РАЗДЕЛ 5. ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ

Выявление причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, позволяет предотвратить, или пресечь конкретное преступление и иные подобные деяния на стадиях приготовления или покушения. Если же преступление уже совершено, выявление причин и условий его совершения позволяет предотвратить другие, еще несовершенные аналогичные преступления.

Меры по установлению и устранению причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, предпринимаемые при расследовании уголовных дел, являются частью профилактической работы, которая осуществляется в целях ликвидации преступности и причин, ее порождающих. В этих целях должны использоваться все средства, имеющиеся в распоряжении следователя или лица, производящего дознание. Закон, обязывая органы расследования проводить работу по предотвращению преступлений, предоставляет для ее осуществления процессуальные средства, а также разрешает использовать оперативно-розыскные меры (ст.ст. 21, 21′, 68, 118, 140 УПК РСФСР). Кроме того, работа органов внутренних дел по предупреждению преступлений регламентируется «Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений», утвержденной приказом МВД России от 6 августа 1993 г. № 390.

Уголовно-процессуальный закон при производстве дознания и предварительного следствия обязывает устанавливать обстоятельства, явившиеся причинами и условиями совершения преступлений (ст.ст. 21, 68 УПК РСФСР). В данном случае речь идет о собирании доказательств наличия причин преступления и условий, способствовавших его совершению, а не просто о собирании сведений о них. Это объясняется тем, что причины преступлений и условия, способствовавшие их совершению, нередко заключаются в совершении отдельными лицами преступлений и молсет возникнуть необходимость привлечь их к уголовной ответственности (например, за халатное отношение к работе). Доказательства наличия соответствующих причин и условий, как и любые другие доказательства, собираются путем производства следственных действий по уголовному делу.

Эффективная работа по установлению конкретных причин преступлений и условий, способствовавших их совершению, невозможна без тесного взаимодействия следователя с другими представителями заинтересованных служб органов внутренних дел, оперативными аппаратами уголовного розыска, БЭП, участковыми инспекторами милиции и др. Как показывает практика, нередко конкретные причины и условия устанавливаются в ходе производства пожарно-технических и иных экспертиз, путем проведения оперативно-розыскных мер органами дознания при выполнении поручений следователя. Большую пользу в работе по профилактике преступлений может оказать общественность.

К обстоятельствам, способствующим совершению преступления, не относятся естественные природные факторы, хотя без их наличия преступления нельзя было совершить (например, наличие под кронами сухой лесной подстилки, соответствующие метеорологические условия, как факторы, благоприятствующие загоранию леса). Вместе с тем к причинам и условиям, способствующим лесным пожарам, относится высокая захламленность лесов порубочными остатками в местах сплошных вырубок. Такие вырубки являются наиболее пожароопасными площадями лесного фонда.

В процессе расследования уголовного дела органы дознания, следователь, прокурор и суд в соответствии со ст.21 УПК РСФСР обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступления. Установив их они, в соответствии со ст. 211 УПК РСФСР, ставят перед соответствующими организациями, учреждениями и должностными лицами вопрос об их устранении, внося соответствующее представление. Такое представление является важным процессуальным действием уполномоченного лица по устранению причин и условий преступлений. В представлении следователь или дознаватель подводит своего рода итог проделанной им работы по установлению причин и условий и намечает комплекс мероприятий по их устранению. При этом, в представлении речь должна идти не о всяких недостатках, а о тех, которые сделали возможным совершение данного преступления. Внося представление, следователь способствует принятию всех необходимых мер для того, чтобы исключить в дальнейшем повторение подобных преступлений.

Представление вносится по материалам конкретного уголовного дела, поэтому в нем необходимо указать на фактические обстоятельства, которые способствовали совершению преступления лицом, привлеченным к уголовной ответственности. При этом, Закон не устанавливает обязательной формы представления, однако следственная практика выработала определенную форму этого документа, которой придерживаются многие следователи. Речь в данном случае идет об обязательных элементах, которые должны быть отражены в представлении.

