме путем внесения записей в нем и их изменения управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 25.8 комментируемого Кодекса, на основании решений и сведений, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика — участника региональных инвестиционных проектов (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

———————————

<51> См.: Приказ ФНС России от 23 июня 2014 года N ММВ-7-3/328@ «Об утверждении Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре» // Российская газета. N 190. 2014.

 

Реестр участников региональных инвестиционных проектов содержит следующие сведения:

— номер записи, дата записи;

— сведения об организации — участнике регионального инвестиционного проекта — полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), адрес (место нахождения);

— реквизиты решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов — наименование документа, дата, номер, наименование уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение;

— дата, с которой организация подлежит включению в реестр;

— реквизиты документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, — наименование документа, дата, номер, наименование и код налогового органа по месту нахождения налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), принявшего решение;

— основание прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 4 статьи 25.12 Кодекса;

— дата прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта;

— реквизиты документа об отмене документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, — наименование документа, дата, номер, орган, принявший решение об отмене;

— реквизиты решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре участников региональных инвестиционных проектов, — наименование документа, дата, номер, содержание измененных сведений;

— сведения об инвестиционном проекте, содержащиеся в инвестиционной декларации: 1) полное наименование инвестиционного проекта; 2) цель реализации инвестиционного проекта; 3) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; 4) общий объем финансирования инвестиционного проекта с указанием целей направления средств, в том числе: на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию основных средств (млн. руб.); 5) объем затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе на: строительно-монтажные работы, машины, оборудование, инструменты, инвентарь, прочее (млн. руб.); 6) срок реализации инвестиционного проекта; 7) ежегодный объем капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта (млн. руб.) в соответствии с графиком, указанным в пункте 8 инвестиционной декларации; 8) коды субъектов Российской Федерации, на территории которых также реализуется инвестиционный проект.

Форма и содержание инвестиционной декларации установлены Приказом Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38 <52>.

———————————

<52> Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2014 года N ММВ-7-3/38@ «Об утверждении формы инвестиционной декларации» // Российская газета. N 86. 2014.

 

Сведения об участниках региональных инвестиционных проектов и о региональных инвестиционных проектах группируются в реестре по субъектам Российской Федерации.

Пункт 2 комментируемой статьи носит бланкетный характер, устанавливая, что решения о включении организации в реестр, а также о внесении изменений в реестр принимаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом положений ст. 25.11 и п. 1 — 3 ст. 25.12 комментируемого Кодекса. Таким образом, орган, уполномоченный принимать решения о включении налогоплательщиков в реестр участников региональных инвестиционных проектов, определяется законодательством указанных в ст. 25.8 НК РФ субъектов Российской Федерации. Решение же о прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта напротив принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) по основаниям, установленным п. 4 ст. 25.12 комментируемого Кодекса.

 

Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр

 

Комментарий к статье 25.11

 

В комментируемой статье установлены порядок и условия включения налогоплательщиков в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Согласно п. 1 комментируемой статьи для включения в реестр организация направляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением следующих документов: 1) копии учредительных документов организации, удостоверенные в установленном порядке; 2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в Единый государственный реестр юридических лиц; 3) копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; 4) инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта); 5) иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным комментируемым Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 25.9 НК РФ (см. комментарий к ней) участниками региональных инвестиционных проектов могут быть только коммерческие организации, для которых в соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ, за исключением хозяйственных товариществ, учредительным документом признается устав, который утверждается их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила, установленные для устава юридического лица. Устав коммерческой организации должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Копии учредительных документов юридических лиц, которые выступают участниками региональных инвестиционных проектов, могут быть удостоверены нотариально или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которым согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе является Федеральная налоговая служба.

Нотариальное удостоверение учредительных документов юридического лица (свидетельствование их верности) осуществляется в соответствии со ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <53>. Нотариус может свидетельствовать верность копий учредительных документов юридических лиц и выписок из них. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу. Свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.

———————————

<53> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

 

