Статья 8. Понятие налога и сбора

Комментарий к статье 8 Налогового Кодекса РФ

 

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права — налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников — организаций и физических лиц — часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти — государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

Налог определяется законодателем как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Налог — обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а «о налогах не договариваются», гласит знаменитая аксиома налогового права.

Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.

Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).

Индивидуальная безвозмездность — правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, — принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).

В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.

Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.

Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.

Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.

Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).

Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.

На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги «воплощен публичный интерес всех членов общества» (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой «основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти» (Постановление КС РФ от 11.11.1997).

 

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

 

Комментарий к статье 9

 

В статье 9 определен субъектный состав налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Сразу же отметим, что перечень участников налоговых правоотношений претерпел значительные изменения. Многие субъекты были впоследствии исключены из этого перечня по мере внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ (сборщики налогов, государственные внебюджетные фонды, финансовые органы, федеральные органы налоговой полиции).

В настоящее время в субъектном составе налоговых правоотношений в соответствии с комментируемой статьей остались лишь непосредственные участники правоотношений в связи с исполнением налоговой обязанности — налогоплательщиков и фискальных органов (налоговых и таможенных органов).

Ряд органов, ранее упоминавшихся в комментируемой статье и продолжающих функционировать до настоящего времени, присутствует в Налоговом кодексе РФ в качестве опосредованных участников налоговых правонарушений, то есть участников, содействующих исполнению налоговой обязанности: финансовые органы, органы внутренних дел, следственные органы (главы 5 и 6 НК РФ).

Кроме того, не включены в перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, территориальные публично-правовые образования, которые, собственно, и устанавливают налоги. Налог уплачивается по предписанию, оформленному в виде закона (решения представительного органа) того публично-правового образования, которым этот налог устанавливается и вводится. Для федеральных налогов таким публично-правовым образованием является Российская Федерация, для региональных налогов — субъект Российской Федерации, а для местных налогов — муниципальное образование.

Властный характер налоговых правоотношений (ст. 2 НК РФ) предполагает участие в таких отношениях как организаций и физических лиц, так и фискальных органов государства (налоговых и таможенных органов).

Публично-правовая природа налогового права объясняет субординацию сторон налоговой обязанности: одна сторона наделена властными полномочиями, а другая сторона является обязанным (подчиненным) участником правоотношений.

При исполнении налоговой обязанности субъектами налоговых правоотношений, наделенных властными полномочиями, являются фискальные органы, а именно налоговые и таможенные органы.

Налоговые органы образуют в Российской Федерации единую систему органов Федеральной налоговой службы. Налоговые органы и их должностные лица, участвуя в налоговых правоотношениях, контролируют соответствие налоговой обязанности нормам законодательства о налогах и сборах и при необходимости гарантируют выполнение налоговой обязанности, применяя различные меры государственного принуждения.

Более подробно налоговые органы описываются в ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»: «Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов».

Единую централизованную систему налоговых органов в Российской Федерации составляют:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; в настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России);

— территориальные подразделения (органы) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К территориальным органам ФНС России относятся:

а) межрегиональные налоговые инспекции ФНС России;

б) управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

в) территориальные налоговые инспекции.

Межрегиональные налоговые инспекции (МНИ), в свою очередь, создаются нескольких разновидностей:

1) по федеральным округам;

2) по функциональному признаку: межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных; межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональная инспекция по камеральному контролю;

3) по крупнейшим налогоплательщикам (каждая инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков в определенной сфере экономики: нефте- и газодобывающие предприятия, предприятия — плательщики акцизов, энергетические предприятия, предприятия военно-промышленного комплекса; банки и т.д.).

Территориальные налоговые инспекции представляют собой территориальные органы ФНС России, создаваемые на межрайонном, городском (районном) уровнях.

В качестве фискальных органов в налоговых правоотношениях могут выступать также таможенные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба (ФТС России);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Обязанной стороной при исполнении налоговой обязанности, по общему правилу, выступает лицо, обязанное уплатить налог, — налогоплательщик (ст. 19 НК РФ).

Однако в ряде случаев обязанными лицами по налоговому праву могут стать:

— налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ);

— банки или иные кредитные организации, осуществляющие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет;

— наследники налогоплательщика — физического лица, принявшие наследство, обремененное задолженностью по уплате отдельных налогов;

— ликвидационная комиссия, которая исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (ст. 49 НК РФ);

— правопреемники реорганизованного юридического лица — налогоплательщика (ст. 50 НК РФ);

— поручители и залогодатели (когда залогодателем является не сам налогоплательщик, а третье лицо) при получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

 

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

 

Комментарий к статье 10

 

Под производством следует понимать определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения индивидуально конкретных дел. Конкретное дело, подлежащее рассмотрению в рамках одного производства, не может быть рассмотрено в рамках другого производства <32>.

———————————

<32> Налоговые процедуры: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Норма, 2008. С. 17.