  1. Название процессуального документа.
  2. Полное наименование предприятия, учреждения, организации, должность руководителя, которому адресовано представление.
  3. Время и место вынесения представления.
  4. Дословная формулировка содержания ст. 140 УПК РСФСР, поскольку не все адресаты знают ее содержание.
  5. Описательная часть, содержащая краткое изложение сущности преступления, конкретного способа его совершения (сокрытия) с указанием обстоятельств, сделавших возможным или облегчивших его совершение. После изложения причин и условий, способствовавших совершению преступления, необходимо указать конкретных лиц, по вине которых возникли указанные причины и условия. Если эти лица не привлекаются к уголовной ответственности, нужно поставить вопрос о привлечении их к дисциплинарной или иной ответственности, о соответствии занимаемой должности и т.д.
  6. Резолютивная часть, включающая перечень мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления для исключение повторения в будущем подобных деяний.
  7. В конце представления указывается, куда необходимо сообщить следователю или лицу, производившему дознание в месячный срок о принятых мерах.

Если предприятие, учреждение, организация не в состоянии устранить мероприятия указанные в представлении, оно направляется в вышестоящую инстанцию. В этих случаях, руководителю организации, где выявлены недостатки, направляется копия представления.

Кроме того, достаточно эффективной мерой в предупреждении лесных пожаров и поджогов могут служить и информационные письма, в т.ч. подготовленные совместно с другими заинтересованными службами органов внутренних дел, составленные на основе анализа обстоятельств возникновения и результатов расследования одного или нескольких пожаров. Такие информации, также вносятся в вышестоящие организации и государственные учреждения, способные принять соответствующие действенные меры (пример такой информации приведен в приложении № 3).

Неоценимую помощь в профилактической работе по борьбе с лесными пожарами могут оказать органы государственной лесной охраны, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены функции охраны и защиты лесов. Решение указанной проблемы достигается путем предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; обеспечения на территории лесного фонда правопорядка; дачи гражданам и юридическим лицам указаний (предписаний) по устранению выявленных недостатков; принятии решений об ограничении, приостановлении или запрещении хозяйственной и иной деятельности; направления в соответствующие государственные органы материалов о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявления исков в суд и др. Кроме того должностным лицам государственной лесной охраны предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять задержание соответствующих лиц и применять другие, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры; задерживать и доставлять лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в правоохранительные органы; производить в соответствии с законодательством досмотр транспортных средств, иных объектов и мест, а при необходимости личный досмотр задержанных лиц и т.п. Кроме должностных лиц государственной лесной охраны проведение мероприятий по предупреждению лесных пожаров осуществляют лесничие. Они проводят разъяснительную работу среди населения, привлекают общественность к деятельности по охране леса. Систематический контроль за состоянием охраны лесов в лесничествах, объездах, обходах осуществляют также инспекторы по охране лесов. Общее руководство работой по предупреждению лесных пожаров осуществляют директора лесхозов.

Учитывая, что значительное количество лесных пожаров возникает по вине населения либо предприятий и организаций, работающих в лесу, с целью предупреждений пожаров необходимо проводить среди них разъяснительную работу формы и методы которой, могут быть весьма различны. Но все они должны быть направлены на воспитание у людей бережного отношения к лесу, охрану его от пожаров. Эффективность профилактической работы значительно повышается при использовании таких средств пропаганды, как печать, радио и телевидение.

Работа по предупреждению лесных пожаров проводится на протяжении всего пожароопасного периода. Он начинается с момента схода снежного покрова в лесу и продолжается до наступления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова. Пожароопасный период не прерывается дождями, т.к. они не всегда являются помехой для образования скрытых очагов горения которые, при наступлении благоприятных условий, могут явиться причиной загорания леса. С наступлением пожароопасного периода, на местах, органами власти издаются соответствующие постановления или решения, которыми определяются наиболее значимые и приоритетные направления деятельности по сохранности лесов от пожаров. Как правило, в них включаются организационные и практические меры, направленные на решение указанной проблемы, назначаются лица, ответственные за их реализацию, определяются источники финансирования указанных мероприятий, порядок привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, меры запретительного характера и др.

Таким образом, если принять во внимание, что подавляющее большинство лесных пожаров происходит в результате воздействия человека на природную среду, то только от совместных усилий всех заинтересованных служб правоохранительных органов по защите лесов от уничтожения их огнем, своевременного и эффективного применения уголовно-правовых форм влияния, будет зависеть сохранение нашего национального богатства для последующих поколений.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code