Общий порядок выдачи копий учредительных документов юридических лиц Федеральной налоговой службой установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации» <54>. Данный порядок конкретизирован в письме ФНС России от 30 декабря 2010 года N ПА-37-6/19020@ «О предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов». Копии учредительных документов юридического лица предоставляются уполномоченным налоговым органом по месту нахождения соответствующего юридического лица. В случае поступления в налоговый орган запроса о предоставлении копий учредительных документов юридического лица, место нахождения которого находится вне территории, подведомственной этому налоговому органу, предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации. При этом в указанной справке необходимо указать наименование и адрес регистрирующего органа по месту нахождения соответствующего юридического лица, в который нужно обратиться за предоставлением запрашиваемой копии документа, или сообщить о невозможности определения конкретного юридического лица. Копия учредительного документа предоставляется заинтересованному лицу в количестве экземпляров, указанном в запросе, с учетом размера платы за предоставление данной копии. Копия каждого запрашиваемого документа оформляется отдельно. При изготовлении копии документа допускается размещение на одном листе двух страниц документа (по одной на каждой стороне листа). На первую страницу копии устава наносится текст следующего содержания: «Копия изготовлена с устава юридического лица ОГРН _______________, представленного при внесении в ЕГРЮЛ записи от (указывается дата) за ГРН _______________». На первую страницу копии изменений к уставу наносится текст следующего содержания: «Копия изготовлена с изменений к уставу юридического лица ОГРН _______________, представленных при внесении в ЕГРЮЛ записи от (указывается дата) за ГРН _______________». Листы копии учредительного документа должны быть пронумерованы (начиная с первого листа) с соблюдением строгой последовательности нумерации. Копия учредительного документа объемом более одного листа должна быть прошита. При этом на бумажную наклейку накладывается подпись руководителя налогового органа либо иного должностного лица налогового органа, на которое распорядительным актом налогового органа возложены указанные полномочия, подпись которого скрепляется гербовой печатью налогового органа.

———————————

<54> Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

 

Факт внесения записи о государственной регистрации организации — участника регионального инвестиционного проекта в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается документом, форма и содержание которого установлены в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и п. 5.9.40 Положения о Федеральной налоговой службе Приказом ФНС России от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@ <55>, согласно которому применительно к предоставлению налоговой преференции, предусмотренной комментируемой главой и соответствующими положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, факт внесения записи о государственной регистрации организации — участника регионального инвестиционного проекта в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается выпиской из указанного Реестра, форма и содержание которой установлены Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 года N 158н <56>.

———————————

<55> Приказ ФНС России от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. N 18. 2013.

<56> Приказ Минфина России от 23 ноября 2011 года N 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» // Российская газета. N 95. 2012.

 

Если свидетельство о государственной регистрации юридического лица и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не представлены самой организацией, претендующей на участие в региональном инвестиционном проекте, то по межведомственному запросу уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации содержащиеся в них сведения представляет Федеральная налоговая служба.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ (см. комментарий к ней) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Кодексом. Порядок и условия постановки на такой учет установлены ст. 84 НК РФ (см. комментарий к ней). Постановка организации — участника регионального инвестиционного проекта на учет в налоговом органе подтверждается соответствующим свидетельством, форма и содержание которого установлены Приказом ФНС России от 11 августа 2011 года N ЯК-7-6/488@ <57>.

———————————

<57> Приказ ФНС России от 11 августа 2011 года N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» // Российская газета. N 213. 2011.

 

Если копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе не представлена самой организацией, претендующей на участие в региональном инвестиционном проекте, то по межведомственному запросу уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации содержащиеся в нем сведения представляются Федеральной налоговой службой.

Форма и содержание инвестиционной декларации установлены Приказом Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38.

Если реализация регионального инвестиционного проекта в соответствии с п. 2 ст. 25.8 НК РФ (см. комментарий к ней) осуществляется одновременно на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, заявление о включении в реестр подается организацией в уполномоченный орган государственной власти того субъекта Российской Федерации, в котором организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения.

Для принятия решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов уполномоченный на принятие такого решения орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Федеральную налоговую службу межведомственный запрос на предоставление сведений, подтверждающих соответствие организации-претендента требованиям, установленным подп. 1 — 6 п. 1 ст. 25.9 НК РФ (см. комментарий к ней), которая обязана подтвердить или опровергнуть указанное обстоятельство. Общий порядок межведомственного информационного взаимодействия установлен ст. 7 и 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <58>. Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в том числе через систему межведомственного электронного взаимодействия, которая согласно Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 <59> представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, и позволяющие осуществлять мониторинг системы взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, соглашениями, а также предоставлять информационно-методическую поддержку органам и организациям в части использования ими системы взаимодействия, а также иных информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и подключенных к системе взаимодействия.

———————————

<58> Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

<59> Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 года N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.

 

Комментируемая статья предусматривает три стадии включения организации в реестр участников региональных инвестиционных программ: 1) принятие заявления о включении в реестр к рассмотрению; 2) принятие решения о включении организации в реестр; 3) включение организации в реестр.

Первая из указанных стадий регламентирована в п. 5 комментируемой статьи, в соответствии с которой уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проверяет соответствие документов, приложенных к заявлению о включении в реестр, перечню документов, указанных в п. 1 комментируемой статьи, в срок не более чем три рабочих дня со дня их представления в указанный уполномоченный орган и на основании результатов указанной проверки направляет организации одно из следующих решений: 1) о принятии указанного заявления к рассмотрению; 2) об отказе в принятии указанного заявления к рассмотрению в случае непредставления документов, указанных в подп. 1, 4 и 5 п. 1 комментируемой статьи.