 

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах можно определить как процесс привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Нарушением законодательства о налогах и сборах является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах, за которое предусмотрены меры ответственности.

К видам нарушений законодательства о налогах и сборах относятся: налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки) и нарушения законодательства о налогах и сборах, содержавшие признаки преступления (налоговые преступления). В зависимости от того, под признаки какого правонарушения подпадает деяние лица (налогового правонарушения, проступка или преступления), различается порядок производства по данному делу.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в Налоговом кодексе РФ установлена ответственность (ст. 106 Налогового кодекса РФ). Ответственность за совершение налоговых правонарушений (налоговая ответственность) применяется к физическим лицам и организациям, совершившим налоговое правонарушение, предусмотренное гл. 16 и 18 Налогового кодекса РФ.

Производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии с п. 1 комментируемой статьи ведется в порядке, установленном гл. 14 и 15 Налогового кодекса РФ. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля было выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса РФ).

Если налоговое правонарушение было выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство по делу о налоговом правонарушении ведется в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Если налоговое правонарушение обнаружено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.

Такие налоговые правонарушения, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 Налогового кодекса РФ), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса РФ), могут быть выявлены только в ходе налоговых проверок. Соответственно, производство по таким налоговым правонарушениям может быть осуществлено только в порядке ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Производство по делу о налоговом правонарушении возбуждается с момента составления акта налоговой проверки (ст. 100 Налогового кодекса РФ) или акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (ст. 101.4 Налогового кодекса РФ). Конституционный Суд РФ определил, что акт, «являясь итоговым актом налогового контроля, в то же время — поскольку в нем обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма налогового законодательства, определяющая конкретный вид налогового правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию, — выступает и в качестве правоприменительного акта, которым, по существу, возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, т.е. начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения» <33>.

———————————

<33> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. II. Ст. 3200.

 

Производство по делу о налоговом правонарушении заканчивается с принятием решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административные правонарушения в сфере налогов и сборов перечислены в главе 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 15.3 — 15.9). Производство по данным видам нарушений законодательства о налогах и сборах ведется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ст. 14). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1), за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2). Производство по уголовным делам осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

 

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

 

Комментарий к статье 11

 

Комментируемая статья НК РФ посвящена вопросам понятийного аппарата налогового права.

Все институты <34>, термины и понятия, используемые в НК РФ, условно могут быть сведены в четыре основные группы:

1) институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ;

2) специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах;

3) понятия, используемые при регулировании отношений, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей;

4) понятия, используемые в НК РФ и определяемые непосредственно в комментируемой статье 11 НК РФ.

———————————

<34> Под институтом (правовым) понимается обособленная внутри отрасли права группа юридических норм, объединенных определенной общностью признаков регулируемого ими вида однородных общественных отношений. Так, например, в налоговом праве используются такие гражданско-правовые институты, как собственность, поставка, купля-продажа и др.

 

В отношении институтов, терминов и понятий гражданского, семейного, трудового и иных отраслей законодательства применяется правило, в соответствии с которым они применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим НК РФ. Следовательно, при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» <35>).

———————————

<35> Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

 

Специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ, например: «налогоплательщик» — ст. 19, «объект налогообложения» — ст. 38, «налоговая база» — ст. 53, «налоговый период» — ст. 55, «налоговая ставка» — ст. 53 и т.д.

При регулировании отношений по взиманию таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу используются понятия, определяемые в Таможенном кодексе Таможенного союза (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза) и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Понятия, определяемые в НК РФ, могут использоваться в этом случае только тогда, когда соответствующей дефиниции нет в таможенном законодательстве.

Ряд понятий и терминов, используемых в налоговых целях, определяется непосредственно в комментируемой статье (ст. 11 НК РФ). Определение этих понятий и терминов в комментируемой статье имеет особое значение для единообразного толкования налоговых норм. Такие определения имеют специально-терминологическое значение. Конституционный Суд РФ уточнил, что нормы-дефиниции, содержащиеся в п. 2 ст. 11 НК РФ, предназначены для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О <36>).

———————————

<36> Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1.

 

Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья

 

Комментарий к статье 11.1

 

Налоговый кодекс РФ был дополнен статьей 11.1 в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации» <37>.

———————————

<37> СЗ РФ. 2013. N 40 (часть III). Ст. 5038.

 

Выделение терминов, связанных с налогообложением деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, в отдельную статью Налогового кодекса РФ (то есть отказ от включения этих терминов в статью 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе») обусловлено, скорее всего, несколькими обстоятельствами: во-первых, соображениями юридической техники (включение такого количества специальной терминологии в статью 11 НК РФ, безусловно, нарушило бы композиционную целостность и «читаемость» этой статьи); во-вторых, специфичностью и однородностью терминологического аппарата, составившего предмет статьи 11.1 НК РФ; в-третьих, особым значением нефтегазового сектора для государственных финансов Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code