На второй стадии, регламентируемой п. 6 комментируемой статьи, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по итогам рассмотрения заявления о включении в реестр участников региональных инвестиционных проектов, прилагаемых к нему документов и сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, принимает одно из следующих решений: 1) о включении организации в реестр; 2) об отказе во включении организации в реестр в случае несоблюдения требований, установленных к региональным инвестиционным проектам.

Указанное решение должно быть принято в течение тридцати дней, если региональный инвестиционный проект реализуется на территории одного субъекта Российской Федерации, указанного в подп. 1 п. 1 ст. 25.8 комментируемого Кодекса, либо в течение сорока дней при реализации такого проекта в соответствии с п. 2 ст. 25.8 комментируемого Кодекса на территории нескольких субъектов Российской Федерации. В последнем случае решение о включении организации в реестр (об отказе во включении организации в реестр) принимается по согласованию с уполномоченными органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации, на территориях которых реализуется соответствующий региональный инвестиционный проект. Организации — претенденту на включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов соответствующее решение направляется не позднее пяти дней со дня его принятия.

Включение организации в реестр производится с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение. При этом сведения об участнике регионального инвестиционного проекта включаются в реестр налоговым органом по месту нахождения такого участника согласно абз. 1 п. 3.1 Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре и уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъектов Российской Федерации согласно абз. 2 п. 3.1 указанного Порядка.

Решения о включении организации в реестр и о внесении изменений в реестр, иные необходимые сведения, подлежащие включению в реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения в соответствующие управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в электронной форме. Сведения, представляемые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и представляются по телекоммуникационным каналам связи или на съемном электронном носителе. Сведения, подлежащие включению в реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации бесплатно. Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации на основании полученных данных осуществляют в режиме удаленного доступа формирование информационного ресурса федерального уровня «Реестр участников региональных инвестиционных проектов».

 

Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта

 

Комментарий к статье 25.12

 

В комментируемой статье устанавливаются регламенты для двух процедур: 1) внесение изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта; 2) прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта.

Основанием применения первой из указанных процедур является изменение инвестиционной декларации, которое осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей, при условии соблюдения требований, предъявляемых к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленных комментируемым Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В комментируемой статье установлены следующие ограничения на изменения инвестиционной декларации, которые являются основаниями для отказа в таких изменениях: 1) изменение цели регионального инвестиционного проекта; 2) снижение общего объема финансирования регионального инвестиционного проекта в совокупности более чем на 10 процентов по отношению к уровню, заявленному в первоначальной инвестиционной декларации; 3) изменение графика ежегодного объема инвестиций, исключающее возможность реализации регионального инвестиционного проекта с соблюдением установленных требований; 4) в результате вносимых изменений региональный инвестиционный проект перестанет удовлетворять иным требованиям, предусмотренным комментируемым Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Изменения в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не связанные с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта, вносятся решением уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления участника регионального инвестиционного проекта, составленного в произвольной форме, содержащего обоснование необходимости внесения таких изменений. Общий порядок внесения изменений в реестр участников региональных инвестиционных проектов соответствует порядку включения налогоплательщиков в такой реестр, установленный в ст. 25.11 НК РФ (см. комментарий к ней). Данный порядок конкретизирован в Приказе ФНС России от 23 июня 2014 года N ММВ-7-3/328@ «Об утверждении Порядка ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состава сведений, содержащихся в реестре».

Участник регионального инвестиционного проекта вправе отказаться от данного статуса, представив соответствующее заявление. В этом случае указанный статус прекращается, а налогоплательщик исключается из реестра со дня, указанного в заявлении.

Основанием прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта также служит решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие регионального инвестиционного проекта и (или) его участника требованиям, установленным комментируемым Кодексом и (или) законодательством субъекта Российской Федерации. В этом случае налогоплательщик считается утратившим указанный статус со дня его включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а налоговый орган вправе доначислить налоги на прибыль и добычу полезных ископаемых в порядке, установленном комментируемым Кодексом.

Статус участника региональной инвестиционной программы утрачивается налогоплательщиком при его прекращении как юридического лица. В случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что организация — участник регионального инвестиционного проекта находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В случае прекращения деятельности организации — участника регионального инвестиционного проекта в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. На основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда о признании организации — участника региональной инвестиционной программы банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Сведения о прекращении у налогоплательщика статуса участника региональной инвестиционной программы представляются для включения в Реестр налоговыми органами по месту нахождения данной организации (по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code